Творческий проект «Фортепиано – король инструментов»
Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ учреждение дополнительного образования «КУЗЬМОЛОВСКАЯ школа ИСКУССТВ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕВОЛОЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН» ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
(МБУ ДО «КУЗЬМОЛОВСКАЯ ШКОЛА ИСКуССТВ»)
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Фортепиано – король инструментов»
Авторы-составители:
Алова Н.А.
Савельева Э.В.
Янковская Л.П.
Молодцова С.Н.
Манукян А.В.
Рожкова М.В.
2017г.
Тема проекта: «Фортепиано – король инструментов».
Цель проекта: развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта у учащихся, через опыт публичного выступления.
Задачи:
-
выработать потребность в общении с музыкой;
-
расширить интерес у учащихся (у которых фортепиано – дополнительный инструмент) к игре на фортепиано, к фортепианному репертуару на примерах классического наследия.
Проект:
-
по типу деятельности – практико-ориентированный, творческий;
-
по характеру предметно-содержательной области – культурологический;
-
по характеру контактов – внутришкольный; долгосрочный, ежегодно с 2017года.
Участники проекта: преподаватели и учащиеся общего фортепиано МБУ ДО «Кузьмоловская школа искусств»
Актуальность темы.
Цель работы детских музыкальных школ и школ искусств – общее и эстетическое развитие учащихся, воспитание любви к музыке, подготовку к активной музыкальной деятельности в различных формах. Приобретённые за годы учёбы навыки и умения игры совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся; формируют их музыкально-эстетический вкус на высокохудожественных произведениях; обогащают кругозор; учат воспринимать музыку осознанно. Публичные выступления вызывают живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю.
Главная цель всего нашего обучения в детской школе искусств – подготовка в большинстве своём музыкантов-любителей, которые обладают навыками музыкального творчества, могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, разбираться в нотном тексте, в строении музыки, уметь отличить мелодию от аккомпанемента, уметь концентрировать внимание на определённой задаче, уметь считывать сразу несколько информационных слоёв текста: нотный, ритмический, динамический и агогический. Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке и публичные выступления вызывают у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо. "Зажечь", "заразить" ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач преподавателей музыкальной школы и школы искусств.
Сценарий лекции концерта.
Ведущие учащиеся класса Савельевой Э.В.
Малиновская Мария и Бабкина Анжелика
Ведущий 1. Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в нашем «Царстве» волшебных звуков фортепиано! Предлагаем вам поближе познакомиться и еще раз восхититься удивительным и поистине величественным инструментом. Перед рождением нашего инструмента были другие похожие на него и отличавшиеся устройством и звучанием. Вот лишь некоторые из них. (Слайд 1)
Ведущий 2. Орган – один из самых древних. Это клавишно-духовой инструмент. Он имеет несколько тысяч труб разной величины. С помощью клавиш в трубы вдувается воздух, и они звучат. С помощью двух или нескольких клавиатур, рычажков, кнопок, ножной клавиатуры органист заставляет звучать разные трубы, меняет окраску звука. Орган – это очень большой инструмент, поэтому он преимущественно использовался в соборах. На нем исполняли духовную музыку. (2 слайд). Итак, представим, на часах истории средние века.
И.С. Бах «Аллегро»
Ведущий 1. Музыку светскую посвящали другому предшественнику нашего фортепиано клавесину – это старинный клавишный щипковый инструмент. При нажатии клавиши звук из струны извлекается щипком. Для этого в старину использовалось птичье перо, позже – металлические пластинки. Звук у клавесина негромкий, малопевучий, отрывистый, но звонкий.(слайд 3)
Ведущий 2. Добро пожаловать на бал! В моде Менуэт! – танец французского происхождения. Исполнялся мелкими шагами, в умеренном темпе, плавно, церемонно, с поклонами и приседаниями. Ж.Ф.Рамо «Менуэт», Бенда «Менуэт»
Ведущий 1. На закате XVIII века композиторами и музыкантами стала наиболее остро ощущаться потребность в новом клавишном инструменте, чья выразительность не уступала бы скрипке. Более того, инструмент должен был обладать динамическим разнообразием. Так появилось первое фортепиано – клавишно-ударный инструмент. При нажатии клавиш по струнам ударяют молоточки. Звук фортепиано, в отличие от клавесина, может быть громким и тихим. Отсюда и его название: форте (что означает «громко»), пиано (что означает «тихо»). Этот замечательный инструмент изобрел в 1709 году в итальянском городе Падуя мастер Бартоломео Кристофори. (Слайд 4).
Ведущий 2. А этот инструмент - его родственник. Называется он – рояль, что означает ”королевский”. Его место всегда в концертном зале. Неудивительно, что после появления нового инструмента, фортепианная музыка становиться одной из основных областей творчества композиторов, в том числе и творчества великого австрийского композитора-романтика Франца Шуберта.
На часах истории начало 19 века - прекрасная и волнующая эпоха романтизма. Ф.Шуберт «Немецкий танец»
Ведущий 1. Удивительное явление танец - это вид искусства, где мысли и чувства передаются движениями под музыку. В конце XVIII века одним из популярнейших бальных танцев становится Вальс. Его танцуют все и везде, танцуют плавно кружащиеся пары. Вальс быстро распространился по многим странам. До сих пор композиторы остаются к нему неравнодушны.
Звуки вальса тихонько коснулись души,
В глубину всех сердец незаметно проникли.
Пригласить свою даму на танец спеши,
Пусть сердца закружат в зачарованном ритме. (Слайд 5)
Л.Рид «Прощальный вальс»
Ведущий 2. Наряду с вальсом композиторы обращаются и к другим танцам, имеющим народные корни. Так, например Мазурка – польский народный танец. В нем сочетаются легкое изящество, блестящая удаль, мечтательность. Полька – чешский народный танец. Польку танцуют парами по кругу, весело, непринужденно, в довольно быстром темпе. Иногда композиторы объединяют особенности двух танцев в одном произведении.
Т.Остен «Полька-мазурка». (Слайд 6)
Ведущий 1. А сейчас перенесемся в Испанию. Слышатся звуки Фламенко – традиционный музыкально-танцевальный стиль, слияние музыкального сопровождения, пения и танца. Танцы и песни фламенко, как правило, сопровождаются гитарой: ритмическим битьем в ладоши, игрой на перкуссионном ящике; иногда, кастаньетами. Для нашего инструмента нет ничего невозможного! Он может передать и эту колоритную музыку!
(Слайд 7)
Тёмной и страстной,
Гордой цыганке
Ритмы фламенко
Дарил.
Звук кастаньеты
Эхом отдастся.
Песнь каблуками
Дробил.
В.Гиллок «Фламенко»
Ведущий 2. Любите ли вы сказки? Вы согласны со мной, что все сказки очень музыкальны. А мультфильмы! Сколько у нас замечательных мультфильмов с лёгкими, запоминающимися песнями. Подружившись с фортепиано можно не только петь, но одновременно и аккомпанировать себе или друзьям. (слайд 8)
В.Шаинский «Песня Чебурашки»
Ведущий 1. Вы, наверное, заметили, что многие произведения имеют своё название. Например, «Танец дикарей», «Вальс маленьких котят» и т.д. Эти названия произведениям дали сами композиторы. Такая музыка называется программной. Уже по названию можно догадаться, о чём она расскажет.
Не ищет покоя ковбой,
В пути моё счастье шальное.
Со мною мой "кольт", и мой конь,
А значит - удача со мною. (Слайд 9)
А. Касимова «Ковбой»
Ведущий 2.
Одиноко в море лодка
Тихо по ветру плывёт,
И почти до горизонта
Вот сейчас она дойдёт.
Всё плывёт по ветру лодка,
Ищет счастья своего.
Может, где-нибудь далёко
И найдёт она его. (Слайд 10)
В.Ребиков «Лодка по морю плывет»
Ведущий 1. Нет такой музыки, исполнение которой было бы невозможно на фортепиано, инструмент этот поистине универсален. Ведь на фортепиано можно сыграть любое произведение, любую музыку. Оно может запеть то человеческим голосом, то звучать как целый оркестр и передать сложную оркестрово-вокальную канву оперного спектакля. Из фортепиано можно извлечь богатейшую гамму чувств – нежных, страстных, задумчивых, светлых или, например, обрисовать красоту природы.
Весна грядет! И радостною песней полна природа. Солнце и тепло, журчат ручьи и праздничные вести зефир разносит точно волшебство! (Слайд 11)
А.Вивальди «Весна»
Ведущий 2
Фортепиано – верный партнер, спутник и помощник в создании музыкального образа любому музыкальному инструменту.
У народа нет рояля,
Белого на ножках,
Но, зато, есть балалайка
с тульскою гармошкой!
В.Котельников «Танец»
Ведущий 1
Ю. Должиков «Романс-Ностальгия»
С помощью наших волшебных часов истории перенесемся на юг США конец XIX – начало XX века, где родился Джаз. Термин «джаз» с английского можно перевести как «энергичный», «грубый», «беспорядочный». Джаз – это искусство импровизации. И, конечно, на фортепиано мы играем и джазовую музыку.
Ведущий 2.
О, Джаз!
Ты мир!
Твои шальные звуки не так шальны, как кажется сперва.
Ты - дивный мир науки. Науки поколений, волшебства.
Восторг, безумье, тихая печаль -
Сливается в тебе все воедино.
Джоплин «Артист эстрады»
М. Шмитц «Воспоминание»
Г.Уоррен «Поезд на Чатануга –чу -чу»
М.Дворжак «Этюд»
(Слайд 12)
Ведущий 1. Еще один жанр музыки появившийся на свет в 19 веке - Ноктюрн (от франц. nocturne «ночной»)
…Петляет наобум воображенье,
Из мрака образы плывут и вновь
Бесследно тают в устье сновиденья.
А. Шаверзашвили «Ноктюрн»
Ведущий 2. На наших часах истории – наше время. Обратите внимание на этот инструмент. Синтезатор – ставший уже таким привычным в мире музыкального творчества. Но каким бы высокотехнологичным он ни казался, изобрели его в позапрошлом веке. Само же слово «синтезатор» содержит в себе греческий корень (synthesis), что означает соединение, сочетание или составление. Такое имя вполне отражает суть этого сложного аппарата, призванного создавать звуки, обрабатывать музыкальные записи и воспроизводить даже самые сложные композиции. Он становиться верным помощником фортепиано на открытых площадках и сценах. (Слайд 13)
Оно пришло
Неведомо откуда
Красивой бабочкой
Мне села на лицо
И нежно так
Глаза закрыла
Красивой музыкой
Вдруг голову вскружила
И потерявшись
Среди грез
Мгновенье это
Подарило.
А.Рыбников «Тема вдохновения»
Ведущий 1.Сегодня мы поделились друг с другом частичкой любви к фортепианной музыке. И хотим пожелать вам удачи, успехов и вдохновения, чтобы они помогали вам по пути постижения прекрасного и бессмертного искусства под названием - МУЗЫКА!! (Слайд 14)
Список литературы:
1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано.- М.: Музыка, 1978.
2. Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства, 1969.
3. Сборник статей под ред. В. Натансона. Вопросы фортепианной педагогики .- М.: Музыка, 1971.
4. Коган Г. Работа пианиста.- М.: Музыка, 1979.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Алова Н.А. и др.
→ nadmityaeva 27.08.2018 0 6840 104 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.