Статья "Особенности художественной деятельности младших школьников на занятиях графикой"
Шамшура Наталья Юрьевна - Преподаватель 1 кат., зав. отделением "Изобразительное искусство" МБУ ДО ДШИ № 7 им. Г.М.Балаева г. Ростов-на-Дону
Особенности художественной деятельности младших школьников на занятиях графикой.
В статье раскрываются понятия «художественная деятельность», понятие того как, занятия графикой в системе дополнительного образования помогают в обучении в общеобразовательной школе, значимость данных занятий, рассматривается вариант организации процесса обучения школьников на занятиях графикой в системе дополнительного образования-выбор заданий, организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка как в дошкольный период так и в младшем школьном возрасте.
Ключевые слова: художественная деятельность на занятиях графикой в системе дополнительного образования, искусство рисования, младший школьный возраст, организация процесса обучения, взаимосвязь рисования с письмом, мелкая моторика.
На сегодняшний день государство определяет стратегически важную цель модернизации в области образования – что является важным и своевременным требованием, в системе образования и воспитания.
Современной системе образования необходима концепция эстетического образования, с духовно-нравственными акцентами, ориентацией на творческое развитие и создание условий для самореализации возможностей и природного дара ребёнка. Важным субъектом этой образовательной политики является создание учреждения дополнительного предпрофессионального образования детей, таких как «Детская школа искусств». Своего рода статус диктует необходимость деликатного отклика на потребности современного этапа существования и развития нашего общества, постоянного обновления при сохранении опоры на лучшие традиции отечественной и мировой культуры. Поэтому детская художественная школа вписывается в процесс реформирования образования, повышая свою креативность, действенность, востребованность.
Изучения литературу по данной теме вполне согласна и поддерживаю мнение коллег педагогов в том, что в контексте тенденций современного образования, ориентированного на творческое развитие ребенка, художественное творчество занимает особенно важное место, что, в свою очередь, определяет актуальность задачи, развития творческого потенциала личности ребенка.
В комплексе проблем, стоящих перед системой непрерывного образования, актуальными являются задачи производительности процесса обучения, улучшение условий для профессионального и личностного совершенствования на протяжении всей жизни.
В организации процесса обучения происходит смещение акцентов с усвоением новых знаний на овладение способами и приемами учебной, интеллектуальной и профессиональной деятельности. Это порождает потребность использования в учебном процессе все более широкого спектра организационных форм с доминированием активизации познавательной деятельности обучаемых 1.,9.
Следует пояснить и ещё одно понятие. Искусство рисования – это удивительный процесс создания иллюзии видимого мира, основанный на реалистическом изображении. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Поэтому если педагог будет целенаправленно использовать наиболее оптимальные методы, приемы, активизации творческой деятельности, будет использовать различные формы активизации познавательной деятельности, будет акцентировать внимание учащихся на выразительные средства графики можно не только повысить эффективность обучения детей на занятиях графикой, но и в значительной мере помочь в выполнении ряда задач, которые ставит общеобразовательная школа перед школьниками в процессе обучения.
Далее считаем необходимо рассмотреть понятия «художественная деятельность», далее по тексту Х.д. Так академики Н.Н.Федосеев и Л.Ф.Ильичев, пишут - "Вне деятельности действительно не существует общества и человека, - деятельность пронизывает всю систему общественных отношений, и этим определяются широкие объяснительные возможности этого понятия в раскрытии специфики общественного бытия.
Художественной деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Однако только художественные способности обеспечивают создание художественных ценностей, представляющих общественный интерес. Человек художественно одаренный создает произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение 2.,117.
С философской точки зрения художественная деятельность — деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. X. д. включает в себя различные виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, оценочную, воспитательную, коммуникативную, игровую), которые входят в X. д. благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту. Она и возникает из потребности вычленить эстетическое отношение из др. человеческих отношений и видов деятельности. Центральное звено X. д.— произведение искусства. В искусстве осуществляется художественное познание и художественная оценка мира, создается новая художественная реальность. Восприятие, освоение произведений искусства как носителей художественной ценности — тоже деятельность, в известной мере аналогичная их творческому созданию. Без личной активности, без творческого воображения, без соучастия, сопереживания человека, воспринимающего искусство, без его образного мышления картина, напр., так и останется куском холста, покрытого красками. Эстетическое отношение к искусству всегда "диалогично" — здесь нам предоставляется уникальная возможность вступить в общение с художественными гениями, которые сами стремятся к этому. На основе духовного общения между искусством и публикой осуществляется реальное воздействие его на личность, на ее эстетические установки, не всегда осознаваемые вкусы и сознательные идеалы, а через них — на поведение и деятельность человека. X. д.— и как деятельность художника, и как деятельность реципиента (читателя, зрителя, слушателя) — обладает системой многообразных функций: познавательной, просветительской, прогностической, оценочной, суггестивной (внушающей), компенсационной, к атарсической (очищающей), гедонистической, эвристической (возбуждающей творческую энергию), коммуникативной, социально-организационной, социализирующей и воспитательной. Специфическая для X.д. система функций обусловливается эстетической природой искусства и эстетическими потребностями человека. X. д. является центральным звеном художественной культуры, назначение которой — повышать действенность эстетической культуры в развитии общества, культивировать эстетические начала, присущие всем видам человеческой деятельности и имеющие важное значение для ее стимулирования. Эта социальная сторона X. д. имеет все возрастающее значение в жизни общества. [3]
Сама по себе деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства. Формирование разнообразных умственных действий обеспечивает умственную деятельность на достигнутом человеком уровне опыта. Успешное овладение умственной деятельностью приводит к тому, что, приступая к внешней, предметной деятельности, человек сначала планирует это действие в уме, используя арсенал образов, речевых символов. Внешняя деятельность, таким образом, подчиняется контролю умственной деятельности, направляется ею. Процесс реализации умственного действия во внешнее, предметное называется экстериоризацией. 4,108
Учение это тоже деятельность - планомерное, систематическое усвоение знаний, умений и навыков. Учение представляет собой своеобразный подготовительный этап к трудовой деятельности.
В своей работе «Механизм творческого воображения» Л. С. Выготский, обращая внимание на возрастные особенности детей, замечает, что «Лишь немногие дети идут далее 3 ступени изображения правдоподобного (вид силуэта, контур)», следовательно в переходном возрасте (10-15 лет) рисование не может быть всеобщим. Таким образом, возникает сложность преодоления возрастных особенностей при преподавании изобразительного искусства. И если в этот период творческую деятельность специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, и вообще к какой-либо деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей в дальнейшем, необходима особая организация изобразительной деятельности. 5,281.
Условиями успешного формирования графических умений, по мнению (учителя изобразительного искусства), Герасимовой С. Л. являются:
Поэтапное формирование мыслительных операций при разворачивании содержания на предмете изобразительного искусства.
Создание на уроках изобразительного искусства учебных ситуаций преодоления “неумения в умение” посредством коммуникации и самоанализа учащихся. Создание методико-дидактических материалов сопровождающих процесс обучения в данной логике. 6.,130.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; ребенок не различает понятия «лево», «право», не укладывается в общий темп работы. [7., 15] .
Само по себе рисование тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов:
- в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя;
- в ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируется усилия руки при нажиме. Но наряду с общими моментами есть, конечно, и различия. Они, прежде всего, выражаются в пространственном расположении букв, слов в письме и изображений в рисунке. При обучении рисованию и письму специфичны и положение руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.
Выполнение графических упражнений и штриховки так же способствуют подготовке руки к письму. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу-вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.
Приведенные выше особенности в обучении рисованию способствуют организации работы с детьми по подготовке руки к письму, дифференцированно рассматривать развитие движений руки, регуляции размаха и т.д. Что может являться путём становления творческой деятельности, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.
Приобщение школьников к занятиям графикой идет двумя путями. Развивая навыки художественно-творческой деятельности учащихся на уроках изобразительного искусства, школа тем самым вооружает школьников и представлениями о профессиональном искусстве живописи, скульптуры, графики. В учебных программах отводится время специально для ознакомления учащихся с произведениями изобразительного искусства.
Однако необходимо отметить, что от класса к классу у школьников идет формирование активного, изобразительного интереса, часть свободного времени они уделяют художественно-творческим занятиям. Но как оказалось, именно эти дети выделяются среди школьников лучшими качественными показателями в развитии художественного вкуса. 8., 56.
Художественно-творческую деятельность можно проследить по трем уровням: приобщенность школьника к изобразительному искусству (наличие у школьников искусствоведческих знаний и расположенность их к художественно-творческим занятиям); форсированность способности к адекватному восприятию произведений живописи (ориентирование в творческой манере художника, познание произведений искусства как целостность); развитость художественно-творческих способностей в области изобразительной деятельности (умение передавать в рисунке определенное настроение, атмосферу).
Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, творческие способности. Но, какими бы феноменальными ни были задатки, способности, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. Не будут развиваться способности, если у учащихся нет заинтересованности в определенном виде деятельности. Вызвать, а затем развить этот познавательный интерес – первостепенная задача педагогов. Ведь проблема интереса тесно связана с проблемой способностей. Так, известный психолог С.Л. Рубинштейн писал: «Между развитием способностей и интересом существует … теснейшая взаимосвязь: с одной стороны, развитие способностей совершается в деятельности, которая стимулируется интересом, с другой – интерес к той или иной деятельности поддерживается ее успешностью, которая в свою очередь обусловлена соответствующими способностями». [9.,(c 160-163)]
В отечественной психологии и педагогике существуют богатые традиции изучения развития графических навыков в изобразительной деятельности детей, опирающиеся на работы Л.С. Выготского, А.В.Запорожец, Е.И. Игнатьева, Н.П. Сакулина, Б.М.Теплова, Е.А. Флерина, П.П. Чистякова и других. Так графика - с одной стороны - вид искусства, с другой - занятие, которое доступно всем, и им занимаются все люди с малого возраста. Для создания графического рисунка нужно иметь только лист бумаги и материал для рисования - карандаш или краску. Особенности художественно-образного языка графики и гравюры рассматривались в трудах таких крупных теоретиков искусства и культуры, педагогов как Б.Р.Виппер, М.С.Каган, Н.Э.Радлов, А.А.Сидоров, В.А.Фаворский, П.А.Флоренский. Специфика техник гравюры выявляется в исследованиях А.А.Гавричкова, А.Д.Гончарова, В.М.Звонцова, Е.Ф.Ковтуна, Е.С.Левитина, М.Д.Рудометова, Н.В.Тарасовой, В.В.Туровой и др. В работах Д.А. Ровинского впервые были собраны биографии мастеров русской гравюры, систематизированы сведения о произведениях, накопленные к концу XIX века. Далее история гравюры в России рассматривалась Э.Ф.Голлербахом (1924). Существуют технологические пособия по работе в технике офорта художников А.И.Сомова (1885), В.Д.Фалилеева (1925), В.М.Звонцова, В.И.Шистко (1971). Особенности адаптации, упрощения работы в техниках глубокой печати рассматривались И.Я.Айзеншером, Ю.И.Герштейном, Л.Ф.Овсянниковым.
В диссертационных исследованиях И.Л.Головановой (1995), С.Ш.Евтых (1996) работа с различными художественными материалами, в том числе и графическими, выделяется как средство активизации изобразительной деятельности младших школьников. В отдельных исследованиях отечественных авторов, посвященных возможностям использования печатных техник на занятиях рисованием с детьми (А.А.Кирилло, Н.В.Одноралов, Д.Г.Соболев, А.С.Щипанов), основное внимание сосредоточивается на технологии. В некоторых работах рассматриваются только отдельные графические техники, причем предпочтение отдаётся линогравюре (П.А.Алексеев, М.М.Богачкин., Л.Г.Богачкина, С.А.Фёдоров).
Главным выразительным средством на занятиях являлись линия, наносимая на бумагу различными инструментами (шариковые, гелиевые ручки, цветные и простые карандаши разной твердости, фломастеры, уголь, восковые мелки, пастель – твердые материалы и кисти при работе с гуашью, акварелью, тушью – полутвердые и жидкие материалы). Работа с различными материалами не только позволила оценить специфику их выразительных возможностей, но и позволила корректировать работу с мышечным тонусом кисти руки, что важно для подготовки руки к письму, когда требовались длительные нагрузки и четкие движения [10., 25].
Немалую роль играют волевые проявления, среди которых особенно существенны самостоятельность и инициативность. Оба эти качества существенны для развития творческих способностей. Характер ребенка неразрывно связан с его темпераментом. Установленные И.П. Павловым два типа высшей нервной деятельности – художественный и мыслительный – следует не только сопоставлять друг с другом, но важно в обоих (случаях) этих типах найти те своеобразные моменты, которые характерны для художественно-творческой деятельности. В педагогическом плане возникает новая задача – регулировать темперамент. Детское творчество должно доставлять удовольствие не только ребенку, но и окружающим, в этом его важное эстетическое качество. «Мы считаем, - писал И.П. Волков, - что творчество младшего школьника – это создание им оригинального продукта, изделия в процессе работы, над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен перенос их, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению задачи».[11.,(c 101-143)].
Разработке теоретических вопросов индивидуального подхода к детям и внедрения его в практику уделяли внимание многие ученые педагоги и психологи – у нас в стране и за рубежом. В работах советских ученых выделяются два направления индивидуального подхода к учащимся: 1) предупреждение и устранение пробелов успеваемости учащихся, «выравнивание» их знаний до уровня высоко успевающих, воспитание устойчивого интереса к учению; 2) формирование индивидуально своеобразных способностей, «индивидуального стиля учения», удовлетворения разносторонних познавательных запросов школьников». [12., (c 14)].
Само по себе искусство рисования - это единый творческий и познавательный процесс, который позволяет развить наблюдательность, воображение, фантазию, координацию руки и глаза, кроме того, приобрести особое видение мира и утонченность восприятия. А занятия графикой очень полезны для овладения навыком письма развитие движений пальцев и кисти руки. Эти движения развиваются у ребенка постепенно в течение всего дошкольного периода. Если захватывание предметов – шарика, кубика – формируется у ребенка примерно к 15 месяцам, то графические движения требуют более сложных координаций. Если специально не упражнять руку ребенка, дети и в шесть лет с трудом выполняют графические упражнения.
В программе занятий по развитию мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста И. В. Окольниковой, (учителя-дефектолога) говорится о том, что ряд экспериментов, посвященных выяснению влияния тонких движений пальцев рук на развитие функций мозга ребенка показал, что тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, так как является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий. Помимо этого, была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше.
Из всего вышеизложенного мы делаем вывод, как полезны и даже необходимы занятия графикой. Очень важна организация деятельности, направленной на развитие руки ребенка в дошкольный период и в младшем школьном возрасте. С одной стороны, это непосредственно влияет на формирование речи ребенка и является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий, а значит, и для интеллектуального развития, с другой – готовит руку как непосредственное орудие выполнения графических движений, то в сумме во многом определяет степень готовности ребенка к обучению в школе.
Автор другой программы «Готовим руку к письму» Мананкова Елена Олеговна делает акцент на анализе мелкой моторики в жизни и деятельности детей. Мелкая моторика выполняет много разных функций. Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте.
Крайне важно не допустить, присущие младшим школьникам нарушение мелкой моторики, которые препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении, резко снижают их работоспособность и тем самым значительно затрудняют организацию учебно-воспитательного процесса. Вот почему занятия графикой в системе дополнительного образования не просто полезны, а даже необходимы. (Программа «Готовим руку к письму» Мананкова Елена Олеговна, воспитатель второй кв. категории МАДОУ детский сад комбинированного вида «Теремок», п. Селенгинск)
Литература:
1. Чухман, Е.К. Роль искусства в развитии способностей школьников: научно-исследовательский институт художественного воспитания академии педагогических наук СССР./ Е.К. Чухман. – М.: Педагогика, 1985. – 144с.
2. Чухман, Е.К. Роль искусства в развитии способностей школьников: научно-исследовательский институт художественного воспитания академии педагогических наук СССР./ Е.К. Чухман. – М.: Педагогика, 1985. – 144с.
3. http://www.edudic.ru/ Философский словарь "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
4. Кузин. В.С. Психология: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. / В.С.Кузин. 4-е издание, перераб. и доп. – М.: Агар, 1999. – 304с.: ил.
5. Богословский, В.В. Общая психология: учебное пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др. 3-е издание, перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1981. – 383с.: ил.
6. Кравченко, А.И. Психология и педагогика: учеб. – М.: Проспект, 2007. – 400с
7. Бабак О.М. О возрастном развитии мышц кисти // Труды IV научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биомеханике. – М.: АПН, 1955.:
8. Граматкина, И. Возможности рисуночной диагностики. / И. Граматкина. – М.: Просвещение, 2007. – 156с.: ил.,
9. Савенков А. Детская одаренность: история и теория. / Детское творчество. Журнал. 1988, №№ 2, 3 с. 11-13
10. Бабак О.М. О возрастном развитии мышц кисти // Труды IV научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биомеханике. – М.: АПН, 1955.:
11. Галанов А.С. Занятия ИЗО с дошкольниками.. М., 2002, 120 с.
12. Чудновский В.Э. Развитие способностей (школьников). Воспитание школьников, 1990, № 4, 32-37 с.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шамшура Наталья Юрьевна
→ нат0403 07.11.2018 0 4791 435 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.