Методические рекомендации (на примере песен из цикла Е.Попляновой). Исполнительские качества в развитии творческого роста концертмейстера
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ КАЧЕСТВА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО РОСТА
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
(НА ПРИМЕРЕ ПЕСЕН ИЗ ЦИКЛА Е. ПОПЛЯНОВОЙ).
Музыкальная культура преподавателя-концертмейстера складывается из умения анализировать всю структуру произведения, тонко чувствовать его стиль, жанровые особенности, отлично владеть художественной артикуляцией, гибкой музыкальной фразировкой, а также в умении пробуждать творческую инициативу учащихся.
Концертмейстер должен постоянно работать над приобретением, развитием исполнительских и концертмейстерских знаний, умений, навыков. Пополнение исполнительского багажа в области музыкального (инструментального, вокального) искусства предполагает свободное владение фортепиано, так как в обязанности концертмейстеров в учреждениях дополнительного образования детей входят:
умение исполнять инструментальные, вокальные произведения русской, советской и зарубежной музыкальной литературы;
аккомпанировать солистам-вокалистам, хору, ансамблю, инструменталистам;
транспонировать;
уметь объединять аккомпанемент с партией солиста;
подбирать по слуху мелодии, аккомпанемент к ним;
бегло читать и аккомпанировать с листа любое произведение из репертуара.
Одним из главных ключей к овладению любым произведением является изучение и “постижение” его фактуры. Фактура же дает образ, образ подсказывает нужное звуковое решение, а оно подталкивает на поиски наиболее рациональных технических приемов. Содержательное исполнение вытекает из многоплановости фактуры данного произведения.
Пианист, научившийся постигать смысл любой фактуры, который сумеет разгадать ее, вглядываясь в ноты, вслушиваясь в звучание, получает ключи к овладению стилем произведения, а значит, приобретает самостоятельность – неоценимое качество. Исполнение тем богаче, чем больше услышит и поймёт сам исполнитель. Этому, конечно же, способствует наличие у музыканта богатого ассоциациями воображения, эмоционально чуткой реакции на все особенности гармонии, тембра, ритма, на тональные сдвиги, на темповые отклонения.
Когда концертмейстер только начинает знакомиться с новым произведением, в работу сейчас же включается его воображение - особая форма психической деятельности, которая заключается в создании новых образов, новых представлений и идей. Материалом для воображения служат полученные знания, его личный опыт, музыкальные впечатления. Музыку называют языком чувств. Под чувством или эмоцией понимается переживание человеком своего отношения к окружающим, к действительности. Развитие интеллектуального и творческого потенциала, общая культура педагога-концертмейстера являются решающими факторами в формировании музыканта-художника.
Практика показывает, что в наше время в музыкальные школы и школы искусств всё чаще принимаются дети, которые не обладают ярко выраженными музыкальными способностями, но которые очень желают учиться музыке, а в частности петь. Отсюда в процессе работы с маленькими вокалистами преподаватель и концертмейстер чаще сталкиваются со следующими трудностями:
нечистое интонирование;
неритмичное пение;
плохое дыхание;
малоактивная артикуляция или дикция;
психологические проблемы;
боязливость сцены.
В данных методических рекомендациях в помощь концертмейстерам предлагаются несколько способов решения этих проблем на примере вокальных произведений Е. Попляновой.
Песни из цикла этого композитора яркие, образные, эмоциональные, доступны для восприятия и удобны для исполнения начинающим вокалистам и учащимся младшего школьного возраста. Начинать разучивание любых песен с детьми младших классов рекомендуют в игровой форме, так как игра является главным видом деятельности учащихся младшего школьного возраста.
Рассмотрим несколько вокальных сочинений Е. Попляновой, проанализируем их с позиции работы концертмейстера с юным вокалистом на начальном этапе их разучивания, а также в процессе подготовки к концертному выступлению.
1. «Камышинка-дудочка» (на стихи В. Татаринова). Песня рекомендуется для исполнения учащимся дошкольного или младшего школьного возраста (на первом году обучения вокалу).
Это произведение можно исполнять как сольно, так и дуэтом (такое исполнение полезно для устранения психологических зажимов и избавления от боязни сольного выступления). Песня написана в задумчивом характере, спокойном, умеренном темпе; в ней используются переклички (подобие эха), они имитируют звучание дудочки, это удобно для исполнения ансамблем и способствует развитию образного мышления у учащихся.
Аккомпанемент песни довольно статичный, выдержан в стиле органного пункта, является гармонической опорой, лишь иногда имитирует звучание дудочки (переклички).
В начале разучивания любого произведения концертмейстеру необходимо ярко, образно показать его учащемуся, с тем, чтобы заинтересовать ученика, разбудить его фантазию и воображение, помочь проникнуть в образное содержание произведения.
В начале работы над каждой песней концертмейстер должен помочь юному вокалисту разучить мелодию (вокальную партию песни), проиграть ее вместе с сопровождением (в трехстрочном изложении), т. к. изначально мелодия песни не поддерживается аккомпанементом.
Особую трудность представляет пение legato, поэтому в процессе разбора мелодии концертмейстер должен постараться достичь мягкого, плавного звуковедения,а также избежать форсированного звучания.
Дыхание рекомендуется брать по фразам (через каждые 4 такта), но если ребенок пока еще не справляется с такими длинными мелодическими линиями, можно брать дыхание и чаще (каждые 2 такта), при этом концертмейстер должен быть очень чутким к исполнению учащегося и стараться соблюдать правильное вокальное дыхание («дышать руками» вместе с учеником).
В концертном исполнении во вступлении рекомендуется ярче выделить звук на ноте «ми», с которого начинается вокальная партия, чтобы ребенок услышал начальный тон.
2. «Веселые медвежатки» (на стихи Н. Пикулевой) рекомендуются для разучивания учащимся младшего школьного возраста (первый или же второй год обучения). Характер данного произведения шутливый, задорный, очень озорной (это обусловлено частым использованием пунктирного ритма в мелодии), однако звуковедение должно оставаться всё равно плавным, таким, как в мелодии аккомпанемента (на сильных долях такта), так и в вокальной партии.
Особую сложность для вокалиста представляют октавные скачки (в первой части и при повторении тоже), поэтому концертмейстер в начале разучивания должен помогать юному вокалисту при их исполнении. Также совсем непростой для исполнения является и сама мелодия, так как она не поддерживается аккомпанементом.
Концертмейстеру рекомендуется при разборе песни сначала полностью проигрывать мелодию (по трем строчкам), а затем частично играть ее, «завуалировав» в гармонии, выделяя при этом опорные точки ( в первом такте звук мелодии в получившемся аккорде в правой руке следует играть немного громче, а во втором такте звуки мелодии можно распределить между руками, чередуя между собой сильные и слабые доли, и далее – по аналогии).
Во второй части песни активной дикции учащегося должно быть уделено особое внимание. В мелодии появляются шестнадцатые ноты, исполняемые в довольно таки быстром темпе, поэтому до того, как начать петь, с вокалистом следует обязательно провести тщательную работу с текстом. Концертмейстеру необходимо сначала и самому показать, как должна исполняться эта мелодия, затем исполнить ее вместе с аккомпанементом (по трем строчкам). При дальнейшем разучивании рекомендуется совместить звуки мелодии с аккордом из аккомпанемента, выделяя динамически опорный звук мелодии(как и в первой части).
Песня «Веселые медвежатки» - очень характерное, образное произведение, которое представляет собой своеобразную «песню-картинку», поэтому является и понятной детям, и доступной для исполнения. Для более наглядного представления образного настроя песни детям рекомендуется перед началом ее разучивания нарисовать к ней рисунок.
3. «Бархатный лев» (сл. В. Татаринова) рекомендуется для сольного или же ансамблевого исполнения учащимися второго, третьего года обучения, так как здесь вокальная партия полностью не поддерживается аккомпанементом. Поэтому при разучивании этой песни концертмейстер может продублировать мелодию, играть трехстрочно, но в концертном исполнении мелодия уже не должна полностью дублироваться. Вступление в аккомпанементе сразу задает ласковое, задумчивое настроение всей песне, а трехдольный размер и мерное покачивание в сопровождении придают характер колыбельной.
В этом произведении вокалисту нужно будет добиваться кантиленного, бархатного звуковедения, плотного legato. Поэтому концертмейстеру рекомендуем вместе с вокалистом максимально «тянуть» звук, мысленно пропевая каждый звук «про себя», фразировка здесь должна быть гибкой. Концертмейстер должен создать очень хороший ансамбль с вокалистом, уметь почувствовать юного певца, «дышать» вместе с ним, соблюдая все цезуры, паузы для взятия дыхания вокалистом.
4. Песня «Одолжи мне крылья» на слова В. Татаринова является наиболее яркой по характеру и может быть рекомендована для конкурсного исполнения учащимися младших и средних классов ДМШ, ДШИ.
Песня начинается довольно большим развернутым вступлением, которое сразу же вводит слушателей в волшебный мир природы, поэтому концертмейстеру следует с первых же звуков настроить учащегося на сказочный характер этой музыки, тонко передавая всю трепетность и нежность мотылька.
Фразировка здесь должна быть очень гибкой (выстраивать длинные фразы), и концертмейстеру необходимо во всем следовать за солистом (мысленно продлевать длинные звуки, обязательно наполняя их смыслом), аккомпанемент не должен быть слишком перегруженным излишней динамикой (лучше на протяжении всей песни ограничиться p и pp), особенно на шестнадцатых нотах и аккордах сопровождение должно быть очень легким, «разряженным», но в то же время и не поверхностным. Вокалисту следует на протяжении всей песни сохранять один образ, избегать излишнего давления на звук, форсированного звучания. Звуковедение у солиста и у концертмейстера должно быть очень мягкое, плавное, на legato, причем вокалисту на повторяющихся звуках следует мысленно представлять в перспективе развитие мелодии, а не «засиживаться» на одном этом звуке, петь как бы «на одном смычке», а концертмейстеру всячески помогать вокалисту в развитии мелодии. Таким образом, все проанализированные произведения Е. Попляновой представляют собой очень яркие, образные «песни-картинки», доступные детям младшего школьного возраста по восприятию и по исполнению. Они очень показательны, так как на примере этих песен учащиеся-вокалисты овладевают основными вокально-хоровыми навыками, а также в процессе работы над разучиванием этих произведений и при исполнении их в концертном варианте выявляется специфика всей концертмейстерской работы, находятся способы преодоления различных ансамблевых трудностей между юным вокалистом и аккомпаниатором.
В заключение хочется повторить, что работа концертмейстера с детьми, особенно с учащимися младшего школьного возраста весьма существенно отличается от работы концертмейстера, который сотрудничает с профессионалами. Работая в детской музыкальной школе или в детской школе искусств, концертмейстеру необходимо быть не только хорошим пианистом, но и превосходным ансамблистом (надо уметь слушать и слышать солиста, уметь подстраиваться под него, всячески ему помогая), быть чутким преподавателем, реагирующим на легко изменяющееся поведение детей, тонким психологом, умеющим снять психологические зажимы, сложные ситуации и устранить моральный дискомфорт, а также быть мудрым, доброжелательным человеком с хорошим чувством юмора и, самое, пожалуй, главное, – просто любить детей.
Список используемой литературы
1. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре . - М.: Музгиз, 1961
2. Крючков, Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Учебное пособие. – М.: Музыка, 1961.
3. Кубанцева, Е. И. Концертмейстерский класс.– М.: Академия, 2002. –190с.
4. Кубанцева, Е.И. Концертмейстерство - музыкально-творческая деятельность. Музыка в школе.- 2001.- №2- 38-40с.
5. Подольская, В.В. Развитие навыков аккомпанемента с листа. О работе оперного концертмейстера. - М.: Музыка, 1974.- 180с.
6. Савшинский, С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением.– М.: Музыка, 1964.- 147с.
7. Шендерович, Е. М. В концертмейстерском классе. Размышления педагога. – М.: Музыка, 1996. – 207с.
Подготовила Кирмишова Т. А., концертмейстер МАУ ДО «ДШИ г. Печора»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кирмишова Татьяна Анатольевна
→ Публикатор 03.04.2019 0 1628 30 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.