Статья "Развитие познавательного интереса к сольфеджио в условиях детской музыкальной школы"


Уляхина Виктория Вадимовна


Преподаватель

МБУДО «Детская музыкальная школа №2 имени В.К. Мержанова», г. Тамбов


Развитие познавательного интереса к сольфеджио в условиях детской музыкальной школы


Как пробудить в ребенке живой интерес к музыке, научить его слушать музыку, понимать её содержание и характер? Для достижения этой цели необходимо общее музыкальное воспитание, которое может быть осуществлено благодаря использованию педагогами различных взаимодополняющих друг друга форм работы: слушания музыки, пения, обучения музыкальной грамоте и движения под музыку, т.е. ритмики. Участие в хоровом пении, в небольшом ансамбле ударных музыкальных инструментов, в ритмических упражнениях, играх и плясках содействует развитию музыкальности детей.

Главная цель занятий – добиться творческой активности каждого ребёнка, расширить его музыкальный кругозор, развить музыкальный вкус и умение мыслить. Занятия насыщаются практическим музицированием – слушанием и исполнением разнообразных музыкальных произведений. Задачи по слушанию музыки: развивать память, углублять эмоциональную отзывчивость на музыку, формировать у детей представления о содержании музыкальных произведений, их форме, жанре, средствах выразительности, что будет способствовать развитию мышления детей и сознательного отношения к музыкальным произведениям.

При пении необходимо добиваться проникновения в сущность произведения, в его эмоциональное содержание, образы. Это благоприятствует развитию музыкальности ребёнка. Песни должны быть в порядке постепенного усложнения вокально-интонационных задач: на повторность одного звука, поступенное движение (I-II-III ступени, I-II-III-IV, I-II-III-IV-V), с использованием терцовых ходов: I-III, III-I, III-V, V-III, III-V-VI-V и т. д. Перед разучиванием песен педагог может по своему усмотрению давать вокально-интонационные упражнения в виде распевок, вычленяя первоначальный мотив в качестве первого звена модулирующей секвенции по полутонам вверх и вниз. Такая детальная работа по развитию вокально-интонационных навыков учащихся способствует развитию чистоты интонации, расширению певческого диапазона детей, закреплению в их сознании определенных интонационных оборотов, что поможет формированию ладового чувства. В результате дети научатся распознавать на слух звучание различных ступеней, а также восходящее и нисходящее движение в песнях.

Занятия с детьми направлены на развитие мелодического и гармонического слуха, ритмического чувства и музыкальной памяти.

Некоторые песни рекомендуется исполнять по памяти, т.е. наизусть, в разных тональностях, другие – по нотам с дирижированием или со словами. Детям можно предложить выразить свои впечатления от прослушанной музыки и песен в рисунках, ориентировав их на соответствующие образы природы и животных, а также сказочных персонажей.

Большое внимание уделяется развитию у детей ритмического чувства. Каждую выученную песню ребёнку следует показывать в движениях, в записи (по памяти) её ритмического рисунка.

Кроме того, должны включаться творческие задания: допевание нескольких звуков до тоники, пение заключительной фразы, сочинение песен на стихи, т. е. элементы импровизации. В связи с этим часто используются мелодические "загадки", что является начальным этапом в работе над музыкальным диктантом.

Развитию ладового чувства способствует применение наглядных пособий в виде разноцветных карточек ("музыкальное лото") с изображением ступеней. Необходимо развитие у учащихся и гармонического слуха. В связи с этим интервалы и аккорды преподносятся в виде игровых попевок, к некоторым песням предлагается подобрать басовый голос.

По музыкальной грамоте дети получают сведения о тональностях (гаммы До мажор, Соль мажор, Ре мажор, Фа мажор, Ля минор), ступенях, трезвучиях, вводных звуках.

Использование наглядных пособий помогает детям быстрее запомнить песни, определять в них соотношения длительностей и ориентироваться в тональностях. На занятиях можно применять детские музыкальные инструменты: металлофоны, бубны, барабаны и др. Играя на них, дети быстро усваивают ритмические рисунки песен, подчеркивая метрические акценты мелодии. При этом целесообразно исполнять одноголосные образцы с динамическими оттенками, а также с подбором к ним ритмического аккомпанемента.

На первом занятии целесообразно спеть несколько песен, таких как: "Во поле береза стояла", "Веселые гуси", "Цыплятки", "Елочка"; прохлопать ритм и обратить внимание на то, что в мелодии есть длинные и короткие звуки. Длительность звуков можно обозначить более крупными кружочками, а короткие – маленькими. На дом можно дать задание записать песню разноцветными кружочками.

Также на первых занятиях желательно взять песни с мелодией на одном звуке и выстроить унисон. Например: "Я иду с цветами" (музыка Е. Теличеева) и "Зеленые кузнечики" (Э. Хагагортян). Затем берем песни с мелодией на двух звуках с движением вверх и вниз. Например: "Горелки" (Русская народная прибаутка), "Сорока" и т.д. Дети поют песни со словами, показывая движение мелодии руками. Затем можно использовать слоговые обозначения: короткие звуки на "ти-ти", а долгие – "та". Постепенно диапазон песен расширяется: "Уж я колышки тешу" (музыка Е. Теличеева), "Вечер" (Русская народная прибаутка), "Ежики", "Белка", "Лошадка".

На следующем этапе песни исполняются нотами, а кружочки заменяются длительностями.

В работе над ритмом можно применять карточки с длительностями. После прослушивания ритма дети его прохлопывают, а затем выкладывают карточками. Можно выкладывать ритм пройденных песен, а также дети придумывают свой ритм и хлопают его.

Далее дети знакомятся с сильными и слабыми долями. Сильные доли можно выделять хлопками, а слабые раскладывать тихо на столе.

К слуховому анализу детей подготавливает проигрывание преподавателем поступенных мелодий и скачков вверх и вниз. Причем дети записывают услышанное стрелками. Можно делать повтор какой либо из пяти ступенек. Дети отгадывают какая из ступеней прозвучала два раза.

В работе с детьми можно использовать бубны, мелаллофоны как для ритмического сопровождения, так и для самостоятельного изображения ритма, написанного на доске. В дальнейшем дети делятся на группы, каждая из которых исполняет свой ритм.

Следующий этап – пение ступеней. Начинать следует с пения "лесенки", т.е. пения ступеней по порядку вверх и вниз от 'До " с остановками на устойчивых ступенях. Полезно петь устойчивые звуки вслух, а неустойчивые – про себя; петь цепочкой, т.е. по очереди каждый звук. Можно сделать семь карточек, раскрасив их разными цветами (музыкалъное лото).

Так как дети дошкольного возраста плохо и медленно пишут ноты, то желательно сделать следующее наглядное пособие: нарисовать нотный стан на листе и вырезать кружочки-ноты, которые дети выкладывают на нем.

Уже с первых уроков желательно подбирать песни от разных звуков на фортепиано, а позже сочинять песенки на знакомые стихи или на заданный ритм, а также досочинять мелодию.

Чтобы предмет сольфеджио был интересным и понятным для детей младшего возраста, преподавателю необходимо использовать на уроках больше игровых моментов и наглядных пособий, применять разнообразные формы работы.


Полный текст материала Статья "Развитие познавательного интереса к сольфеджио в условиях детской музыкальной школы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Уляхина Виктория Вадимовна  Публикатор
08.09.2019 0 1329 29

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК