Конспект урока фортепианного ансамбля "Концертное выступление"
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ФОРТЕПИАННОГО АНСАМБЛЯ
Преподаватель первой квалификационной категории
МБОУ ДО ДШИ № 52
Чеботарёва Елена Александровна
Архангельская область
п. Луковецкий
Тема урока: Концертное выступление.
Цель урока: Добиться стабильного и выразительного исполнения произведения перед концертным выступлением.
Задачи:
- Обобщить знания о пьесе и представлении музыкального образа;
- Сверить навыки ансамблевого исполнительства (единство фразировки, штрихов, темпа , дыхания, динамического равновесия);
- Содействовать развитию навыков выразительного исполнения;
- Приспособиться к звучанию инструмента и акустике концертного зала;
- Настроиться на успешное выступление, поддерживать интерес и желание выступать.
Методы:
Организации и осуществления учебно – познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный;
- частично-поисковый;
- репродуктивный.
По источнику информации и характеру деятельности:
-словесные;
- наглядные;
- практические.
Методы стимулирования музыкальной деятельности:
- метод эмоционального воздействия;
- метод создания ситуации успеха.
Оснащение урока:
- два фортепиано в классе;
- три стула;
- ноты пьесы;
- два фортепиано в концертном зале.
Список литературы
Баренбойм Л. Путь к музицированию. – Л: Советский композитор, 1979
Готлиб А. Основы ансамблевой техники. – М., 2008
Сорокина Е. Г. Фортепианный дуэт – история жанра. –М: Музыка, 1988
Цыпин Г. М. Обучение на фортепиано. – М., 1984
Музыкальный материал:
Пьеса Е. Иршаи Слон-бостон.
Тип урока комбинированный.
Вид урока закрепление пройденного.
Урок проводится с учениками:
Наталия Т. 4 класс, 10 лет,
Тимур Ж. 5 класс, 11 лет.
План урока
1. Организационный этап:
-приветствие, психологический настрой учащихся;
-сообщение темы урока и его задач. 2 минуты.
2. Основная часть:
- проверка домашнего задания и качества усвоения знаний, умений и навыков; 6 минут.
-работа над пьесой (закрепление навыков); 15 мин.
- приспособление к инструменту концертного зала и акустике.
- моделирование концертной ситуации, настрой на успешное выступление. 15 мин.
3. Заключительная часть:
- Подведение итогов. Рефлексия. Оценка за работу на уроке. 3 минуты.
4. Домашнее задание.
- разъяснить домашнее задание и записать в дневники. 4 минуты.
Ход урока
2. Основная часть.
Проверка домашнего задания.
Послушать произведение в исполнении обучающихся целиком и оценить динамическое равновесие (это было домашним заданием) . Спросить мнение детей, что с их точки зрения получилось хорошо, а на что нужно обратить внимание. Отметить сильные стороны исполнения и похвалить. Поставить оценку за домашнее задание с разъяснением. Актуализировать знания, где это необходимо.
Работа над пьесой.
С помощью наводящих вопросов, вспомнить музыкальный образ произведения, который дети придумали к этой пьесе на прошлом уроке.
Жил-был в цирке старый слон, он был добрым, общительным и очень любил детей. Ему очень нравилось выступать на арене цирка и радовать публику. Он любил, когда дети смеялись и хлопали от восторга в ладоши! Об этом рассказывается в средней части произведения, где музыка звучит мажорно, празднично, громко, и слон чувствует себя сильным, счастливым и нужным людям. В конце средней части слон очень горд (фортиссимо) и доволен своим выступлением на арене.
А большую часть времени ( 1 и 3 части) слон грустит по Африке, с теплом вспоминая свою родину, и в тайне мечтает прогуляться по улицам и переулкам ночного города. Поэтому музыка в 1 и 3 части очень лиричная, нежная, задумчивая и задушевная. Звучит светло и проникновенно. Это неспешный и грациозный вальс.
Поработать над пьесой в контексте понимания музыкального образа. Сверить навыки ансамблевого исполнительства в единстве штрихов и темпа, дыхании, фразировке, ритмической согласованности, слышании фактуры обеих партий. Выверить звучание подголосков.
По необходимости обратить внимание обучающихся на ведение звука, ощущении движения мелодии из-за такта к сильной доле, дослушивать длину этих звуков. Звук должен быть певучим и мягким. Использовать метод показа в работе над выразительностью, где-то спеть, где-то сыграть. Дать ощущение покоя, чтобы исключить суету в исполнении произведения. Напомнить, что в звучании должна чувствоваться вальсовая трехдольность.
Мелодия средней части должна звучать пропето со слышанием интонационных особенностей. Обратить внимание обучающихся на дослушивание звуков с ферматой в конце музыкальных построений.
Поработать над фразами, представляющими сложность для обучающихся (если такое случится), найти удобство исполнения, согласовать звучание.
Приспособление к инструменту концертного зала и акустике.
Перейти с обучающимися в концертный зал. Прорепетировать выход на сцену и поклоны, вспомнить культуру поведения на сцене. Подобрать стулья и подставки для правильной и удобной посадки за инструментом. Дать детям возможность послушать свое звучание в зале и приспособиться к звучанию инструмента и акустике. По необходимости дать советы по звучанию.
Смоделировать
ситуацию концертного выступления,
представить в зале публику, выйти
поклониться и сыграть произведение
целиком. Высказать свои замечания и
пожелания. Психологически настроить
детей на успешное выступление на
ближайшем концерте, выразить уверенность
в их силах, искренне похвалить за
конкретные успехи в исполнении, творческие
удачи. Дать детям почувствовать радость
от ближайшего общения с публикой через
музыку.
3. Заключительная часть.
Подведение итогов. Рефлексия.
Подвести итог урока, спросить что удавалось легче, что далось труднее.
Что удалось закрепить на уроке, на чем надо сосредоточиться перед выступлением. Поставить оценку за работу на уроке с разъяснением. Похвалить за творческую инициативу и старание.
4. Домашнее задание.
Встретиться вне урока, поиграть пьесу, повторить и закрепить навыки, полученные на уроке.
Выразить пожелание прийти на концерт отдохнувшими и в праздничном настроении, исполнить произведение ярко, выразительно, постараться донести до слушателя музыкальный образ. Обязательно нужно пригласить родителей, чтобы разделить с ними радость творчества.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Чеботарёва Елена Александровна
→ Публикатор 13.09.2019 0 2127 123 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.