Конспект урока «Практический подход к формированию навыка двухголосия в детском хоре»
Разработка открытого урока
«Практический подход к формированию навыка двухголосия в детском хоре»
(по предмету «Хоровое пение»)
Автор: Золотухина Светлана Владимировна преподаватель хорового отделения МБУ ДО СДШИ «Балтика»
г.Сосновый Бор
2019
1.Введение
Хоровое пение как вид искусства играет большую роль в музыкальном воспитании детей. Хоровые занятия развивают у детей отзывчивость к музыке, умение эмоционально раскрываться при исполнении музыкального произведения. Занятия в хоровом коллективе – процесс творческий, т.к. способствует развитию не только музыкального слуха, мышления, памяти, воображения, но и влияет на становление эмоционального мира ребенка. С другой стороны, пение в хоре – это процесс образовательный. Дети получают новые умения, происходит развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности.
Искусство хорового пения предполагает деление хора на несколько голосов. Большая роль в музыкальном развитии детей принадлежит многоголосному пению. В процессе пения хора на два и более голосов с наибольшей активностью развиваются чувство лада, гармонический слух, совершенствуется чистота интонации, музыкально-хоровое исполнение в целом.
При работе с детским коллективом, трудности двухголосного пения заключаются не столько в пении как таковом, сколько в умении слушать. Вот почему, первоначальный этап работы является наиболее ответственным, именно в это время закладываются основы многоголосного пения. Именно в это время, с самых простых примеров и упражнений необходимо у каждого участника хора формировать умение петь, соотнося собственное звучание со звучанием остальных участников своей партии (для унисона), а также с другими партиями. Только при таком условии не только «слушать», но и «слышать», возможно качественное исполнение музыкального произведения.
Работая над двухголосием, хормейстеру необходимо владеть методикой «хорового сольфеджио», уметь правильно подобрать варианты вокально-интонационных заданий и упражнений на основе одноголосного, а затем и двухголосного пения. Важно помнить, что основой интонационно-слухового развития хорового коллектива является работа а cappella, ладовое воспитание, развитие гармонического слуха, творческий характер заданий, активная деятельность участников хора.
2. Основная часть
Данная работа представляет собой разработку одного учебного занятия по предмету «Хоровое пение». Занятие проходит в течение 60 минут. Занятие разработано для учащихся хоровых отделений ДШИ, в возрастной группе 8 - 9 лет.
1. Состав хора: Обучающиеся второго и третьего класса (мальчики)
2. Тип занятия: урок формирования навыков и умений
3. Вид занятия: урок-концерт
4. Форма организации работы: групповая
5. Тема: «Практический подход к формированию навыка двухголосия в детском хоре».
6. Цель: Создать условия для формирования и развития навыка двухголосного пения в процессе вокально-интонационной работы.
7. Задачи:
Дидактические (образовательные):
отработать и закрепить отдельные приемы развития навыка двухголосного пения;
активизировать слуховое внимание;
формировать чувство лада;
заложить основы гармонического слуха;
формировать навык осознанного выполнения упражнений (пение по нотам).
Развивающие:
развитие внимания, творческой инициативы обучающихся;
развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, музыкальности, артистизма.
Воспитательные:
воспитание чувства ответственности за общее дело, чувства сопереживания;
сформировать умение работать в коллективе;
способствовать выработке внимательности, трудолюбия, уверенности в себе, способности к самовыражению.
8. Оснащение: хоровой класс, стулья, рояль, шумовые инструменты.
9. Дидактический материал: ноты, плакаты, ритмические карточки, ступеневая лесенка, карточки-клавиши, карточки-ступени, «светофор».
10. План урока:
Организационная часть: 5 мин.
Основная часть: 40 мин.
Заключительная часть: 15 мин.
11. Содержательные блоки занятия:
Вокально-интонационные упражнения;
Хоровое сольфеджио (пение ступеней, секвенций с названием нот, ритмические упражнения, пение канонов);
Физминутка;
Чтение с листа двухголосных (трехголосных) примеров;
Исполнение хоровых произведений.
3.Ход урока
I. Организационная часть:
Цель: сконцентрировать внимание обучающихся, создать атмосферу эмоционального подъема, физиологически настроить голосовой и артикуляционный аппарат на работу.
Приветствие (стоя).
Преподаватель хор
Здравствуйте ребята! Здравствуй - те!
Выполнение упражнений на укрепление дыхания. Повторение за преподавателем согласных (как эхо): короткий вдох - ччч, вдох -ффф, вдох -шшш, вдох - ссс. Внимание на активный вдох и активное произношение согласных. Медленный вдох, медленный выдох на согласную «с».
II. Основная часть:
1. Вокально-интонационные упражнения.
Цель: настройка певческого аппарата, подготовка его к пению, активизация вокально-интонационного слуха.
Задачи:
выстраивание унисона;
добиться естественного и свободного звучания голосов;
выработка единого звукообразования и звуковедения;
добиться точного интонирования при пении двухголосных упражнений.
активизировать слуховой самоконтроль.
Упр. 1: Выстраивание унисона на одном звуке с переходом в чистую квинту: дисканты, альты (для развития гармонического слуха очень полезно петь упражнения чистыми квинтами, т.к. это способствует формированию навыка интонирования не по принципу чистого строя, а не темперированного).
ю - - - у; я - - - - - а; ра - рэ - ри – ро - ру
Упр.2: Активизация диафрагмы
ри - - ро - - ра; ри - - - ро - - - ра
Упр.3: Пение легато для развития навыков плавного, широкого и цепного дыхания.
да - - - - дэ - - - - ди - - - до - - - - ду
Упр.4: Это упражнение полезно для работы над чистотой интонирования интервалов от примы до квинты.
ри - я, ри-я, ри - я, ри – я, ри - я, ри – я, ри – я, ри - я
Упр.5: На развитие навыков пения различными штрихами.
ю - у - у - у, ви - - я - - - а
Упр.6: Расширение диапазона
да - я, да - я, да - - - я
В распевание полезно вводить упражнения, способствующие развитию музыкального слуха: определение ладовой принадлежности, освоение интонационных ладовых моделей, определение мелодических и гармонических интервалов.
2. Хоровое сольфеджио.
Цель: Формирование необходимых музыкально-слуховых навыков и умений.
Задачи:
выработка чувства ладовой принадлежности;
развитие музыкальной памяти;
формирование гармонического слуха;
подключение слухового самоконтроля, концентрация внимания;
активизация ритмического слуха;
освоение музыкальной грамотности.
Выполнение заданий на формирование ладового слуха:
Пение гаммы D-dur каноном в секунду, (терцию, кварту, квинту). Выполняем медленно, вслушиваясь в интервалы.
(Пробуем спеть «Во поле береза» в секунду на две группы: 1гр. – поет в d-moll, 2 гр. – в e-moll). Тональности можно менять.
Пение гаммы С-dur, D-dur, E-dur, F-dur с названием нот вверх в унисон, вниз каноном на два голоса, затем на три голоса с остановкой на Т 53.
Пение мелодических моделей и оборотов (гамма по тетрахордам, трезвучие вверх и вниз, ломанное трезвучие, опевание и т.д.) в F-dur как «эхо» (преподаватель поет на нейтральный слог, учащиеся повторяют с названием ступеней).
Пение секвенций (вместе, по одному, вслух, про себя, на две группы, как вопрос и ответ) вверх и вниз от «с1» до «с2» с использованием «пальцев-нотоносцев».
1. 2. 3.
П ение секвенций в тональности двухголосно.
Выполнение заданий на усвоение ритмического рисунка, развитие ритмической памяти:
Пение гаммы D-dur вверх и вниз четвертными нотами, прохлопывая заданные ритмические карточки (карточки менять).
Пение гаммы D-dur вверх и вниз в заданном ритме (ритмические карточки менять), по коленям – пульс.
Прохлопать (проговаривая про себя ритмослогами) «ритмический столбик» каноном на две, три группы. Пропеть ритмослогами «ритмический столбик» каноном на два, три голоса (при этом 1 гр. интонирует I ступень, 2 гр. – III ступень, 3 гр. – V ступень) по коленям – пульс.
4) Прохлопать, затем пропеть ритмическую партитуру «Я гуляю с папой»:
Выполнение заданий на формирование и развитие гармонического слуха:
Пение ступеней на два, три голоса по «столбице», (по руке преподавателя: номер ступени – количество пальцев).
Пение 6 положений трезвучия с названием ступеней на три голоса.
Пение по карточкам на три голоса скачка из V ступени в следующие аккорды (меняя высоту V ступени).
VVV V III I |
I VVV V III |
III I VVV V |
Т 53 |
Т6 |
Т64 |
Пение по плакатам гармонических оборотов вертикально и горизонтально:
V VI V V III IV II III I I VII I |
|
I I VII I V VI V V III IV II III |
|
III IV II III I I VII I V VI V V |
|
||||
|
Выполнение заданий на формирование и развитие внутреннего
слуха. Работа над канонами:
Пение канона сольфеджио в d-moll (Английская народная песня). Пропеть одноголосно сначала: вслух – только устойчивые ступени, затем вслух – только неустойчивые ступени. Пропеть канон на два, три голоса, используя «светофор».
Пение канона сольфеджио в D-dur (Моцарт «Jubilate») на два, три голоса про себя, прохлопывая ритм. Следующее задание: первая группа поет вслух, вторая – каноном про себя, прохлопывая ритм. Затем пропеть канон на три голоса.
А.Бородин «Князь Игорь» - пропеть мелодию одноголосно по кругу (несколько человек из хора) с названием нот, каждому участнику необходимо вовремя спеть свою ноту. Кто сбился, выходит из круга.
Следующее задание: пение канона на три голоса в движении, делая шаг вперед, вправо, назад, влево.
3. Физминутка.
Смена деятельности. Игра «Ритмическое эхо» - «Раз, два, три, ну-ка, повтори! Ну-ка, не зевай! За мною повторяй!»
4. Пение двухголосных(трехголосных) примеров:
Цель: Формирование и развитие вокально-интонационного слуха на фрагментах из классического репертуара.
Задачи:
Формирование умения петь по нотам, чтение с листа;
выработка умения слышать свой голос в общем звучании;
тренировать вокальный и внутренний слух;
воспитание навыка пения двухголосия и трехголосия.
В.А.Моцарт «Волынка».
Г.Ф.Гендель «Пассакалия».
П.И.Чайковский «Евгений Онегин».
III. Заключительная часть.
Цель: Исполнить хоровые произведения по руке дирижера.
Задачи: показать эффективность применения отработанных приемов по формированию навыков двухголосного пения.
Рефлексия
Исполняемые произведения:
Н.А.Римский-Корсаков – Третья песня Леля из оперы «Снегурочка».
Русская народная песня – «Зимушка-зима» в обр.С.Золотухиной
А.Ростовская – «Ехала деревня» из цикла «Три песни на народные тексты»
4.Заключение:
Работа над двухголосием в детском хоре должна начинаться с первых шагов обучения детей пению. Она должна вестись последовательно и систематично на основе накопления слуховых ощущений, а также на основе формирования необходимых вокально-интонационных навыков и умений.
Все указанные методы и приемы по формированию навыка двухголосия действуют во взаимосвязи. Широкое творческое применение хормейстером отдельных методических приемов и их сочетаний обогащает методику музыкального воспитания детей в целом, помогает достигать творческих результатов.
Сценарный план занятия может быть использован педагогами детских школ искусств, музыкальных школ, студий, кружков как базовый для организации своих занятий по предмету «Хоровое пение».
5.Используемая литература:
Роганова И.В. «Современный хормейстер». Сборник статей. «Развитие традиций. Новые тенденции. Опыт работы». – Изд-во «Композитор» СПб, 2013г.
Стулова Г.П. «Хоровое пение» Методика работы с детским хором.Изд-во «Лань» СПб, 2014г.
Никифоров Ю.С. «Хоровое сольфеждио» Методическое пособие, Композитор * СПб, 2016 г.
Курина Г.В. Хоровое сольфеджио. Интенсивный курс. Учебное пособие для детских музыкальных школ. Изд-во «Композитор» СПб, 2015 г.
Рачина Б.С. «Технологии и методика обучения музыке в школе», СПб, 2010 г.
Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003 г.
Бандина А.В., Попов В.С., Тихеева Л.В. Школа хорового пения. Вып. 1. М.: Музыка, 1973 г.
Думченко А.Ю. Двухголосие. Детский хор. Начальный этап обучения. СПб.; Композитор*Санкт-Петербург, 2015 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Золотухина Светлана Владимировна
→ Публикатор 05.10.2019 0 5027 92 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.