Конспект урока «Практический подход к формированию навыка двухголосия в детском хоре»


Разработка открытого урока




















«Практический подход к формированию навыка двухголосия в детском хоре»



(по предмету «Хоровое пение»)














Автор: Золотухина Светлана Владимировна преподаватель хорового отделения МБУ ДО СДШИ «Балтика»














г.Сосновый Бор

2019

1.Введение


Хоровое пение как вид искусства играет большую роль в музыкальном воспитании детей. Хоровые занятия развивают у детей отзывчивость к музыке, умение эмоционально раскрываться при исполнении музыкального произведения. Занятия в хоровом коллективе – процесс творческий, т.к. способствует развитию не только музыкального слуха, мышления, памяти, воображения, но и влияет на становление эмоционального мира ребенка. С другой стороны, пение в хоре – это процесс образовательный. Дети получают новые умения, происходит развитие музыкальных способностей, певческих навыков, голосового аппарата, грамотности.


Искусство хорового пения предполагает деление хора на несколько голосов. Большая роль в музыкальном развитии детей принадлежит многоголосному пению. В процессе пения хора на два и более голосов с наибольшей активностью развиваются чувство лада, гармонический слух, совершенствуется чистота интонации, музыкально-хоровое исполнение в целом.


При работе с детским коллективом, трудности двухголосного пения заключаются не столько в пении как таковом, сколько в умении слушать. Вот почему, первоначальный этап работы является наиболее ответственным, именно в это время закладываются основы многоголосного пения. Именно в это время, с самых простых примеров и упражнений необходимо у каждого участника хора формировать умение петь, соотнося собственное звучание со звучанием остальных участников своей партии (для унисона), а также с другими партиями. Только при таком условии не только «слушать», но и «слышать», возможно качественное исполнение музыкального произведения.


Работая над двухголосием, хормейстеру необходимо владеть методикой «хорового сольфеджио», уметь правильно подобрать варианты вокально-интонационных заданий и упражнений на основе одноголосного, а затем и двухголосного пения. Важно помнить, что основой интонационно-слухового развития хорового коллектива является работа а cappella, ладовое воспитание, развитие гармонического слуха, творческий характер заданий, активная деятельность участников хора.


2. Основная часть


Данная работа представляет собой разработку одного учебного занятия по предмету «Хоровое пение». Занятие проходит в течение 60 минут. Занятие разработано для учащихся хоровых отделений ДШИ, в возрастной группе 8 - 9 лет.

1. Состав хора: Обучающиеся второго и третьего класса (мальчики)

2. Тип занятия: урок формирования навыков и умений

3. Вид занятия: урок-концерт

4. Форма организации работы: групповая

5. Тема: «Практический подход к формированию навыка двухголосия в детском хоре».


6. Цель: Создать условия для формирования и развития навыка двухголосного пения в процессе вокально-интонационной работы.


7. Задачи:

Дидактические (образовательные):

  • отработать и закрепить отдельные приемы развития навыка двухголосного пения;

  • активизировать слуховое внимание;

  • формировать чувство лада;

  • заложить основы гармонического слуха;

  • формировать навык осознанного выполнения упражнений (пение по нотам).

Развивающие:

  • развитие внимания, творческой инициативы обучающихся;

  • развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, музыкальности, артистизма.

Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности за общее дело, чувства сопереживания;

  • сформировать умение работать в коллективе;

  • способствовать выработке внимательности, трудолюбия, уверенности в себе, способности к самовыражению.

8. Оснащение: хоровой класс, стулья, рояль, шумовые инструменты.

9. Дидактический материал: ноты, плакаты, ритмические карточки, ступеневая лесенка, карточки-клавиши, карточки-ступени, «светофор».


10. План урока:

  • Организационная часть: 5 мин.

  • Основная часть: 40 мин.

  • Заключительная часть: 15 мин.

11. Содержательные блоки занятия:

  • Вокально-интонационные упражнения;

  • Хоровое сольфеджио (пение ступеней, секвенций с названием нот, ритмические упражнения, пение канонов);

  • Физминутка;

  • Чтение с листа двухголосных (трехголосных) примеров;

  • Исполнение хоровых произведений.

3.Ход урока


I. Организационная часть:


Цель: сконцентрировать внимание обучающихся, создать атмосферу эмоционального подъема, физиологически настроить голосовой и артикуляционный аппарат на работу.

Приветствие (стоя).

Преподаватель хор

Здравствуйте ребята! Здравствуй - те!


Выполнение упражнений на укрепление дыхания. Повторение за преподавателем согласных (как эхо): короткий вдох - ччч, вдох -ффф, вдох -шшш, вдох - ссс. Внимание на активный вдох и активное произношение согласных. Медленный вдох, медленный выдох на согласную «с».


II. Основная часть:


1. Вокально-интонационные упражнения.


Цель: настройка певческого аппарата, подготовка его к пению, активизация вокально-интонационного слуха.


Задачи:

  • выстраивание унисона;

  • добиться естественного и свободного звучания голосов;

  • выработка единого звукообразования и звуковедения;

  • добиться точного интонирования при пении двухголосных упражнений.

  • активизировать слуховой самоконтроль.

Упр. 1: Выстраивание унисона на одном звуке с переходом в чистую квинту: дисканты, альты (для развития гармонического слуха очень полезно петь упражнения чистыми квинтами, т.к. это способствует формированию навыка интонирования не по принципу чистого строя, а не темперированного).

ю - - - у; я - - - - - а; ра - рэ - ри – ро - ру

Упр.2: Активизация диафрагмы

ри - - ро - - ра; ри - - - ро - - - ра

Упр.3: Пение легато для развития навыков плавного, широкого и цепного дыхания.

да - - - - дэ - - - - ди - - - до - - - - ду

Упр.4: Это упражнение полезно для работы над чистотой интонирования интервалов от примы до квинты.

ри - я, ри-я, ри - я, ри – я, ри - я, ри – я, ри – я, ри - я

Упр.5: На развитие навыков пения различными штрихами.

ю - у - у - у, ви - - я - - - а

Упр.6: Расширение диапазона

да - я, да - я, да - - - я

В распевание полезно вводить упражнения, способствующие развитию музыкального слуха: определение ладовой принадлежности, освоение интонационных ладовых моделей, определение мелодических и гармонических интервалов.



2. Хоровое сольфеджио.


Цель: Формирование необходимых музыкально-слуховых навыков и умений.


Задачи:

  • выработка чувства ладовой принадлежности;

  • развитие музыкальной памяти;

  • формирование гармонического слуха;

  • подключение слухового самоконтроля, концентрация внимания;

  • активизация ритмического слуха;

  • освоение музыкальной грамотности.



Выполнение заданий на формирование ладового слуха:


  1. Пение гаммы D-dur каноном в секунду, (терцию, кварту, квинту). Выполняем медленно, вслушиваясь в интервалы.

(Пробуем спеть «Во поле береза» в секунду на две группы: 1гр. – поет в d-moll, 2 гр. – в e-moll). Тональности можно менять.



  1. Пение гаммы С-dur, D-dur, E-dur, F-dur с названием нот вверх в унисон, вниз каноном на два голоса, затем на три голоса с остановкой на Т 53.


  1. Пение мелодических моделей и оборотов (гамма по тетрахордам, трезвучие вверх и вниз, ломанное трезвучие, опевание и т.д.) в F-dur как «эхо» (преподаватель поет на нейтральный слог, учащиеся повторяют с названием ступеней).



  1. Пение секвенций (вместе, по одному, вслух, про себя, на две группы, как вопрос и ответ) вверх и вниз от «с1» до «с2» с использованием «пальцев-нотоносцев».



1. 2. 3.



  1. П ение секвенций в тональности двухголосно.






Выполнение заданий на усвоение ритмического рисунка, развитие ритмической памяти:


  1. Пение гаммы D-dur вверх и вниз четвертными нотами, прохлопывая заданные ритмические карточки (карточки менять).



  1. Пение гаммы D-dur вверх и вниз в заданном ритме (ритмические карточки менять), по коленям – пульс.


  1. Прохлопать (проговаривая про себя ритмослогами) «ритмический столбик» каноном на две, три группы. Пропеть ритмослогами «ритмический столбик» каноном на два, три голоса (при этом 1 гр. интонирует I ступень, 2 гр. – III ступень, 3 гр. – V ступень) по коленям – пульс.





4) Прохлопать, затем пропеть ритмическую партитуру «Я гуляю с папой»:



Выполнение заданий на формирование и развитие гармонического слуха:


  1. Пение ступеней на два, три голоса по «столбице», (по руке преподавателя: номер ступени – количество пальцев).



  1. Пение 6 положений трезвучия с названием ступеней на три голоса.


  1. Пение по карточкам на три голоса скачка из V ступени в следующие аккорды (меняя высоту V ступени).

VVV V

III

I

I

VVV V

III

III

I

VVV V


Т 53


Т6


Т64


  1. Пение по плакатам гармонических оборотов вертикально и горизонтально:


V VI V V

III IV II III

I I VII I


I I VII I

V VI V V

III IV II III


III IV II III

I I VII I

V VI V V



Выполнение заданий на формирование и развитие внутреннего

слуха. Работа над канонами:


  1. Пение канона сольфеджио в d-moll (Английская народная песня). Пропеть одноголосно сначала: вслух – только устойчивые ступени, затем вслух – только неустойчивые ступени. Пропеть канон на два, три голоса, используя «светофор».



  1. Пение канона сольфеджио в D-dur (Моцарт «Jubilate») на два, три голоса про себя, прохлопывая ритм. Следующее задание: первая группа поет вслух, вторая – каноном про себя, прохлопывая ритм. Затем пропеть канон на три голоса.


  1. А.Бородин «Князь Игорь» - пропеть мелодию одноголосно по кругу (несколько человек из хора) с названием нот, каждому участнику необходимо вовремя спеть свою ноту. Кто сбился, выходит из круга.

Следующее задание: пение канона на три голоса в движении, делая шаг вперед, вправо, назад, влево.

3. Физминутка.

Смена деятельности. Игра «Ритмическое эхо» - «Раз, два, три, ну-ка, повтори! Ну-ка, не зевай! За мною повторяй!»


4. Пение двухголосных(трехголосных) примеров:


Цель: Формирование и развитие вокально-интонационного слуха на фрагментах из классического репертуара.


Задачи:

  • Формирование умения петь по нотам, чтение с листа;

  • выработка умения слышать свой голос в общем звучании;

  • тренировать вокальный и внутренний слух;

  • воспитание навыка пения двухголосия и трехголосия.



  1. В.А.Моцарт «Волынка».

  1. Г.Ф.Гендель «Пассакалия».


  1. П.И.Чайковский «Евгений Онегин».

III. Заключительная часть.


Цель: Исполнить хоровые произведения по руке дирижера.


Задачи: показать эффективность применения отработанных приемов по формированию навыков двухголосного пения.



Рефлексия

Исполняемые произведения:



  1. Н.А.Римский-Корсаков – Третья песня Леля из оперы «Снегурочка».

  2. Русская народная песня – «Зимушка-зима» в обр.С.Золотухиной

  3. А.Ростовская – «Ехала деревня» из цикла «Три песни на народные тексты»

4.Заключение:

Работа над двухголосием в детском хоре должна начинаться с первых шагов обучения детей пению. Она должна вестись последовательно и систематично на основе накопления слуховых ощущений, а также на основе формирования необходимых вокально-интонационных навыков и умений.

Все указанные методы и приемы по формированию навыка двухголосия действуют во взаимосвязи. Широкое творческое применение хормейстером отдельных методических приемов и их сочетаний обогащает методику музыкального воспитания детей в целом, помогает достигать творческих результатов.

Сценарный план занятия может быть использован педагогами детских школ искусств, музыкальных школ, студий, кружков как базовый для организации своих занятий по предмету «Хоровое пение».

5.Используемая литература:


  1. Роганова И.В. «Современный хормейстер». Сборник статей. «Развитие традиций. Новые тенденции. Опыт работы». – Изд-во «Композитор» СПб, 2013г.

  2. Стулова Г.П. «Хоровое пение» Методика работы с детским хором.Изд-во «Лань» СПб, 2014г.

  3. Никифоров Ю.С. «Хоровое сольфеждио» Методическое пособие, Композитор * СПб, 2016 г.

  4. Курина Г.В. Хоровое сольфеджио. Интенсивный курс. Учебное пособие для детских музыкальных школ. Изд-во «Композитор» СПб, 2015 г.

  5. Рачина Б.С. «Технологии и методика обучения музыке в школе», СПб, 2010 г.

  6. Живов В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика. Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003 г.

  7. Бандина А.В., Попов В.С., Тихеева Л.В. Школа хорового пения. Вып. 1. М.: Музыка, 1973 г.

  8. Думченко А.Ю. Двухголосие. Детский хор. Начальный этап обучения. СПб.; Композитор*Санкт-Петербург, 2015 г.


Полный текст материала Конспект урока «Практический подход к формированию навыка двухголосия в детском хоре» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Золотухина Светлана Владимировна  Публикатор
05.10.2019 0 4969 92

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК