Методическая разработка урока по музыкальной литературе по теме "Зимние календарные праздники" для 1 год обучения
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Кормиловская детская школа искусств»
Методическая разработка урока
по музыкальной литературе
1 год обучения
Разработала:
Кольгаева Наталья Леонидовна
преподаватель, высшая
квалификационная категория
19 января 2009 года
р.п. Кормиловка
Оглавление:
Пояснительная записка………………………………………………….3
Содержание урока………………………………………………………..4-11
Литература………………………………………………………………..12
Приложения………………………………………………………………13
Пояснительная записка
Цель урока:
Расширить кругозор детей о зимних календарных праздниках и развить интерес к уроку музыкальной литературы.
Задачи:
- Формировать у детей знания о зимних календарных праздниках, обрядах, обычаях.
- Развивать интерес к истокам народной культуры.
- Воспитывать нравственно - эстетическую культуру поведения и общения.
Оборудование:
Дети и преподаватели одеты в русские народные костюмы. На доске висит оформление: название урока, таблички с основными зимними праздниками. Стол накрыт скатертью с вышивкой. На столе самовар с баранками, чашки, конфеты, сочень, козульки (плюшки), святая вода. Предметы для гаданий : зеркало, блюдо, ухват, дрова, бумага, свечи, подсвечник, карандаши, чаша с водой, монеты, зерна разных культур для обряда посевания, тряпичные куклы.
Данное занятие включает в себя закрепление и расширение знаний о традиционных календарных праздниках: Рождество, Святки, Крещение. Это те праздники, которые люди отмечают все вместе. Ведь для всех это общая радость, веселье, надежда на благополучную жизнь в Новом году. Дети знакомятся с обычаями, обрядами, играми наших предков. Занятие проводится в комбинированной форме, что очень интересно детям. Учащимся дается возможность самим принять участие в святочных гаданиях, поделиться своими знаниями. В конце урока все участники и зрители получают обрядовые презенты: девочки дарят мальчикам платки с вышитым именем, мальчики одаривают их конфетами, преподаватель вручает детям новогодние тряпичные куклы. Зрители угощаются «козульками», сочнем с творогом и конфетами.
«ПОСИДЕЛКИ»
/От Иоанна Богослова 26 сентября, до Рождества Христова 7 января/
Посиделки - (беседа, вечерка, посида) – собрание парней и девушек в закрытом помещении в осеннее - зимний период, форма общения холостой молодежи. Посиделки начинались после уборки урожая, а заканчивались к Рождеству Христову. Они обычно устраивались в будние и воскресные дни по вечерам. Участниками посиделок были только парни и девушки одной деревни, появление парней из других деревень воспринималось местными парнями недоброжелательно, их старались мирно выпроводить домой, в худшем случаи посиделки заканчивалась дракой.
Праздная часть начиналась с появления парней, им полагалось входить в избу гурьбой. Остановиться у порога, сняв шапки, наклониться, низко приветствуя девушек: «Здравствуйте, красные девушки!». Девушки должны были встать с лавок, отдать поклон: «Здравствуйте, молодцы хорошие!». Ритуал требовал, чтобы каждый парень выбрал себе пару для посиделочной игры. Приглядев девку, он должен был, подойти к ней, приподняв шапку, поклониться, назвать по имени отчеству, сказать приветливые слова и слегка ударить по плечу. Девушка, если парень ей понравился, должна была встать, поклониться и пригласить сесть рядом. Такие игровые пары назывались беседниками, игральщиками, почетниками. Парень, однажды выбрав девку для игры, должен был, выбирать ее на каждой посиделке. Измена почетников не одобрялась. На посиделках молодежь водила хороводы, играла в игры, которые заканчивались поцелуями.
«СОЧЕЛЬНИК»
/6 января, 18 января/
/Народное название накануне праздников Рождества Христова и Крещения. В эти дни обязательно соблюдения строгого поста. Время девичьих святочных гаданий./
Сочельник – народное название кануна праздника Рождества Христова и Крещения (Богоявление). Слово «сочельник» восходит к словам «сочиво» и «сочень», которые в свою очередь произошли от слова «сок». Сочивом у русских называли сок, или молоко, а так же кашу. Такую постную кашу ели в рождественский или крещенский сочельники. Сочнями так же называли вид лепешек на конопляном масле, а также сдобные ватрушки, пряники.
Сочни использовались девушками для гадания; в проделанные в тесте дырочки смотрели через подворотню на прохожих, и по внешнему виду первого встречного судили о будущем. К празднику была очень большая подготовка. В эти дни соблюдали строгий пост. Важной частью сочельников являлись домашние моления. Также в это время проходил магический святочный обряд «КОЛЯДОВАНИЕ».
Слово «коляда» происходит от слов «кол» и «еда» - то есть круговое угощение. Колядки – песни, которые сопровождались колядованием. Группа колядовщиков, взяв с собой мешок,
Отправлялись к краю деревни. Выбрав дом, под окном кричали «Хозяин с хозяйкой, можно ли коляду покликать?» получив разрешение, начинали петь поздравительные песни.
З а величание колядующие требовали угощения. Обойдя всю деревню, собирались в избе и делили подарки, что-то сразу поедали. Незаметно приближалось время игрищ, всеобщее веселье переходило к посиделкам.
«РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО»
/7 января /
/Великий праздник христианской церкви, когда отмечается рождение Иисуса Христа. По крестьянскому календарю знаменовал наступление Святок и начало роста светового дня./
Празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный пост. В канун Рождества в церкви совершаются службы ЦАРСКИЕ ЧАСЫ, во время которых исполняются праздничные псалмы, тропари. Обязательным блюдом трапезы являлась кутья. По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносят по домам бедняков. На Рождество пекли рождественское обрядовое печенье «коровушки» или «козульки», а потом их съедали или дарили в знак благопожелания. Рано утром в Рождество маленькие мальчики совершали в каждый дом магический обряд посевания: зайдя в избу, они разбрасывали зерна разных культур, исполняя при этом с поздравлением хозяев. Этот обряд был направлен на хороший урожай в новом сельскохозяйственном сезоне.
«СВЯТКИ»
/Святочные дни с 6-19 января, знаменуют переход от старого сельскохозяйственного года к новому. В период святок церковь празднует Рождество Христово, Новый год, Крещение Господне./
Один из древнейших и главных праздников крестьянского календаря зимние святки делились на «святые вечера» (25 декабря -1 января) и «страшные вечера» (1- 6 января) название «страшные», связано с представлением об особом буйстве нечистой силы. В святочные вечера опасались ходить в лес, на кладбище. Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник. Святки – это от слова «святой». Зимние святки начинались колядованием и пением колядок, парни и девушки рядились в животных: козу, медведя, в нечистую силу: Бабу – Ягу, кикимору, черта и других. Группами они ходили по домам, поздравляли с праздником, желали наилучшего специальными песнями – колядками.
Одной из главных особенностей колядок были – гадания. Святочные гадания самые яркие и разнообразные. Приуроченность их к святкам обусловлена спецификой этого времени. Особенностью этого периода является расплывчивость временной границы, это своего рода зазор, или исчезновение пространственных границ между «мирами» живых и мертвых – где создается возможность контакта человека с миром «иным», где по народным представлениям, пишутся судьбы людей.
В святочных гаданиях прослеживаются 2 основных темы: урожая и судьбы. Наибольшим разнообразием среди всех святочных гаданий отличаются девичьи. К наиболее общим относятся гадания на изменении материала с помощью огня и воды. Это литье воска, олова, свинца которые обретают новую форму. Затем эту форму рассматривают. К ворожбе с помощью литья примыкают гадания с выпусканием в стакан с теплой водой яйца, и сжигание скомканной бумаги.
Другой популярный вид святочных гаданий «подблюдные гадания» – они основаны на принципе вытаскивания жребия. Название этого гадания связано со словом «блюдо», поскольку оно является неотъемлемым элементом. Гадающие девушки складывали в блюдо свои украшения: кольцо, зерно, угольки, деньги, ленточки, перстень, сережку и брошь. А мужчины клали даже мундштук. Потом под каждую песенку вынималась одна вещь. Что песенка сулила, то и считалось предсказанием (скорое замужество, долгое девичество, богатство или нищету, здоровье или болезнь). Такие песни назывались подблюдными.
(поется песня)
Венчики, пошуменчики
Еще повесят,
а-е.
Еще пошумят.
Кому вынется, а-е,
Тому сбудетсе!
Правда,
сбудетсе, а-е,
Не минуетсе!
— Чье кольцо?
— Ой, кажется, мое!
—
Венчики еще повесят, еще пошумят. Значит,
ты в этом году еще замуж не выйдешь!
—
Правильно, еще в невестах посиди!
—
Еще успеешь!
Саночки со-подрезами,
Далеко
те саночки, а-е,
Повезут меня!
Кому
вынетсе, а-е.
Тому сбудетсе!
Правда,
сбудетсе, а-е,
Не минуетсе!
— Чей браслет?
— Мой, мой!
— Ждет
тебя в новом году путешествие! Далеко
те саночки повезут тебя! Наверное, в
другую страну съездишь, много нового
увидишь, нам потом расскажешь!
Живут за рекой мужики
богатые,
Гребут золото, а-е.
Все
лопатою!
Кому вынетсе, а-е.
Тому
сбудетсе!
Правда, сбудетсе, а-е.
Не
минуетсе!
— Чье кольцо?
— Мое!
— Поздравляем!
Подарков у тебя будет много в этом году!
Самые заветные мечты сбудутся!
Кому мы споем, а-е,
Тому быть с
добром!
Кому вынетсе, а-е,
Тому
сбудетсе!
Правда, сбудетсе, а-е,
Не
минуетсе!
— Мы всем желаем в новом году добра!
—
Счастья!
— Благополучия!
—
Здоровья!
— И удачи!
При гадании надо снимать нательный крест, потому что призывают «плохих»- «нечистую силу».
«СТРАШНЫЕ ГАДАНИЯ»
/1-5 января/
Наиболее опасные из всех святочных гаданий. Одной из причин опасности этих гаданий является их приуроченность к наиболее стихийному периоду святок – «Страшным вечерам» (с1-5 января), когда кончался старый год, и начинался новый. Другой причиной опасности была необходимость вступления в непосредственный контакт с потусторонним миром, нечистые силы могли унести на «тот свет».
Для «страшных» гаданий выбирали места, где жила или могла появиться нечистая сила: баня, овчин, перекресток дорог, прорубь на реке. «Страшные» гадания могли быть групповыми и одиночными, но, как правило, их участниками были девушки, достигшие брачного возраста. В групповых гаданиях у проруби или на перекрестке дорог, девушек сопровождала знающая женщина, которая объясняла, что нужно делать. Большинство гаданий были основаны на слушанье: звон колоколов, веселое пение церкви – предвещали брак, по лаю собак – далеко или близко суженый живет, шум зерна у житницы – к богатству. Но самое страшное гадание, связанное с обращением к баннику или овчиннику (хозяевами, которых была нечистая сила), основана на тактильных ощущениях: если девушку погладят голой рукой – быть ей замужем за бедняком, мохнатой – за богатым, а если не тронет никто – сидеть в девках. Гадание с зеркалом тоже является самым страшным, т.к. девушка остается один на один с нечистой силой. Именно зеркало по народным представлениям является одним из каналов связи с потусторонним миром. В страшных гаданиях следовало соблюдать меры предосторожности. Гадающие брали с собой металлические предметы для зачерчивания ( ножи, кочергу, ухват) т.к. металл обладал магической защитной силой.
Святочные гадания:
- Чтобы увидеть жениха, гадали в нежилом доме, в трубу клали зеркало на печной шесток и смотрели. Ребята кричали в трубу.
- Насыпали в снятые с рук кольца: овес, приносили петуха – в чье кольцо
петух клюнет, та девушка замуж выйдет.
- Девушка заходила в сарай без свечи и в темноте, не глядя, хватала первое попавшееся полено, а потом в горнице на свету рассматривала его. Если попадалось полено гладкое, без сучка и задоринки, значит, муж будет хороший, добрый, покладистый, если суховатое, то старый, а если с трещинами - сердитый да дурной.
- А еще девушки снимали с левой ноги валенок и кидали его за ворота. А потом выбегали и глядели, в какую сторону валенок лег носком. Если вдруг он окажется повернутым назад, к дому девушки, значит, жить ей еще год дома, в этом году замуж не выйти, а если в какую другую сторону, то оттуда, значит, сватов и ждать.
- Брали горсть соломы и рассыпали ее на столе, под скатерть. А потом по очереди засовывали руки под скатерть и тянули по две соломинки. Если вдруг вытянешь две одинаковые, значит, будущий год пройдет без перемен. А если окажутся соломинки разной длины, жди изменений в жизни!
Святочные игры:
На «Святки» собирались девки и парни, днем гуляют в одной одежде,
ночью переодеваются. Девки пряли, плясали «Русскую».
- Девушки вставали в круг, вызывали парня. Он входил в круг,
поворачивался, подходил к девке, и они целовались. При этом девушки пели
песни.
- парень стелил соломой дорожку к дому своей девушки – считалось, что это
хорошо.
- На Рождество ходили ряженые – выворачивали шубы, лохмотья, девки
мазались сажей, наряжались цыганами, барышнями, нищими, пели песни
плясали.
«КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ»
/19января, Великий праздник, когда церковь вспоминает крещение Иисуса Христа в Иордане. Праздник Крещения завершал «нечистые» Святки, поэтому его обрядность носила очистительный характер./
18 января крещенский сочельник. Крещение Господне и Богоявление (водокрещи)-великий праздник, в этот день церковь вспоминает Крещение Иисуса Христа.
Второе название – Богоявление-праздник получил потому, что при крещении Спасителя произошло «явление» всех трех лиц Божества: отца, сына и Святого духа. Отец с небес гласом свидетельствовал о крещаемом сыне, Св. дух в виде голубя сошел на Иисуса. Народное название праздника «Водокрещи» возникло в связи с одним из основных крещенских обрядов - водосвятением или водокрещением. С праздника Крещения Господня все становилось на свои места: начинался своего рода новый отсчет времени, «закрывались» границы между «мирами», прекращался контакт людей с «иным» миром. Действительно, Крещение завершало Святки, которые в народных представлениях считались временем «без креста», когда только, что родившийся Иисус еще не был крещен. Крещением завершались и «страшные вечера», отмеченные особым разгулом «нечистой силы». В связи с этим большая часть крещенской обрядности имела очистительный характер. Вечером все по возможности шли в церковь на службу. По окончании ее совершалось великое водосвятение, которое крестьяне считали особенно важным торжеством. Эту святую воду они пили всей семьей, окропляли дом, хозяйственные постройки. Святая вода могла простоять до следующего праздника Крещения - чистая и прозрачная. Некоторые ставили мелом или углем кресты на дверях, косяках, рамах, воротах, хозяйственных постройках. Это своего рода границы «своего» пространства от «чужого»
Литература.
Бочинская Н., Попова Т. Русское народное творчество. М, 1974.
Даль В.И. Большой словарь русского языка. М. 1978.
Долгова В.С. Праздники. Обряды. Традиции. М. 1984
Жданова А.С., Островская М.Д. Календарные народные приметы, обычаи, обряды. Мир книги, 2008.
Кулев А.В., Балакшина С.Р. Словарь Древнерусской литературы.
Лапшина Г.А. Календарь народных праздников. Учитель, 2002.
Овчаренко Л.А. Сценарии народных календарных праздников. Учитель, 2009.
Хаджиев Ф.А., Крюкова Л.Н. Календарные народные праздники. Наука, 2002.
Времена года. Православный народный календарь. Пермь, 1992.
Статьи Российского этнографического музея «Календарные народные праздники»
Приложение №1
Зимние народные приметы, поговорки.
-«Зима без снега, лето без хлеба»
-«Быстрая оттепель - долгий мороз»
-«Зима холодная - лето теплое»
-«Зима снежная - лето дождливое»
-«Зимний снег глубокий - летом хлеб высокий»
-«Облака идут против ветра - будет снег»
-«Изморось-предвестник снега»
-«Лед сильно трещит - будет мороз»
-«Сильно блестят зимою звезды - к морозу»
-«Зима резвится не только в лесу, а у нас на носу»
-«Зимний денек с воробьиный скок»
-«Зимой солнце, что мать: светит, да не греет»
-«Зимой съел бы грибок, да снег глубок»
-«Зимой тулуп всякому люб»
Приложение №2
Календарные народные праздники и обряды.
Рождественско-новогодние обряды:
- В Сочельники Рождества и Крещения пекли из ржаной муки сочни, клали в них конопляное семя;
- В новый год пекли обрядовое печенье «васильки» - «коровушки», вечером выносили на мороз, а утром ставили в печь, потом ели . «Васильки», потому что в Новый год Васильи – именинники, а «коровушки», потому что Христос родился в яслях.
- На Рождество девушки дарили «коровушки» своим парням;
- В Рождество дети ходили по домам колядовать – собирали обрядовое печенье- козульки, курочки, барашки, лошадки, и т.д., или обменивались, а потом ели;
- В Рождество к иконе ставили «коровушку» с рогами, украшенную золотиночками. Через год ее снимали с иконы и отдавали скотине;
Святочные гадании:
- «Зачуркивались»1 и смотрели снизу вверх по лестнице в церковь: девушка увидела себя в гробу, вышла замуж и умерла;
- «Зачуркивались» до Крещения – ходили на кресты, вызывали какого – то духа, слушали: если топором рубят, означает смерть, в гармонь заиграли – к замужеству;
- «Зачуркивались» на крестах: обходили круг(вытаптывали на снегу круг), вставали в середину говорили: «Суженой – ряженой, приди ко мне», слушали: если забрякают колокольчики, значит сваты едут.
- Чтобы увидеть жениха, гадали в нежилом доме в трубу – клали зеркало на печной шесток и смотрели.
- Насыпали в снятые с рук кольца овес, приносили петуха – в чье кольцо петух клюнет, та девушка и замуж выйдет;
- Садили в спичечный коробок таракана и клали под подушку – что приснится;
Святочные игры:
- Для проведения «святок» парни выкупали дом – приводили из чужих деревень троих – четверых девок, они приносили с собой по несколько платьев; во время святок переодевались – днем гуляли в одной одежде;
_______________________________________________________________
1 Зачуркиваться – зачурать себя, оградить, чур, меня, сделать себя заветным для других.
- На беседах девки пряли; парни у девок поджигали «кудели»2, а когда приходит гармонист, пляшут, поют частушки;
- Накануне Нового года заливали «крыльца» домов, в которых есть девки;
- Загораживали двери так, чтоб хозяева не смогли выйти из дома;
- В Рождество ходили ряженые. Наряжались в лохмотья, выворачивали шубы, изменяли голоса. Днем ходят по деревне, пляшут и поют, вечером приходят на «сходки»;
- Делали «лошадь»: натягивали на себя полог, навязывали колокольчики, вместо головы ставили ухват, приводили на «святки», где гуляла молодежь. Она плясала и всех ловила;
Крещенские обряды:
- В Крещение в 12 часов ночи вода везде становится святая. В сочельник в 12 часов ночи набирают воду из колодца. После Крещения во всех колодцах вола святая весь год – никогда не цветет;
- Парни ходили на рынок покупали девушкам конфеты, а они вышивали на платках имена парней и дарили им, а затем обменивались. Взрослые женщины (тетки) дарили своим родным племянницам «тряпичных кукол», которые символизировали благосостояние, здоровье, и удачу.
____________________________________________________________________
2 «Кудель»- вычесанный пучок льна, сверток избитой шерсти.
Приложение №3
Святочные гадания.
С 6 на 7 января особый
день – Сочельник, канун Рождества, когда
возможно все. По народным поверьям, в
эту ночь снимаются
все запреты, таинственные силы устремляются
на Землю. Одни, чтобы вредить людям,
другие, чтобы помогать.
Если ты,
собралась погадать в Сочельник или на
Святки, как это делали наши прабабушки,
настройся на серьезный лад, распусти
волосы, вынь из них заколки, развяжи все
узлы на одежде, сними цепочки, браслеты,
колечки (это обереги, замыкающие наши
энергетику и охраняющие от вторжения
извне). Мысленно отгородись от реального
мира и, главное, четко реши, что ты хочешь
узнать у Судьбы.
ГАДАНИЕ НА ПРОХОЖИХ.
В
крещенский вечерок выйти дружной
компанией на улицу и спрашивать имя
первого встречного. Повезет, если
прохожего зовут банально – Дима или
Сережа, хуже, коли попадется Вилеп или
Акакий – намучаешься искать теску.
ГАДАНИЕ
НА ВОСКЕ.
Это гадание – одно из наиболее старинных и любимых нашими прабабками (и многими поэтами).В прозрачный стакан или глубокую тарелку налей воды и на дно положи кольцо без камня, снятое с пальца гадающего. В ложке над пламенем свечи растопи воск или парафин со словами «Гори-гори свеча, топись-топись воск, назови мне имя суженого» резко вылей расплавленный воск в воду в центр кольца. А потом внимательно разглядывай форму застывшей восковой фигуры. Еще одно из толкований гадания на воск следующее: если воск растечется полосками – предстоят тебе дороги, переезды. Ляжет звездочками – жди удачи на службе, в учебе. Если образуется человеческая фигурка – появится новый друг, а если зверь, будь осторожна: у тебя есть тайный недоброжелатель. Цветок означает замужество или встречу новым партнером.
ГАДАНИЕ НА БУМАГЕ.
Сомни газету, придав ей любую форму (только не шара!) положи на металлический поднос и подожги. (Внимание! Помни о техники безопасности при обращении с огнем!) Наблюдай на белой стене отблески пламени, а потом осторожно поворачивай блюдце с пеплом, пока в свете свечи, которую надо поставить за спиной, тень не приобретет явные очертания!
ГАДАНИЕ НА БАШМАКЕ.
Брось
из окна что-нибудь из обуви (туфлю, сапог,
ботинок, пляжный тапочек, кроссовку,
босоножку – все равно что, на твой выбор)
и выходи следом. Если повезет, и ты
найдешь выброшенный башмачок, то
внимательно посмотри, как он лежит. Если
носком к дому, это означает, что в новом
году замужество тебе не светит. Но,
может, это и к лучшему. Может, тебе и так
неплохо.
ГАДАНИЕ НА РАСЧЕСКЕ.
Ложась
спать, под подушку положи расческу и
скажи: «Суженный, ряженный! Причеши мне
голову!» Кто приснится, тот и суженный.
ГАДАНИЕ НА ЗЕРКАЛАХ.
Гадать на зеркалах рекомендуется глубоко за полночь. Поднеси зажженную свечу к зеркалу, и ты увидишь своего суженного. Надо тут же сказать «Чур, меня!», иначе пророчество не сбудется. Иногда ставят два зеркала – одно напротив друг другого, а гадающая девушка садится между ними. Она должна смотреть в зеркало, пристально и неподвижно, прямо в конец коридора, образовавшегося в «перекрестье» двух зеркал. Говорят, что зеркало перед началом видения тускнеет, свет свечи теряет свою яркость, и вот тут-то нужно сконцентрироваться на «видении». Не стоит огорчаться, если в Сочельник гадание не удалось: у тебя впереди еще целая неделя Святок! Гадайте, веселитесь вплоть до самого Крещения (ночь с 18 на 19 января), когда заглядывать в будущее страшновато. Канун Крещения – самое время разгула нечистой силы, и любые гадания могут обернуться бедой. Чтобы этого не произошло, раньше для защиты дома на всех дверях и окнах в крещенскую ночь рисовали мелом крест.
Приложение №4
Рождественское печенье.
Вам потребуется:
1+1/3 стакана сахарного песку
250 г сливочного масла или маргарина
2 больших яйца
2 стакана обычной муки
2 стакана самоподнимающейся муки (с разрыхлителем)
1 ст. л. корицы или смешанных "зимних" специй
1/2 ч.л. соли
Немного муки и сахара для раскатывания теста и вырезания печенья
1 яйцо для обмазывания печенья (если вы не хотите его украшать сахарной глазурью)
А также: Твердая сахарная глазурь нужных вам цветов (готовая или смешанная самостоятельно). "Тематические" рождественские формочки для вырезания печенья
Набор для украшения сахарной глазурью (специальный мешок с разными насадками)
Сочень с творогом.
Состав: для теста
сливочное масло
- 50 г,
сахар - 1 стакан,
ванильный
сахар - 1 чайная ложка,
сметана - 0,75
стакана,
разрыхлитель - 1 чайная
ложка,
яйца - 2 шт,
мука - 3 стакана
в тесто + 0,5-1 стакан для подпыливания
для
творожной начинки
творог –
400гр,
сахар - 2 столовых ложки,
ванильный
сахар - 1 чайная ложка,
яйца - 2 шт,
сметана
- 2 столовых ложки,
манная крупа - 2
столовых ложки (без горки).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кольгаева Наталья Леонидовна
→ Наалья 28.07.2010 1 6223 734 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.