Статья "Системный подход в формировании навыков чтению нот с листа на начальном этапе обучения учащихся"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №4»
683000 г. Петропавловск – Камчатский ул. Фролова, 2/3
Тел. 49-87-74
Доклад
«СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ЧТЕНИЮ НОТ С ЛИСТА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»
Преподаватель
Кущ Лидия Ивановна
2019 г.
Слайд № 2
Цель: Сформировать быстрое чтение нот с листа и обучить учеников этому навыку.
Задачи:
-
Раскрыть значимость системного подхода для развития навыков в чтении нот с листа, как способ мотивации в учебном процессе.
-
Развитие навыка тщательного разбора текста и беглого чтения нот с листа, используя различные способы.
-
Побудить ребенка концентрировать внимание на трудностях встречающихся в том или ином произведении.
-
Обучить учащихся умению самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте
-
Настроить ребенка на психологический комфорт в учебном процессе.
План:
-
Введение
-
Чтение нот с листа как навык
-
Формирование навыка чтения нот с листа и освоение нотной графики.
-
Важность аппликатуры. Упражнения.
-
Развитие техники восприятия и инструментальной реализации нотного текста
-
Методическая находка. Создание сюжета.
-
Заключение
-
Список литературы.
Занимаясь с учениками по классу аккордеона и с группами оркестра, замечаю, что некоторые ребята не очень хорошо читают ноты с листа, слабо разбираются в тексте, не контролируют счет, не могут применять аппликатуру.
Главным недостатком является неточное воспроизведение ритмического рисунка, мелодической линии, аккордов и штрихов. Кроме того, учащиеся не осознают и не чувствуют мотив и музыкальную фразу. Это свидетельствует о не владении техникой чтения нот с листа. За годы обучения ученик более или менее успешно выучивает определенное количество пьес и этюдов с педагогом в классе. Но не все учащиеся могут разобрать пьесу самостоятельно или прочитать с листа.
А ведь развитие навыка чтения нот с листа имеет исключительно важное значение в формировании грамотного музыканта, способного активно участвовать в музицировании и ансамблевой игре.
Основная задача педагога – обучение ученика умению самостоятельно и грамотно разбираться в нотном тексте.
Было бы методической ошибкой при обучении чтению нот с листа требовать свободного воспроизведения на инструменте нотного текста в то время, когда ученик еще не овладел «словарным» запасом. Педагогу нужно подбирать доступный и легкий материал, учитывая степень уровня знаний и навыков ученика.
Развитие навыка чтения нот с листа, должно начинаться с первого года обучения и носить систематический характер на протяжении всего периода обучения.
Сначала ученик учится распознавать отдельные ноты, заем мотивы, фразы.
(Мотивы)
Слайд № 3
Нужно определить тональность, размер, ключевые и случайные знаки, штрихи, динамику, уловить направление мелодии.
В выборе репертуара для чтения с листа на начальном этапе рекомендуется использовать простейшие пьески в мажоре в медленном и умеренном темпе, с несложным аккомпанементом, с мелодической линией без скачков, в гаммообразной последовательности, с диапазоном не более пяти звуков, длительностью до восьмой ноты.
Когда начертание нот, пауз, нюансов становится для ребенка знакомым, тогда вырабатывается связь «вижу – слышу – знаю», где брать ноту на клавиатуре, каким звуком сыграть, как уложить звуки во времени, сколько длится пауза.
Можно применить упражнения, развивающие осязание и зрительное представление клавиатуры. Методом того является исполнение грамм и упражнений. Пусть ученик погладит клавиатуру, найдет группы из двух и трех черных клавиш, а также белые между ними.
Чтение нот с листа на аккордеоне имеют свои особенности, связанные со спецификой инструмента: это владение двумя различными клавиатурами и координацией движения рук исполнителя при одновременном ведении меха, а также исключение зрительного контроля (Особенно левой клавиатуры). Постоянное подглядывание за правой рукой мешает чтению нот, переключаясь с нотного текста на клавиатуру и ведет к остановкам. Поэтому аккордеонистам нужно уделять большое внимание лучшему освоению клавиатуры, научить мысленно представлять строение и ориентироваться на ней.
Слайд № 4
Большое значение имеет развитие привычки точно соблюдать аппликатуру. Выдающийся пианист и педагог Г. Г. Нейгауз «Наилучшая аппликатура та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ее смыслом». Эта работа приводит учащегося к приобретению навыков, необходимых для самостоятельной расстановки пальцев в нотах.
Слайд № 5
Удобная аппликатура при чтении с листа обеспечивает уверенность, точность, легкость, спокойствие. В начальный период обучения следует использовать пьесы и упражнения, в которых применяется «Натуральная» аппликатура, основанная на естественном положении пальцев без их расширения или сближения.
Слайд № 6
Затем игра через одну, две, три клавиши. Все аппликатурные комбинации, связанные с мышечной памятью, т.е. запоминанием расстояний между клавишами, называются «специальной аппликатурой».
Слайд № 7
Далее начинается выработка аппликатурной реакции на интервалы и аккорды (секунда – два пальца рядом, терция – через клавишу, кварта – через две клавиши, квинта – через три и т.д.).
Слайд № 8
Затем освоение аппликатуры, навыков, связанных с чтением аккордов. Трезвучие 1, 3, 5, секстаккорд 1, 2, 5, квартсекстаккорд 1, 3, 5.
Слайд № 9
Так же педагогу следует предложить упражнения на ритмические рисунки.
Слайд № 10
Опыт работы показал, что существует два типа учащихся, слабо читающих с листа:
-
Это учащиеся со средними данными, не обладающие развитым слухом и не подбирающие на слух.
Слайд № 11
-
Это способные ученики, но не очень хорошо владеющие инструментом. Они знают как должно звучать, но не могут воспроизвести. Особенно трудно обучать этому сложному и трудоемкому процессу, тех детей, которые невнимательны, неорганизованны все делают примерно.
Следовательно, главной задачей является для первой категории – активное развитие слуха, в том числе и и внутреннего. Для второй категории добиться слухового представления с отображением на клавиатуре и вниманию.
Трудности чтения с листа разделим на три вида:
-
Характеризуется недостаточным развитие чувства ритма, лада, музыкально – слуховых представлений. В этом случае ученик не в состоянии сам заметить свои ошибки при чтении с листа, так как его внутренний слух не обладает правильностью звучания.
-
Недостаточный опыт или невнимание ученика при чтении с листа. Ученик может услышать свои ошибки
-
Недостаточная свобода ориентации на клавиатуре, в непопадании на клавиши (или лады у домристов).
В данном случае в основе перспективной методики занятий чтения с листа лежит принцип «вижу – слышу – играю»
-
Вижу – восприятие нотного текста.
-
Слышу – Развитие внутреннего слуха – способность услышать нотный текст до игры на инструменте. Большую роль в обучении чтении нот с листа должна сыграть подготовительная работа в классе сольфеджио, где главной задачей является воспитание навыка восприятия мелодико – ритмических оборотов. Со зрительным определением нотного текста, нужно услышать без инструмента нотную запись. Это возможно лишь при наличии развитого внутреннего слуха.
-
Играю – стремление к художественному исполнению. Перед разучиванием музыкального произведения рекомендуется предварительно изучить его зрительно (вижу). Анализ произведения: определить метр и тональность, обратить внимание на ключевые знаки и заключение произведения. Уметь различать соотношения звуков по их высоте. Видеть текст на 1-2 такта вперед.
Слайд № 12
Первое действие – распознать и осмыслить «Больше думать, а не играть», - говорил своим ученикам Артур Рубеншейн. Думать – значит играть мысленно «вижу – слышу – играю – поправляю». Смысл этой формулы заключается в активации внутреннего слуха данной музыки, которую предстоит сыграть.
Слайд № 13
Второе действие связанно с работой зрения и слуха. Дети лучше воспринимают знакомые мелодии. Развитию внутреннего слышания музыкального произведения способствуют занятия сольфеджио и подбора по слуху. «Вижу - слышу – играю» усваивается на протяжении длительного периода обучения музыке (от простого к сложному).
Слайд № 14
Можно использовать упражнение для трёх учеников и назвать его «ручеек». Смысл его заключается в следующем: дается одно произведение, первую фразу читает с листа первый ученик, а два других следят по нотам и вступают вслед за ним по очереди на вторую фразу и, соответственно, на третью фразу.
Слайд № 15
Развитию беглости чтения музыкальных произведений служит также игра в оркестре и ансамблях по группам, (группа домр, группа баянов и т.д.). Чтение нот с листа новых произведений требует быстроты реакции и стимулирует сообразительности. Игра в ансамбле очень дисциплинирует ритмику и является незаменимой выработкой технических навыков и умений. Ансамблевое музицирование учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению, понимать друг друга. Если ребенок научился читать с листа в ансамбле – это залог успеха ученика.
Опыт работы с детьми в оркестре и ансамблях показывает, что хорошему чтению с листа способствует умение воспринять внутренним слухом мелодию, гармонию, определить ладовую и ритмическую основу. Перед исполнением ансамбля нужно проанализировать с группой музыкальный текст: ритмический рисунок, фразировку, лад, штрихи, метроритм пьесы.
Дети в группе ансамбля выбираются одного возраста и одинакового уровня подготовки: тогда появляется негласное соревнование и стимул к более внимательной игре. При остановки одного участника, другие продолжают играть дальше: это научит ученика ловить и подхватывать текст. То, что не удается при первом проигрывании не должно пробуждать чувство разочарования.
Ритм при чтении с листа в совместном исполнении занимает особое значение.
На начальном этапе ставится задача добиться заинтересованности и творческой активности, а также создается комфорт на уроке, соревнование и содружество.
Музыкальная педагогика опирается на психологию необходимо увлечь детей, развить музыкальное восприятие, творческие и музыкальные способности, образное мышление.
Активизировать познавательную деятельность детям можно различными способами. Важным стимулом успеха ученика является классные мероприятия, такие как «Вечера чтения нот с листа».
Слайд № 16
Для аккордеонистов я провела классный час «Прогулка по лесу» из пьес, предложенных учащимся для чтения нот с листа. Участниками были шесть учеников младших классов преподаватель на музыкальных примерах создает сюжет, где героями являются сами ученики. Мотивация для детей – соревновательный момент и дружеская атмосфера. Это развивающее занятие можно отнести к коллективному музицировали, включая детей в сотрудничество. Каждый читал с листа пьесу по сценарию «Прогулка по лесу». Воспитательные занятия ставят обучающие задачи и формирование положительного, психологического климата и комфорта на уроке.
Предлагаю рассказ сочиненный из названия русских народных песен. Рассказ читает педагог, дети играют по цепочке. Однажды Машенька и Ванечка отправились в лес. Ученик играет «По грибы пошла с Ванюшей». В лесу в кустах сидел зайчик. Звучит песенка «В кустах сидел зайчик». Вдруг лисичка пробежала махнув оранжевым хвостом. Третий ученик играет песенку «Лиса». Дети сели отдохнуть на полянке, звучит «Полянка».
Слайд № 17
Проголодались дети сели на пенек «Картошка», «Лепешки».
Слайд № 18
Вдалеке стояла орешина распустив зеленые ветви «Стоит орешина кудрявая».
Слайд № 19
На березе запел соловей «Налетай соловей», «Во поле береза стояла».
Слайд № 20
Веселые дети вернулись домой «Полька», «Праздничная».
Слайд № 21
Их ждала бабушка с крынкой молока «Во саду ли в огороде», дети устали. Бабушка уложила детей и спела им «Колыбельную», «Спокойной ночи».
Классный час получился неожиданным как для ребят так и для их родителей. Первые успехи в навыке чтения нот с листа вызывают у детей мотивацию к учебному процессу и закладывают интерес к обучению.
Итак, для успешного развития навыков, чтения с листа необходимо с раннего периода обучения научить ребенка:
-
Уметь слушать и слышать тональность, лад
-
Обучить правилам аппликатуры
-
Научить мыслить по мотивам и фразам
-
Уметь предугадывать развитие мелодии
-
Научить охватить текст по вертикали и горизонтали, уметь смотреть на один-два такта в перед
-
Хорошо владеть инструментом
-
Работу по чтению с листа необходимо проводить постоянно, постепенно усложняя читаемый материал.
Умение читать ноты необходимо всем обучающимся музыки: это расширяет кругозор, развивает слух, способствует освобождения исполнительского аппарата и выработки ориентации на клавиатуре.
Слайд № 23
Чтение нот с листа является наиболее сложным видом игры по нотам и обладает статусом художественной деятельности (в отличии от разбора произведения).
Слайд № 24
Величайшие музыканты прошлого и современности придавали большое значение чтению нот с листа так как это способствует развитию музыкального кругозора и профессиональных навыков исполнителя.
Ф. Лист понимал, что успешное продвижение ученика невозможно без чтения нот с листа, без постоянного расширения его музыкального кругозора.
Пианист Иосфи Гофман на вопрос, существует ли практический метод, способствующий более беглому чтению нот с листа, ответил: «Лучший способ научится быстро читать ноты – как можно больше читать».
Педагог должен суметь внушить чувство уважения, интереса и пытливости ко всему, что написано в нотах. Для ученика важно восприятие, внимание, мышление, воображение, память, эмоции, мотивации и воля.
Занятия чтения нот с листа связанны с интересом и способствуют обретению знаний, умений и навыков. Деятельность должна увлечь ребенка и принести результат!
Литература:
Ф. Липс «Искусство игры на баяне» М. Музыка 1985 г.
Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры»
Т. Камаева «Чтение с листа на уроках фортепиано» Москва классика 21век «2007г»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кущ Лидия Ивановна
→ Публикатор 10.02.2020 0 1085 282 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.