Статья "Методы и приемы формирования учебной мотивации у учащихся средних классов на уроках музыки в соответствии с ФГОС"


Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, формирование готовности к саморазвитию и активности учебно-познавательной деятельности учащихся, является первостепенным в процессе обучения. Проблема заключается в том, что не у всех школьников сформирована мотивация учения. Вопрос учебной мотивации изучается довольно давно, но, как мы видим на практике – до сих пор не найдена методика, которая бы охватила 100% учащихся. 

Разработкой вопросов, касающихся мотивационной сферы занимались такие ученые, методисты, психологи как Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Выготский Л.С. На современном этапе данным вопросом занимаются: Маркова А.К., Леонтьев А.Н., Чеботарёва Е.Ю. и другие.

Учебная мотивация - это процесс, который поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Различают внешнюю и внутреннюю мотивации. Внешняя мотивация – это когда мы хотим выполнить задание, чтобы получить вознаграждение или избежать отрицательного результата. Внутренняя мотивация – то есть действие, выполняется ради самого себя, а не для получения вознаграждения. 

Психологи и педагоги придают огромное значение формированию внутренней мотивации (стремлению к накоплению опыта, умений, знаний). Человек мотивированный внутренне, просто получает удовольствие от выполнения задания. 

Средний школьный возраст – это тот возраст, когда для подростков характерна  импульсивность, неустойчивость, безаппеляционность в суждениях, и в тоже время неуверенность в себе. В этом возрасте учебная деятельность, не занимает ведущего места, поэтому так важны приёмы и методы стимулирования мотивации учения.

Формирование учебной мотивации на уроках музыки имеет огромное значение, так как учащимся следует не только обладать дОлжным объемом знаний, но они должнЫ стать зрелыми духовно и интеллектуально. 

При написании работы, нами было проведено опытно-экспериментальное исследование с группами детей «Средней общеобразовательной школы №25».

Выходя на практику, где основной целью было проверить, действительно ли методы и приёмы формирования учебной мотивации столь успешны, мы столкнулись с рядом проблем. Во-первых, предмет «Музыка» не является основным, по нему не сдают экзаменов, не пишут ЕГЭ и, соответственно, отношение учащихся к данному предмету – посредственное. Во-вторых – все методики по формированию учебной мотивации малоприменимы на уроках музыки, поэтому приходилось выборочно применять методы и приёмы из разных методик. 

Результатом стало создание методического пособия, по которому мы работали в процессе эксперимента. Эксперимент проводился в 7-х классах. 

В ходе работы, нами была проведена диагностика уровня сформированности учебной мотивации по  методике Натальи Георгиевны Лускановой. Которая показала: что у большинства учащихся низкий уровень – 72% в экспериментальной группе и 67% - в контрольной.  У ребят низкий уровень  общего отношения к обучению. В основном преобладают мотивы ожидания одобрения и избегания неприятностей. Познавательный мотив, который выражается в том, что ученику интересно узнать что-то новое, присутствует лишь у некоторых учащихся.

К сожалению, одного месяца преддипломной практики мало, для того чтобы был явный результат. Но изменения и интерес детей были заметны. 

Первое задание - «Оратор», в нём следовало за 1 минуту убедить своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Поначалу это задание вызвало насмешки, потом же, оказалось, что самое трудное это начать. На протяжении практики данный приём применялся перед изучением новой темы и, когда на последнем уроке учащимся было предложено обосновать важность данной темы, то ответить вызвались несколько человек.  

Прием «Свои примеры». Перед изучением новой темы, учащимся давалось домашнее задание принести музыкальный материал, который бы раскрывал данную тему, но не входит в программу по предмету «Музыка». Были неожиданные примеры, когда ребята, обосновывали, что данное произведение раскрывает тему: например, «Героическая тема в музыке» - ребата посчитали, «Кукушка» Виктора Цоя и «Вперёд Россия» Олега Газманова полностью раскрывают тему и мы с ними согласились.

Приём «Открытое домашнее задание» заинтересовал учащихся, так как он связан с практическими интересами. Им было предложено подготовить сообщение о своем любимом исполнителе или о музыкальной группе – отметим, что данное задание было выполнено практически всеми, самое главное, что каждый стремился представить свою работу перед всем классом. Ребята рассказали о Дрэйке, о Басте, о нашей челнинской группе Чаян-Фэмели и о других. Мы с ребятами выяснили, что большинство современных музыкантов, рэперов – закончили музыкальные школы и даже консерваторию (Гио Пика). Их музыка также начиналась с познания Баха, Бетховена, Чайковского.

Приём «Верные-неверные утверждения». Учащиеся выбирали «верные» по их мнению утверждения, полагаясь на собственный опыт. Например, нами этот приём был использован при изучении темы «Музыка «лёгкая» и «серьёзная».

Учащиеся утверждали, что легкая музыка – это поп-музыка или современная музыка. Мы спросили, может ли быть музыка Баха легкой? Все однозначно ответили - нет. Мы привели в пример «Шутку» Баха, и выяснилось, что она воспринимается легко, просто, запоминается мотив. В конце урока, мы с ребятами выяснили, что легкая музыка, это не обязательно современная, это может быть и старинная, классическая музыка, но которая воспринимается легко. Или, это может быть современная музыка, но воспринимаемая серьезно, как например песня Басты – «Сансара», или песня «Герои нашего времени» группы Каспийский груз. 

В процессе опытно-экспериментального исследования самое приятное было то, что в классе стали работать все. Можно сказать с уверенностью, что если бы мы работали с ними дольше, то результат был бы более существенный. Таким образом, можно говорить об эффективности, проводимой нами, формирующей работы.

Обобщая результаты исследования, мы можем сказать, что формирование  учебной мотивации у учащихся средних классов на уроках музыки будет эффективным тогда, когда методы и приёмы применяются систематически, при этом учитываются психофизиологические особенности учеников. Следует отметить, что результаты работы по формированию учебной мотивации  не всегда проявляются быстро, но у  детей появляется желание обучаться в школе, желание выполнять такие виды деятельности, к которым раньше не проявляли интерес.


Полный текст материала Статья "Методы и приемы формирования учебной мотивации у учащихся средних классов на уроках музыки в соответствии с ФГОС" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ежова Елена Николаевна  Публикатор
24.09.2020 0 1016 21

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК