Статья "Разучивание музыкальных произведений на фортепиано"
Разучивание музыкальных произведений на фортепиано
Исполнение любого музыкального произведения наизусть является основным требованием концертной деятельности, что требует навыков запоминания. Развитие музыкальной памяти начинается рано, практически с рождения и для детей дошкольного возраста ведется в игровой форме с применением различных технологий. Важны наглядная сторона и ассоциативное восприятие, аналитическое закрепление изученного. Планомерные исследования о феномене музыкальной памяти начались более 150 лет назад, когда утвердилась тенденция игры на сцене без нот. До сих пор ведутся споры о более результативных способах развития и ускорения процесса запоминания музыкального материала.
Типы памяти
Выделить музыкальную память в отдельную строку вряд ли получится. Она тесно связана с остальными видами произвольного и непроизвольного запоминания. При этом для музыканта более ценна именно произвольная часть. Хорошо известно явление, когда малыш при многократном напевание песенки постепенно присоединяется к исполнению взрослого сначала исполняя отдельные фрагменты, а потом всю песню целиком. Такое запоминание имеет значительный запас прочности. Почти каждый человек при желании может вспомнить и воспроизвести любимую детскую припевку или колыбельную, которая осталась на подсознательном уровне. Для целенаправленного запоминания необходимо задействовать несколько типов восприятия.
Слуховое
Поскольку музыкальная память является способностью человека к запоминанию, сохранению и воспроизведению мелодий, то слуховое восприятие считается одним из основных. Именно оно запускает механизм анализа прослушанного, его систематизацию и закрепление. Ведущую роль играет звуковысотная организация. Человек способен различать звуки по продолжительности, высоте, тембру, громкости.
На основе слухового восприятия идет подбор мелодий, аккомпанемента, последующее обучение основам импровизации. Если у ребенка ведущей является именно слуховая составляющая, то он сможет быстро и правильно фиксировать и воспроизводить услышанное. Ярким примером служит юный Моцарт, воссоздавший партитуру Miserere, единожды прослушав ее в Ватикане.
Для учащихся с этим типом восприятия необходимо сделать акцент на вдумчивой работе над нотным текстом, поскольку запоминая звучание, они не обращают внимание на мелкие нюансы, прописанные в произведении.
Визуальное
В широком понимании это способность различать цвета, оттенки, выстраивать зрительный образ окружающего мира, ориентироваться в пространстве. Для музыканта приобретает значение визуальный анализ графического рисунка мелодии. Способность является врожденной, развивается вместе с ребенком, постепенно обретая все большую детализацию.
К самым ярким демонстрациям этого вида относится фотографическая память. Единожды увиденное запечатлевается в малейших нюансах. У дошкольников визуализация очень важна, как закрепляющий элемент. Таким детям в будущем будет удобно работать с текстом, но нужно уделить больше внимания технической стороне воспроизведения, проигрыванию написанного.
Тактильное
Восприятие информации и запоминание через прикосновение. Этот вид, если он достаточно развит, становится дополнительной гарантией исполнения произведений на сцене без срывов. Он позволяет, невзирая на волнение или минутную растерянность, выполнить техническую задачу. Сознание перерабатывает информацию через осязание, дополняя слуховые и визуальные впечатления.
Двигательная память является полноценным компонентом музыкальной. Ее развитию тоже требуется уделять пристальное внимание. Механика движений необходима для повышения уровня мелкой и крупной техники, где многие пассажи играются именно " на ощупь".
Типы памяти между собой тесно взаимосвязаны и их развитие целесообразно именно в комплексе с проработкой тех сторон, которые менее развиты.
Польза целенаправленного развития памяти у детей дошкольного возраста
Произвольное запоминание необходимо во всех областях жизни. Без него немыслимо обучение, накопление опыта, систематизация полученных знаний. Чем раньше ребенок научится по своему желанию запоминать информацию, тем быстрее пойдет его общее развитие.
Выделяют кратковременную и долговременную память. В первом случае усваивается большой объем, но быстро за ненадобностью исчезает и восстановить его бывает почти невозможно. Долговременная память работает подобно хранилищу, где все разложено по своим местам и может быть извлечено по мере надобности. Именно на свойствах долговременной памяти основам этап вспоминания. Во время познания окружающего мира отложенные знания и впечатления регулярно извлекаются для сравнения с новой информацией.
Стоит помнить, что у ребенка 2-4 лет лидирует механическая память и формируются основы логического мышления. Для 4-6 лет характерно непроизвольное запоминание, где более точно запечатлеется информация, представляющая для ребенка интерес и вызывающая эмоциональный отклик. Задача педагога состоит в создании основ произвольного вида запоминания с опорой на логические и эмоциональные связи.
В процессе запоминания очень важен позитивный настрой и в этом большую роль играет личность преподавателя. Плутарх был уверен, что "ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а сделать это может лишь тот, кто сам горит".
Развитие памяти стимулирует процессы:
-
концентрации внимания;
-
появления и расширения логических связей;
-
раскрытия творческих способностей.
При этом начинает более активно работать воображение, улучшается координация в пространстве, ускоряется усвоение информации.
Несмотря на масштабные исследования в области работы памяти количество вопросов только множится. Изучению процесса запоминания посвятили работы многие знаменитые исполнители и педагоги. Они пришли к единому мнению, что развивать память можно и нужно с раннего возраста, выбирая методики на основании индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие памяти через творческие и музыкальные занятия
Активизация процесса произвольного запоминания считается одной из основных задач педагога. Без этого навыка работа над произведением затягивается на неопределенное время. Непроизвольный вариант, подменяемый механическим проигрыванием, опасен непредсказуемыми ошибками и срывами при публичном выступлении. Мышечная память тоже необходима, без нее невозможно легко и свободно играть пассажи и широкие скачки, такие как в пьесе С. Прокофьева "Дождь и радуга", но делать этот вид памяти ведущим нерационально.
В системе развития памяти важно соблюдение поэтапной постановки задач:
-
выделение цели;
-
четкая формулировка задания;
-
выполнение;
-
анализ результата.
Поскольку у ребенка дошкольного возраста преобладает образная и зрительная составляющие, сопровождающиеся яркой эмоциональной окраской, эти методы становятся ведущими. Творческие задания, задействующие сразу несколько типов памяти, вызывают больший интерес, чем абстрактные однообразные упражнения и дают более высокий результат.
Хорошая музыкальная память позволяет быстро осваивать нотный материал, воспроизводить его с минимальным количеством неточностей и сохранять выученное в течение длительного времени.
В процессе задействованы:
-
слуховая;
-
двигательная;
-
логическая память.
Единого мнения о том, какой вид памяти предпочтительнее, среди педагогов и исполнителей нет. А. Гольденвейзер в " Основных задачах музыкального воспитания"и С. Савшинский в " Работе пианиста над музыкальным произведением" придавали произвольному запоминанию и развитию музыкальной памяти центральное значение. При этом особо выделялось, что сначала выучивается текст, и только потом начинается процесс технического совершенствования исполнения. Г. Нейгауз, С. Рихтер и К. Игумнов основной задачей считали создание музыкального образа с первых нот, отодвигая разучивание текста на периферию.
Но все признавали взаимосвязь памяти и слуха, предпочитая собственные методы развития этих важнейших составляющих.
Формула запоминания музыкального произведения И. Гофмана
Исполнитель и педагог разработал интересную систему, состоящую из нескольких этапов. Она работает при развитом внутреннем слухе, хорошей логической памяти и изрядной доле настойчивости. Он предлагает:
-
работу с текстом без инструмента, где основой становится тщательный анализ структуры формы, развития художественного образа, средств выразительности;
-
работа за инструментом, когда к логике подключаются слуховой контроль и тактильные ощущения;
-
игра наизусть;
-
работа без инструмента и нот.
Способ значительно сокращает время разучивания произведения, сразу формируя цельный образ и исполнительскую интерпретацию.
Методы развития музыкальной памяти и слуха у дошкольников
У детей хорошо развита ассоциативная линия, что широко используется при развитии музыкального слуха и памяти. Определение музыкального слуха дается в нескольких вариантах, но во всех присутствует фраза о том, что это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки.
В педагогической практике создано множество музыкально-дидактических игр, направленных на развитие слуха и памяти. Они затрагивают все типы запоминания. Многообразие объясняется необходимостью на протяжении длительного времени удерживать внимание ребенка, что достигается частой сменой видов деятельности. У дошкольников активная фаза составляет всего 2-4 минуты, после чего ребенок теряет интерес к предлагаемому занятию.
Чаще всего в пределах урока выбираются несколько заданий, направленных на развитие разных видов памяти.
-
Закрепление тактильных ощущений - игра под платком, когда приходится ориентироваться только на мышечную память и слух.
-
Ритмическая зарисовка - проигрывание ряда нот в заданном педагогом ритме.
-
"Скакалка" требует хорошей ориентации на клавиатуре, когда нужно воспроизвести мелодию в разных октавах, задействовать слуховые и аналитические способности.
-
"Печка" - заключается в проигрывании мелодии с любого такта. Целью становится создание точек логической опоры, исключающих срывы на сцене и углубляющие степень запоминания текста.
-
"Эхо" используется в разных вариантах как проигрывание фрагмента мелодии за педагогом, сначала следя на руками, а затем на слух. Усложнить задачу можно, пересев за второй рояль и убрав руки педагога из зоны видимости.
-
"Змейка" - изученное произведение делится на равные фрагменты и проигрывается по очереди. Первый играет педагог, второй - ученик. Активизируется логика и внутренний слух. Также можно пропевать одну фразу, а затем продолжать ее на инструменте.
Ассоциативный метод развития музыкальной памяти
В музыкальной психологии велись длительные исследования феномена памяти. На основе полученных данных обоснование ассоциативности в музыке дали Д. К. Кирнарская, В. Д. Остроменский, В. В. Медушевский. Образность музыкального искусства развивает чувствительность и эмоциональную отзывчивость, формирует навык построения ассоциаций. Методом широко пользовались многие педагоги, в том числе Г. Нейгауз и Л. Оборин.
Поэтические образы более востребованы для старшего возраста, дошкольникам нужна конкретика, такая как связь с визуальным образом. На этом этапе используются книжные иллюстрации, задействуется планшет или фигурки животных. Интересным вариантом станут задания на сочинение нескольких названий, отражающих суть музыкальных произведений и подбора иллюстраций к ним. Этот подход отражен в сборнике А. Артоболевской "Первая встреча с музыкой", где "Вальс собачек" подкреплен забавной картинкой и веселыми стихами-ритмизацией.
При знакомстве со звуковысотной системой, октавами, понятием высоких и низких нот удобно делать привязки с животным и птицам. Басовые ноты звучат как голос медведя или по верхним регистрам пролетает воробей, пробегает мышка. Можно предложить ребенку имитировать движения животного под музыку, что совместно с визуальной стороной закрепит полученные знания сразу на нескольких уровнях.
Применение творческих заданий значительно расширяет возможности развития всех видов музыкальной памяти.
Список литературы:
-
Гольденвейзер А.Б. Об основных задачах музыкального воспитания, «СМ», 1934.
-
Савшинский С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М.: Классика XXI, 2004.
-
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: ДЕКА-ВС, 2007.
-
Коган Г.М. У врат мастерства. – М.: Классика XXI, 2004.
-
Готстдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: «NB Магистр», 1993.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шойхет Клара Григорьевна
→ Публикатор 01.01.2021 0 731 142 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.