Статья "Некоторые методы запоминания нотного текста"


Управление культуры города Южно-Сахалинска Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа №1 города Южно-Сахалинска»

 

 

 

 

 

 

 

 

Методический доклад на тему:

 «Некоторые методы запоминания нотного текста»

 

 

 

 

 

Преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер Синеок Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

г. Южно-Сахалинск

2018 г.


 

ОГЛАВЛЕНИЕ


 


 







 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ВВЕДЕНИЕ.


 

В разучивании нотного текста основную роль играет память. Музыкальная память – актуальная и очень важная проблема современного исполнительства. Свыше 100 лет возникла тенденция концертного исполнения без нот и с тех пор эта проблема волнует, как педагогов, учащихся, так и маститых артистов. Для чего же играть текст наизусть, если можно прекрасно исполнять его по нотам? Этот вопрос музыканты-исполнители объясняли так: игра наизусть необходима для творческой свободы, ведь музыкальная фактура, всё более усложняющаяся в эпоху романтизма, уже не позволяла исполнителю раздваивать свое внимание между нотным текстом и клавиатурой. Ф. Бузони писал: «Я старый концертант, пришел к убеждению, что игра на память придает несравненно большую свободу исполнению». Однако во времена Р. Шумана исполнение без нот считалось подвигом лишь для большого таланта. Игру наизусть вовсе рассматривали как «ненужный риск» и даже «шарлатанство». Сам же Роберт Шуман утверждал, что «аккорд, сыгранный как угодно свободно по нотам, и наполовину не звучит, так свободно, как сыгранный на память» [2, с.4].

Цель моей работы – доказать, что использование всех видов музыкальной памяти и применение не одного, а сразу нескольких методов заучивания нотного текста ведут к наполненному и успешному запоминанию произведения.

Исходя из данной цели, можно поставить следующие задачи:

  • Представить виды памяти и обозначить их функции;

  • Показать наиболее распространенные способы развития музыкальной памяти;

  • Разобрать и проанализировать различные методы запоминания нотного текста;

Методологической базой к данной работе стали труды отечественных педагогов: Гофман И. [1], Маккиннон Л. [2],, Голубовской Н. [3], и Савшинского С. [4].

  1. Память и ее основные виды.


 

Основным качеством для запоминания нотного текста служит память. Прежде чем подробно разбирать свойства музыкальной памяти, остановимся на понятии памяти вообще.

Память – это психический процесс сохранения, запечатления и последующее воспроизведение информации.

Под понятием «музыкальной памяти» предполагается сотрудничество несколько различных ее видов:

  1. Зрительная – позволяет запечатлеть зрительные представления нотного текста (зрительные образы).

  2. Слуховая – этот вид памяти помогает запоминать слуховые впечатления от прослушанного, а также в частности: тембр, ритм, интонацию, мелодию и гармонию произведения. Учебный процесс должен строиться таким образом, чтобы слуховое представление предшествовало извлечению звука.

  3. Двигательная или моторная - позволяет сохранять и воспроизводить различные движения. К сожалению, некоторые педагоги на уроках специальности дают большой объем нотного текста, например, на каникулы, и не объясняют, как его было бы правильно учить. После чего ученик пытается вызубрить пьесу и использует малую часть данной ему от природы способность к запоминанию. В итоге конечный результат такого заучивания базируется только на моторной памяти без анализа и осмысления нотного текста.Н. И. Голубовская пишет в своей статье «Работа пианиста», что нужно препятствовать чисто механическому запоминанию нот. Нужно сначала разобрать произведение по нотам, поиграть его, пропустить через свое сознание, а затем заучивать, используя логическую и слуховую память. Моторная память сама подключается в процессе работы и не является основной.

  4. Тактильная. Такой вид памяти позволяет нам без особых усилий запомнить туше, характер, нюансировку, штрихи, тембр, благодаря запоминанию прикосновения кончика пальца. Развивать данный вид памяти можно путем игры в темноте или закрытыми глазами.

  5. Эмоциональная - позволяет запоминать чувства и впечатления, возникшие во время звучания произведения.

  6. Логическая - направленна на запоминание и воспроизведение мысли, чёткого понимания структуры и смысловых группировок музыкального произведения. Она помогает осмысленно запоминать текст при делении произведения на отдельные фрагменты. А каждый фрагмент является законченной смысловой единицей музыкального материала и представляет собой опорные точки – будущие точки восстановления, в случае потери текста на сцене.

Во время работы над музыкальным произведением, для большей эффективности запоминания, необходимо использовать все вышеперечисленные виды памяти. У грамотного исполнителя проблема концертного волнения уходит на второй план, потому что голова все время в работе и все виды памяти в совокупности подают четкие команды игровому аппарату.

 

2. Память в работе над музыкальным произведением.

Методы запоминания нотного текста.

Наш мозг – это мышца, которую нужно все время тренировать. Осуществляя нагрузку своему мозгу человек, повышает свой культурный и интеллектуальный уровень, эффективно анализирует любую информацию, улучшает память и т.п.

Развить музыкальную память можно посредством одного или нескольких простых способов:

  • Постоянное выучивание новых музыкальных произведений.

  • Подбор по слуху различных мелодий на инструменте.

  • Заучивание наизусть прозаических или стихотворных произведений. Можно, например, использовать такой способ: каждое утро учить по четыре строчки из какого – либо произведения, повторять их в течении дня. Вечером же, подготовить новые четыре строчки для разучивания на следующий день, повторить то, что было выучено сегодня перед сном и лечь спать. Утром выучить новые строчки и повторить старые. И спустя некоторое время регулярных тренировок вы удивитесь, как много оказывается можно запомнить, не прикладывая больших усилий.

Основополагающий принцип разбора музыкального произведения: «ВИЖУ – СЛЫШУ – ИГРАЮ». Д. К. Кирнарская (музыкальный психолог) в своей работе «Музыкальные способности» пишет: «Музыкальная память пользуется материалом, который предоставляет ей внутренний аналитический слух, поскольку не понятное и нерасчлененное нельзя запомнить: хаос не поддается сознательной фиксации. И запоминает человек любой материал не сразу и не вдруг, а чаще всего постепенно, то есть по необходимости, разлагая этот материал на элементы и слои, на этапы и разделы, которые шаг за шагом укладываются в памяти. Предварительным же этапом запоминания музыки всегда будет внутренний слух….».

 


 

МЕТОДЫ:

  1. Очень полезным считается разбирать и заучивать произведение без инструмента, так музыкант не будет невольно стремиться сыграть нотный текст, исключая работу внутреннего слуха. Насколько нам известно, так занимались великие: Н. Паганини (он был первым скрипачом, кто исполнял все свои концертные произведения наизусть), Ф. Лист, С. Рихтер и др. Да, такой вид разбора произведения гораздо сложнее, нежели чем за инструментом, но он позволяет развить внутренний слух и исключить пропуски важных элементов музыкальной ткани при исполнении на инструменте.

Таким способом можно пользоваться примерно по следующему плану:

  • пропеть внутренним слухом мелодические линии и подголоски;

  • понять музыкальную форму произведения, мысленно разделить его на части;

  • постараться в гомофонно-гармонической фактуре услышать вертикаль;

  • поставить себе цели и задачи, которые необходимо выполнить в данном произведении;

  1. Еще один интересный способ для закрепления запоминания текста – записывать изучаемое произведение. Наверняка это вызовет трудности. Но смысл в том, чтобы попробовать написать уже выученный мотив, фразу или даже предложение, как считаешь правильным, а затем сравнить с оригиналом. Этот способ позволяет понять: насколько вдумчивым был процесс запоминания.

  2. Поиграть на столе, представляя прикосновения клавиш. Данный способ служит для того, чтобы подготовить не только слуховую и зрительную память к исполнению, но и двигательно–моторную.

  3. Следить по нотам, слушая произведение. Этим способом необходимо пользоваться только на раннем этапе обучения: когда не приходится рассчитывать на восприятие произведения на ученика из-за затруднительности прочтения нотного текста. Существуют разные мнения. Некоторые педагоги совсем запрещают своим ученикам слушать, изучаемые произведения в чужом исполнении, во избежание подражания. Но с другой стороны, что плохого в подражании великим мастерам? По мнению же других преподавателей нужно слушать, как можно больше различных интерпретаций великих исполнителей, но только не на этапе разбора и затем найти то, что будет ему ближе, а может даже прийти и что–то свое. Помимо прочего такой способ работы помогает запоминать нотный текст визуально и развивает зрительную память.

  4. Учить с закрытыми глазами. Л. Маккингон (английский психолог) считает, что в процессе заучивания должны сотрудничать несколько видов памяти: слуховая, моторная и тесно связанная с ней тактильная. Однако большое значение она придает именно моторной памяти, используя теорию З.Фрейда о сознательном и бессознательном, называя игру сложным двигательным актом, доведенным до автоматизма, активное вмешательство в который может подчас навредить исполнителю. Маккиннон предлагает играть, несмотря на клавиши или играть в темноте. Несмотря на вышесказанное автор призывает к осмысленному выучиванию и считает, что прежде, чем начинать работать, нужно создать музыкальную концепцию произведения, наподобие того, как художник представляет себе картину.

В своей педагогической практике я часто использую данный метод. Исключение зрительного внимания обостряют другие способы восприятия. Этот метод помогает нам запоминать различные типы движения звуков и правильно, с обостренным слуховым контролем их проинтонировать.

  1. Проиграть в своем воображении все произведение. К этому методу стоит приступать тогда, когда произведение уже хорошо выучено наизусть. Играть необходимо от начала и до конца без ошибок. Важно, играя в своем воображении представлять клавиатуру и играть только правильной аппликатурой. На своем личном опыте могу подтвердить, что этот метод работает и помогает собрать произведение по форме. После таких занятий произведение звучит по-иному, нежели до этого.

Со своими учениками на уроке я начинаю заучивать произведения придерживаясь следующего плана:

  • Слушаем произведение. Очень важно исполнять выбранное произведение своему ученику. Это позволяет ему больше проникнуться в калейдоскоп обертонов инструмента. Увидеть ваши эмоции и даже «заразиться» ими.

  • Далее мы говорим о настроении, которое пытался передать композитор и характере произведения.

  • Затем определяем лад, тональность, пытаемся проследить меняется ли она на протяжении всего произведения.

  • Определяем тип фактуры и форму сочинения: делим произведение на части и обозначаем карандашом границы.

  • Разбираем из чего состоит произведение: (присутствуют ли схожие элементы: секвенционное развитие, одинаковый или похожий ритмический рисунок, мелодические обороты и др.). Находим границы фраз и выявляем их функциональное окончание.

  • Далее анализируем движение мелодии, кульминацию и интервалику в ней. После этого переходим к сольмизации, желательно интонировать чисто в точном ритмическом движении: это помогает лучше прочувствовать мелодию и одновременно выполнить некоторые задачи: выучить динамику, штрихи или особые указания, например, ritenuto.

  • Прежде чем заучивать нотный текст, ученик должен хорошо уметь сыграть произведение по нотам, ведь «главная задача исполнителя – дать произведению воздействовать на себя. Контакт с «душой» произведения должен дать «искру» и разжечь к нему пламенное отношение» [4, с.61].

  • Заучивать нотный текст за инструментом начинаем постепенно по одному или по нескольким мотивам. Здесь я провожу аналогию с пирамидой: мотив – это один элемент – звено, и пока звенья крепко и надежно не скрепятся друг с другом, дальше собирать нельзя, иначе конструкция не будет прочной и в конце концов рухнет. Н. И. Голубовская (российская пианистка, клависинистка и педагог) считает, что на память следует учить медленно, чтобы не возникало никаких препятствий в моторике. Трудности нужно устранять, а увеличивать темп только при уже выученном тексте. Голубовская так же придает важное значение представлению музыкального образа на начальном этапе изучения произведения.

При заучивании произведения гомофонно-гармонического склада, большое внимание уделяем аккомпанементу. Любой тип фактуры в аккомпанементе необходимо так же пропевать, собирать в аккорды и играть цепочки интонируя, следуя их функциональности.

В полифонических произведениях разбираем и сольфеджируем каждый голос, соблюдая правильные штрихи, динамику и т.п. Полезно так же, пропевая без инструмента, представлять исполнение на клавиатуре отдельно каждый голос с правильной аппликатурой – это позволяет развивать не только внутренний слух, но и зрительную память. С более способными учениками в полифонических произведениях мы по очереди сольфеджируем один голос, а остальные играем.

Конечно при работе над заучиванием произведения на память, педагог должен учитывать возрастные особенности ученика. Дети младшего возраста запоминают путем зазубривания, редко понимая, что они вообще учат. Такова их психология. Но даже с младшими учащимися можно попытаться разобраться в обилии нот: работать в игровой форме и заучивать текст путем ассоциаций.


 


 


 

Заключение.


 

Итак, снова зададим вопрос: Стоит ли заучивать произведение наизусть? Конечно стоит, только целенаправленно и постепенно решая все задачи, после того как произведение будет тщательно разобрано и в нем не останется ни одного сомнительного темного пятна. Правильный разбор – это фундамент всей композиции.

Хочется подчеркнуть, что хороший результат при запоминании на память возможен лишь при систематической и внимательной работе.

При заучивании, так же нужно помнить какое время суток является оптимальным для этого. Конечно, учить на память лучше в утренние или дневные часы, а вот для повторения закрепленного материала, хорошо подойдет вечернее время – перед сном.

Еще ученые в области ароматерапии советуют использовать определенные ароматы в процессе умственной работы и запоминания. «Экспериментально установлено, - пишет в своей книге «Лимон. Мифы и реальность» доктор медицинских наук, профессор Неумывакин И. П., - что вдыхание запаха лимона, эвкалипта, мускуса снимает чувство усталости, возбуждает нервную систему, способствует процессу познания, стимулирует память».

Итак, из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что наилучшим и доказанным опытом великих исполнителей является методика внимательного и целенаправленного анализа нотного текста, и использование всех видов музыкальной памяти, применение не одного, а несколько методов запоминания. Другими словами: нужно создавать много путей к одному и тому же результату.

 


 


 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М.: Классика - XXI, 2002.– 188 с.

  2. Маккиннон Л. Игра наизусть. – М.: Классика - XXI, 2004. – 150 с.

  3. Голубовская Н. И. О музыкальном исполнительстве – Л.: Музыка, 1985. – 143 с.

  4. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением. – М.: Классика – XXI, 2004.– 189 с.

  5. «Как лучше запомнить нотный текст?» Сайт medium.com (Hillary Lit даты нет

  6. «8 советов для запоминания нотного текста» Сайт репетитор - фортепиано.рф (Базова Любовь июнь 22,2017)

  7. «Музыкальная память и методы заучивания музыкальных произведений» Ankungurov.ru (Кунгуров Анатолий) даты

  8. «Приемы заучивания музыкального произведения наизусть» Сайт informio.ru (Резак Ростислав даты нет


 


Полный текст материала Статья "Некоторые методы запоминания нотного текста" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Синеок Надежда Анатольевна  Публикатор
18.02.2021 0 2820 196

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК