Статья "От занятий по спортивному ориентированию к большому спорту"
Хизбуллина Л.Н.,
тренер-преподаватель,
МАУДО г. Нижневартовска,
«ЦДиЮТТ «Патриот»
г. Нижневартовск
От занятий по спортивному ориентированию к большому спорту
Аннотация.В статье раскрывается опыт работы тренера-преподавателя МАУДО г. Нижневартовска «ЦДиЮТТ «Патриот» со спортивно-одаренными детьми по дополнительной общеразвивающей программе «Спортивное ориентирование»
Ключевые слова. Спортивное ориентирование, дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, одаренные дети, спортивные способности
«Каждый ребенок одарен,раскрыть его способности –
наша задача. В этом - успех России»
В.В. Путин
В ноябре 2018 года был утвержден федеральный проект «Успех каждого ребенка», направленный на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.Перед современным образованием, в том числе и дополнительным, была определена задача – создать ситуацию успеха для каждого ребенка и детского коллектива в целом[1]. Успех — это результат деятельности человека, который преобразует его самого и окружающую действительность. В него включаются только те достижения человека, которые могут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности.
Особое внимание в проекте уделено «выявлению талантов каждого ребенка и построению индивидуальной образовательной траектории обучающихся» [1].
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей.Кого можно отнести к одаренным детям? Кто они, о которых сегодня очень многоговорят и пишут?
Одаренный значит талантливый. Но все ли дети талантливы? Иногда мы слышимтакое выражение - «талант от природы», что значит «от рождения». Я согласна с этим,абсолютно все дети рождаются талантливыми. Каждый ребёнок обязательно имеетодарённость в одной из семи областей человеческой деятельности. Главное – не упуститьвозможность проявить ребенку свои таланты или раскрыть их. Поэтому для меня как тренера-преподавателя важно увидеть спортивную одаренность ребенка, правильно развивать и совершенствовать этот природный талант в тесном сотрудничестве с родителями.
Именно спортивный талант позволяет достичь высоких результатов в спорте.Как же определить, есть ли спортивный талант у ребенка, который собирается илитолько-только начал заниматься спортом?Самое первое, что необходимо сделать – это побеседовать с родителями.Предложите методики диагностики одаренности [2].Проведите небольшой тест по картам одаренности А.Де Хана и Г.Кафа. Анкета поможет оценитьправильность предположения о врождённых спортивных способностях ребёнка.
У ребёнка спортивный талант, если:
1 - он энергичен и всё время хочет двигаться;
2 - он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
3 - он почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь
спортивной игре;
4 - не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами,
мячами и клюшками;
5 - лучше многих других сверстников физически развит и координирован в
движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
6 - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже
бесцельную беготню;
7 - кажется, что он никогда всерьёз не устаёт;
8 - неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, ноу него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Конечно же, данный опрос не раскрывает весь потенциал одаренности, но все жетренеру стоит обратить внимание на ребенка с такими данными и использовать их вдальнейшем развитии юного спортсмена.
Моя педагогическая и тренерская работа строится в соответствии сдополнительной общеобразовательной программой по спортивному ориентированию.Программа общеразвивающая. Это значит, что любой ребенок (без медицинскихпротивопоказаний) может посещать данное объединение физкультурно-спортивной направленности, и совсем необязательно приэтом отличаться физическими показателями.
В основе организации всего образовательного процесса лежат современныепедагогические технологии, основные принципы которых изложены в программе.
Один из главных принципов – индивидуально-дифференцированный подход, прикотором учитываются индивидуально-типологические особенности детей. Данный подходпозволяет выявлять одаренных и талантливых детей на ранних этапах. Задача педагога -сформировать у ребенка универсальные учебные навыки и организовать занятия поиндивидуальным образовательным маршрутам.Отбор детей с потенциальными возможностями происходит в процессе тренировоки педагогических наблюдений. Самое главное – не затягивать этот процесс. Чем раньшепроизойдет отбор таких детей, тем эффективнее будет работа в дальнейшем.
Условно различают три уровня развития спортивных способностей:
1. Самые общие способности. К ним можно отнести хорошее здоровье, нормальноефизическое развитие, трудолюбие, настойчивость, работоспособность, интересы,склонности и т.д.
2. Общие элементы спортивных способностей: быстрое освоение спортивной
техники, умение адаптироваться к значительным мышечным напряжениям, высокийуровень функциональной подготовки, способность преодолевать утомление, успешноевосстановление после тренировочных нагрузок и т.д.
3. Специальные элементы спортивных способностей: быстрый прирост спортивныхрезультатов, высокий уровень развития специальных качеств, высокая мобилизация,готовность и устойчивость в условиях противоборства с противником и т.д. [4]
Итак, первый шаг – тестирование физических качеств. Для определенияфизических качеств применяю тест на определение скоростных качеств,координационных способностей, определение выносливости, скоростно-силовых качеств,силовых способностей. Тестирование физических возможностей является одним изнаиболее важных методов педагогического контроля и помогает решению ряда сложныхпедагогических задач: выявлять уровни развития кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливость и гибкость) и координационных способностей, оцениватькачество технической и тактической подготовленности. Данная методика являетсянаиболее распространенной, позволяет вполне точно определить уровень развитияосновных физических качеств.
Чтобы с большей степенью вероятности выявить потенциальные возможностидетей, целесообразно определять не только исходный уровень их подготовленности, ноглавным образом — темпы ее роста. В системе отбора контрольные испытанияпроводятся с таким расчетом, чтобы определить не только то, что уже умеет делатьребенок, а то, что он может сделать в дальнейшем, то есть выявить его способности крешению двигательных задач, появлению двигательного творчества, умению управлятьсвоими движениями.
Дети с потенциальными возможностями заносятся в банк одаренных учреждения.Для каждого ребенка составляется индивидуальный план тренировок. Недельный объемтренировочной работы является максимальным и устанавливается в зависимости отспецифики периода и задач подготовки.По разделам программы разрабатываются карточки с выполнением моделейупражнений и описанием порядка выполнения различных упражнений. Для детей спотенциальными возможностями задания, как правило, усложнены (увеличиваетсяколичество повторений, структура упражнений и др.).
Дети, занимающиеся по индивидуальному плану, включаются в календарный плансоревнований (контрольные, отборочные, основные). Соревнования решаютразнообразные технико-тактические задачи, задачи приобретения соревновательногоопыта.
Одним из мотивационных методов, прививающих интерес к избранному видуспорта, является привлечение юных спортсменов в судейство, которое учит ихобъективности, основанной на безукоризненном знании Правил и умении грамотно ихприменять на практике. Т.е. дети не просто закрепляют правила соревнований, ониспособны оценивать свои действия и действия других спортсменов, что, несомненно,помогает в последующих тренировках и соревнованиях.Для группы с усиленной подготовкой в течение года организуются выездныеучебно-тренировочные сборы.
В своей практике особое внимание уделяю организации исследовательской работыюных спортсменов и активно включаю их в эту деятельность. Темы проектно-исследовательских работ могут быть абсолютно разными – погружение в жизнь великогоспортсмена, важные события в мире спорта или же, например, влияние спорта на развитиеинтеллекта.Зная индивидуальные способности и потребности своих обучающихся,помогаю им видеть и творчески решать возникающие проблемы, формирую умениесамостоятельно мыслить и получать ответы на поставленные вопросы. Тогда учебныйпроцесс становится не просто увлекательным, но и личностно значимым для каждогоребенка.
Важным условием успешности спортивного роста ребенка является поддержкародителей. Считаю правильным утверждение о том, что уровень развития способностейдетей определяется не только природными задатками, но и мерой совместного трудапедагога и родителей, направленного на развитие этих качеств. В практике нашихтренеров взаимодействие с родителями - это неотъемлемая часть всего образовательногопроцесса. Это коллективные творческие дела, спортивные праздники, индивидуальные встречи, открытые занятия. Подтверждениемуспешного сотрудничества с родителями являются ставшие традиционными мероприятия:«Семейный забег», «Приз от Деда Мороза», соревнования на приз «Чупа-чупс», участие вгородском забеге «Лыжня России», массовом празднике «Солдатские забавы»,совместные тренировки и выезды на базу.
Считаю, что тесное сотрудничество педагога и родителей необходимо ввоспитании у ребенка таких качеств, как целеустремленность, организованность,дисциплинированность, выдержка, смелость, настойчивость. Если родители готовыпомогать тренеру формировать у ребенка волевые качества, мотивацию действий,самостоятельность, умение находить нешаблонные решения и средства их реализации, тоу спортсмена снизится соревновательный стресс, повысится эффективность тренировок,сохранится здоровье, а выявленный потенциал одаренности будет работать на достижениевысоких спортивных результатов.
И, наконец, очень важно в воспитании спортсмена его взаимоотношение с
тренером. Для своих детей я – друг и наставник, стараюсь свою тренерскую работустроить на уважительных и доверительных отношениях. Один из эффективных способовмотивации спортсмена на результат – это слова поддержки перед соревнованиями и после.Поощряю и совсем юных ребят, когда еще результат далёк от желаемого.
Таким образом, развитие и совершенствование таланта спортивно одаренных детейдолжно носить системный характер и строиться на следующих принципах:
- выявление спортивно одаренных детей на протяжении всего процесса обучения;
- обеспечение гибкости и вариативности учебного процесса;
- включение в процесс обучения индивидуальной помощи с учетом своеобразияличности одаренного ребенка;
- взаимодействие с родителями.
На сегодняшний день в числе моих воспитанников 30 школьников. Из них: 10победители городских, окружных и Всероссийских соревнований.
Литература
[1] Федеральный проект «Успех каждого ребенка».
[2] Иванов, А.В. Методики диагностики одаренности младших школьников // Практика административной работы в школе. – 2002. - № 6. - с. 54.
[3] https://brainmod.ru/tests/catalog/talent-map/
[4] Патокина, М.А., Брюханова, К.С. Развитие спортивной одаренности школьников // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: <a href="http://scienceforum.ru/2015/article/2015008764">http://scienceforum.ru/2015/article/2015008764</a> (дата обращения: 05.03.2020).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хизбуллина Лилия Наильевна
→ Публикатор 26.05.2021 0 707 128 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы