Этапы занятия
|
Ход занятия
|
Организационный момент
1 минута
|
(Учащаяся 2 года обучения ,9 лет.)
Педагог(П): Здравствуй! Я рад видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.
(краткая беседа с ученицей об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации)
|
Введение в тему
4 мин
|
П: На каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?
Предполагаемый ответ ученицы: Голос – это наш инструмент.
П: Что нужно сделать, чтобы наш инструмент красиво звучал,?
Ученица: Настроить его, разогреть голосовой аппарат, распеться
П: Правильно. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно его настроить – значит правильно петь. А как ты думаешь, что является наиболее важным в пении?
Ученица: Правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование
П: Верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?
Ученица: без чёткой дикции и слов
|
Элементы дыхательной гимнастики
8 мин
|
П:Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песни, над дикцией.
Тем нашего сегодняшнего занятия . «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала».
Итак, начнем. Что мы делаем вначале каждого урока?
Ученица: Дыхательную гимнастику.
(Выполняются упражнения дыхательной гимнастики)
|
Основной этап
Объяснение темы
32 мин.
|
П: Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение, (пропевание) всех звуков и слов текст. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки.
П: Как ты думаешь, от чего зависит дикция?
(Ответ ученицы)
П: Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.
Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?
(Ответ ученицы) щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань
П: Верно, всё это называется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.
(Показ плаката: строение голосового аппарата).
Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и согласных звуков.
Попробуй без участия губ или языка произнести «бык-тупогуб, тупогубенький бычок». (ученица пробует). Видишь, ничего не получается. Какой же вывод мы можем сделать?
Ученица: Все органы артикуляционного аппарата должны работать активно
П: Работа артикуляционного аппарата (АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым.
Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.
Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности)
Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику.
|
Артикуляционная гимнастика
6 мин
|
П: Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Нам помогут простейшие упражнения:
Упражнения на артикуляцию
1. Поднимаем вверх верхнюю губку – 5 раз
Опускаем вниз нижнюю губку – 5 раз
2. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.( « Футбол» -«Расчёска» -«Киска» ) «Маятник», «Поцелуйчики», «Дразнилка»,
3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. («Надулись - улыбнулись»)
4. Энергично произнесём следующие звуки, тренируя:
мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д,
мышцы гортани К-Г,
нижнюю челюсть на слоги До, Да. Ду.
5. Упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, Кис-кис-кис.
П: Очень хороши для тренировки скороговорки.
Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза).
Рекомендации: в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения .
Для более активной работы нашего речевого аппарата мы воспользуемся при произношении данной скороговорки нашим помощником – пробкой. Зажимаем её между передними зубами и произносим скороговорку ещё раз.
( все органы речевого аппарата начинают работать более активно)
Бык - тупогуб, тупогубенький бычок,
У быка бела губа была тупа.
Водовоз вез воду
Из - под водопровода.
Мама мыла Милу мылом,
Мила мыло не любила.
От топота копыт пыль по полю летит
Три сороки тараторки тараторили на горке
Шла Саша по шоссе и сосала сушку
П.: молодец, Маша! У тебя хорошо получилось справиться с артикуляционной гимнастикой.
|
Вокальные упражнения
8 мин
|
П: Как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?
Ученица: Нельзя, мы должны разогреть наши связки.
П: Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть.
П: Обращаю твоё внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.
(Выполняются следующие упражнения)
1.Звук «М» (мычание) - тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания»
2. «Трель губами» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том.
3. Поем гласные И, Е, А, О, У . Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте). что мелодию нужно пропевать. Работают диафрагма и губы. ( Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него).
4. На одном звуке - «Ма-мэ-ми-мо–му, да-дэ-ди-до-ду, ра-ре-ри-ро-ру». Задействованы мышцы губ и языка . При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.
5. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» - упражнение на работу кончика языка.
6. В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных , но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.
7. По звукам трезвучия – «мэй-мэй-мэй.
П: Молодец! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к работе над нашей песней. Какая должна быть дикция в пении?
Ученица: Разборчивая, понятная.
П: Как нужно произносить слова в пении?
Ученица: Четко, ясно.
П: От чего зависит четкое, ясное произношение?
Ученица: От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней
|
Работа над дикцией в вокальном произведении
10 мин
|
П: На предыдущих занятиях мы работали над песней «Ах, школа» муз и слова. В. Началова и твоим домашним заданием было – проговаривание текста перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя.
(Рекомендации: песня подвижная. Исходя из этого, ребёнок не должен петь вяло. Но увлекаться жёсткой атакой звука нельзя, иначе пение превратится в разговор. Мелодия в пении главное, поэтому необходимо соединять слог за слогом.)
Работа над песней:
- Проговаривание текста песни пред зеркалом в темпе с хорошей артикуляцией.
- Исполнение произведения . 1 куплет и припев. Работаем по фразам, соблюдая правильное произношение согласных и гласных, звуковедение, дыхание. (Согласные произносим чётко, коротко, но без утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чётко)
- Далее ведется работа над произведением как над единым целым. Попробовать исполнить полностью (1 куплет и припев).
|
Заключительный этап
Подведение итогов. Рефлексия.
4 мин
|
П: Подведём итоги нашего занятия.
Скажи, пожалуйста, что ты сегодня узнала? Было ли тебе трудно?
Как ты думаешь, удалось ли тебе справиться с заданиями на сегодняшнем уроке?
(Ученица анализирует свою работу на уроке).
П: Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.
Что же такое дикция в целом?
Ученица - отчётливое и грамотное произношение звуков и слов.
П: Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста, которая зависит от хорошей артикуляции и правильного дыхания.
Домашнее задание
1. Чтение скороговорок.
2. Выполнение упражнений на дыхание.
3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей дикцией.
Оценка: Ты сегодня большая молодец! Справилась со всеми поставленными задачами, поэтому оценка за работу на уроке «отлично!»
Спасибо за урок. До встречи!
|