Конспект учебного занятия "Работа над дикцией в классе эстрадного вокала"


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества»


 


 


 


 


 


 

План-конспект занятия

 

Тема: «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала: артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением»

 


 


 


 


 

 

Год обучения – 2-й

Возраст: 9 лет

Вокальная студия «Северное сияние»

Педагог: Бабич Виталий Владимирович


 


 


 


 


 

Магадан

  1. г.

Тема: «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала: артикуляция как важнейшее условие работы над вокальным произведением»

Тип занятия: Комбинированный

Цель: Формирование вокально – исполнительских умений и навыков

Задачи:

Обучающие:

  • Продолжать формировать умение чистого интонирования.

  • Обучать самоконтролю.

Развивающие:

  • Развивать гармонический слух, память, внимание.

Воспитательные:

  • Воспитывать сознательное отношение к обучению, терпение и трудолюбие

Оборудование:

  • Звукоусиливающая аппаратура

  • Музыкальный инструмент

  • Зеркало

  • Информационный стенд

  • Плакат: строение голосового аппарата

План занятия

Этапы занятия

Ход занятия

Организационный момент

1 минута

(Учащаяся 2 года обучения ,9 лет.)

Педагог(П): Здравствуй! Я рад видеть тебя на индивидуальном занятии по вокалу.

(краткая беседа с ученицей об эмоциональном состоянии, создание атмосферы радости и уверенности посредством дружеской улыбки педагога, ободряющей голосовой интонации)

 

Введение в тему

4 мин

 

 

П: На каждом уроке мы учимся правильно и красиво петь, работаем над голосом, пытаемся научиться им владеть. А что такое голос?

Предполагаемый ответ ученицы: Голос – это наш инструмент.

П: Что нужно сделать, чтобы наш инструмент красиво звучал,?

Ученица: Настроить его, разогреть голосовой аппарат, распеться

П: Правильно. Голос – это музыкальный инструмент. Правильно его настроить – значит правильно петь. А как ты думаешь, что является наиболее важным в пении?

Ученица: Правильное дыхание, чистая интонация, правильное звукообразование

П: Верно, это всё очень важно в пении. А без чего смысл и содержание вокального произведения мы не сможем донести до зрителей? Без чего наше пение окажется бессмысленным?

Ученица: без чёткой дикции и слов

Элементы дыхательной гимнастики

8 мин

П:Сегодня на занятии мы будем работать над четким и правильным произношением слов при исполнении песни, над дикцией.

Тем нашего сегодняшнего занятия . «Работа над дикцией в классе эстрадного вокала».

Итак, начнем. Что мы делаем вначале каждого урока?

Ученица: Дыхательную гимнастику.

(Выполняются упражнения дыхательной гимнастики)

Основной этап

Объяснение темы

32 мин.

П: Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала. Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение, (пропевание) всех звуков и слов текст. Человек с хорошей дикцией экономно расходует воздух, у него отсутствуют посторонние дополнительные звуки. 

П: Как ты думаешь, от чего зависит дикция?

(Ответ ученицы)

П: Зависит она от активности речевого аппарата, губ и языка, правильного дыхания и артикуляции в целом.

Как осуществляется формирование звуков, речи? Какие органы участвуют в формировании звуков?

(Ответ ученицы) щёки, губы, язык, челюсти, мягкое и твёрдое нёбо, глотка, гортань
П: Верно, всё это называется артикуляционным аппаратом. К нему относятся губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми связками, зубы.

(Показ плаката: строение голосового аппарата).

Работа органов артикуляционного аппарата направлена на создание гласных и согласных звуков.

Попробуй без участия губ или языка произнести «бык-тупогуб, тупогубенький бычок». (ученица пробует). Видишь, ничего не получается. Какой же вывод мы можем сделать?

Ученица: Все органы артикуляционного аппарата должны работать активно

 

П: Работа артикуляционного аппарата (АА) для достижения хорошей дикции называется артикуляцией. Правильная работа АА позволяет сделать звучание голоса красивым.

Для этого необходимо не зажимать нижнюю челюсть, а свободно ее опускать, язык должен быть мягким, свободным, мягкое нёбо – «на зевке», гортань опущена. Можно представить, что во рту лежит горячая картошка, либо маленькая слива.
Чтобы добиться хороших результатов, научится красиво говорить и петь, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности)

Для этого необходимо делать артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика

 6 мин

 

П: Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и активность. Нам помогут простейшие упражнения:

Упражнения на артикуляцию

1. Поднимаем вверх верхнюю губку – 5 раз

Опускаем вниз нижнюю губку – 5 раз

2. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону, вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком", "трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из угла в угол рта.( « Футбол» -«Расчёска» -«Киска» ) «Маятник», «Поцелуйчики», «Дразнилка»,

3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. («Надулись - улыбнулись»)

4. Энергично произнесём следующие звуки, тренируя:

мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т - Д,

мышцы гортани К-Г,

нижнюю челюсть на слоги До, Да. Ду.

5. Упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, Кис-кис-кис.

П: Очень хороши для тренировки скороговорки.

Скороговорки применяются для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции. Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка повторяется по 4 раза).

Рекомендации: в скороговорке отрабатывается правильное произношение согласных, также происходит работа над раскрепощением речевого аппарата. Если текст скороговорки звучит чётко, то можно сдвинуть темп произношения .

Для более активной работы нашего речевого аппарата мы воспользуемся при произношении данной скороговорки нашим помощником – пробкой. Зажимаем её между передними зубами и произносим скороговорку ещё раз.

( все органы речевого аппарата начинают работать более активно)

 

Бык - тупогуб, тупогубенький бычок,

У быка бела губа была тупа.

 

Водовоз вез воду

Из - под водопровода.

 

Мама мыла Милу мылом,

Мила мыло не любила.

 

От топота копыт пыль по полю летит

Три сороки тараторки тараторили на горке

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

 

П.: молодец, Маша! У тебя хорошо получилось справиться с артикуляционной гимнастикой.

 

Вокальные упражнения

 8 мин

 

П: Как ты думаешь, для чего нужны вокальные упражнения, может и без них можно обойтись?

Ученица: Нельзя, мы должны разогреть наши связки.

П: Разогреваться и распеваться нужно обязательно, ведь голос надо настроить. Упражнения помогают голосовым связкам крепнуть.

П: Обращаю твоё внимание на правильное произношение и пропевание звуков, точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.

(Выполняются следующие упражнения)

1.Звук «М» (мычание) - тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания»

2. «Трель губами» - при исполнении этого упражнения необходимо помнить о плавном переходе из нижнего регистра в верхний. Также необходимо следить за голосоведением, не забывать о том.

3. Поем гласные И, Е, А, О, У . Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте). что мелодию нужно пропевать. Работают диафрагма и губы. ( Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него).

4. На одном звуке - «Ма-мэ-ми-мо–му, да-дэ-ди-до-ду, ра-ре-ри-ро-ру». Задействованы мышцы губ и языка . При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но при этом чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.

5. Вверх по звукам трезвучия на слоги «ля-лё-лю», вниз - поступенное движение от 5 ступени к 1 на слоги «ля-ли-лё-ли-лю» - упражнение на работу кончика языка.

6. В пределах терции – «бра-брэ-бри-бро-бру». Необходимо следить за активным и чётким произношением согласных , но при этом не укорачивать гласные звуки. Внимание на дыхание – не выталкивать воздух вместе со звуком.

7. По звукам трезвучия – «мэй-мэй-мэй.
 

П: Молодец! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат к работе, приступим к работе над нашей песней. Какая должна быть дикция в пении?

Ученица: Разборчивая, понятная.

П: Как нужно произносить слова в пении?

Ученица: Четко, ясно.
П: От чего зависит четкое, ясное произношение?

Ученица: От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней

 

Работа над дикцией в вокальном произведении

10 мин

 

П: На предыдущих занятиях мы работали над песней «Ах, школа» муз и слова. В. Началова и твоим домашним заданием было – проговаривание текста перед зеркалом в темпе, хорошо артикулируя.

(Рекомендации: песня подвижная. Исходя из этого, ребёнок не должен петь вяло. Но увлекаться жёсткой атакой звука нельзя, иначе пение превратится в разговор. Мелодия в пении главное, поэтому необходимо соединять слог за слогом.)

Работа над песней:

- Проговаривание текста песни пред зеркалом в темпе с хорошей артикуляцией.

- Исполнение произведения . 1 куплет и припев. Работаем по фразам, соблюдая правильное произношение согласных и гласных, звуковедение, дыхание. (Согласные произносим чётко, коротко, но без утрирования. Гласные должны быть оформлены одинаково. Звуковую позицию не терять. Внимание ученика должно быть направлено на сцепление гласных между собой. Тогда будет правильно организован и поток согласных, которые надо произносить быстро и чётко)

- Далее ведется работа над произведением как над единым целым. Попробовать исполнить полностью (1 куплет и припев).

Заключительный этап 

Подведение итогов. Рефлексия.

4 мин

 

П: Подведём итоги нашего занятия.

Скажи, пожалуйста, что ты сегодня узнала? Было ли тебе трудно?

Как ты думаешь, удалось ли тебе справиться с заданиями на сегодняшнем уроке?

(Ученица анализирует свою работу на уроке).

П: Сегодня мы большое внимание уделили развитию речевого аппарата, артикуляции, дикции. Работали над согласными и гласными звуками в упражнениях, скороговорках, работали над дыханием, звуковедением.

Что же такое дикция в целом?

Ученица - отчётливое и грамотное произношение звуков и слов.

П: Дикция – это чёткое, ясное, разборчивое произношение (пропевание) всех звуков текста, которая зависит от хорошей артикуляции и правильного дыхания.

 

Домашнее задание

1. Чтение скороговорок.

2. Выполнение упражнений на дыхание.

3. Перед зеркалом выразительно проговаривать текст песни с хорошей дикцией.

Оценка: Ты сегодня большая молодец! Справилась со всеми поставленными задачами, поэтому оценка за работу на уроке «отлично!»

Спасибо за урок. До встречи!


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


Полный текст материала Конспект учебного занятия "Работа над дикцией в классе эстрадного вокала" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бабич Виталий Владимирович  Публикатор
16.06.2021 0 1000 144

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК