Статья "Начальный этап обучения на блокфлейте"


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

города Калининграда Детская музыкальная школа «Лира»

 

 

 

Методические рекомендации

«Начальный этап преподавания на блокфлейте»

(для педагогов дополнительного образования)


 

 

 

 

 

 

 

 

подготовила

преподаватель по классу флейты

Бабенко Л.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Калининград, 2021

 

 

 

В данной работе рассматривается методика

обучения игре на флейте (начальный этап).

Эта работа предназначена для преподавателей

музыкальных и детских школ искусств

в качестве методического пособия.

 

 

Методика современного музыкального обучения представляет собой совокупность форм, методов и средств, направленных на достижение целей и задач усвоения учащимся личностно-значимого, художественно-эстетического музыкального образования.

Музыкальное развитие детей раннего возраста - это залог формирования гармоничной личности. Оказывая комплексное воздействие на ребёнка, музыка является универсальным средством развития и воспитания. Хорошая музыка оказывает благотворное влияние на формирование детской нервной системы, уравновешивает, способствует коррекции поведения, а также напрямую влияет на развитие мозга.

Известно, что взрослые, занимающиеся в детстве музыкой, легко осваивают иностранные языки, обладают богатым и глубоким внутренним миром, духовно развиты, хорошо чувствуют и понимают другого.

Основная форма образовательного процесса в ДМШ – это занятия (урок), которые состоят из теоретических и практических задач. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений и последовательное возрастание трудности задания, учитывая индивидуальные особенности, знания и умения ребёнка.

Как и все музыкальные занятия, обучение игре на флейте помогает в воспитании всесторонне развитой, духовно богатой личности, формирует музыкальный вкус и тягу к прекрасному.

В данной работе предлагается рассмотреть методику обучения игре на флейте на начальном этапе.

Первые уроки обучения учащихся на флейте самые сложные и кропотливые.

Если ребёнку 5, 6 или 7 лет, то рекомендуется с ним заниматься только на блок флейте, так как физические данные (рост, выносливость) не позволят освоить более сложный духовой инструмент. Блокфлейта очень удобна тем, что при игре на ней не нужно прилагать усилия при нажатии на клапаны - их нет. Сила выдоха более приближена к естественному, жизненному, то есть меньше требует усилий. Постановка рук также естественная. Низкая в отличии от высоко поднятых рук при игре на флейте системы Бёма.

В дореволюционной России игре на духовых инструментах детей обучали с 13 -14 лет, когда они были более физически выносливы. При этом учитывались музыкальные данные: слух, ритм, память, прикус и полнота губ.

Блокфлейта - прекрасный вариант для начинающих. Этот инструмент достаточно лёгкий по весу и компактный по своим размерам, поэтому ребёнок может свободно носить его с собой. К тому же, учиться играть на блок флейте просто и увлекательно. Игра на флейте развивает дыхательную систему, музыкальный слух, мелкую моторику, концентрацию внимания и раскрывает творческие способности.

При игре на блок флейте не важны такие факторы как прикус, полнота губ, строение нёба и такое явление как сильное слюноотделение.

С маленьким ребёнком обучение лучше вести в виде игры. Восприятие, внимание, воображение детей 5-6 лет носит активный характер. Накопление музыкального опыта стимулирует развитие памяти, мышления, речи, мелкой моторики, а это в свою очередь помогает овладению элементами музыкальной грамоты и навыками игры на инструменте и являются психологической основой музыкального творчества.

В этот период у детей формируются эталоны красоты, воспитываются чувства, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит их последующее музыкальное и общее развитие.

Достаточно познакомить учащегося со звуками «СИ», «ЛЯ», «СОЛЬ» первой октавы, показать, как они звучат на инструменте и какими пальцами закрываются отверстия. Попросить учащегося изобразить гудок поезда, парохода. Чаще всего ребёнок издаёт звук без атаки языка, что-то напоминающее слог «фу». Это нежелательно, поэтому надо попросить учащегося произнести слог «тё», при этом гласную тянуть пока есть запас дыхания. Чтобы почувствовать распределение силы выдоха.

Постепенно можно перейти на соединение двух звуков. Это очень сложный процесс, так как главное при этом соединить их так, чтобы не получился разрыв, остановка движения звуков. Лучше всего предложить ребёнку сказать нараспев слово «ма-ма» и обратить внимание на то, что между слогами нет остановки. Затем попросить его изобразить это слово двумя звуками на одной ноте, повторить их на слоги «тё-тё», как бы изобразить это слово звуками, думая при этом о слове «мама». При этом проследить за тем. Чтобы первый слог не оказался по длительности короче или длиннее второго.

Когда этот приём будет усвоен. Можно переходить к правильной постановке, от игры к серьёзной работе. Главное объяснить, что руки от кисти до локтя должны быть ровными, не должно быть никакого изгиба в районе кистевого запястья. Пальцы должны изобразить, как будто держат круглый предмет, например, мячик, яблоко, апельсин. Обязательно обратить внимание на то, что пальцы не должны применять силу при нажатии на отверстия. А всего лишь должна быть точность, можно сказать ловкость. Это касается пока левой руки, а правая в это время в это время слегка поддерживает флейту первым и вторым пальцами.

Ещё один аспект, на который необходимо обратить внимание - это постановка головы - которая должна быть естественной. Нельзя допускать высоко поднятой или низко опущенной головы. От этого зависит постановка инструмента и зажатость дыхательных путей. Для этого можно предложить ребёнку что-нибудь сказать, а затем это повторить, опустив низко голову так, чтобы подбородок оказался как можно ближе к грудной клетке. Он сам почувствует, что это неудобная позиция. Педагогу надо объяснить причину и показать, как правильно держать голову. Для того. Чтобы он мог контролировать свою постановку, необходимо заниматься перед зеркалом, пока у учащегося не зафиксируется правильность постановки.

Зеркало необходимо ещё и для того, чтобы ребёнок мог видеть свои руки. При отсутствии зеркала ученик будет смотреть на инструмент, так как он не видит своих рук и отверстий на инструменте. Отсюда следует, что голова будет низко опущена, а сам инструмент будет расположен близко к туловищу. Угол положения инструмента к грудной клетке должен составлять примерно 30 %, локти в свободном положении, не подняты высоко, иначе за этим последует изгиб запястья, но и не прижаты к рёбрам.

Очень часто дети не знают нумерацию пальцев. Попросите ребёнка сложить ладошки вместе и растопырить пальцы. Объяснить нумерацию, какая левая и правая рука - маленькие дети очень долго путают левую и правую руки. Для лучшего усвоения можно использовать игру в «прятки», дети играют в неё с удовольствием. Попросите ученика повернуться к вам спиной и завести руки за спину. В это время возьмите ребёнка за любой палец и спросит, какой палец и на какой руке. Первые попытки не всегда бывают удачными. К такой игре необходимо подключить родителей. Чем быстрее ребёнок отвечает на вопросы, тем ближе к усвоению нумерации и знанию левой и правой рук.

При игре на блокфлейте педагог называет звук и пальцы, которые соответствуют этому звуку, начиная с левой руки. Учащийся должен безошибочно закрыть соответствующие отверстия на инструменте. При этом должно соблюдаться условие не смотреть на пальцы, только в зеркало, так как голова не должна делать ненужные движения. Которые повлекут за собой некачественные звуки: напор выдыхаемой струи при покачивании головой будет непостоянен. Звук начнёт как бы «плавать, завывать».

Сколько уроков уйдёт на усвоение постановки рук, головы и флейты. На запоминание нумерации и названия рук, для каждого учащегося индивидуально. Когда ребёнку это будет даваться легко и непринуждённо, мы можем перейти к изучению некоторых азов музыкальной грамоты: названия звуков, длительности звуков и их запись на нотоносце.

С чего начинать эту тему, зависит от возраста ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем проще должно быть объяснение. Младшим учащимся можно рассказать о сказочных семи нотах, которые живут в домике из пяти линеек, вспомнить сказку «Семеро козлят». Нарисовать эти пять линеек и сравнить их с пятиэтажным домом. Не надо сразу объяснять, где какая нота «живёт», это слишком большая информация для первого урока. Достаточно объяснить, что ноты пишутся на линейках и между ними, обязательно показать, как это выглядит. Очень удобно использовать металлическую доску с нарисованным нотным станом и магнитами. Достаточно выучить три ноты «СИ», «ЛЯ», «СОЛЬ» первой октавы, и помощью этих звуков мы можем играть детские песенки: «Ходит зайка по саду», И. В. Станкевич Этюды №1 и №2.

С длительностями будем знакомить также постепенно. Чтобы ребёнок запомнил названия длительностей звуков, можно взять яблоко и попросить ученика дать определение яблоку - какое оно? Чаще ребёнок называет его круглым, размер и цвет, но редко целым. Предложим ему половину яблока и спросим: «Можно ли его назвать целым?». Для ученика ответ ясен и прост. Можно использовать круг, вырезанный из бумаги, который легко порезать на части. Каждую часть можно наклеить в нотную тетрадь, а рядом нарисовать длительность и подписать название части: целая, половинная и четверть. Наглядно видно насколько части меньше предыдущих. Дальше каждую длительность лучше спеть на слог «ля-а-а-а», сделав 4 равномерных шага по классу вместе с учеником, и показать какая длительность так долго звучит (целая). И так с каждой длительностью. На следующем уроке закрепить этот материал и нарисовать графически сколько четвертей в целой и половинной ноте.

Переходим к игре четвертей на инструменте. Для этого обратимся к знакомому «Маршу», темп зависит от длительности дыхания. Сначала попросим ученика прошагать под музыку марша. Затем вместе с педагогом на одном звуке под флейту, в ритм шагам изобразить марш. Главное, чтобы все звуки были одинаковыми по длительности. Запишем эти звуки графически: это будут четыре четверти. Каждую длительность играем на флейте под шаги педагога: половинная два шага, целая четыре.

В процессе обучения очень важен быстрый, объёмный и вовремя взятый вдох. Очень часто учащиеся берут вдох носом, приходиться показывать вдох во время игры учащегося. Иногда можно использовать зажим для носа, который используется на плаванье, на непродолжительное время. Главное выработать технику правильного вдоха. Бывает так: ученик открывает рот, а вдох берёт носом.

Когда учащийся усвоил основы техники игры, можно добавить ещё два звука «ДО» 2 октавы и «ФА» 1 октавы. Музыкального материала достаточно много, построенных на пяти звуках: «Василёк». «Как под горкой», р.н.п. «У кота», А. Березняк «Белка», украинская «Лиса», русская «Две тетери», русская «В зелёном саду». В. Симонова «Начинаем играть».

Применение этого метода в обучении маленьких детей обеспечивает умение в будущем грамотно читать музыкальный материал. Что облегчает работу педагогу с учащимися более старшего возраста - обучение навыкам игры на флейте идет гораздо быстрее и легче.

 

 

Список литературы

1. Баранцев А. Мастера игры на флейте - профессора Петербургской-Ленинградской консерватории 1862-1985гг – Петрозаводск: Карелия, 1990

2. Березин, В. Начальный период обучения игре на духовых инструментах в связи с возрастными особенностями учащихся [Текст] / В. Березин // Искусство и образование. – 2009. - №4.

3. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович; под.ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: МПА 1995

4. Болотин, С.В. Методика преподавания игры на трубе в музыкальной школе / С.В. Болотин. – Ленинград: Музыка, 1980

5. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. – М.: Институт психологии РАН, 1997

6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973

7. Волков Н.В.-Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. Методическое пособие для дмш, дши,ссмш-Москва, 2002

8. Готсдинер, А.Л. Дидактические основы музыкального развития учащихся / А.Л. Готсдинер // Вопросы музыкальной педагогики. – Вып. 2. – М.: Музыка, 1980

9. Диков, Б.А. Методика обучения на духовых инструментах: учеб. пособие по курсу «Методика обучения игре на духовых инструментах» / Б.А Диков. – М.: Музыка, 1962

10. Должиков Ю. Методика обучения игре на флейте. Издательство «Музыка». Москва, 1982

Должиков Ю., Золотая библиотека педагогического репертуара, нотная папка флейтиста №1, тетрадь №1, методика упражнения этюды, начальные классы музыкальной школы, автор методики, составитель и редактор профессор Ю.Н. Должиков, «Дека-ВС», 2004

11. Мальцева, Е.А. Психологический анализ музыкального развития младшего школьника / Е.А. Мальцева // Психология младшего школьника / под ред. Е.И. Игнатьева. – М.: Изд-во Академии педагогич. наук, 1960

12. Методика обучения игре на духовых инструментах. Очерки / Ред.-сост. Ю.А. Усов. – Вып. 1, 2. – М.: Музыка, 1971

13. Платонов Н., Школа игры на флейте, редактор Ю. Должиков, методические указания, московская типография №6 Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций 109088 Москва, Ж-88, издательство № 11672 1999

14. Платонов Н. Школа игры на флейте, краткие исторические сведения. Музыкальный словарь, начальная школа, составитель М.А. Давыдова, Москва «Вако», 2009

15. Платонов Н. Методика обучения игре на флейте // Методика обучения игре на духовых инструментах М.: Музыка, 1966

16. Розанов С. Основы методики преподавания игры на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1935

 

 

 

 

 


Полный текст материала Статья "Начальный этап обучения на блокфлейте" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бабенко Лия Павловна  Публикатор
09.07.2021 0 1033 161

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК