Статья "Принципы подбора фортепианной аппликатуры"


Принципы подбора фортепианной аппликатуры.

 

Работа с аппликатурой является одним из основных направлений технического этапа освоения фортепианного материала. Музыкально-образное исполнение, раскрытие идейного содержания, художественно-исполнительская трактовка предполагают сознательный выбор аппликатуры. Так от чего зависит этот выбор? Каковы основные принципы аппликатуры?

 

От природы все пальцы развиты по-разному. Наиболее “удобными” являются указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец – наоборот, менее практичные. Сделать все пальцы равноценными является основной технической задачей. Абсолютной аппликатуры не существует. Одна и та же аппликатура для одного может быть удобна, для другого же нет. Однако существуют общие принципы, которыми стоит руководствоваться при выборе аппликатуры:

 

  • Позиционность

  • Вариантность

 

Чем сложнее произведение, тем больше вариативность, при этом типовые принципы остаются неизменны. Например, известные упражнения для достижения беглости Ш. Ганона помогают выработать точную аппликатурную реакцию в пределах позиции. Известно, что основные приёмы легче запоминаются в секвенциях, где музыкальные отрывки играются одними и теми же пальцами. Часто на черную клавишу попадает 1-й палец, чего не нужно бояться. В музыкальных школах обучающимся часто запрещают пользоваться 1-м пальцем в подобных случаях. В начале обучения запрет целесообразен, однако в произведениях уровня музыкального училища и выше множество примеров, где такая аппликатура незаменима. Если в звукоряде пропущен звук, то, следовательно, будет иметь место пропуск пальца и в позиции. Например, звукоряд “до-ре-ми-соль” играется 1-м, 2-м, 3-м и 5-м пальцами соответственно.

 

В музыке эпохи классицизма применение аппликатуры следует более строгим правилам, нежели в романтизме. Однако и в том и в другом случае, аппликатура исходит из принципов художественной выразительности и естественности положения пальцев. Например:

 

  • Восходящие пассажи можно начинать с большого пальца. Тяжелый по весу он создаёт удобную опору.

  • Безымянный палец своей слабостью дает красивое звучание. Он незаменим в утонченной лирике.

  • Связное legato достигается подкладыванием или перекладыванием большого пальца через 2-й и 3-й, реже через 4-й и 5-й.

 

Не секрет, что, если темп музыкального произведения быстрый, то учить аппликатуру следует в замедленном темпе. Но выбор той или иной последовательности пальцев лучше делать в оригинальном темпе, проигрывая отдельные фразы или отрывки. Дело в том, что иногда выбранная в спокойном темпе аппликатура абсолютно не подходит для итогового исполнения.

 

Умение найти “удобную” аппликатуру приходит с опытом и знаниями, которые накапливаются в процессе сознательной работы. По словам Г.Г.Нейгауза лучшая та аппликатура, “которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с ее смыслом”. Это и есть верховный принцип художественно верной аппликатуры.


 


Полный текст материала Статья "Принципы подбора фортепианной аппликатуры" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кулаченок Татьяна Александровна  Публикатор
20.08.2021 0 683 159

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК