Методическая разработка "Ранние сонаты И. Гайдна в репертуаре ДШИ"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 1 им.Т.П.Николаевой»
Методическая разработка
на тему:
«Ранние сонаты И.Гайдна
в репертуаре ДШИ»
Выполнена преподавателей высшей категории
Малкиной В.Г.
Г.Брянск
2021 г.
Содержание.
-
Введение.
-
Ранний период творчества И.Гайдна.
-
Основные черты фортепианного стиля композитора.
-
Разбор и анализ сонаты соль мажор № 5 (1 часть) (редакция Кристы Ландон)
-
Заключение.
-
Использованная литература.
-
Введение.
Фортепианные сонаты гениального австрийского композитора И.Гайдна-пожалуй, наиболее популярная литература в педагогической практике не только вузов, музыкальных училищ, но и в детских школах искусств. К ним часто обращаются уже в средних классах ДШИ, когда, собственно, начинается формирование у учащихся чувства стиля, приобретение необходимых навыков стилистически определенной игры.
В данной работе предполагается:
-
Охарактеризовать ранний период творчества И.Гайдна.
-
Показать основные черты фортепианного стиля.
-
Проанализировать одну из сонат, часто используемых в педагогической практике ДШИ и обратить внимание на ранние сонаты композитора, которые могут с успехом пополнить школьный репертуар.
-
Ранний период творчества И.Гайдна.
К раннему периоду творчества относятся сонаты, написанные до 1768 года. Их число составляет 31 соната.
В этих сонатах постепенно складывается сонатное аллегро и циклическая форма в целом. В этот же период происходит зарождение фортепианного стиля, формируются основные стилистические черты музыки И.Гайдна.
-
годы, когда были написаны сонаты 32-51-период творческих поисков.В это время углубляется содержание сонат, патетический характер музыки подчас выражается в использовании минорных тональностей, как, например, в сонате до минор № 33. Интересно, что в сонате до-диез минор № 49 обнаруживаются признаки монотематизма. Как известно, эта идея была подхвачена композиторами-романтиками, глубокая связь с которыми подтверждается - еще и частым использованием уменьшенных и альтерированных гармоний.
Для сонат №№ 52-59, написанных в 80-е годы, характерно особое внимание к медленным частям цикла. Импровизационность, ораторский декламационный характер музыки этого периода заставляет вспомнить о той огромной любви, которую испытывал И.Гайдн к музыке Ф.Э.Баха.
Поздние сонаты, как например, № 59, написанная в 1790 году, свидетельствует о полной зрелости фортепианного стиля, когда импровизационность изложения материала, разнообразие фактурных приемов органично выражают новое, богатое по кругу образов содержание.
Первые сонаты миниатюрны, различны по композиционной идее и художественной значимости. Но и на этом несложном материале можно проследить, как складывается аллегро и циклическая сонатная форма. И.Гайдн чаще придерживается трехчастной схемы цикла.
Главные партии первых частей ясно очерчены. Роль побочной партии драматургии сонат еще не определена и, как правило, вместо нее- каденционно-заключительное построение. Интересно, что наряду с такими сонатами есть и достаточно зрелые сочинения, как например, сонаты соль мажор № 13, ми мажор № 15, ре мажор № 16. Здесь и главная партия, и побочная и заключительная подвергаются разработке. Отметим, что именно Гайдн явился основоположником разработочного принципа развития материала.
Тональный план разработок уже в ранних сочинениях бывает достаточно разнообразным. Характерной чертой ранних сонат является введение в цикл менуэта, причем он может выполнять функции медленной части или заменять финал. Обратим внимание, что через призму танцевального жанра передается вся полнота и многообразие мироощущения.Ведь есть менуэты изысканные, галантные, близкие светской музыке, другие, как в сонате № 5, отличаясь некоторой тяжеловесностью, крестьянским народным происхождением, подтверждают органическую близость автора к народному творчеству. Существенным является проникновение черт сонатности в различные части цикла и даже в менуэт. Определенную эволюцию претерпевают и введенное Гайдном трио. И сюда композитор вносит элемент разработки материала.
Многообразна выразительность медленных частей. С одной стороны, слышно влияние медленных частей скрипичных сонат Тартини, с другой стороны, ясно видна схожесть с речевыми интонациями произведений Ф.Э.Баха. Работа над сонатной формой прослеживается и в медленных частях.Так, Анданте из сонаты № 17 написано в форме сонатного аллегро.
Утверждение сонатной формы ощущается и в финалах сонат раннего периода, где так же основополагающим является разработочный принцип развития материала. Характер веселья, юмора, напористость движения подчеркивается уже сложившимися фактурными приемами. Часто используются уже готовые формулы: триоли, альбертиевые басы, маркизовы басы, перекрещивание рук и т.д. Преобладает мелкая техника-гаммообразные пассажи, репетиции, мелизмы, встречаются и двойные терции. Примечательно, что в сонате № 16 появляется небольшая каденция. Это свидетельствует о развитии фортепианной фактуры.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что уже в ранний период творчества Гайдна утверждается сонатная форма и начитают формироваться основные стилевые признаки, характерные для композитора. И чем раньше педагоги будут обращать на это внимание учащихся, тем больших успехов можно ожидать в отношении формирования у них чувства стиля.
-
Основные черты фортепианного стиля композитора.
Чувства стиля композитора, понимание этого стиля формируется у ученика медленно и здесь нужна последовательная и планомерная работа. О средствах выразительности педагог должен заботиться постоянно, ведь именно точное интонирование деталей, определенные меры их экспрессии и соотношение друг с другом является первым шагом на пути формирования у ученика чувства стиля. Это не позволит относиться учащимся к музыке великого венца формально и выявлять в ней лишь жизнерадостность и скерцозность, как это, к сожалению, часто случается. Безусловно, Гайдну не свойственны исключительная сосредоточенность на какой-либо идее, а также черты сентиментальности и героизма. Его привлекает другое-то, что ближе к быту, к повседневности, к жанровой сценке, к народному юмору, к поэтической лирике. Он поднимает, казалось бы, простое и повседневное до уровня жизненной философии.
Работая с учениками, анализируя исполняемое сочинение, необходимо отмечать не только единичное и неповторимое в данном произведении, но и обратить внимание ученика на типичное, закономерное для композитора. Ведь именно на этом должен базироваться любой исполнителько-методический анализ, поэтому важно отметить основные стилевые черты композитора, как представителя раннего венского классицизма.
Рассмотрим подробнее черты фортепианного стиля И.Гайдна.
Прежде всего-гомофонно-гармонический принцип мышления, где главным композиционным средством является мелодия в сочетании с гармоническим сопровождением. Вокруг солирующей мелодии вращаются сопровождающие компоненты, таким образом, мелодия облекается в гомофонную фактуру. И в этом заключается огромная сложность. Речь идет о соотношении трех основных компонентов: 1- солирующий голос, 2-сопровождающие голоса, 3- линия басового голоса. Сложность и специфичность мелодии в том, что она , имея мотивное строение, часто прерывается паузами. Обилие артикуляционных обозначений и мелизматики создает дополнительные трудности. Поэтому особо важным становится вопрос фразировки-обьединение мотивов в длинную линию, выявление смыслового центра, кульминаций. Ученик должен уже знать квадратную структуру периодов, деление его на предложения , фразы, мотивы. В гармоническом отношении кульминации поддерживаются напряженностью доминантовой гармонии, а затем разрешением в тонику. Ученик должен осознавать огромную роль гармонии, ведь она может усиливать выразительность интонационного хода, подчеркивать его значимость, в другом- медленная смена аккордов способна придавать спокойствие свободно льющей мелодии, в третьем- ритмическая пульсация аккордов может создавать ощущение напряженности. Интересно, что наряду с использованием мажорного и минорного ладов встречаются диссонансы фольклорного характера.
Не менее важной стилистической чертой является симфоничность мышления и связанная с ней оркестральность письма.
Постоянная забота педагога- учить ученика слышать, чувствовать в фактуре сонат имитацию оркестровых тембров.
Часто использует Гайдн пиццикато басового голоса.
Еще одна стилистическая черта - определенность метро-ритмического пульса. По той роли, которую играет этот фактор в сочинениях композитора, можно провести сравнение, пожалуй. Лишь с Бетховеным. У Гайдна метро-ритмический пульс создает характерную живость и упругость музыки. Ритмика может быть просто фоном, а может рождать новые элементы, разрабатывая мелкие построения в ритмическом нарастании или торможении.
Умелое сочетание различной пульсации не позволит учащимся статично фразировать мелодическую линию или забалтывать пассажи.Следующая важная стилистическая особенность- органическая близость его музыки к народному творчеству. Его мелодизм вобрал в себя австрийские, чешские, сербские, хорватские, венгерские интонации, но при этом Гайдн всегда был глубоко национальным композитором.
Так же важна и еще одна стилистическая черта -жанровая основа его музыки с явным преобладанием песенно-танцевального начала. Подтверждением этому служит очень частое использование менуэта в сонатах.
-
Разбор и анализ сонаты соль мажор № 5 (1 часть)
(редакция Кристы Ландон)
Соната соль мажор сочинена до 1767 года. Впервые издана в Лондоне у Купера, как соната «для клавесина с аккомпанементом скрипки», опус 44.
Эта соната является одной из немногих, которые имеются в учебных программах и исполняются довольно часто.
По уровню трудности она соответствует 5 классу ДШИ. Данная соната-типичный пример, на котором можно увидеть, как Гайдн ищет пути к созданию сонатной формы. В ней прослеживаются «ростки» нового подхода к материалу:
-
Разработочный принцип развития
-
Попытки найти о оттенить вторую тему, показать ее чуть в другом ракурсе( то, что впоследствии приведет к введению в сонату побочной партии)
Образный строй первой части характерен для композитора. Юмор, веселье -все это передается в музыке и бесперебойным движением шестнадцатых длительностей в крайних разделах, и обилием украшений в средней части. Отмеченная учащенная пульсация является как бы цементирующим компонентом всей части сонаты и создает метро-ритмическое единство.
Интересно, что вместо предлагаемого и ожидаемого для 1 части сонатного аллегро мы обнаруживаем в этой части сложную 3 частную форму, что как раз нередко встречается в его ранних сочинениях. И все-таки мы можем говорить о сонатности 1 части. Она проявляется через разработочный принцип развития материала, который здесь доминирует.
Первый раздел части (такты 1-24) имеет следующую структуру
A + B + Ai
8т 8т 8т
«А» -восьмитактовое построение. Первые два такта обоих предложений демонстрируют характерный признак классического периода- повторность.
Правильное распределение кульминационных точек позволяет ученику не только выстроить предложение , но и понять его роль в форме произведения в целом.
Изучая эту часть, необходимо также обратить внимание на структуру мелодической линии. Речь идет о скрытой полифонии. Это своеобразные отголоски эпохи барокко, в частности баховского строения тем. Такой прием используется у Гайдна в зрелых сочинениях. Важно, чтобы ученик осознавал и слышал эти скрытые голоса.
При работе над октавами в партии левой руки необходимо иметь ввиду возможность различных вариантов исполнения. Ведь добиваясь доминирующего звучания верхнего голоса более звонким, острым и точным прикосновением пальцев правой руки, мы можем придавать музыке черты веселья, жизнерадостной напористости, а уплотняя звучание октав - заставить звучать воображаемый оркестр более насыщенно и тяжеловесно.
Следующий период «В» (такты 9-16) является серединой крайних разделов 1 части. Здесь Гайдн, сохраняя общие формы движения, вносит в музыку определенное разнообразие. Этот период строится по принципу дробления и суммирования. Если в 1 периоде преобладало стремительное движение к кульминационной точке, то во 2 периоде следует отметить дробность и мотивное строение фактуры.Наличие повторности в структуре и необходимость преодоления заставляет исполнителя задуматься о динамической разноплановости. С этой точки зрения «р», проставленное во 2 такте в редакции Ройзмана, представляется весьма логичным.
Осознание перечисленных выразительных средств поможет ученику почувствовать определенный контраст, понять роль этого эпизода в драматургии всего произведения.
Начиная с 17 такта, повторяется первый период А, но с очень важными изменениями. Ведь второе предложение в нем изложено октавой выше. Это обстоятельство создает более широкий звуковой диапазон и говорим нам о наступлении кульминации не только этого периода, но и всего раздела в целом.
Но все же образный контраст 1 части вносит не 2 период, а средний эпизод всей части (такты 26-50). По форме середина схожа с крайними частями.
Уже в 1 периоде мы слышим взволнованный , тревожный характер музыки, который создается частыми паузами в теме, обилием украшений как бы обвивающих гибкую мелодическую линию верхнего голоса на фоне скользящего сопровождения восьмых длительностей в партии левой руки.
Напомним о возможных трудностях фразировки. Обилие пауз и разряженное изложение темы могут привести к монотонности, поэтому особенно важно обратить внимание на движение к кульминации в такте 30.
Во 2 периоде среднего раздела (такты 34-41) музыка становится более мрачной, тревожной, ведь теперь она излагается в нижнем регистре. Вторая фраза (такты 36-37) повторяется как бы различными группами оркестра.Такие особенности важно осознавать как стилистические закономерности и поэтому необходимо воспитывать у ученика оркестрово-тембровое слышание фортепианной фактуры.
Заключительный период средней части (такты 43-50) с незначительными изменениями повторяет 1 период. Тот же высокий регистр, прерываемое паузами движение темы. Но здесь мелодическая линия мягко плавно спускается вниз, поэтому эта тема звучит более спокойно и умиротворенно.
Третий раздел 1 части сонаты буквально повторяет первый раздел , так что исполнительские задачи остаются теми же.
-
Заключение.
Существенной трудностью при работе над классической сонатой является исполнение орнаментики. На этом вопросе остановимся специально.
Следует помнить, что сохранившиеся на валиках механических органов записи позволяют установить, что в ту далекую эпоху трели, в большинстве случаев, использовались с заключением. Начало трели могло быть с основного звука или с верхнего вспомогательного тона. Форшлаги исполнялись и за счет предшествующих длительностей и на сильное время. Неперечеркнутые форшлаги игрались то как длинные, то как короткие. Все это дает основание сделать следующий вывод: в выборе той или иной орнаментики, как и в способах ее исполнения у пианиста должна быть определенная свобода действий, вытекающая из конкретной художественной задачи.
Приводим самые краткие сведения о названных редакциях: это - три выпуска избранных сонат под редакцией Л.Ройзмана, куда вошла 31 соната, редакция К.Мартинсона, содержащая 43 сонаты, венгерское издание под редакцией Л.Хернади, где в двух томах помещены 16 избранных сонат, а так же лейпцигское издание под редакцией Л.Цильхера, 42 сонаты в 4 томах.
Последнее время все чаще в практике используется венгерское издание под редакцией Кристы Ландон, примечательное тем, что в него вошли все сохранившиеся 62 сонаты, они расположены в хронологическом порядке, что позволяет делать определенные выводы о формировании гайдновского стиля.
-
Использованная литература
-
А.С.Рабинович. «Гайдн», Л., 1930 г.
-
А.Альшванг. «И.Гайдн» М., 1947 г.
-
Стендаль «Письма о прославленном композиторе Гайдне», Собр.соч. т.8, Л., 1959 г.
-
К. Ландон «И.Гайдн», Лондон, 1955 г.
-
«Как исполнять И.Гайдна» изд .Классика 21 века 2008 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Малкина Виктория Григорьевна
→ Публикатор 22.09.2021 0 3642 221 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.