Статья "Опытно-экспериментальная работа по формированию вокальной культуры учащихся в классе джазового вокала"
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования ГОРОДА МУРМАНСКА
«детская школа искусств № 2»
оПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ учащихся
В КЛАССЕ ДЖАЗОВОГО ВОКАЛА
Преподаватель Михайловская А.А.
Опытно-экспериментальная работа по формированию вокальных навыков учащихся в классе эстрадно-джазового пения состояла из двух этапов:
1. Выявление уровней сформированности вокальной культуры.
2. Организация и результаты работы над повышением уровня вокальной культуры и развитием исполнительских навыков.
1 этап
Выявление уровней вокальной культуры учащихся
в классе эстрадно-джазового пения
В эксперименте участвовало 8 детей.
Комплекс творческих способностей состоит из целого ряда компонентов. Я в своей работе остановилась на изучении трех основных составляющих вокальной культуры, а именно: художественном компоненте, музыкальных способностях и практическом компоненте (уровень умений и навыков).
-
Диагностика художественного компонента
В рамках диагностики художественной составляющей вокальной культуры учащихся предстояло определить их интеллектуальный уровень и узнать, что лежит в основе их мотивации к обучению. Необходимо было ответить на вопрос: что дети ждут от джазовой музыки, что ищут в ней. Основными методами исследования выступили беседы с учащимися, тестирование и анкетирование.
Задание 1. Учащимся класса были заданы вопросы: «Если бы ты была учителем музыки, какие произведения ты бы выбрала для урока, что бы ты хотела с их помощью рассказать детям?», «Какую музыку ты выберешь, чтобы послушать в кругу семьи?».
Задание 2. Для изучения целевых установок восприятия музыки учащимися было предложено ответить на вопрос «для чего вы слушаете музыку?» Ответы надо было упорядочить по мере значимости:
-
ради развлечения;
-
для удовольствия;
-
для познания человеческих чувств;
-
чтобы наслаждаться прекрасным;
-
для успокоения;
-
просто так;
-
чтобы оценить личность композитора;
-
чтобы насладиться художественным совершенством исполнителей;
-
для эмоциональной разрядки.
Задание 3. Далее детям предложено вспомнить известные им произведения, выражающие различные эмоциональные состояния: грусть, радость, мечтательность, страдание, раздумья о жизни, шутливое настроение, ощущение сказочности.
Задание 4. Для диагностики интереса учащегося к определенной области музыкального искусства испытуемые должны были подчеркнуть в карточке те музыкальные жанры, в которых написаны их любимые произведения:
-
массовая песня;
-
музыка оперетты;
-
оперная музыка;
-
балетная музыка;
-
эстрадная музыка;
-
джазовая музыка;
-
камерная вокальная музыка (романсы);
-
камерная инструментальная музыка;
-
симфоническая музыка;
-
рок-музыка;
-
музыка к художественным фильмам и мультфильмам;
-
бардовская песня.
Задание 5. Чтобы определить, насколько учащиеся ориентируются в жанрах вокального джазового искусства, им было предложено прослушать одну из джазовых композиций и определить, к какому из названных стилей относится произведение:
-
Бибоп («It Don't Mean a Thing»);
-
Новоорлеанский джаз («Mood Indigo») ;
-
Кул-джаз («Take Five»);
-
Соул-джаз («I Have Nothing»);
-
Босса-нова («The Girl From Ipanema»).
Критерии оценки уровней развития художественного компонента
Уровни сформированности |
Критерии |
Высокий уровень |
Задание № 1. Ребенок с интересом принимает участие в беседе, с легкостью выполняет задание, комментирует выбор музыкального произведения. По заданию № 2 высокий уровень характерен для школьников, имеющих установку при восприятии музыки на познание человеческих чувств, оценку личности композитора, наслаждение художественным совершенством исполнения (4, 6, 7). По заданию № 3 ребенок дает ответы практически на все вопросы. В задании № 4 преимущественная направленность на область серьезной музыки, меньше – легкой. Гармоническое сочетание симфонической, оперной музыки с образцами джазовой музыки или рок-музыки, а также с бардовской и массовой песней. В задании № 5 узнает 4 стиля джазовой музыки. |
Средний уровень |
В задании № 1 ребенок участвует в беседе без особого интереса, называет произведение (или жанр), но мотивы выбора именно этого произведения (жанра) не комментирует. Во втором задании средний уровень присущ учащимся, которые обращаются к музыке, чтобы наслаждаться прекрасным, для удовольствия, для успокоения (2, 3,5). По заданию № 3 ребенок дает ответы на половину вопросов. В задании № 4 доминирующая направленность на сферу легкой музыки, меньше – серьезной. Предпочтение отдается эстрадной музыке, песне (массовой и бардовской), рок-музыке (реже - джазовой) и популярной классической (несложной) музыке. В задании № 5 узнает 2 стиля джазовой музыки. |
Низкий уровень |
В задании № 1 ребенок отказывается от участия в беседе по причине отсутствия интереса, отсутствия музыкального опыта, в частности, возникают трудности с названием произведения или даже жанра. Оценки - 1, 8, 9 во втором задании - соответствуют низкому уровню развития музыкального интереса (учащийся слушает музыку для эмоциональной разрядки, ради развлечения, просто так). По заданию № 3 ребенок дает не более 3 ответов. В задании № 4 направленность только на легкую музыку. Предпочтительные жанры - массовая песня, эстрадная музыка, популярная танцевальная музыка. В задании № 5 не знает ни одного стиля джазовой музыки. |
Результаты исследований
№ п/п |
Имя и фамилия ученика |
Оценка уровня |
|||||
1 задание |
2 задание |
3 задание |
4 задание |
5 задание |
Итог |
||
1 |
Альбина К. |
высокий |
высокий |
средний |
средний |
высокий |
высокий |
2 |
Аня Л. |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
средний |
высокий |
3 |
Варя Н. |
средний |
средний |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
4 |
Даша А. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
низкий |
средний |
5 |
Надя Д. |
высокий |
высокий |
средний |
средний |
низкий |
средний |
6 |
Настя К. |
высокий |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
7 |
Лиза Т. |
средний |
высокий |
низкий |
высокий |
средний |
средний |
8 |
Эля К. |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
средний |
высокий |
-
Диагностика музыкальных способностей
В теории и практике музыкального воспитания школьников принята диагностика, основанная на выявлении трех доминантных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б.М.Теплов). Исходя из данной структуры способностей, О.П. Радынова определяет показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными особенностями учащихся:
-
диагностика музыкально-слуховых представлений сопряжена с пением, в соответствии с возрастом детей задания могут варьироваться: им предлагается спеть хорошо знакомую песню с сопровождением, без сопровождения;
-
показатели развитости чувства ритма – чувство метра, воспроизведение ритмического рисунка разного уровня сложности, выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки;
-
развитие ладового чувства определяется и по умению различать устойчивые и неустойчивые звуки при окончании на них мелодии, узнавать знакомую мелодию, по чувствительности к точности интонации.
Диагностика проводилась индивидуально с каждым учащимся. Им предлагалось выполнить несколько заданий:
-
Упражнения по методике Д.Митчел. Преподаватель поет однотактную фразу, затем ее повторяет ученик, чисто интонируя мелодию и верно воспроизводя ритмический рисунок.
-
Спеть любимый джазовый стандарт, который был выучен ранее, выделяя слабую долю хлопком в ладоши или щелчком пальцев, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения.
-
Придумать и пропеть на скэт свою мелодию, состоящую из двенадцати тактов, на заданную блюзовую гармонию (ТТТТ,SSTT,DSTT).
Для диагностики уровней музыкальных способностей выступали показатели, представленные в табл. 3.
Критерии оценки уровней развития музыкальных способностей
Уровни сформированности |
Критерии |
Высокий уровень |
В первом задании учащийся быстро запоминает и верно повторяет музыкальную фразу, в его исполнении слышно точное ощущение звуковысотности, правильное воспроизведение пунктирного, синкопированного ритма. В задании № 2 ученик чисто интонирует, без затруднения выделяет слабые доли в такте. Без сопровождения поет уверенно, верно воспроизводит мелодию, не отклоняется от тональности произведения. В задании № 3 ученик проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку, с интересом слушает блюзовую гармонию, проявляет инициативу и творческую самостоятельность. Исполнение соответствует характеру музыки. |
Средний уровень |
В задании № 1учащийся достаточно правильно повторяет музыкальную фразу, с некоторыми ритмическими неточностями. Во втором задании ученик верно исполняет произведение в сопровождении инструмента, выделяет слабые доли с трудом (только при помощи преподавателя). В исполнении без аккомпанемента допускает ошибки. В задании № 3 ученик испытывает желание и потребность включиться в музыкальную деятельность, но сомневается в своих импровизационных способностях, задание выполняет с помощью примера преподавателя. |
Низкий уровень |
В первом задании ученик плохо запоминает музыкальную фразу, неверно воспроизводит ритмический и мелодический рисунок. В задании № 2 учащийся допускает большое количество ошибок в исполнении с сопровождением. В исполнении а-капелла отклоняется от ритма и тональности произведения. В третьем задании ученик испытывает эмоциональную зажатость, равнодушное отношение к музыке. Исполняет придуманную мелодию вне заданной тональности, не приходит в тонику. |
Результаты исследований
№ № пп/п |
Имя и фамилия ученика |
Музыкальные способности |
|||
Музыкально-слуховые представления |
Чувство ритма |
Ладовое чувство |
Итог |
||
1 |
Альбина К. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
2 |
Аня Л. |
высокий |
средний |
высокий |
высокий |
3 |
Варя Н. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
4 |
Даша А. |
средний |
высокий |
средний |
средний |
5 |
Надя Д. |
высокий |
средний |
высокий |
высокий |
6 |
Настя К. |
средний |
средний |
средний |
средний |
7 |
Лиза Т. |
средний |
высокий |
средний |
средний |
8 |
Эля К. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
-
Диагностика практического компонента
Исследование вокальных умений и навыков включало изучение следующих составляющих: интонация, диапазон, тембр, опертость дыхания, подвижность голоса. Эксперимент проводится индивидуально с каждым учащимся.
Критерии оценки уровней развития практических навыков
Уровни сформированности |
Критерии |
Высокий уровень |
Учащийся хорошо ощущает устойчивые звуки в тональности, в его исполнении слышно точное ощущение звуковысотности. Диапазон голоса соответствует рабочему диапазону того типа, к которому он принадлежит, диапазон не менее двух октав. Ярко и объемно звучащий голос, тембру присуща полетность звучания, хорошо работают резонаторы. Голос звучит ровно на всем диапазоне, учащийся свободно, без усилия извлекает крайние звуки своего диапазона. Певческий выдох ровный, долгий, визуально видна работа диафрагмы. |
Средний уровень |
Учащийся достаточно точно интонирует, но нередко извлекаемые им звуки находятся у самых границ так называемой «примарной» зоны. Диапазон голоса не превышает одной-полутора октав. Голос звучит не очень сильно, но тембр имеет свою окраску, соответствующую данному типу голоса. В основном голос на всем диапазоне звучит ровно, но есть проблемы с извлечением переходных звуков, крайние звуки диапазона звучат напряженно. Недостаточно ровный певческий выдох, бывают проблемы с расходом дыхания. |
Низкий уровень |
Интонация очень неточная, извлекаемые звуки часто находятся за пределами примарной зоны, нет ощущения устойчивых звуков. Диапазон голоса менее одной октавы. Голос звучит слабо, работа резонаторов не ощущается, по тембру звучания невозможно определить тип голоса. Голос звучит «пестро», возникают большие проблемы с извлечение переходных и крайних звуков диапазона. Большой расход воздуха при звукоизвлечении, при вдохе поднимаются плечи, преобладает придыхательная атака. |
Результаты исследования
№ |
Имя и фамилия ученика |
Вокальные навыки и умения |
||||||
Интона-ция |
Диапазон |
Сглажен-ность регистров |
Тембр |
Опертость дыхания |
Подвиж-ность голоса |
Итог |
||
1 |
Альбина К. |
высокий |
средний |
средний |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
2 |
Аня Л. |
средний |
высокий |
высокий |
средний |
средний |
средний |
средний |
3 |
Варя Н. |
высокий |
средний |
средний |
средний |
высокий |
высокий |
средний |
4 |
Даша А. |
средний |
средний |
низкий |
средний |
средний |
средний |
средний |
5 |
Надя Д. |
высокий |
средний |
средний |
средний |
высокий |
средний |
высокий |
6 |
Настя К. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
7 |
Лиза Т. |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
средний |
8 |
Эля К. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
Обобщенные результаты диагностики уровней сформированности вокальной культуры участников детского вокального ансамбля представлены в нижеследующей таблице
Диагностика уровней вокальной культуры
№ п/п |
Имя и фамилия ученика |
Компоненты вокальной культуры |
|||
Художественный компонент |
Музыкальный компонент |
Практический компонент |
Общий уровень |
||
1. |
Альбина К. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
2. |
Аня Л. |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
3. |
Варя Н. |
средний |
высокий |
средний |
средний |
4. |
Даша А. |
средний |
средний |
средний |
средний |
5. |
Надя Д. |
средний |
высокий |
средний |
средний |
6. |
Настя К. |
средний |
средний |
средний |
средний |
7. |
Лиза Т. |
средний |
средний |
средний |
средний |
8. |
Эля К. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
Общие результаты диагностики вокальной культуры учащихся показали, что в оценке художественного компонента преобладают средний уровень; в оценке музыкальных способностей – высокий уровень; в оценке практических навыков – средний уровень. В дальнейшей работе с учащимися преподавателю следует уделить особое внимание именно на развитие художественного и практического компонента.
2 этап
Организация и результаты работы над повышением уровня вокальной культуры и развитием исполнительских навыков.
Итак, диагностика показала, что один и тот же ребенок мог иметь высокий, средний и даже низкий уровень сформированности различных компонентов вокальной культуры. С такими детьми намечалась систематическая, планомерная работа. В ходе ее осуществления решались следующие задачи:
-
выявление лучших физических качеств голоса, раскрытие его красоты;
-
накопление опыта вокального интонирования;
-
обучение приемам пения свойственным джазовому исполнительству, обогащение тембровых красок голоса, работа над орнаментикой;
-
развитие музыкального слуха;
-
освоение приемов снятия психического и мышечного напряжения;
-
формирование устойчивого интереса к вокальному искусству джаза.
Для решения задач эксперимента были отведены дополнительные занятия, состоящие из теоретических и практических блоков. Теоретическая часть включала в себя изучение истории становления джаза, творчества великих джазовых вокалистов прошлого и настоящего, жанров музыки, манер исполнения произведений и т. д. Практическая часть предусматривала отработку вокальных навыков с усложнением подбора музыкального материала; обучение приемам вокального исполнения, восприятия и анализа музыкальных произведений.
Мною был отобран материал с учетом реальных возможностей его освоения в рамках школы искусств. Песенный материал включал в себя разные стили джаза XX и XXI века. Были определены этапы работы.
Первый этап (мотивационный) «Я хочу учиться петь джаз» связан с развитием готовности к активному включению в вокальную детальность.
Под руководством педагога дети учились пластическими средствами выражать эмоциональные состояния, услышанные ими в музыке. Большое внимание уделялось способности внимательно вслушиваться в музыку, понимать её красоту, различать наиболее яркие средства музыкальной выразительности (лад, ритм, характер музыки, интонации). В процессе занятий дети получали певческие навыки.
Для развития чувства ритма применялись занимательные музыкально-дидактические игры «Пение и хлопки», «Игра в дирижера». Отработка округлого звукообразования и выразительности, скороговорки на примарных тонах (как часть распевания), упражнения для языка и губ проводились перед зеркалом.
При помощи занимательных игровых ситуаций дети учились наглядно определять направление движения мелодии, её окраску, динамику и музыкальные штрихи. Движения под музыку отражали ровный ритм, сильную долю такта, музыкальные фразы и предложения, а затем дети пропевали их голосом.
Это способствовало сосредоточению слухового внимания, умению различать звуки по высоте и длительности, а так же развитию вокально-слуховой координации. При пении несложных джазовых стандартов в сопровождении фортепиано с четко выраженной мелодической линией добивались четкой дикции, передачи характера музыки. Содержание деятельности на данной стадии связано с обогащением учащихся музыкальными впечатлениями, которые стимулировали заинтересованное отношение детей к пению.
Второй этап (эмоционально-интеллектуальный) «Я хорошо разбираюсь в джазовом искусстве» направлен на приобретение элементарных знаний стилей джазовой музыки и средств выразительности. Данный этап предполагал работу над собственной манерой исполнения, освоение правил поведения на сцене, закрепление на практике полученных певческой навыков.
При формировании художественного компонента вокальной культуры учащихся использовался наглядно-слуховой метод, который способствовал развитию наблюдательности учащихся, целостности восприятия, музыкальности. На занятии прослушивались, а также просматривались выступления знаменитых джазовых вокалистов, таких как Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд, Сара Воан, Бесси Смит, Билли Холидей, Луи Армстронг и.т.д. Я ставила перед учениками задачу определить стиль данного произведения, его характер, подчеркнуть выразительные средства, выявить особенности звукоизвлечения и способы интонирования данного вокалиста. Также учащимся выдавались на дом диски с записью фильма Кена Бернса «История джаза», состоящий из 12 серий, после чего по окончании учебного года был проведен контрольный урок, состоящий из небольших тестов на такие темы как «Сельский блюз», «Распространение джаза», «Музыкальный театр менестрелей», «Свинг», с которыми ученики успешно справились.
Третий этап (познавательно-творческий) «Я – эстрадно-джазовый певец» – этап самореализации учащихся через участие в концертной деятельности, в вокальных конкурсах, музыкальных вечерах. Закреплялось умение держаться на сцене, быть раскрепощенным перед слушателями, придумывать музыкальные постановки, уметь вслушиваться в аккордовую партитуру, владеть своим голосом.
Расширение учебного репертуара сопровождалось непрерывным усложнением заданий. Освоение правильных технических приемов пения происходило по принципу от простого к сложному, от известного к неизвестному. При разучивании песен мы добивались, чтобы дети соблюдали правила вдоха и выдоха, певческой позиции, пели свободно и легко. Постепенно расширялся диапазона голоса, повышалось исполнительское мастерство – в репертуар добавлялись произведения, включающие в себя пение фонемами.
Внедрялись различные педагогические формы работы – музыкальные конкурсы, праздники, музыкальные путешествия и вечера творчества композиторов, посещение концертов эстрадно-джазовой музыки. Это повышало заинтересованности учащихся процессом пения. Обязательным являлся ежегодный академический концерт.
По итогам работы была проведена повторная диагностика участников вокального ансамбля, результаты которой представлены в таблице:
Диагностика уровней вокальной культуры
№ п/п |
Имя и фамилия ученика |
Компоненты и уровни вокальной культуры |
|||
Художественный компонент |
Музыкальный компонент |
Практический компонент |
Общий уровень |
||
1. |
Альбина К. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
2. |
Аня Л. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
3. |
Варя Н. |
средний |
высокий |
высокий |
высокий |
4. |
Даша А. |
высокий |
средний |
средний |
средний |
5. |
Надя Д. |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
6. |
Настя К. |
высокий |
средний |
средний |
средний |
7. |
Лиза Т. |
высокий |
средний |
средний |
средний |
8. |
Эля К. |
высокий |
высокий |
высокий |
высокий |
Полученные результаты показывают повышение уровней вокальной культуры учащихся в классе эстрадно-джазового пения. Это неплохие результаты для краткосрочного эксперимента. В следующей таблице приведены сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментального исследования.
Сравнительные результаты диагностики уровней вокальной культуры учащихся в классе эстрадно-джазового пения
Констатирующий этап |
Контрольный срез |
|||||
Уровни |
Количество учащихся |
Соотношение в % |
Уровни |
Количество учащихся |
Соотношение в % |
|
Высокий |
3 |
37,5% |
Высокий |
5 |
62,5 % |
|
Средний |
5 |
62,5% |
Средний |
3 |
37,5% |
Таким образом, опытно-экспериментальная работа доказала действенность, целесообразность и эффективность разработанной методики формирования вокальной культуры учащихся детской школы искусств. Подтверждением этого явились результаты муниципальных, региональных и всероссийских вокальных конкурсов, на которых учащиеся первых и вторых классов получили звания лауреатов и дипломантов.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Михайловская Арина Алексеевна
→ Публикатор 23.10.2021 0 698 5 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.