Статья "Развитие воображения на занятиях в театр-студии"


 Развитие воображения в театр-студии «Обыкновенное чудо»

«Артист должен любить и уметь мечтать.

Это одна из самых важных творческих

способностей. Без воображения нет творчества».

К.С. Станиславский

 

 

 

Основная цель детского театрального коллектива — раскрытие и совершенствование творческих способностей обучающихся при помощи актерского мастерства и сопутствующих дисциплин.

Изучение актерского мастерства в театральной самодеятельной студии отличается от преподавания в профессиональных учебных заведениях.

В театр-студии «Обыкновенное чудо» Центра детского творчества Биробиджана занимаются все желающие от 6 до 16 лет, независимо от уровня подготовки и природных способностей. Моя задача, как педагога - заинтересовать детей театральным творчеством, способствовать раскрытию их способностей и развивать качества, необходимые в творчестве актера: внимание, эмоциональную память, а главное - воображение.

Воображение вообще, а творческое воображение в частности, играет важную роль в жизни человека. Благодаря воображению он творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура - это продукт воображения и творчества людей. Воображение является одним из важных элементов процесса сценического действия. Ведь творчество актера возникает и протекает не в реальной жизни, а в жизни созданной художественным вымыслом драматурга и режиссера и его задача правдиво жить чужой жизнью, сделать эту жизнь своей.

К.С. Станиславский говорил: «Творческая работа над ролью и над превращением словесного произведения драматурга в сценическую быль вся, от начала до конца, протекает при участии воображения». Возбудимость, гибкость, отзывчивость воображения необходимые качества не только для профессиональных актеров, но и для участников детского театрального коллектива.

В своей работе я уделяю значительное внимание развитию воображения у обучающихся. И не важно, станет ли ребенок актером, или выберет другую профессию. Ведь развитое воображение – это залог успешности ребёнка в будущем. Именно это качество помогает легко учиться, заниматься научными, творческими проектами, находить решение в сложных ситуациях. Богатое воображение формирует личность ребёнка, приобщает его к миру искусства. Если не заниматься развитием воображения специально, то к 18 годам эта способность угаснет.

Так как игра - это ведущий вид деятельности детей 6-10 лет, а театр по природе сродни игре, то в своей работе я часто применяю игровые технологий обучения. Через игру дети максимально продуктивно усваивают новые знания, творчески самореализуются, взаимодействуют друг с другом, учатся понимать других людей, что очень важно при создании образа.

На сегодняшний день существует множество игр, заданий и упражнений по развитию воображения, но именно для занятий актерским мастерством подходят не все. Поэтому, я некоторые из известных игр и упражнений адаптирую к своей деятельности.

«ВОЛШЕБНАЯ ТРОПИНКА»

Учащиеся двигаются друг за другом по периметру кабинета на небольшом расстоянии. Педагог сообщает, что ребята двигаются по воображаемой тропинке в лесу, на которой будут встречаться разные препятствия: «лужи», «острые камни», «крапива», «кочки на болоте», «узкая дощечка для переправы», «колючие кусты». Услышав команду, учащиеся двигаются, перепрыгивая воображаемые лужи, осторожно ступают по воображаемым острым камням и т.д пока не выйдут из воображаемого леса.

«ВОЛШЕБНЫЙ ГРАФИН»

Педагог просит детей представить воображаемый графин с водой и стакан. Налить почти полный стакан. Попробовать… Что это? Это же какао! Ребята вспоминают вкус, запах, вид, густоту. А потом каждый наливает из графина свой напиток и передает те чувства, которые испытывает.

«ОПРАВДАНИЕ ПОЗ»

Студийцы стоят или ходят по кругу. По сигналу они должны бросить тело в том направлении, которое задает педагог. Для каждой позы нужно найти оправдание. Например, «наклониться к полу» - для того, чтобы завязать шнурок, поднять монетку, приготовиться к старту и т.д.

«ОПРАВДАЙ ДЕЙСТВИЯ» Педагог задает три простых физических действия, например: 1) встать на стул; 2) поднять руки вверх; 3) посмотреть в окно. Студийцам предлагается связать эти действия в одно событие, оправдать их и разыграть этюд. Причем действия могут иметь любую последовательность.

Например: Одеваюсь, чтобы выйти на улицу, услышала шум, подошла к окну, увидела, что начался дождь, надо взять зонт, а он в шкафу на верхней полке. Подставила стул, достала зонт (для этого подняла руки вверх), спрыгнула со стула, обулась и вышла.

«ПРЕДМЕТ ПО КРУГУ»

Группа рассаживается или становится в полукруг. Педагог показывает студийцам предмет (линейку, книгу, мяч, кеглю). Участники должны передавать друг другу по кругу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. А тот именно как скрипку ее принимает. Этюд со скрипкой окончен. Теперь второй участник обыгрывает эту же линейку, например, как ружье или кисть и т.д.

«ЗЕРНЫШКО»

Обучающиеся, в шахматном порядке сидят на корточках, обхватив колени руками, а голову прижать к коленям и действуют, согласно указаниям педагога. «Представьте, что вы – маленькое, почти незаметное зернышко какого – либо растения – какого, каждый из вас решает сам. Пока была зима, вы спали в земле, как и другие зернышки. Вот солнышко начинает пригревать, вам тепло и приятно, и вы уже не сжаты в комочек от холода, вы можете чуть распрямиться, почувствовать теплую землю и начинать искать, где лучше пробиться ростку. Вдруг вы почувствовали, что на вас попадают капельки воды, а солнышко греет, и от этого, постепенно распрямляясь, вы растете и раскрываетесь. И вот вы уже вытянулись во весь рост, распустили свои бутоны ли вытянули ветки. В конце упражнения педагог может предположить какие растения задумали обучающиеся.

«МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»

Обучающиеся располагаются в свободном порядке. Педагог произносит слова: «Море волнуется! Море волнуется 2! Море волнуется 3! Морская фигура на месте замри!». Обучающиеся в короткое время придумывают какого морского обитателя они покажут и замирают в соответствующей позе, затем по команде ведущего все ребята «оживает», т.е. показывают, как они двигаются, в соответствии с образом. Задания могут быть самыми различными: лесные жители, сказочные герои, буква алфавита, цветы, домашние животные, профессии, бытовая техника и т.д.

 

«Я - ОБРАЗ»

Прислушайтесь к себе, загляните в свой внутренний мир и постарайтесь описать самого себя с помощью того или иного образа. Например: если бы я был домом, то каким? Если бы я был бы деревом, то каким? Если бы я был временем года, то каким?

«ЖИВАЯ БУКВА»

По команде ведущего, студийцы изображают какую – либо букву алфавита. Затем объединившись, можно «написать» слово.

«МАГАЗИН ИГРУШЕК»

Среди обучающихся выбирается один «покупатель», он отходит в сторону и отворачивается ребята должны придумать, какой игрушкой они будут (собачка, лягушка, неваляшка, кукла, робот и т.д) Когда все будут готовы, они выстраиваются, как на витрине магазина, в соответствующих позах. «Покупатель» подходит к каждому и «заводит» игрушку. Обучающийся демонстрирует, как его игрушка работает, покупатель выбирает понравившуюся игрушку. Этот ребенок становится «покупателем».

«СКУЛЬПТОР И ГЛИНА»

Студийцы делятся на пары, один - «скульптор», другой - «глина». «Скульптор задумывает, какую фигурку слепит и мягкими движениями воплощает из «глины» задуманное. Ребенок играющий роль «глины» должен догадаться, кого из него слепили.

Игры и упражнения на развитие воображения целесообразно включать в каждое занятие по актерскому мастерству, это не только обогатит детскую фантазию, но и сделает занятие более динамичным и интересным.


 

 


 


 


Полный текст материала Статья "Развитие воображения на занятиях в театр-студии" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Демчук Елена Юрьевна  Публикатор
24.10.2021 0 1114 10

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК