Статья "Работа над техникой на начальном этапе обучения"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №33»
РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Методическая разработка
Составитель:
Преподаватель фортепиано
Ратманова И.Я.
Санкт-Петербург
2021
Содержание
I Введение:
Что такое техника с. 3
II Основная часть:
Упражнения для развития разных видов техники
-
Свободная рука. Нон легато. с. 3
-
Упражнения на легато с. 4
-
«Крепкие пальцы» с. 5
-
Укрепление 4 и 5 пальцев с. 6
-
Работа над стаккато с. 7
-
Активизация первого пальца с. 9
-
Знакомство с гаммами с. 9
-
Работа над аккордами с.10
III Заключение:
Необходимое требование для работы над техникой с.11
IV Список литературы с.12
Приложение 1:
Формула изучения пальцев в гаммах, предложенная В. Листовой.
Что такое техника?
Как однажды сказал И. Гофман в начале 20 века, современник и в какое-то время конкурент С. Рахманинова: «Техника – это, как деньги; есть деньги - купишь, нет денег - не купишь, есть техника - сыграешь, нет - не сыграешь». Для того, чтоб были деньги надо трудиться. Чтоб была техника, тем более требуется приложить терпение и усердие.
В последние годы появились несколько очень сильных прогрессивных пособий, которые дают возможность развиться учащимся класса фортепиано гораздо быстрее, чем это было ранее. Музыкальные пособия А. Артоболевской «Первая встреча с музыкой», и И. Смирновой «Фортепиано - интенсивный курс», всячески помогают молодому педагогу, и не только молодому, быстро и интересно для себя и учащихся освоить нотную грамоту, скрипичный и басовый ключ, и практически с первых уроков на приемах нон легато и легато начинать приобретение так называемой техники игры на фортепиано.
Упражнения для развития разных видов техники
-
Свободная рука. Нон легато.
Одно из первых условий начала приобретения техники - это понятие свободы рук. Эта работа связана с концентрацией внимания, с ощущения веса руки, ощущения веса руки на каждом пальце в отдельности. А для этого надо почувствовать каждый палец, чтоб он над клавишей был закруглен опуская на подушечку, а рука имеет форму «купола», «краба» и рука спускалась на клавиатуру плавно, как движение лифта в доме или впечатление от созерцания выпущенного с поверхности воды камня в прозрачную воду. Эти упражнения стоит начинать с сильных 3 и 2 пальца, постепенно переходя на 1 и 5 пальцы, которыми играть можно одновременно, добиваясь устойчивости кисти, ощущения, «дышащего» запястья, ощущения «купола» руки и одновременно укрепляя 1 и 5 пальцы, переходя далее к попеременной игре этими пальцами. По ходу занятия контролировать свободу рук, свободу плечевого пояса и удобного расположения (не близкого) локтей от туловища ребенка. Ставя одновременно и музыкальную задачу: ‘"взятие звука”, отвергая возможные удар и толчок, которые возможны у ученика на первом этапе. Концентрируя внимание ребенка на чистом и точном взятии звука по середине клавиши, с первых уроков приучая его к этому.
На этом периоде - (до- нотном), возможно любое количество разнообразных упражнений: через октаву одним и тем же пальцем, терциями (1-3, 3-5), квинтами (1-5, 1-4) левой и правой рукой, особенно контролируя момент взятия звука, следя за тем, чтоб палец был приготовлен.
К этому моменту, после взятия, на клавиатуру не должно быть никакого давления (обычная ошибка начинающих).
Это можно назвать периодом нон легатной игры. Легато проделывать нужно очень внимательно. Каждый палец берет звук, соприкасаясь с клавишей, кисть в это время чуть опущена, плечо свободно висит.
-
Упражнения на легато
Энергичный палец нажимает клавишу, кисть в это время идет вверх, в момент взятия вся рука как бы перемещается на этот сыгравший палец, который хватает новую клавишу. На этом упражнении рука сразу приучается своей массой опираться на пальцы. Образуется контакт с клавиатурой в своем простейшем примитивном еще виде медленной игры. Как сохранить ощущение опоры на клавиатуру в подвижном и быстром темпе на пиано и т.д.? Ощущение опоры на клавиатуру видоизменяется в зависимости от темпа и звучности от значительного до почти неуловимого. Это упражнение играется по 2 звука (2-3, 3-4) на легато правой и левой рукой, по 3 звука (2-3-4, 1-2-3, 3-4-5 пальцами) обеими руками от ноты до I октавы в разные стороны клавиатуры, используя симметричную работу рук.
-
«Крепкие пальцы»
Давно известно, что при игре на фортепиано нужны «крепкие пальцы». Активные сильные пальцы являются основой для приобретения всего многообразия техники пианиста. Пальцевая техника, или как ее называют мелкая техника, является самым трудоемким видом фортепианной техники. Приобретение ее без многолетнего пальцевого тренажа невозможно. Был период в развитии фортепиано, когда старая школа требовала многочасовой механической зубрежки, что вело при игре без слухового контроля, притупляло живое отношение к музыке в связи с этим произошел отказ от пальцевого тренажа. Настойчиво пропагандировались выводы о ненужности и даже вредности работы по активизации пальцев. К счастью, исполнительская практика воспользовалась положительной частью учения о весовой игре и доказала необходимость сочетания в игре участия всей руки и плечевого пояса с активными пальцевыми движениями. Критика пальцевого тренажа ощущается и поныне. Принцип «старой школы» медленно и громко имеет место и в современной педагогике, к счастью, только как один из многих верных принципов технической работы.
Пальцевой тренаж - это гимнастика, предпосылка игры на фортепиано, а не сама игра.
Современные пособия А. Артоболевской и И. Смирновой в своих сборниках для начинающих с первых шагов рекомендуют этот пальцевой тренаж. В обеих школах постоянно воспроизводятся упражнения. У Артоболевской они с текстом и рисунками, что дает возможность с большей заинтересованностью привлечь учащихся к этой форме работы.
В своей практике упражнения “Рыбак” и “Танкист” (по Артоболевской), в действительности это Ганон № 2 и № 5, я начинаю давать после двухнедельного знакомства с учащимся. Упражнения зрительно очень просты - пятипальцевая секвенция дает возможность развивать независимую работу каждого пальца, запоминаются учащимся с первого урока. Трудности - работа каждого пальца с опорой на каждый палец руки и перемещение этой опоры по мере перехода руки от секвенции к секвенции до верхней точки в упражнениях и возращение руки к началу упражнения к тонике, внимательно контролируя силу ровности звука и равномерное движение руки, при мягком дышащем запястье, за пальцами.
Первым условием упражнения является контроль над тем, чтобы взятие звука пальцем не подменялось каким - либо побочным движением руки. Пальцы действуют самостоятельно - рука при этом остается свободной. Требования свободы руки ограничивают силу, с которой палец берет клавишу. Максимальные усилия, но самостоятельность и свобода - вот обязательное условие такого упражнения.
Вторым обязательным условием упражнения является подъем пальца, которому подлежит играть, происходит одновременно с взятием предыдущего звука. Никаких повторных подъемов пальца перед игрой допускать нельзя. Не надо ругать ученика, если вместе с нужным пальцем поднимаются и другие. Бороться с природой и препятствовать этим «подъемам» не нужно.
Третье условие - значительный подъем пальца перед игрой и точная направленность его в центр клавиши, что приучает и уменьшит возможность не попадания на клавишу.
Упражнение может привести к утомлению руки, в этом случае необходим контроль за состоянием руки. Необходимо выяснить причину, чаще всего это зажатость при игре или излишнее давление на палец.
Упражнения с точкой или .
Есть сторонники и противники этого упражнения. Г.Нейгауз считает, что к цели нужно идти как можно короче и достаточно изучения прелюдии D - dur I т. ХТК И.С.Баха. Опыт показывает, что прием полезен не только для активизации пальцев, но и для освобождения руки и концентрации внимания для последующего волевого броска на следующую пару нот. Упражнения нужно исполнять тем больше, чем слабее мышечный тонус и пальцы учащегося. Обычно учащиеся после упражнения с точкой горят желанием попробовать в быстром темпе.
После медленных, с высоким подъемом пальцев, упражнений, сразу играть в быстром темпе нельзя. К быстрому темпу надо переходить постепенно и умело.
-
Укрепление 4 и 5 пальцев
В школьные годы обучения необходимо решить еще несколько специфических технических проблем. Это слабость 4-5 пальца у детей и неприспособленность 1 пальца. А. Артоболевская приводит хорошее упражнение ее учителя Лешетинского на первый палец «Змейка» с подтектстовкой и рисунком. Я его обычно даю на 4-5 месяце обучения и довольно долго отдельной рукой:
Упражнение требует у ребенка большой концентрации внимания, чтобы не сбиться с триольного ритма и соблюдать все правильные подкладывания первого пальца. Не у каждого начинающего хватает внимания и терпения успешно справляться с этой работой. Здесь необходимо терпение, настойчивость и доброжелательность педагога.
При техническом развитии учащихся к сожалению на определенном этапе появляется «болезнь тряски» руки (кисти) при каждом взятии пальца в игре на легато. Обычно это связано со слабыми, зажатыми руками в младших классах. Но иногда эта тряска остается у старших, физически окрепших учащихся. Малыши начинают трясти не чувствуя силу в неокрепших руках, независимость каждого пальца при определенной зажатости рук. Способ избавления - одна рука поддерживает играющую руку, а та при взятии пальцем очередного звука тихо, но самостоятельно берет клавишу, без какого-то участия играющей руки. Звук получается тихий, но после нескольких дней внимательных занятий учащийся начинает чувствовать самостоятельность каждого пальца, рука не прыгает.
С раннего этапа занятий стоит обратить внимание на слабый 5 палец. Особенно эту слабость можно заметить в двойных нотах. Как правило верхний звук на 5 палец звучит вяло, его не слышно. Яркость верхнего голоса должна воспитываться с младших классов и педагогу необходимо терпеливо и настойчиво добиваться умения у учащегося ясно выделить верхний голос, особенно 5 пальцем. Развитие физической силы 5 пальца необходимо с активизацией ногтевой фаланги.
Укреплять приходится не только 5 палец в двойных нотах в верхнем голосе. Это необходимо делать и с 3 и 4 пальцами.
Например:
«Солдатский марш» Р.Шуман
К. Черни. Этюд №3. Школа игры на фортепиано.
5. Работа над стаккато
Еще один из необходимых навыков - стаккато. При игре стаккато ведущая роль активных кончиков пальцев не меньше, чем при игре - легато и нон легато. Правильные навыки нон легато значительно облегчат работу над стаккато. Острое взятие клавиши вызывает быстрый и упругий отскок пальца вместе с рукой до определенной точки; высота верхней точки зависит от темпа движения, силы и характера звука. В верхней точке рука собирается и опускается заторможено, как на парашюте. В нижней точке, без остановки палец остро извлекает следующий звук и повторяется тот же процесс:
Е. Гнесина. Этюд.
В более быстром движении остается тот же принцип упругого отскока на фоне непрерывного движения руки, только амплитуда вертикальных движений сокращается (Кабалевский «Ежик»). Очень хорошая пьеса на стаккато. В ней очень удобно организовать руку «купол», «краб», так как работают только три пальца - 1,3,5. Работа их и в правой и левой руке строится симметрично, что дает возможность легче сосредоточиться на самом приеме стаккато. Фактура пьесы чрезвычайно удобная. Левая с правой рукой везде начинают в секунду одинаковыми пальцами. Сразу можно поставить пальцы - «гвоздики» или «иголки», что очень соответствует названию. Как правило, начинающие справляются с этой пьесой на 2-4 месяце занятий. Эта пьеса способствует укреплению всех пальцев, особенно пятого. Педагогу неплохо придумать и подтекстовку, по принципу А.Артоболевской.
Пальцы требуют ежедневной тренировки. Обязательный комплекс упражнений: гаммы, аккорды, арпеджио. Лучше всего начинать с середины клавиатуры, что обеспечивает правильное положение рук и корпуса. Обычно гаммы на одну октаву, я даю учащимся после знакомства с упражнениями «Рыбак», «Танкист». Одна из задач гамм и арпеджио - это четкость и ровность звучания. Последнее упирается в проблему подкладывания первого пальца. Несмотря на появление в фортепианной технике других способов соединения позиций, классический способ связного исполнения не теряет своего значения.
6. Активизация первого пальца
А. Артоболевская приводит упражнения из своей школы: «Змейка» с ее подтекстовкой, которое очень хорошо активизирует первый палец, помогает запястию быть легким и гибким. Она же предлагает после 3 и 4 пальцев, как бы соединить 1 и 3; 1 и 4 в «кольцо». Очень полезно поупражняться, нажимая сразу две соседних клавиши такой клавиатурой.
Дети это упражнение называют «нажать звоночек». Еще одно упражнение на первый палец с задержанными звуками:
Первый палец спокойно, но быстро перемещается с ноты «до» под ладонь к ноте «фа», с задержанными «ре» и «ми».
Ту же работу симметрично проделывает левая рука. При слуховом контроле после этих упражнений перемещение первого пальца обеспечивает в гамме ровное звучание. При движении вниз 3 и 4 пальца правой руки должны
перед взятием звука
быть над своей нотой. Так же следует подводить первый палец и при игре длинных арпеджио.
7. Знакомство с гаммами
Обычно в первый год обучения дается несколько гамм от белых клавиш. В. Листова говорила своим ученикам: «Мы живем в мире гамм», подразумевая под этим - в мире тональностей. Тональности неотделимы от нашей жизни.
Смена сезонов - осень, зима, весна, лето. Смена дня и ночи, рассвет и закат. Детство, юность и т. д. - все это отражается в музыке в различной тональной окраске.
Параллельно с мажорными ученик знакомится и с минорными тональностями: «Это тень от мажора - его печальное отражение».
При изучении пальцев в гаммах и арпеджио пользуюсь формулами предложенными В. Листовой. Дети легко их воспринимают (смотри Приложение).
Но все же пальцы в гаммах и арпеджио требуют постоянного внимания педагога и учащегося. Ряд педагогов наших лучших школ считают необходимым изучать и играть гаммы, арпеджио отдельно каждой рукой, так как в художественной литературе эти виды техники используются по большей части именно в таком варианте. По мнению В. Листовой сыграть совершенно гамму и арпеджио одной рукой задача гораздо более трудная, нежели игра той же гаммы двумя руками вместе.
8. Работа над аккордами
Одновременно с мелкой пальцевой техникой происходит работа над аккордами. Эта работа связана не только с чистым взятием каждого из аккордов по включении и выключении тяжести веса руки.
Мышечное ощущение, возникающее в процессе игры, ощущение движения плеча, предплечья, кисти, пальцев - одно из важнейших при игре аккордов. Показывая прием владения весом руки, момент подготовки пальцев ко взятию аккорда, очень важно проследить, что бы после взятия не было давления на клавиатуру. Рука должна быть свободной и легкой.
Одним из недостатков, часто встречающимся у детей, являются недостаточно растянутые руки. Упражнение на растягивание руки можно начинать играть с 8 лет. Они просты. Первый и пятый палец играют интервалы от секунды до сексты и обратно, возвращаясь в исходное положение. Цель упражнения - резкий переход от тесного к широкому расположению.
В работе над аккордами полезны «классические» упражнения, они встречаются во многих «школах». Суть их в проработке каждого звука в отдельности. Такое упражнение позволяет развивать на одном примере целый комплекс навыков: выработка независимости пальцев, воспитать точность удара, развивать крепость свободы руки. Это делается с первых лет обучения.
Как бы продолжая эту тему, хочется предложить еще одно упражнение (возможно, это некоторое забегание вперед). Для развития техники очень полезна игра так называемых двойных нот. Но прежде надо ознакомиться с более легким вариантом. Большую пользу приносят упражнения с привязанными средними пальцами, особенность разделения руки, развитие независимости первого и пятого пальцев по отношению к среднему:
Необходимые требования для работы над техникой
Работа над техникой - сложный и кропотливый труд педагога и учащегося. Давать то или иное упражнение, его количественная игра и особенно контроль за качеством исполнения - это постоянная забота педагога, здесь особенно важен контроль за рабочим осознанным состоянием ребенка, его неформальный подход, большая заинтересованность, ради какой цели дается то или иное упражнение. Что в конечном итоге оно даст для продвижения технической оснащенности учащегося.
Хочется процитировать Н.Рубинштейна: «Машинообразной работой пальцев ничего нельзя достичь. Механические упражнения остаются тупыми и бесцельными, если в нем, в первую очередь, не участвует голова». У начинающего заниматься музыкой ребенка - это вдвойне правильно. Потому и появились новые школы, в которых старым упражнениям даны не только названия, но и стихотворные подтекстовки, способствующие заинтересовать учащегося, активизировать воображение, стимулирующие работуголовы.
Список литературы:
Приложение 1:
Формула изучения пальцев в гаммах, предложенная В. Листовой.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ратманова Ирина Яковлевна
→ Публикатор 11.11.2021 0 1299 160 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.