Статья "Ансамблевая игра в классе духовых инструментов"


Ансамблевая игра в классе духовых инструментов

 

 

Ансамблевая игра – прекрасная форма работы, которая решает многие проблемы в игре на музыкальном инструменте. «Ансамбль» широко бытующее понятие в различных сферах человеческой деятельности. Существует несколько определений ансамбля. Более точное – это: группа из двух или более музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение. По количеству музыкантов ансамбли различаются на дуэты, трио, квартеты и т.д. В музыке ансамбль имеет двоякое значение. Первое – это ансамбль как дуэт, трио, квартет.... Второе – ансамбль как качество звучания, как степень слаженности и стройности. Практикуя занятия на инструменте, мы употребляем такое выражение – «добиться ансамбля» или говорим «хороший ансамбль», «плохой ансамбль», «чувство ансамбля», подразумевая качество исполнения.

Ансамблевая форма творчества имеет свою специфику, особенности, технику. Одной из ее особенностей является умение играть с одним или несколькими музыкантами. Для формирования мастерства исполнителя это умение очень важно. Ансамбль – это совместный труд, где произведение формируется совместными усилиями. Кроме того, ансамблевое музицирование дает возможность ученику, даже самых слабых музыкальных данных, побывать на сцене в качестве артиста. Являясь артистом ансамбля, у него открываются большие возможности. Совместная игра способствует развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, коллективизм. Учит слушать партнера, учит музыкальному мышлению.

Совместное музицирование вызывает у ученика неподдельный интерес, эта мотивация является мощным стимулом к работе. В коллективе музыкант может полнее раскрыться, наилучшим образом выразить себя, развить свои музыкальные способности, приобрести опыт общения с товарищами по коллективу.

Ансамблевая игра – быстрая и постоянная смена новых музыкальных впечатлений и «открытий», приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации.

В ансамбле иной процесс вызревания художественного замысла. Выдающийся музыкант Н.И. Ризоль пишет: «… ансамбль – это не только группа музыкантов, играющих вместе, а такая форма коллективного исполнительства, где каждый, сохранив свою индивидуальность, вместе с тем подчиняется общим задачам, общим требованиям в воплощении авторского замысла». Игра в ансамбле требует от учащегося умения передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

Особенно велика роль ансамбля в учебном процессе как предмета, способствующего всестороннему развитию ребенка. Именно благодаря ансамблю, учебный и концертный репертуар пополняется яркими, интересными произведениями. Этот вид музицирования является важным компонентом учебного процесса и приносит ученикам огромное удовольствие. Играя в ансамбле, учащиеся впервые сталкиваются с такими понятиями, как синхронность, тождественный штрих, динамическое равновесие, внутридолевая пульсация. Владение этими навыками необходимо ансамблисту для точного совместного начала игры, для вступления между разделами произведения, для достижения синхронности исполнения в медленных темпах и на паузах. Играя в ансамбле, учащиеся осваивают более сложные ритмы, учатся выделять из общего звучания главное, передавать мелодическую линию, из одной партии в другую и т.д.

Главная трудность – это умение слушать не только то, что играешь сам, но и одновременно общее звучание всех партий, сливающихся в органически единое целое. Необходимо также вдумчивое детальное изучение авторского текста.

Особое место отведено метроритму. Он выполняет функцию дирижера в ансамбле, ощущения каждым участником сильных долей. Точно, одновременно взять несколько звуков не так легко. Это требует большой тренировки и взаимопонимания. Для одновременного вступления ансамблистов может быть применен незаметный жест одного из ансамблистов, так называемый дирижерский замах или ауфтакт. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Это сделает начало исполнения естественным и органичным. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Ощущение сильных и слабых долей такта, ритмическая определенность внутри такта – фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Важнейшее условие ансамблевой игры – синхронность исполнения, единство ритмического пульса, темпа.

Особое выразительное значение имеют паузы. Паузы – это дыхание в музыке, которые бывают короткими или длинными. Самый простой способ преодолеть возникающее в паузах напряжение – это проиграть звучащую у партнера музыку, тогда пауза не будет томительным ожиданием и заполнится живым музыкальным чувством.

С первых тактов исполнение в ансамбле требует от учащихся полной договоренности, о приемах звукоизвлечения. Ансамблист должен научиться подхватывать незаконченную фразу, передавать ее партнеру, не разрывая музыкальной ткани. Для этого учащийся должен уметь распределять свое внимание: концентрировать его, разделять или переключать в нужный момент.

Ансамбль требует от учащегося уверенного, безупречного ритма. Ритм должен быть коллективным, но при этом естественным и органичным. Именно игра в ансамбле может воспитать в ученике правильное чувство ритма.

Несколько слов о динамике. Динамический диапазон в ансамблевой игре очень широк, так как наличие нескольких исполнителей позволяет создать более полное, насыщенное звучание.

Играя в ансамбле, необходимо быть экономным в расходовании динамических средств, распоряжаться ими разумно. Надо исходить из того, что как бы ни был богат яркими по тембру инструментами, одним из главных его резервов, придающих звучанию гибкость и утонченность, является динамика. Различные элементы музыкальной фактуры должны звучать на разных динамических уровнях. Ничего не выйдет, если все будет иметь равную силу. Необходимо воспитать у учащегося такое ощущение динамики, когда участник ансамбля безошибочно определит силу звучания своей партии относительно других. В таком случае, когда исполнитель, в партии которого звучит главный голос, сыграл чуть громче или чуть тише, его партнер сразу среагирует и исполнит свою партию также чуть громче или тише.

Важный элемент – определение темпа. Правильно выбранный темп способствует правильной передаче характера музыки. Самой сложной формой ансамбля является унисон. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. Доказательством абсолютного единства при исполнении в унисон является ощущение, что во время игры вместе с другими учащимися ваша партия не прослушивается как самостоятельная. Между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля.

Одна из особенностей ансамблевой игры в том и состоит, что несколько человек с разным уровнем музыкального развития и исполнительской подготовки объединяются в единый исполнительский организм. В то же время ансамбль не подавляет индивидуальность музыканта, напротив, каждая индивидуальность получает новый импульс для своего развития и совершенствования.

Роль ансамблевой игры при обучении на духовых инструментах очень велика. Она учит всему: ритму, быстрому усвоению нотной грамотности, пониманию строения музыкальной формы, сознательному отношению к делу, ответственности. Ансамблевое музицирование пробуждает интерес к обучению, стимулирует к занятиям и дает хорошие перспективы и возможности всем учащимся.

 

Список литературы:

  1. Дронова О.Г. Роль ансамбля в учебно-воспитательной работе с учащимися www.sib-artforum.ru/2012_teacher_public/2012_ARTICLE/...;

  2. Готлиб А.Д. Основы ансамблевой техники / А.Д. Готлиб М.: Музыка, 2001;

  3. Готлиб А.Д. Первые уроки фортепианного ансамбля / А.Д. Готлиб – М.: Музыка,1971.


Полный текст материала Статья "Ансамблевая игра в классе духовых инструментов" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бондаренко Николай Иванович  Публикатор
27.11.2021 0 1338 146

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК