Конспект занятия "Развитие логического мышления на занятиях по вокалу"
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества Кронштадтского района Санкт - Петербурга
«Град чудес»
Методическая разработка
Развитие логического мышления на занятиях по вокалу
Возраст детей: 6 -7 лет
Автор: педагог дополнительного образования
Решетова Ольга Александровна
Санкт-Петербург
2018
Адресность: для детей 6-7 лет, педагогов по вокалу
На занятиях вокалом применяются следующие педагогические технологии:
1.Личностно - ориентированного обучения
2.Коллективная творческая деятельность
3.Проблемно-развивающая
4.Игровые технологии
Актуальность:
На занятиях вокалом неизменно возникает проблема запоминания многочисленных текстов песен. Дети приходят с различной подготовкой и разными видами нервной деятельности. А это различие неизменно накладывает отпечаток на скорость запоминания литературных текстов песен. Проблемой логического мышления занимались многие исследователи, например: А.B. Белошистая, В.В. Давыдов, Г. Доман, Н.Б. Истомина, М. Монтессори, И.Л. Никольская и др.), доказывающих, что при организации систематического педагогического воздействия на развитие логического мышления соответствующие интеллектуальные операции могут быть сформированы у ребенка в младшем школьном возрасте. Становление и активизация логического мышления у ребенка активизируют его познавательную деятельность, делают ее активно-поисковой, формируют творческое отношение к действительности. Ребенок чувствует себя уверенно в различных отношениях с окружающим миром.
Развитие логического мышления - это занимательные занятия, где развиваются внимание, память, умственная активность, мыслительные процессы, которые позволяют детям успешно осваивать общеобразовательную программу» «Шаг за шагом»
Умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать всегда пригодятся в школе и в повседневной жизни каждому ребенку. Привитие детям логической грамотности является важной частью и необходимым условием их интеллектуального развития.
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.
Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу, свободно ориентироваться в окружающем мире, разовьет умственную активность, самостоятельность мысли, творческое отношение к решению задач, инициативу.
Методы :
-
частично-поисковый.
-
эвристический
Дети сами устанавливают логические связи (иногда очень неожиданные!) в процессе изучения текста песни.
Примером для развития логического мышления может послужить текст песни Сергея Никитина и Юны Мориц «Это очень интересно».
Должна заметить, что тексты Юны Мориц всегда несут положительный заряд и вносят особую эмоциональную атмосферу в занятие по вокалу.
1 куплет:
Это очень интересно, –
От кого река бежит?
Это очень интересно, –
Что в трамвае дребезжит?
Почему скворец поёт?
Почему медведь ревёт?
Почему один в берлоге,
А другой в гнезде живёт?
Слов много, не всегда дети всё это запоминают. Как же быть? Как найти логические связи? Дети строят логическую цепочку между рекой и трамваем совершенно неожиданно - всё это в движении, и река, и трамвай. То есть динамика и движение. Дальше ещё интересней: скворец живёт наверху ( смотрят вверх), медведь живёт в берлоге и ходит по земле (взгляд вниз). И очень важный параметр – звукоизвлечение и качество звука, один поёт, а другой ревёт.
То же самое и берлогой и гнездом. Включаются понятия пространства
2 куплет:
Это очень интересно, –
Кто деревья посадил?
Кто придумал крокодилу
это имя – Крокодил?
Кто назвал слоном Слона,
Это очень интересно, –
Кто Сазану и Фазану
Дал такие имена?
Во втором куплете находится связь дерева и крокодила и даже не одна. А именно – цвет(зелёный ) и сходство коры дерева и кожи крокодила(фактура-шершавость).
А вот связь сазана и фазана находится в порядковом номере: «С» в алфавите раньше, чем «Ф».
3 куплет:
Это очень интересно,
Поглядеть на муравья,
Это очень интересно, –
Как живёт его семья?
Нелегко живётся ей,
Потому что меньше кошки,
Меньше мухи, меньше мошки,
Всех он меньше, муравей!
В третьем куплете запоминается размер, кошка самая большая, затем - по убыванию размера (кошка, муха, мошка).
Подводим итог: для успешного запоминания довольно трудного текста для первоклассников можно использовать такие понятия и категории как:
-
движение ( динамика)
-
качество звука
-
пространство
-
цвет
-
фактура
-
порядковый номер
-
размер
Все эти категории понятны каждому ребёнку, поэтому запомнятся быстрее.
Вывод: в каждом тесте можно найти логические цепочки для скорейшего запоминания, даже если ребёнок не очень успешен в школе.
Литература:
-
Бескова, И. А. Как возможно творческое мышление? / И. А. Бескова. М.: Институт философии РАН, 1993.
-
Геталова О.А. «Обученье без мученья», Композитор, СПб,2016
-
Антонов В.А.Музыкальное воспитание в УДОД.-М.;Просвещение,2009.
-
Спист Е.В. Музыка и слово-СПб 2017
-
Финкельштейн Э.Н. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. СПб,1992.
-
Амонашвили, Ш. А. Здравствуйте, дети! / Ш. А. Амонашвили М.: Просвещение, 1983.
-
Амонашвили, Ш. А. Как живете, дети? / Ш. А. Амонашвили М.: Просвещение, 1986.
-
Венгер, Л. А. Игры и упражнения по разритию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова и др. М.: Просвещение, 1989.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Решетова Ольга Александровна
→ Публикатор 14.12.2021 0 857 101 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.