Статья "Роль мотивации в успешном обучении детей в классе баяна и аккордеона"


 Мотивация обучения в детских музыкальных школах является важной задачей, которую должны решать и преподаватели, и родители учащихся. Ведь если эта задача решена, то ребёнка уже не надо заставлять или уговаривать заниматься на инструменте, он сам ищет эту возможность. Педагог должен научиться управлять деятельностью ученика в процессе обучения, а для этого – сформировать у него мотивацию к учебной деятельности.

     Актуальность данной проблемы заключается в снижении мотивации к игре на баяне и аккордеоне, снижении общего интереса родителей к обучению детей в музыкальных школах. Что же это за причины, которые приводят к снижению мотивации к обучению. 

   Само отношение общества к интеллектуальной собственности, научно-технический прогресс, телевидение и интернет - это все напрямую действует на подрастающее поколение. Мотивирует учащихся и принятый в семье стиль воспитания. В основном, родители занимаются зарабатыванием денег, находясь далеко от проблем и интересов ребенка, предоставляя ему свободу выбора. Многие дети уходят из школы, проучившись в ней 2-3 года. Именно поэтому в настоящее время возникла острая необходимость в поиске новых форм и методик преподавания для повышения уровня мотивации учащихся к обучению .

     Современные дети, как правило, ожидают мгновенного результата от своей деятельности, в том числе и в обучении игре на музыкальном инструменте.

    Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Применение современных образовательных технологий на уроках специальности в классе баяна и аккордеона способствуют формированию мотивации (интереса) к учебной деятельности.  

  Весь процесс обучения начинается с начального периода, который является важным этапом в обучении, позволяет окунуть детей в музыкальное искусство, увидеть цель, к которой они должны стремиться.

      В настоящее время проблема начального обучения  на аккордеоне и баяне стоит особенно остро в связи с новыми условиями, в которых работают преподаватели-аккордеонисты и баянисты. К сожалению, прошло то время, когда конкурс поступления в музыкальную школу давал возможность отобрать одаренных  детей. Изменилась и возрастная категория  детей, поступающих в музыкальную школу - это дошкольный и младший школьный возраст. Имеющиеся методические пособия и школы игры на баяне и аккордеоне рассчитаны, в основном, для детей 9-11 лет, и предполагают обучение  игры на баяне и аккордеоне сразу по нотам. Но данные  методики не приемлемы для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как их психологические и физиологические особенности предполагают усвоение любого материала в условиях игровой деятельности. Сама жизнь диктует нам, преподавателям, искать и внедрять новые формы  и методы обучения. Поэтому, весь начальный период обучения детей игре на баяне и аккордеоне ведется в игровой форме.

    С первых уроков ребёнок держит инструмент в руках, подбирает простейшие мелодии на слух, играет с рук, но не общается напрямую с нотами.  Задача педагога - постоянно мотивировать ребёнка к занятиям музыкой. А лучшая мотивация - когда у ребёнка получается всё и  сразу. Поэтому нельзя обходить стороной этот метод обучения.

     Занятия строятся с учётом возрастных  и индивидуальных особенностей детей, их музыкальных данных, приобретённых знаний.

        

       С первых шагов обучения происходит освоение первоначальных навыков игры в ансамбле. Мы знаем из практики, что игра в ансамбле учитель-ученик пробуждает любознательность ребёнка, повышает его интерес к занятиям.

    Чередование сольного исполнительства и игры в ансамбле позволяет увлечь детей, не даёт им скучать на уроке.

    При создании ансамбля учитывается совместимость характеров   учеников, близость друг друга по возрасту, по уровню развития, интересам, степень их   технической подготовки  и владения инструментом. Кроме игры в дуэте или трио на баяне и аккордеоне, часто практикуется и  использование шумовых инструментов.

     Дети с удовольствием играют в ансамбле с педагогом или друг с другом. Игра в ансамбле или оркестре приносят им большую радость совместного творчества, развивают у них  целый ряд совершенно необходимых моральных качеств: это, прежде всего, чувство ответственности за исполняемую партию, чувство товарищества, взаимовыручки и поддержка. А это, в свою очередь, способствует повышению их мотивации к успешному обучению в музыкальной школе.

         Исполнительская практика  уже с начального периода обучения чрезвычайно важна для развития ребенка. Детям  нравится чувствовать себя артистами: показывать свои умения  зрителям и получать одобрение публики. Поэтому, в течение учебного года ученик принимает участие в  праздничных и тематических концертах, в фестивалях и конкурсах различного уровня.

    Многие  учащиеся привлекаются к участию в различных концертах  за  пределами школы, например, в детских садах,  общеобразовательных школах, библиотеках, домах культуры. В классных же  концертах  перед родителями и своими одноклассниками  могут  выступать все дети, независимо от способностей. И это тоже является ещё одним фактором для мотивации детей к дальнейшему обучению.

      Часто стимулом для обучения является возможность участия ребенка в исполнительских конкурсах разных уровней. Если перед учеником поставлена определённая  цель - то для её достижения необходимо найти силы и время. Участие в конкурсах соответствует детской потребности к соревнованиям, расширяет репертуар, воспитывает  сценическую культуру. В  нашей школе  учащиеся регулярно принимают участие в конкурсах различного уровня – от внутриклассного до всероссийских и международных.  Ежегодно проводится традиционные школьные конкурсы, межрегиональный фестиваль «Весенняя мозаика», Всероссийский конкурс «Головокружительные пальцы» и другие. После участия в конкурсах у детей  появляется желание заниматься на инструменте, наблюдается прогресс в музыкальном развитии учащихся, улучшаются уровень исполнения.

       Немаловажное значение в мотивации детей к успешному обучению играет роль семьи. Поэтому необходимо поддерживать заинтересованность родителей в обучении ребёнка и по возможности создавать прочные партнерские отношения в команде «учитель-родитель-ученик». Нужно довести до сознания родителей, что их ребенок занимается серьёзным делом, требующим внимания, терпения, трудолюбия. Родители должны быть ознакомлены со всеми особенностями системы обучения в музыкальной школе..

    Необходимо  объяснять родителям, как правильно и эффективно помочь своим детям организовать их занятия в  домашних условиях. Ребёнок работает с большим желанием, если видит, что родители проявляют интерес к его занятиям и что для них это тоже  очень важно.

    Одним из первых шагов к установлению хороших взаимоотношений может считаться помощь педагога в выборе и приобретении  инструмента для учащихся.

     Считаю целесообразным предлагать родителям присутствовать на уроках своих детей. Ведь взрослый человек запоминает материал урока лучше ребёнка и в случае необходимости может помочь ребенку при выполнении домашних заданий. Видя результат и относясь с пониманием к процессу обучения, родители, как правило, побуждают своих детей к занятиям музыкой.

      Ни для кого не секрет, что интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования, оказывают значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся. В работе с учениками своего класса я активно использую цифровые и электронные ресурсы. Это создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и, таким образом, стимулирует интерес учащихся к процессу обучения игре на музыкальных инструментах, понимание важности и необходимости собственной образованности.

    Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов,  даю такие задания, как: прослушать с помощью интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся музыкальных школ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах и т.д.

Чтобы у ребенка не пропадал интерес к разучиванию музыкального материала, привношу новаторство: использую синтезатор в качестве аккомпанирующего инструмента, стилизуя пьеску в соответствии с жанром. Ребенок с удовольствием включается в такую работу.


 

  Достаточно активно применяю и  игру под фонограмму. Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования, доставляет истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу:  раскрепощает их, снимает зажатость, страх публичных выступлений, позволяет ощутить себя настоящими артистами, играющими в сопровождении целого коллектива.

Использование ИКТ технологий становится мощным фактором повышения учебной мотивации.

   В заключении следует отметить, что:

- Повышение качества образования в современных условиях возможно через формирование и развитие у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности;

- Процесс мотивации - постоянно развивающееся явление. По мере усложнения задач обучения происходит и повышение мотивации к обучению;

- Использование современных образовательных технологий в классе баяна и аккордеона создаёт ситуацию успеха для учащихся и стимулирует к дальнейшему их обучению и  развитию;

- Необходимо особое внимание уделять игровым технологиям на начальном этапе обучения, коллективному музицированию, участию в конкурсах и концертах.

    Наши дети дарят нам своё время - невосполнимый отрезок жизненного пути, доверяют нам. И как распорядиться временем наших учеников, как его структурировать и чем его наполнить, чтобы оно не пропало впустую, заглянуть во внутренний мир каждого ребенка и раскрыть его творческую индивидуальность – первостепенная задача для нас, преподавателей детских музыкальных школ.

  

 

 Литература

  1. Бажилин Р. Учимся играть на аккордеоне. Тетрадь 2. – М., 2016.

  2. Новоселов А. Играем с удовольствием. – Омск, 2019.

  3. Программа по баяну и аккордеону. Сост. Т. Б. Пономарева. – СПб., 2016.

4.     Колеченко А. Энциклопедия педагогических технологий. – С-Пб.: «Каро»,  2015.

5. Дополнительное образование как система технологий сохранения и
укрепления здоровья детей: Учебное пособие. — /Н.В.Сократов и
другие. – Оренбург.: 2019.


 


 


 


 


 


 


 


 

Управление культуры ИК ЗМР РТ

МБУ ДО «ДМШ г. Зеленодольска РТ»


 


 


 


 

Методическая разработка


 

«Роль мотивации в успешном обучении детей в классе баяна и аккордеона»

 


 

Подготовил:

Преподаватель высшей категории

Гурин Константин Федорович


 


 


 


 


 


 


 


 

2021 год


Полный текст материала Статья "Роль мотивации в успешном обучении детей в классе баяна и аккордеона" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гурин Константин Федорович  Публикатор
17.12.2021 0 993 123

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0