Статья "Роль мотивации в успешном обучении детей в классе баяна и аккордеона"
Мотивация обучения в детских музыкальных школах является важной задачей, которую должны решать и преподаватели, и родители учащихся. Ведь если эта задача решена, то ребёнка уже не надо заставлять или уговаривать заниматься на инструменте, он сам ищет эту возможность. Педагог должен научиться управлять деятельностью ученика в процессе обучения, а для этого – сформировать у него мотивацию к учебной деятельности.
Актуальность данной проблемы заключается в снижении мотивации к игре на баяне и аккордеоне, снижении общего интереса родителей к обучению детей в музыкальных школах. Что же это за причины, которые приводят к снижению мотивации к обучению.
Само отношение общества к интеллектуальной собственности, научно-технический прогресс, телевидение и интернет - это все напрямую действует на подрастающее поколение. Мотивирует учащихся и принятый в семье стиль воспитания. В основном, родители занимаются зарабатыванием денег, находясь далеко от проблем и интересов ребенка, предоставляя ему свободу выбора. Многие дети уходят из школы, проучившись в ней 2-3 года. Именно поэтому в настоящее время возникла острая необходимость в поиске новых форм и методик преподавания для повышения уровня мотивации учащихся к обучению .
Современные дети, как правило, ожидают мгновенного результата от своей деятельности, в том числе и в обучении игре на музыкальном инструменте.
Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Применение современных образовательных технологий на уроках специальности в классе баяна и аккордеона способствуют формированию мотивации (интереса) к учебной деятельности.
Весь процесс обучения начинается с начального периода, который является важным этапом в обучении, позволяет окунуть детей в музыкальное искусство, увидеть цель, к которой они должны стремиться.
В настоящее время проблема начального обучения на аккордеоне и баяне стоит особенно остро в связи с новыми условиями, в которых работают преподаватели-аккордеонисты и баянисты. К сожалению, прошло то время, когда конкурс поступления в музыкальную школу давал возможность отобрать одаренных детей. Изменилась и возрастная категория детей, поступающих в музыкальную школу - это дошкольный и младший школьный возраст. Имеющиеся методические пособия и школы игры на баяне и аккордеоне рассчитаны, в основном, для детей 9-11 лет, и предполагают обучение игры на баяне и аккордеоне сразу по нотам. Но данные методики не приемлемы для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, так как их психологические и физиологические особенности предполагают усвоение любого материала в условиях игровой деятельности. Сама жизнь диктует нам, преподавателям, искать и внедрять новые формы и методы обучения. Поэтому, весь начальный период обучения детей игре на баяне и аккордеоне ведется в игровой форме.
С первых уроков ребёнок держит инструмент в руках, подбирает простейшие мелодии на слух, играет с рук, но не общается напрямую с нотами. Задача педагога - постоянно мотивировать ребёнка к занятиям музыкой. А лучшая мотивация - когда у ребёнка получается всё и сразу. Поэтому нельзя обходить стороной этот метод обучения.
Занятия строятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их музыкальных данных, приобретённых знаний.
С первых шагов обучения происходит освоение первоначальных навыков игры в ансамбле. Мы знаем из практики, что игра в ансамбле учитель-ученик пробуждает любознательность ребёнка, повышает его интерес к занятиям.
Чередование сольного исполнительства и игры в ансамбле позволяет увлечь детей, не даёт им скучать на уроке.
При создании ансамбля учитывается совместимость характеров учеников, близость друг друга по возрасту, по уровню развития, интересам, степень их технической подготовки и владения инструментом. Кроме игры в дуэте или трио на баяне и аккордеоне, часто практикуется и использование шумовых инструментов.
Дети с удовольствием играют в ансамбле с педагогом или друг с другом. Игра в ансамбле или оркестре приносят им большую радость совместного творчества, развивают у них целый ряд совершенно необходимых моральных качеств: это, прежде всего, чувство ответственности за исполняемую партию, чувство товарищества, взаимовыручки и поддержка. А это, в свою очередь, способствует повышению их мотивации к успешному обучению в музыкальной школе.
Исполнительская практика уже с начального периода обучения чрезвычайно важна для развития ребенка. Детям нравится чувствовать себя артистами: показывать свои умения зрителям и получать одобрение публики. Поэтому, в течение учебного года ученик принимает участие в праздничных и тематических концертах, в фестивалях и конкурсах различного уровня.
Многие учащиеся привлекаются к участию в различных концертах за пределами школы, например, в детских садах, общеобразовательных школах, библиотеках, домах культуры. В классных же концертах перед родителями и своими одноклассниками могут выступать все дети, независимо от способностей. И это тоже является ещё одним фактором для мотивации детей к дальнейшему обучению.
Часто стимулом для обучения является возможность участия ребенка в исполнительских конкурсах разных уровней. Если перед учеником поставлена определённая цель - то для её достижения необходимо найти силы и время. Участие в конкурсах соответствует детской потребности к соревнованиям, расширяет репертуар, воспитывает сценическую культуру. В нашей школе учащиеся регулярно принимают участие в конкурсах различного уровня – от внутриклассного до всероссийских и международных. Ежегодно проводится традиционные школьные конкурсы, межрегиональный фестиваль «Весенняя мозаика», Всероссийский конкурс «Головокружительные пальцы» и другие. После участия в конкурсах у детей появляется желание заниматься на инструменте, наблюдается прогресс в музыкальном развитии учащихся, улучшаются уровень исполнения.
Немаловажное значение в мотивации детей к успешному обучению играет роль семьи. Поэтому необходимо поддерживать заинтересованность родителей в обучении ребёнка и по возможности создавать прочные партнерские отношения в команде «учитель-родитель-ученик». Нужно довести до сознания родителей, что их ребенок занимается серьёзным делом, требующим внимания, терпения, трудолюбия. Родители должны быть ознакомлены со всеми особенностями системы обучения в музыкальной школе..
Необходимо объяснять родителям, как правильно и эффективно помочь своим детям организовать их занятия в домашних условиях. Ребёнок работает с большим желанием, если видит, что родители проявляют интерес к его занятиям и что для них это тоже очень важно.
Одним из первых шагов к установлению хороших взаимоотношений может считаться помощь педагога в выборе и приобретении инструмента для учащихся.
Считаю целесообразным предлагать родителям присутствовать на уроках своих детей. Ведь взрослый человек запоминает материал урока лучше ребёнка и в случае необходимости может помочь ребенку при выполнении домашних заданий. Видя результат и относясь с пониманием к процессу обучения, родители, как правило, побуждают своих детей к занятиям музыкой.
Ни для кого не секрет, что интернет-технологии активно внедряются в сферу музыкального образования, оказывают значительную помощь в творческой деятельности преподавателей и учащихся. В работе с учениками своего класса я активно использую цифровые и электронные ресурсы. Это создает эффект вовлечения в современные мировые процессы и, таким образом, стимулирует интерес учащихся к процессу обучения игре на музыкальных инструментах, понимание важности и необходимости собственной образованности.
Сегодняшнее поколение детей достаточно свободно владеет компьютером, поэтому, начиная с младших классов, даю такие задания, как: прослушать с помощью интернет-ресурсов изучаемое произведение в исполнении разных мастеров-профессионалов, а также ровесников – учащихся музыкальных школ; прослушать, как звучит данное произведение в исполнении на других музыкальных инструментах и т.д.
Чтобы у ребенка не пропадал интерес к разучиванию музыкального материала, привношу новаторство: использую синтезатор в качестве аккомпанирующего инструмента, стилизуя пьеску в соответствии с жанром. Ребенок с удовольствием включается в такую работу.
Достаточно активно применяю и игру под фонограмму. Игра под фонограмму значительно расширяет музыкальный кругозор учеников, развивает умение слушать и слышать записанный аккомпанемент. Такой вид исполнения вовлекает ученика в активную форму музицирования, доставляет истинное удовольствие и приносит неоспоримую пользу: раскрепощает их, снимает зажатость, страх публичных выступлений, позволяет ощутить себя настоящими артистами, играющими в сопровождении целого коллектива.
Использование ИКТ технологий становится мощным фактором повышения учебной мотивации.
В заключении следует отметить, что:
- Повышение качества образования в современных условиях возможно через формирование и развитие у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности;
- Процесс мотивации - постоянно развивающееся явление. По мере усложнения задач обучения происходит и повышение мотивации к обучению;
- Использование современных образовательных технологий в классе баяна и аккордеона создаёт ситуацию успеха для учащихся и стимулирует к дальнейшему их обучению и развитию;
- Необходимо особое внимание уделять игровым технологиям на начальном этапе обучения, коллективному музицированию, участию в конкурсах и концертах.
Наши дети дарят нам своё время - невосполнимый отрезок жизненного пути, доверяют нам. И как распорядиться временем наших учеников, как его структурировать и чем его наполнить, чтобы оно не пропало впустую, заглянуть во внутренний мир каждого ребенка и раскрыть его творческую индивидуальность – первостепенная задача для нас, преподавателей детских музыкальных школ.
Литература
-
Бажилин Р. Учимся играть на аккордеоне. Тетрадь 2. – М., 2016.
-
Новоселов А. Играем с удовольствием. – Омск, 2019.
-
Программа по баяну и аккордеону. Сост. Т. Б. Пономарева. – СПб., 2016.
4. Колеченко А. Энциклопедия педагогических технологий. – С-Пб.: «Каро», 2015.
5. Дополнительное образование как система технологий сохранения и
укрепления здоровья детей: Учебное пособие. — /Н.В.Сократов и
другие. – Оренбург.: 2019.
Управление культуры ИК ЗМР РТ
МБУ ДО «ДМШ г. Зеленодольска РТ»
Методическая разработка
«Роль мотивации в успешном обучении детей в классе баяна и аккордеона»
Подготовил:
Преподаватель высшей категории
Гурин Константин Федорович
2021 год
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гурин Константин Федорович
→ Публикатор 17.12.2021 0 1279 141 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.