Конспект занятия "Канон как форма многоголосия на занятии вокалом"


Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дом детского творчества Кронштадтского района Санкт - Петербурга
«Град чудес»

 

:

 

 

Открытое занятие для педагогов

«Канон как форма многоголосия на занятии вокалом»

ДООП «Шаг за шагом»

 

 

 

Разработка

педагог ДО Решетова О.А.

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

2021

План-конспект открытого занятия

Занятие проводится в 314 кабинете ДДТ «Град чудес»

Возраст детей 5-6 лет, 2 год обучения.

Тема: «Канон как форма многоголосия на занятии вокалом»

Цель занятия: научить детей на слух воспринимать гармоническую структуру музыкальных упражнений

Задачи:

1.Образовательные

  • Дать теоретическое понятие канона

  • Находить различия унисонного пения и канона

  • Мелодический и ритмический канон

2 .Развивающие ( метапредметные)

Развить:

  • Навык пения двух - голосных упражнений

  • Развивать умение вслушиваться и воспринимать гармоническую структуру музыкальных упражнений

 

3.Воспитательные

  • Воспитание морально - эстетическое отношения к музыкальным упражнениям.

 

Тип занятия – доминантное.

Методы: словесный, наглядно - слуховой,  проблемно – поисковый, исследовательский, ретроспективный и перспективный, контрастных сопоставлений, сравнения, художественного анализа произведения, обобщения.

 

Методическое обеспечение:

1.Дидактический материал для педагога:

Нотный материал: сборник Е.Поплянова «Каноны»

2.Дидактический материал для воспитанников:

Смайлики с названиями и изображениями эмоциональных состояний.

3.Материально-техническое оснащение занятия:

Фортепиано, экран для мультимедийной презентации, флеш-карты

Этапы и задачи занятия:

 

Этапы и задачи занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Время

Этап 1. Организационный момент: эмоциональный настрой детей

 

Музыкальное приветствие педагога


 

 

Музыкальный ответ детей

18.00-18.01

Этап 2.Введение в тему занятия


 

 

Показ на мультимедийном экране исполнение детским коллективом Б.Бриттен «Канон»

Вопросы по качеству исполнения

18.01-18.05

Этап 3.Объяснение темы занятия

Устный рассказ о многоголосье

Дети слушают информацию, задают вопросы

18.05-18.10

Этап 4.Практическая деятельность

Исполнение одного и того же упражнения в унисон и в форме канон, в чем разница?

Исполнение музыкальных произведений с учётом выясненных параметров

18.01-18.18

Этап5. Физкультминутка

Показ упражнения с движениями

Исполнение темповых упражнений с движениями

18.18-18.19

Этап 6.

Практическая работа

Закрепление полученных знаний

Исполнение мелодии, прохлопывание ритмического рисунка каждой партии

18.19-18.33

Этап 7.

Подведение итогов

Закрепление полученных знаний

Ответы на вопросы

Прощание

15.33-15.34

18.34-18.35

 

 

 

 

Всего 35 минут

 

Конспект занятия

Этапы и задачи занятия

 

Ход занятия

Время

1.Организационный момент: приветствие, эмоционально-психологический настрой детей

П

Д

П

Д

Здравствуйте, ребята! Я вам очень рада!

Здравствуйте!

Здравствуйте, ребята, как вас всех зовут? (поются имена детей)

Надя-Надечка, Люда-Людочка и т. д.

1 мин.

2.Введение в тему занятия

П


 

Д

Ребята, сегодня мы с вами обсудим очень важную тему: многоголосье в музыке. Посмотрите на экран. Что вы слышите? Правильно, детский хор исполняет очень сложное произведение Б. Бриттена, которое так и называется «Канон». Мы тоже попробуем сегодня исполнить канон, не такой сложный.

4 мин

3.Объяснение темы занятия:

П

Д

П

Д


 

П

Как можно представить себе пение каноном? Одна группа начинает петь, вторая ждёт некоторое время и тоже вступает. А мелодия та же или другая? Слушаем. ( Та же).

Так что происходит? Одна и та же мелодия звучит 2 раза, спустя какое-то время. Получается, уже 2 голоса звучат попеременно. А может больше голосов звучать? (Может).

Сколько? ( сколько угодно).

А теперь попробуем сформулировать, что же такое канон? Каждый говорит своими словами, как он понимает.

5мин.

4.Практическая деятельность:

П

Д

П

Д

П

Д

Сейчас мы с вами исполним упражнение «Тише, мыши» сначала в унисон (все вместе), а потом попробуем исполнить то же упражнение каноном, т.е. двухголосно. О чём это упражнение: Правильно, о вечной вражде котов и мышей. Кто кого боится? Выбираем эмоциональное состояние в виде смайлика и помещаем на доске. Можем мы разделить куплет на части? Можем. В первой - мелодия, во второй - хлопки. Канон - полифоническое произведение, в котором основная мелодия вступает через некоторый промежуток. Получается, что у нас не только мелодический канон, но ещё и ритмический. Кто подберёт эмоциональное состояние и выберет соответствующий смайлик?

8 мин

5.

Физкультминутка:

П

Д

У бегемота складки….

У жирафа пятна…

У котёнка шёрстка..

1 мин.

6.

Практическая работа:

П

Д

П

Д

П

Д

П

Д

П

Следующее упражнение будет строиться на песне «Плыл по берегу пескарик». Кто такой пескарик? А почему он плыл по берегу? Потому, что это шуточное упражнение. Мы исполним его сначала в унисон (напомнить, что такое унисон), а потом каноном. Сколько голосов в нашем каноне? Правильно, два.

А можем мы попробовать исполнить 3-голосный канон? Можем. Давайте возьмём для этого наше упражнение «Дедушка-вредушка». Почему мы его называем вредушка?

Потому что он следит, чтобы во-время дети ложились спать. Первая группа вступает со мной, вторая с концертмейстером, а третья - самостоятельно

Дети исполняют 3-хголосный канон.

Итак, получился у нас 3-хголосный канон? Не всё получилось. Но мы будем над этим работать.

14 мин.

7.

Подведение итогов:

П

Д


 

П

Дети, чем мы сегодня занимались на занятии? Правильно, мы

говорили о том, что музыкальные произведения можно исполнять одноголосно ( унисон) и многоголосно (канон).

Какие упражнения мы исполняли? Правильно: «Тише мыши» «Пескарик», «Дедушка-вредушка». Все эти произведения мы исполняли сначала в унисон, потом каноном. И даже попробовали петь на 3 голоса.

2 мин.

8.

Организационное окончание:

П

Д

До свиданья, дети. Встретимся опять

До свидания, Ольга Александровна!

1 мин.

Всего 35 минут


 


Полный текст материала Конспект занятия "Канон как форма многоголосия на занятии вокалом" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Решетова Ольга Александровна  Публикатор
06.01.2022 0 627 164

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК