Статья "Звуки на клавишах и в нотах"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центральная детская музыкальная школа им. Б.Г. Павликовской»
Методическая разработка (наглядное пособие)
на тему: «Звуки на клавишах и в нотах»
(Начальный этап обучения нотной грамоте)
Выполнила:
преподаватель отделения фортепиано
Сайно Мария Владимировна
Чита- 2022
Последние десятилетия мир меняется с головокружительной быстротой, ускоряются и обостряются все жизненные процессы. Меняется мышление, информационное поле, информационные потоки, миропорядок и его восприятие. Меняются дети. Они впитывают и совершенно по-другому обрабатывают информацию, мыслят по-другому, учатся, запоминают и воспроизводят совсем не так, как было 20 лет назад. Это подтверждают передовые научные исследования в области человеческого мозга. Характерный для большинства обучающихся (около 70 %, по данным исследований) недостаток внимания и долгосрочной памяти позволяют ведущим мировым и отечественным специалистам делать предположения о процессе некой мутации человеческой расы. В повседневной практике данная тенденция становится все более явной и ощутимой (работаю преподавателем с 1999 года), и, с нашей точки зрения, имеет смысл пересмотреть взгляды на преподавание в целом и на разработку и использование методических наглядных пособий в частности.
Целью данной работы является переосмысление передового опыта и применение его на практике в процессе обучения начинающих пианистов нотной грамоте, что позволит «обуздать» «клиповое мышление» детей, воспитанных на частой смене картинок, высоких скоростях, молниеносном переключении внимания, в избыточном информационном потоке.
Данное учебно - методическое пособие (игра) ставит своей задачей и позволяет компилировать, соединить в сознании расположение звуков на нотном стане и на клавиатуре в одном образе. Кроме того, наглядно отображает основныепонятия, которые для маленького ребенка зачастую являются абстракцией и трудно уживаются между собой.
Пособие учитывает особенность работы мозга как мальчиков – оно лаконично, позволяет активно использовать его в игровой форме деятельности, в соревновательной, трогать, располагать ноты на игровом поле, сопоставлять линейки и клавиши; так и девочек – все красочно оформлено, приспособлено для совместной игры в теплой дружеской атмосфере.
Вспомним, как выглядят всем известные пособия из школы А.Николаева, И. Корольковой и других авторов:
Д анное же пособие имеет вид:
Рассмотрим игровое поле. На нем расположена клавиатура (средняя часть), с разделением на октавы (цветовое решение). Клавиатура наглядно изображает расположение звуков - от низких к высоким.
Указан ориентир – нота ДО (С) первой октавы.
Клавиатуру пересекают два нотных стана: для высоких звуков - со скрипичным ключом- (совпадает с ощущением правой руки); для низких звуков – с басовым ключом (совпадает с ощущением левой руки).
Линейки пронумерованы от нижних к верхним. Удобно сопоставить клавиши и линейки в обоих ключах.
Пособие также подразумевает наличие автономных элементов – нотных заготовок, которые можно располагать на нотных станах произвольно или по заданию преподавателя:
Следующий этап – приведение сложившегося образа и взаимосвязей к привычной и всеми принятой схеме:
Точно так же используются автономные элементы – «нотки».
М ожно изучать и ноты – длительности на данном игровом поле при наличии соответствующих элементов:
Очень важный момент в освоении клавиатуры и нотной грамоты – понятие «Диез» и «Бемоль». Данная разработка позволяет исключить неправильное понимание этих понятий, исключить абстракцию. Поскольку пособие воплощается в материале, его можно располагать вертикально. Тогда становится еще более очевидно, что Диез на клавиатуре наглядно «повышает» звук на полтона, Бемоль наглядно «понижает».
Немаловажен тот факт, что пособие не перегружено информацией, и в то же время перспективно. При желании его можно дополнить, усложнить/упростить, масштабировать, использовать как настольную/напольную игру. Материал воплощения может быть самым разным (помимо компьютерной презентации) от альбомного листа до масштабной игры из фетра (что приветствуется в обучении детей 3-5 лет) или вообще – до коврового покрытия.
В заключение хочется отметить, практика применения данного пособия показала следующее:
усвоение материала происходит быстрее, дети видят более полную картину соответствия расположения нот на нотном стане и на клавиатуре
у учащихся меньше возникает тревожность в процессе освоения нотной грамоты,
дети начинают быстрее и точнее ориентироваться на клавиатуре, что является бесспорным положительным моментом в освоении предпрофессиональных образовательных программ, имеющих жесткие временные рамки, особенно в сложившихся условиях перехода на частично дистанционное обучение.
Источники в интернет - ресурсе:
Катанский, В. Школа – самоучитель игры на фортепиано. Учебно- методическое пособие.
Королькова, И. «Крохе - Музыканту»
http://pianotki.ru/pianotki/Kroxe.pdf
Новая школа игры на фортепиано. авт. сост. Цыганова, Г., Королькова, И.
Черниговская, Т.В. «Человек и новая цифровая реальность» https://yandex.ru/video/preview/16434348562103362552 .
Черниговская, Т.В. «Как высокое искусство созидает мозг» https://yandex.ru/video/preview/727704177276204195
Черниговская, Т.В. «Как научить мозг учиться»
https://yandex.ru/video/preview/727704177276204195
Школа игры на фортепиано под общ. ред. А. Николаева https://dmsh12.srt.muzkult.ru/media/2020/01/14/1251757088/Shkola_igry_na_fortepiano._Pod_redakciej_A._Nikolaeva_1994.pdf
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сайно Мария Владимировна
→ Публикатор 11.01.2022 0 624 10 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.