Статья "Звуки на клавишах и в нотах"


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центральная детская музыкальная школа им. Б.Г. Павликовской»





























Методическая разработка (наглядное пособие)

на тему: «Звуки на клавишах и в нотах»

(Начальный этап обучения нотной грамоте)







Выполнила:

преподаватель отделения фортепиано

Сайно Мария Владимировна



















Чита- 2022

Последние десятилетия мир меняется с головокружительной быстротой, ускоряются и обостряются все жизненные процессы. Меняется мышление, информационное поле, информационные потоки, миропорядок и его восприятие. Меняются дети. Они впитывают и совершенно по-другому обрабатывают информацию, мыслят по-другому, учатся, запоминают и воспроизводят совсем не так, как было 20 лет назад. Это подтверждают передовые научные исследования в области человеческого мозга. Характерный для большинства обучающихся (около 70 %, по данным исследований) недостаток внимания и долгосрочной памяти позволяют ведущим мировым и отечественным специалистам делать предположения о процессе некой мутации человеческой расы. В повседневной практике данная тенденция становится все более явной и ощутимой (работаю преподавателем с 1999 года), и, с нашей точки зрения, имеет смысл пересмотреть взгляды на преподавание в целом и на разработку и использование методических наглядных пособий в частности.





























Целью данной работы является переосмысление передового опыта и применение его на практике в процессе обучения начинающих пианистов нотной грамоте, что позволит «обуздать» «клиповое мышление» детей, воспитанных на частой смене картинок, высоких скоростях, молниеносном переключении внимания, в избыточном информационном потоке.

Данное учебно - методическое пособие (игра) ставит своей задачей и позволяет компилировать, соединить в сознании расположение звуков на нотном стане и на клавиатуре в одном образе. Кроме того, наглядно отображает основныепонятия, которые для маленького ребенка зачастую являются абстракцией и трудно уживаются между собой.

Пособие учитывает особенность работы мозга как мальчиков – оно лаконично, позволяет активно использовать его в игровой форме деятельности, в соревновательной, трогать, располагать ноты на игровом поле, сопоставлять линейки и клавиши; так и девочек – все красочно оформлено, приспособлено для совместной игры в теплой дружеской атмосфере.

Вспомним, как выглядят всем известные пособия из школы А.Николаева, И. Корольковой и других авторов:











































Д анное же пособие имеет вид:































Рассмотрим игровое поле. На нем расположена клавиатура (средняя часть), с разделением на октавы (цветовое решение). Клавиатура наглядно изображает расположение звуков - от низких к высоким.

Указан ориентир – нота ДО (С) первой октавы.

Клавиатуру пересекают два нотных стана: для высоких звуков - со скрипичным ключом- (совпадает с ощущением правой руки); для низких звуков – с басовым ключом (совпадает с ощущением левой руки).

Линейки пронумерованы от нижних к верхним. Удобно сопоставить клавиши и линейки в обоих ключах.

Пособие также подразумевает наличие автономных элементов – нотных заготовок, которые можно располагать на нотных станах произвольно или по заданию преподавателя:

































Следующий этап – приведение сложившегося образа и взаимосвязей к привычной и всеми принятой схеме:

































Точно так же используются автономные элементы – «нотки».























М ожно изучать и ноты – длительности на данном игровом поле при наличии соответствующих элементов:



Очень важный момент в освоении клавиатуры и нотной грамоты – понятие «Диез» и «Бемоль». Данная разработка позволяет исключить неправильное понимание этих понятий, исключить абстракцию. Поскольку пособие воплощается в материале, его можно располагать вертикально. Тогда становится еще более очевидно, что Диез на клавиатуре наглядно «повышает» звук на полтона, Бемоль наглядно «понижает».

Немаловажен тот факт, что пособие не перегружено информацией, и в то же время перспективно. При желании его можно дополнить, усложнить/упростить, масштабировать, использовать как настольную/напольную игру. Материал воплощения может быть самым разным (помимо компьютерной презентации) от альбомного листа до масштабной игры из фетра (что приветствуется в обучении детей 3-5 лет) или вообще – до коврового покрытия.

В заключение хочется отметить, практика применения данного пособия показала следующее:

  • усвоение материала происходит быстрее, дети видят более полную картину соответствия расположения нот на нотном стане и на клавиатуре

  • у учащихся меньше возникает тревожность в процессе освоения нотной грамоты,

  • дети начинают быстрее и точнее ориентироваться на клавиатуре, что является бесспорным положительным моментом в освоении предпрофессиональных образовательных программ, имеющих жесткие временные рамки, особенно в сложившихся условиях перехода на частично дистанционное обучение.





































Источники в интернет - ресурсе:



  1. Катанский, В. Школа – самоучитель игры на фортепиано. Учебно- методическое пособие.

http://bolotova.md/index.php/uchebniki/item/katanskij-shkola-samouchitel-igry-na-fortepiano-uchebno-metodicheskoe-posobie.html



  1. Королькова, И. «Крохе - Музыканту»

http://pianotki.ru/pianotki/Kroxe.pdf



  1. Новая школа игры на фортепиано. авт. сост. Цыганова, Г., Королькова, И.

https://musicnotes.info/sites/default/files/dmsh12.srt_Czyganova_G._Novaya_shkola_igry_na_fortepiano_2009.pdf



  1. Черниговская, Т.В. «Человек и новая цифровая реальность» https://yandex.ru/video/preview/16434348562103362552 .



  1. Черниговская, Т.В. «Как высокое искусство созидает мозг» https://yandex.ru/video/preview/727704177276204195



  1. Черниговская, Т.В. «Как научить мозг учиться»

https://yandex.ru/video/preview/727704177276204195



  1. Школа игры на фортепиано под общ. ред. А. Николаева https://dmsh12.srt.muzkult.ru/media/2020/01/14/1251757088/Shkola_igry_na_fortepiano._Pod_redakciej_A._Nikolaeva_1994.pdf












Полный текст материала Статья "Звуки на клавишах и в нотах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сайно Мария Владимировна  Публикатор
11.01.2022 0 624 10

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК