Конспект занятия "Развитие технических и интонационных навыков учащихся в классе аккордеона"
Подолякина Ольга Анатольевна
Преподаватель МБУ ДО «ДМ школа №19»
г.Анжеро-Судженск, Кемеровская область-Кузбасс
Развитие технических и интонационных навыков учащихся в классе аккордеона.
План-конспект открытого урока с учащимися 3 класса специальность «Аккордеон»
Тема: Развитие технических и интонационных навыков учащихся в классе аккордеона.
Дата проведения: 27.12.2021г.
Цель урока: формирование технических, двигательно-игровых навыков, развитие музыкально-творческих способностей.
Задачи:
-
Образовательная:
овладение знаниями, навыками, умениями игры на аккордеоне.
-
Развивающая:
развитие технических способностей, контроль слухового восприятия музыки и метроритмических особенностей
-
Воспитательная:
воспитание интереса и любвик аккордеону, формирование творческого отношения к работе над изучаемым музыкальным материалом.
Тип урока:
.- комбинированный: применение знаний, навыков и умений на практике.
Форма занятия: индивидуальная
Методы обучения:
-
словесный: рассказ, беседа, объяснение
мМетод упражнений и повторений: выработка игровых навыков учащихся, работа над художественно-образной сферой произведения
-
метод показа: показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом пьес с использованием многообразных вариантов показа
-
метод частично-поисковый: ученик участвует в поисках решения поставленной задачи
Педагогические технологии:
Здоровьесберегающая:
-
Правильная посадка, постановка игрового аппарата
-
Развитие мелкой моторики
-
Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, арпеджио, упражнений сменяется повторением ранее выученных пьес и работой над новыми пьесами
-
Творческая атмосфера
Обучение в сотрудничестве:
-
развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей.
Технология игрового обучения:
-
активизация деятельности учащихся;
-
отработка коммуникативного аспекта.
Репертуарный план урока:
-
Гамма Соль мажор, 2 октавы
-
Упражнения (двойные ноты-терция, репетиция)
-
Этюды:
-
Б.Самойленко «Важный дятел», «»Шустрый дятел»
-
А.Денисов «»Этюд»
-
Пьесы: обр.Е.Левина «Ой, лопнул обруч»
И.Дунаевский «Песенка про капитана»
А.Доренский «Мамин вальс»
В.Шаинский «Голубой вагон»
План урока:
-
Организационная часть:
подготовка рабочего места, формулировка задач урока: подведение итогов обучения за 1 полугодие и перспективы дальнейшей работы.
-
Основная часть:
-
Игра гаммы, упражнений
-
Работа над этюдами
-
Работа над пьесами
-
Заключсительная часть:
-
Подведение итогов урока, обсуждение плана дальнейшей работы учащегося, заключительное слово педагога.
Ход урока.
-
Организационная часть.
Добрый день! Мы начинаем урок по теме «Развитие технических и интонационных навыков учащихся в классе аккордеона» На уроке я буду работать с учащимся 3 класса Смоляком Леней. Урок – последний в первом полугодии учебного года. На нем предстоит подвести итоги работы в 1 полугодии, выявить достижения, трудности и недочеты, наметить план дальнейших действий.
-
Основная часть.
-
Урок начинается с проигрывания гаммы Соль мажор в 2 октавы, на штрих легато и стаккато.
При игре гаммы обращаем внимание ученика на ровное звучание, динамическое развитие.
Для ровности звучания гаммы добавляем текст: «Ехали мы ехали за грецкими орехами»
Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ. Задача для учащегося – играть цельно, без остановок.
-
Упражнения. «Двойные ноты – терция»
С помощью разного штриха – «легато» и «стаккато» учащийся изменяет настроение, характер упражнений, добивается ровности, четкости исполнения двойных нот. Также работает над диминуэндо и крещендо.
Упражнения «Репетиция». Исполняет учащийся со 2,3,4,5 пальцев.
Учащийся добивается хорошей опоры на 1 долю, четкости, ритмичности.
Хорошо данное упражнение укрепляет 4 и 5 палец.
Все эти упражнения находят свое применение далее в пьесах и этюдах.
-
Этюды.
Б.Самойленко «Важный дятел», «Шустрый дятел».
С помощью изменения средств музыкальной выразительности (длительностей и темпа) ученик добивается разного настроения в этюдах. Интересно и выразительно передает образ красивейшей птицы «Дятла».
А.Денисов – «Этюд» - C dur.
Педагог ставит задачу – прибавить темп, больше динамического развития, более яркой кульминации.
Исполняет педагог – далее ученик. Нет цельности произведения, есть остановки. Завершить разучивание текста более крепко, уверенно
-
Работа над пьесами.
А.Доренский «Мамин вальс»
Учащийся и педагог решили посвятить эту пьесу маме. Леня рассказывает о своих чувствах к своей маме, приготовил стихотворенипе «Ладони мамы».
Исполняя пьесу штрихом легато, добивается нежного, певучего исполнения. Хорошее развитие, движение мелодии к кульминации, но в аккомпанементе нет мягкости исполнения аккордов. Над этим еще надо работать.
И.Дунаевский «Песенка про капитана». В пьесе проходит работа над агогическими оттенками.
Учащийся рассказывает главный сюжет, говорит о характере пьесы, называет все отклонения от основного темпа в пьесе.
С помощью различных штрихов, темповых отклонений, динамики меняется настроение в пьесе.
Педагог исполняет пьесу, учащийся делает вывод – чего нужно добиваться еще! Репетиция в пьесе требуется более четкая.
Учащийся очень полюбил пьесу, рнаботает над ней очень активно, с удовольствием.
Пьесы для повторения, выученные чуть раньше.
Обр. Е. Лёвина «Ой, лопнул обруч», В.Шаинский «Голубой вагон».
3.Заключительная часть.
По окончании урока педагог дает 3 варианта вопросов.
Учащийся выбирает тот ответ, который считает самым подходящим для себя:
-
Мне было легко и интересно
-
Мне было трудно, но интересно
-
Мне было трудно, поэтому не интересно
Итог: Ответ под номером «2».
Лёне предстоит еще много тренироваться, чтобы достичь желаемой свободы движений, независимости пальцев, желаемой техники.
Лёне спасибо за работу на уроке.
Список используемой литературы
-
Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне» - М.: Издательство Вл. Катанский, 2008.
-
Ф. Липс «Искусство игры на баяне» - М. 1998.
Самоанализ урока
Перед началом урока преподаватель дает обоснование темы, формулирует проблему, определяет цель и задачи урока, дает характеристику учащегося.
Детские музыкальные школы призваны воспитывать творчески активного человека, развивать художественный вкус детей, приобщать их к миру музыки и обучать игре на инструменте.
Надо ли музыканту для развития технических навыков прибегать к игре специальных упражнений или достаточно работать над художественными произведениями и этюдами?
Каждый из нас, педагогов, вырабатывает свою систему ежедневных технических тренировок.
Интонирование музыкальных произведений, раскрытие содержания с помощью динамики, фактурных особенностей, владение мехом и артикуляцией – вот вопросы, требующие особого внимания.
Очень важно на начальном этапе получить представление о средствах выразительности и научиться ими пользоваться.
Технический, тренировочный материал только в том случае приносит пользу, если приобретенные технические навыки применяются в художественных произведениях.
Техника – под музыкальной техникой подразумевается как приемы владения инструментом, так и степень беглости учащегося, достигаемая путем игры гамм, упражнений.
Интонация – выражение чувств и настроений в музыке посредством музыкальных звуков.
На уроке будут применяться разные техники игры, для того, чтобы учащийся смог применить их при работе с художественным произведением.
Музыкальные данные Лёни хорошие: ритмичен, хорошая музыкальная память, быстро усваивает материал. При желании очень трудоспособен. На уроке справился с задачами, поставленными педагогом.
Цель урока достигнута.
Поставленные задачи решены.
Время урока использовано рационально, загруженность учащегося оптимальная.
Методы, цели и задачи были напрвлены на раскрытие темы.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Подолякина Ольга Анатольевна
→ Публикатор 18.01.2022 0 895 121 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.