Статья "Концертмейстер в джазовом вокале"
Концертмейстер в джазовом вокале
Специфика игры концертмейстера для вокалистов- эстрадников состоит в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы не быть солистом, а одним из участников музыкального действия, причём участником второплановым, а в дальнейшем и вовсе предоставить ученику возможность « творить» на сцене без его помощи и сотворчества. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру эстрадных вокалистов приходится приспосабливать своё видение к исполнительской манере солиста. В работе с начинающими учениками ему и вовсе редко приходится проявлять свои пианистические профессиональные способности. Ещё труднее, но необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик.
Помимо общей информации в своей работе я хочу обозначить основные моменты, требующие особого внимания со стороны концертмейстера. Это- важное значение вступления, правильно заданного темпа и ритма аккомпанемента; необходимость знания вокальной партии вокалистов, владение подвижной агогикой, умение читать нотную запись и запись по буквенно-цифровым обозначениям; необходимость навыков транспонирования и, конечно же, навыков импровизации.
Основа джазовой музыки- импровизация. Но импровизация должна базироваться на чём-то. Необходимо заложить в ребёнка основы ритмов и мелодий, свойственных джазовой музыке. Но стараться все выдерживать в игровой форме и по принципу : «Делай как я». Метро-ритм- важная составляющая в джазовой музыке. Начать работу над приобщением ребёнка к свойственному для джазовой музыки ритмом можно с простейших упражнений-прохлопывание, простукивание и т.п. Объяснение длительностей начать с игры :«Шаги» (Мама с ребёнком пошли гулять. Так как у мамы ноги большие- она делает 1 шаг, в то время как ребёнок делает 2 шага. К ним присоединяется папа- у папы ноги ещё больше, чем у мамы и соответственно папа делает 1 шаг, мама- 2, а малыш- 4.) Это ровный ритм. Потом можно сыграть ребёнку музыку с ровным ритмом, а он прохлопывает. Потом синкопировать это же произведение и предложить прохлопать. И вернуться к игре «Шаги»- малыш идёт вприпрыжку- это пунктирный ритм. Освоив основные ритмические рисунки и свободно ориентируясь в них, мы переходим к другим компонентам джазового ритма, главный из которых «Свинг» (от англ. «качание»), основанный на сочетании строгого метро-ритма и наложения на него свободной «качающейся» мелодии, где используется удлинение первой из каждых двух восьмых-синкопирование. Одним самых главных элементов выразительности в джазовой музыке- опережение и запаздывание.
Переходим к артикуляции и звукоизвлечению. Манера исполнения, фразеровка и артикуляция в джазе очень специфична и узнаваема. Африканской речи свойственно гортанноезвукоизвлечение, этот же приём присутствует у африканцев в пении. Интонации голоса наиболее близки духовым музыкальным инструментам. Вот, например, как определяет специфику джазового вокала музыкальный критик Шульц-Кён в книге «Краткая история джаза»: «… У Армстронга нет вообще никакого голоса, и, тем не менее, его хрипловатый голос в соединении с джазовой фразировкой составляет, надо сказать, главное очарование его пения. И здесь личность и выразительность, то есть КАК это делается, стоит выше того, ЧТО делается, то есть выше музыкального содержания. Это же самое относится к другим джазовым певцам…»
Этюды и упражнения являются основной базой для формирования голоса. Пение различных этюдов (вокализов) необходимо для выработки основных певческих навыков, певческого дыхания, ровного, плавного и свободного звучания голоса (кантилены), сглаживание регистров, постепенного расширения диапазона и т.д. Этюды и упражнения являются не только материалом для выработки хорошей техники пения, они служат основой для выявления тембральных особенностей голоса, развития умения использовать динамику звучания. Детям, не знающим нотной грамоты, моно петь этюды на разные буквы и слоги. Несколько упражнений и этюдов, взятых из сборников Е. Соколовской «Практическая школа эстрадно- джазового пения», О. Хромушина « Джазовое сольфеджио», и «Джентельменский набор для начинающего джазмена», В. Малишавы «Начальный этап обучения эстрадному пению детей с 7 лет» и В. Ровнера «Вокально- джазовые упражнения для голоса в сопровождении фориепиано» ( Приложение 2). На этих упражнения ребёнок уже будет чувствовать сочетание (соотношение) голоса и инструмента.
В своём методическом пособии «Джазовый вокал для начинающих» Ариадна Корягина писала: «Человеческий голос обладает огромными выразительными возможностями. Он, пожалуй, самый удивительный музыкальный инструмент на свете. Сначала был ГОЛОС, и только потом люди научились изготавливать первые музыкальные инструменты, играя на которых можно было подражать голосу. Иногда голос и инструмент подражают друг другу, иногда соревнуются, но всегда поддерживают и обогащают друг друга. Это высказывание относится к эволюции всего музыкального искусства, но в большей степени оно подходит к джазу.»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бояркина Валентина Владимировна
→ Публикатор 22.01.2022 0 593 90 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.