Конспект урока "Работа над средствами музыкальной выразительности и голосоведением в произведении кантиленного характера"


ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Москвы

"Детская школа искусств "Центр"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого занятия по специальности

 

 

 

 

 

 

Тема: «Работа над средствами музыкальной выразительности и голосоведением в произведении кантиленного характера»

 

 

 

 

Преподаватель

Болихова Светлана Евгеньевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва


 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

открытого занятия по специальности

преподавателя ГБУДО г. Москвы "ДШИ "Центр"

Болиховой Светланы Евгеньевны

ФИО

 

Год обучения: 4 год предпрофессиональная программа

«Фортепиано».

Возраст: 9 лет

Форма обучения: индивидуальная

Дата проведения: 03.02.2022 г.

Время проведения: 14.15-14.55

 

Тема занятия: "_«Работа над средствами музыкальной выразительности и голосоведением в произведении кантиленного характера»

 

Цель занятия: закрепить понятие о средствах музыкальной выразительности; изучить способы достижения выразительного исполнения кантилены.

 

Задачи:

 

Образовательные:

- закрепить изученные теоретические знания о частях музыкальной речи ( мотив, фраза, предложение).

- закрепить понятия о средствах музыкальной выразительности ( лад, динамика, темп, ритм, гармония, штрихи).

Развивающие:

- развивать гармонический и мелодический слух,

- продолжать формировать навыки звукоизвлечения, способствующие глубокому, объемному звучанию.

- совершенствовать работу над координацией движений рук.

- активизировать образное музыкальное мышление путем синтеза искусств ( музыка - фотография).

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, дисциплину, собранность, трудолюбие, выносливость.

- способствовать формированию эстетического вкуса учащегося.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный (объяснение, показ, прослушивание).

- репродуктивный ( неоднократное воспроизведение учеником определенного отрывка пьесы по заданию преподавателя).

- метод контроля эффективности обучения ( проверка домашнего задания, оценивание).

 

 

Учебно-методический комплекс (методическая литература, сборник, пособия, интернет-ресурсы, инвентарь, оборудование)

 

1. Фортепиано

2. Банкетка или стул

4. Ноты

5. Ноутбук с доступом в интернет

6. Презентация к уроку

 

 


 

Структура занятия

 

Этапы

Содержание

Время

Организационная

часть

1. Сообщение темы и цели урока.

2 минуты

Вступительная часть

2.1 Разыгрывание. Исполнение гаммы, коротких и длинных арпеджио.

2.2 Беседа о характере произведения Н. Шейко «Мгновение».

2.3 Показ слайдов, соответствующих образу.

2.4 Анализ музыкальной формы пьесы

 

 

 

 

7 мин.

Основная

часть

3.1 Работа над звукоизвлечением.

3.2 Совершенствование приема исполнения legato

3.3 Работа над штрихами, фразировкой, динамикой, темпом.

3.4 Работа с педалью.

 

 

 

30 мин.

Заключительная часть

4.1 Подведение итога урока. 4.2 Обсуждение домашнего задания.

 

 

 

1 мин.

 


 

Ход занятия:

 

  1. Организационная часть.

 

Представление ученика. Обозначение темы урока. Объяснение выбора данной темы, учитывая способности и развитие ученика.

 

  1. Вступительная часть.

Разминка. Исполнение гаммы в 4 октавы в восходящем и нисходящем движении, коротких и длинных арпеджио, хроматической гаммы.

 

Исполнение пьесы целиком.

Определение музыкальной формы пьесы. Беседа о характере музыки. Подбор ассоциативных образов. Просмотр слайдов с фотографиями природы, подходящими под данный музыкальный образ:


 

Первая часть: «Ранняя осень»

Вторая часть: «Осенний ветерок»

Третья часть: «Замирание природы»

Преподаватель исполняет каждую часть с остановками, обозначая и проговаривая темповые изменения.

Беседа о частях музыкальной речи и поиск мотива, фразы, предложения в каждой части. Интонационная основа пьесы.

 

  1. Основная часть.

 

Работа над 1-ой частью..

Технические сложности 1-ой части: исполнение широких интервалов приемом legato. Работа над музыкальным материалом двумя способами:

 

Способ 1:

Дублировать каждую связку из 3-х нот с целью «привыкания» кисти к нужным позициям.

 

Способ 2:

В левой руке бас исполнять отдельно, оставшиеся звуки гармонии объединить в аккорд, т.е. исполнять бас-аккорд-аккорд. Делать небольшой акцент – опору на 1-ю долю, 2-ю и 3-ю доли облегчить. Данный способ так же поможет закрепить в кисти нужную гармоническую позицию.

 

Еще одной сложностью исполнения 1- ой части является передача арпеджио и мелодии из одной руки в другую. Исполнять нужно незаметно, без рывков, ровным звуком.

 

С 9-ого такта мелодия находится «внутри» интервалов и аккордов. Следует поработать над рельефностью исполнения мелодической линии, избегая при этом «квакания».

 

Работа над 2-ой частью:

Работа над многоголосием. В этой части 4 голоса. Обратить внимание ученика на длинные звуки: их нужно «услышать». Аккорды не должны «перекрывать» звучание выдержанной ноты. Исполнение по голосам.

 

Показ кульминации пьесы. Работа над динамикой.

 

Работа над 3-ей частью:

 

Реприза. Сложность исполнения – октавные форшлаги. Отработка отдельно октав без форшлагов. Верхний звук октавы тянуть, нижний снимать. Таким образом тяжесть руки направляется на опорный 5-ый палец, звук в верхнем голосе более плотный.

 

Работа над педалью. Педаль в этой пьесе связующая, запаздывающая. Меняется на каждую 1-ю долю. Работа над чистотой звучания гармоний.

 

4. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Исполнение пьесы целиком с учетом проделанной работы. Обсуждение домашнего задания.

 

 

Список литературы:

 

1. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога» Изд. 4 – М.: Музыка, 1982.

 

2. Шарова М. «Легкие пьесы для фортепиано, звучащие сложно» - М. :Феникс, 2022.

 

 


Полный текст материала Конспект урока "Работа над средствами музыкальной выразительности и голосоведением в произведении кантиленного характера" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Болихова Светлана Евгеньевна  Публикатор
08.02.2022 0 679 114

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК