Конспект урока "Работа над средствами музыкальной выразительности и голосоведением в произведении кантиленного характера"
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Москвы
"Детская школа искусств "Центр"
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого занятия по специальности
Тема: «Работа над средствами музыкальной выразительности и голосоведением в произведении кантиленного характера»
Преподаватель
Болихова Светлана Евгеньевна
г. Москва
ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого занятия по специальности
преподавателя ГБУДО г. Москвы "ДШИ "Центр"
Болиховой Светланы Евгеньевны
ФИО
Год обучения: 4 год предпрофессиональная программа
«Фортепиано».
Возраст: 9 лет
Форма обучения: индивидуальная
Дата проведения: 03.02.2022 г.
Время проведения: 14.15-14.55
Тема занятия: "_«Работа над средствами музыкальной выразительности и голосоведением в произведении кантиленного характера»
Цель занятия: закрепить понятие о средствах музыкальной выразительности; изучить способы достижения выразительного исполнения кантилены.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить изученные теоретические знания о частях музыкальной речи ( мотив, фраза, предложение).
- закрепить понятия о средствах музыкальной выразительности ( лад, динамика, темп, ритм, гармония, штрихи).
Развивающие:
- развивать гармонический и мелодический слух,
- продолжать формировать навыки звукоизвлечения, способствующие глубокому, объемному звучанию.
- совершенствовать работу над координацией движений рук.
- активизировать образное музыкальное мышление путем синтеза искусств ( музыка - фотография).
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, дисциплину, собранность, трудолюбие, выносливость.
- способствовать формированию эстетического вкуса учащегося.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (объяснение, показ, прослушивание).
- репродуктивный ( неоднократное воспроизведение учеником определенного отрывка пьесы по заданию преподавателя).
- метод контроля эффективности обучения ( проверка домашнего задания, оценивание).
Учебно-методический комплекс (методическая литература, сборник, пособия, интернет-ресурсы, инвентарь, оборудование)
1. Фортепиано
2. Банкетка или стул
4. Ноты
5. Ноутбук с доступом в интернет
6. Презентация к уроку
Структура занятия
Этапы |
Содержание |
Время |
Организационная часть |
1. Сообщение темы и цели урока. |
2 минуты |
Вступительная часть |
2.1 Разыгрывание. Исполнение гаммы, коротких и длинных арпеджио. 2.2 Беседа о характере произведения Н. Шейко «Мгновение». 2.3 Показ слайдов, соответствующих образу. 2.4 Анализ музыкальной формы пьесы
|
7 мин. |
Основная часть |
3.1 Работа над звукоизвлечением. 3.2 Совершенствование приема исполнения legato 3.3 Работа над штрихами, фразировкой, динамикой, темпом. 3.4 Работа с педалью.
|
30 мин. |
Заключительная часть |
4.1 Подведение итога урока. 4.2 Обсуждение домашнего задания.
|
1 мин. |
Ход занятия:
-
Организационная часть.
Представление ученика. Обозначение темы урока. Объяснение выбора данной темы, учитывая способности и развитие ученика.
-
Вступительная часть.
Разминка. Исполнение гаммы в 4 октавы в восходящем и нисходящем движении, коротких и длинных арпеджио, хроматической гаммы.
Исполнение пьесы целиком.
Определение музыкальной формы пьесы. Беседа о характере музыки. Подбор ассоциативных образов. Просмотр слайдов с фотографиями природы, подходящими под данный музыкальный образ:
Первая часть: «Ранняя осень»
Вторая часть: «Осенний ветерок»
Третья часть: «Замирание природы»
Преподаватель исполняет каждую часть с остановками, обозначая и проговаривая темповые изменения.
Беседа о частях музыкальной речи и поиск мотива, фразы, предложения в каждой части. Интонационная основа пьесы.
-
Основная часть.
Работа над 1-ой частью..
Технические сложности 1-ой части: исполнение широких интервалов приемом legato. Работа над музыкальным материалом двумя способами:
Способ 1:
Дублировать каждую связку из 3-х нот с целью «привыкания» кисти к нужным позициям.
Способ 2:
В левой руке бас исполнять отдельно, оставшиеся звуки гармонии объединить в аккорд, т.е. исполнять бас-аккорд-аккорд. Делать небольшой акцент – опору на 1-ю долю, 2-ю и 3-ю доли облегчить. Данный способ так же поможет закрепить в кисти нужную гармоническую позицию.
Еще одной сложностью исполнения 1- ой части является передача арпеджио и мелодии из одной руки в другую. Исполнять нужно незаметно, без рывков, ровным звуком.
С 9-ого такта мелодия находится «внутри» интервалов и аккордов. Следует поработать над рельефностью исполнения мелодической линии, избегая при этом «квакания».
Работа над 2-ой частью:
Работа над многоголосием. В этой части 4 голоса. Обратить внимание ученика на длинные звуки: их нужно «услышать». Аккорды не должны «перекрывать» звучание выдержанной ноты. Исполнение по голосам.
Показ кульминации пьесы. Работа над динамикой.
Работа над 3-ей частью:
Реприза. Сложность исполнения – октавные форшлаги. Отработка отдельно октав без форшлагов. Верхний звук октавы тянуть, нижний снимать. Таким образом тяжесть руки направляется на опорный 5-ый палец, звук в верхнем голосе более плотный.
Работа над педалью. Педаль в этой пьесе связующая, запаздывающая. Меняется на каждую 1-ю долю. Работа над чистотой звучания гармоний.
4. Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Исполнение пьесы целиком с учетом проделанной работы. Обсуждение домашнего задания.
Список литературы:
1. Нейгауз Г. «Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога» Изд. 4 – М.: Музыка, 1982.
2. Шарова М. «Легкие пьесы для фортепиано, звучащие сложно» - М. :Феникс, 2022.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Болихова Светлана Евгеньевна
→ Публикатор 08.02.2022 0 679 114 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы