Материалы к проведению заседания методического объединения "Театральное искусство"
Материалы к проведению заседания МО «Театральное искусство»
17.02.2022 г.
(12.00, каб. № 72 ДДЮТ)
ТЕМА: «Позитивный педагог: авторитет, толерантность, гибкость»
Цель: актуализация профессионально значимых личностных качеств педагога необходимых для эффективного решения конфликтных ситуаций в педагогической деятельности.
Техническое оборудование: ноутбук.
Материалы: клубок ниток, чистые листы бумаги, фломастеры.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня моё выступление посвящено конфликтным ситуациям, которые неизбежны в профессиональной деятельности. Как утверждают ученые: конфликт - это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно. Поэтому нам сегодня предстоит определить пути эффективного разрешения конфликтных ситуаций, опираясь на профессионально-значимые качества личности педагога.
I. Коммуникативная разминка. Упражнение “Паутинка” Я прошу всех участников образовать круг в центре аудитории. Мы постараемся вместесоздать настрой на предстоящую совместную работу. (Участники образуют круг и, передавая клубок ниток, называют своё имя и одно из личностных качеств. При передаче клубка нить удерживается говорящим, а клубок разматывается. В результате упражнения между участниками образуется “паутинка”). Вот также при общении между нами образуются невидимые нити, мы понимаем друг друга, принимаем. То есть, между нами появляется что-то, на чём можно строить наши дальнейшие отношения. Очень важно, чтобы это “что-то” было в каждом коллективе, чтобы каждый мог усилить эту “паутинку”.
II. Специфика педагогических конфликтов с позиции профессионально-значимых качеств личности педагога. Педагогическое общение предполагает взаимопонимание и взаимное уважение субъектов учебно-воспитательного процесса. Однако жизнь полна противоречий, и в профессиональной деятельности педагог часто встаёт перед проблемой: как достойно разрешить конфликт, чтобы не навредить?
К числу наиболее сложно разрешаемых относится конфликт, в основе которого лежит расхождение в отношении к ценностям, важнейшим жизненным установкам. Здесь оказывают влияние принципиальные позиции, которыми очень трудно, а порой и невозможно поступиться. Отступая от принципов, от определенных традиций, конфликтующая сторона “теряет свое лицо”, свой престиж, свой собственный образ, сложившийся в самосознании. Наиболее часто конфликты ценностей происходят в юношеском возрасте.
Умение управлять конфликтными отношениями представляет собой одну из сложных социально-психологических и педагогических проблем. Вовремя и успешно разрешенные конфликты вносят существенные коррективы в социально-психологический климат коллектива, способствуют формированию устойчивости индивида в ситуации повышенной сложности, умения принимать своевременное, правильное решение без эмоциональных взрывов.
Особенностями педагогических конфликтов являются:
- профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации, так как учебное заведение – это модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми;
- участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель-ученик);
- разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибку;
- различное понимание участниками происходящих событий и их причин;
- всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые конфликтные ситуации;
- конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.
Если признать, что конфликт возникает как некая неизбежность, право за нами на него по-разному реагировать. Педагог склоненный воспринимать воспитанника позитивно, иметь доверительные, доброжелательные установки по отношению к нему, может ожидать от него схожей ориентации. “Позитивный педагог” - способен спокойно, обоснованно вести дискуссию, идти на компромиссы, слушать собеседника. Успех разрешения конфликтных ситуаций, зависит не от второстепенных качеств личности, а от основных, ведущих, которые определяют стиль действий и поступков учителя.
Один из возможных путей эффективного влияния учителя на учеников – построение авторитетных отношений, поскольку авторитетная личность более убедительно воздействует на других. Авторитет – общепризнанное влияние и значение какого-либо лица, группы, которое основано на знаниях, нравственных достоинствах, заслугах, жизненном опыте. Условно можно выделить два главных компонента педагогического авторитета. Это личностный и профессиональный компоненты. Личностный компонент авторитета учителя составляют общая культура и поведение учителя, требовательность и педагогический оптимизм, педагогическая любовь.Профессиональный компонент педагогического авторитета составляют профессиональные знания, педагогический такт, стиль взаимодействия с воспитанниками. Чем авторитетнее педагог, тем больше у него возможностей для эффективного разрешения конфликтных ситуаций.
Среди профессионально-значимых качеств Л.М. Митина называет педагогическую гибкость, в качестве показателей которой выделяет: психологическую устойчивость (саморегуляция, самоконтроль); эмоциональную устойчивость,творческое мышление (оригинальность, интуиция, инициатива); внешние проявления психической деятельности (мимика, пантомимика, поступки). Разрешению конфликтных ситуаций способствуют толерантные отношения между участниками педагогического процесса. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства (из концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.). Черты толерантной личности: расположенность к другим, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других.
Перечисленные качества могут быть положены в основу модели позитивного учителя. Давайте попробуем сформировать данную модель, например в виде дерева. К качествам “позитивного педагога” мы отнесли: авторитет, педагогическая гибкость, толерантность.
Как вы думаете что должно быть стволом дерева, что – ветками, и что листьями?
-
ствол - педагогический авторитет;
-
ветки – педагогическая гибкость;
-
листья – педагогическая толерантность.
III. Тренинг творческого взаимодействия. Предлагаю вам выполнить ряд творческих заданий, способствующих актуализации вышеперечисленных качеств.
Первое задание: “Модель поведения авторитетного педагога”;
Процедура: из предложенных в карточке действий, необходимо выбрать те, которые характерны для авторитетного педагога.
1. Останавливает внимание на негативном.
2. Улыбка, добрый взгляд.
3. Проявляет интерес к каждому ученику.
4. Дает прозвища.
5. Сравнивает одного ребенка с другим.
6. Отмечает персональную исключительность.
7. Аргументирует надобность действий.
8. Учит алгоритму действий.
9. Много говорит за детей.
10. Высказывает недовольство учеником, группой.
11. Верит в способности ученика.
12. Угрожает при невыполнении требований.
Проанализируем полученные результаты. Спасибо, переходим к следующему упражнению.
Второе задание: “Рисунок по кругу».Задача.Осознание своей готовности к компромиссу. Процедура.Участники рисуют каждый свой рисунок. По команде ведущего передают его соседу слева, он вносит в рисунок что-то свое и так передается до тех пор, пока рисунок не вернется к автору. Каждый анализирует свой рисунок, делится впечатлениями от увиденного, рассказывает, что удивило.
Спасибо. Теперь предлагаю вам оценить и обсудить реальную педагогическую ситуацию.
IV. Поиск путей эффективного разрешения конфликтной ситуации
Педагогическая ситуация…
Прошу вас оценить значимость данной педагогической ситуации.
Схема анализа:
-
Какова, на ваш взгляд, главная коллизия ситуации?
-
В какой области педагогики и психологии следует искать решение этой проблемы?
-
Каковы возможные пути и средства разрешения проблемы?
-
Какие последствия вы прогнозируете в результате тех или иных действий педагогов или родителей?
3. Презентация идей разрешения конфликтной ситуации
4. Какие оптимальные приемы можно отметить в предложенных идеях?
V. Рефлексия. Подведение итогов работы участниками. Благодарю участников за работу, желаю всем участникам успехов в педагогической деятельности.
Литература:
1. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы. – М., 2006.
2. МиримановаМ.С. Конфликтология: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М., 2004.
3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004.
4. Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей. – Волгоград, 2005.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дацко Ирина Юрьевна
→ Публикатор 14.02.2022 0 746 98 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.