Материалы к проведению заседания методического объединения "Театральное искусство"


 Материалы к проведению заседания МО «Театральное искусство»

17.02.2022 г.

(12.00, каб. № 72 ДДЮТ)

 

ТЕМА: «Позитивный педагог: авторитет, толерантность, гибкость»

Цель: актуализация профессионально значимых личностных качеств педагога необходимых для эффективного решения конфликтных ситуаций в педагогической деятельности.

Техническое оборудование: ноутбук.

Материалы: клубок ниток, чистые листы бумаги, фломастеры.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня моё выступление посвящено конфликтным ситуациям, которые неизбежны в профессиональной деятельности. Как утверждают ученые: конфликт - это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно. Поэтому нам сегодня предстоит определить пути эффективного разрешения конфликтных ситуаций, опираясь на профессионально-значимые качества личности педагога.

I. Коммуникативная разминка. Упражнение “Паутинка” Я прошу всех участников образовать круг в центре аудитории. Мы постараемся вместесоздать настрой на предстоящую совместную работу. (Участники образуют круг и, передавая клубок ниток, называют своё имя и одно из личностных качеств. При передаче клубка нить удерживается говорящим, а клубок разматывается. В результате упражнения между участниками образуется “паутинка”). Вот также при общении между нами образуются невидимые нити, мы понимаем друг друга, принимаем. То есть, между нами появляется что-то, на чём можно строить наши дальнейшие отношения. Очень важно, чтобы это “что-то” было в каждом коллективе, чтобы каждый мог усилить эту “паутинку”.

II. Специфика педагогических конфликтов с позиции профессионально-значимых качеств личности педагога. Педагогическое общение предполагает взаимопонимание и взаимное уважение субъектов учебно-воспитательного процесса. Однако жизнь полна противоречий, и в профессиональной деятельности педагог часто встаёт перед проблемой: как достойно разрешить конфликт, чтобы не навредить?

К числу наиболее сложно разрешаемых относится конфликт, в основе которого лежит расхождение в отношении к ценностям, важнейшим жизненным установкам. Здесь оказывают влияние принципиальные позиции, которыми очень трудно, а порой и невозможно поступиться. Отступая от принципов, от определенных традиций, конфликтующая сторона “теряет свое лицо”, свой престиж, свой собственный образ, сложившийся в самосознании. Наиболее часто конфликты ценностей происходят в юношеском возрасте.

Умение управлять конфликтными отношениями представляет собой одну из сложных социально-психологических и педагогических проблем. Вовремя и успешно разрешенные конфликты вносят существенные коррективы в социально-психологический климат коллектива, способствуют формированию устойчивости индивида в ситуации повышенной сложности, умения принимать своевременное, правильное решение без эмоциональных взрывов.

Особенностями педагогических конфликтов являются:

- профессиональная ответственность учителя за педагогически правильное разрешение ситуации, так как учебное заведение – это модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми;

- участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель-ученик);

- разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибку;

- различное понимание участниками происходящих событий и их причин;

- всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые конфликтные ситуации;

- конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Если признать, что конфликт возникает как некая неизбежность, право за нами на него по-разному реагировать. Педагог склоненный воспринимать воспитанника позитивно, иметь доверительные, доброжелательные установки по отношению к нему, может ожидать от него схожей ориентации. “Позитивный педагог” - способен спокойно, обоснованно вести дискуссию, идти на компромиссы, слушать собеседника. Успех разрешения конфликтных ситуаций, зависит не от второстепенных качеств личности, а от основных, ведущих, которые определяют стиль действий и поступков учителя.

Один из возможных путей эффективного влияния учителя на учеников – построение авторитетных отношений, поскольку авторитетная личность более убедительно воздействует на других. Авторитет – общепризнанное влияние и значение какого-либо лица, группы, которое основано на знаниях, нравственных достоинствах, заслугах, жизненном опыте. Условно можно выделить два главных компонента педагогического авторитета. Это личностный и профессиональный компоненты. Личностный компонент авторитета учителя составляют общая культура и поведение учителя, требовательность и педагогический оптимизм, педагогическая любовь.Профессиональный компонент педагогического авторитета составляют профессиональные знания, педагогический такт, стиль взаимодействия с воспитанниками. Чем авторитетнее педагог, тем больше у него возможностей для эффективного разрешения конфликтных ситуаций.

Среди профессионально-значимых качеств Л.М. Митина называет педагогическую гибкость, в качестве показателей которой выделяет: психологическую устойчивость (саморегуляция, самоконтроль); эмоциональную устойчивость,творческое мышление (оригинальность, интуиция, инициатива); внешние проявления психической деятельности (мимика, пантомимика, поступки). Разрешению конфликтных ситуаций способствуют толерантные отношения между участниками педагогического процесса. Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащимся, умение понять и простить их несовершенства (из концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.). Черты толерантной личности: расположенность к другим, снисходительность, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, терпимость к различиям, умение владеть собой, доброжелательность, умение не осуждать других.

Перечисленные качества могут быть положены в основу модели позитивного учителя. Давайте попробуем сформировать данную модель, например в виде дерева. К качествам “позитивного педагога” мы отнесли: авторитет, педагогическая гибкость, толерантность.

Как вы думаете что должно быть стволом дерева, что – ветками, и что листьями?

  • ствол - педагогический авторитет;

  • ветки – педагогическая гибкость;

  • листья – педагогическая толерантность.

III. Тренинг творческого взаимодействия. Предлагаю вам выполнить ряд творческих заданий, способствующих актуализации вышеперечисленных качеств.

Первое задание: “Модель поведения авторитетного педагога”;

Процедура: из предложенных в карточке действий, необходимо выбрать те, которые характерны для авторитетного педагога.

1. Останавливает внимание на негативном.

2. Улыбка, добрый взгляд.

3. Проявляет интерес к каждому ученику.

4. Дает прозвища.

5. Сравнивает одного ребенка с другим.

6. Отмечает персональную исключительность.

7. Аргументирует надобность действий.

8. Учит алгоритму действий.

9. Много говорит за детей.

10. Высказывает недовольство учеником, группой.

11. Верит в способности ученика.

12. Угрожает при невыполнении требований.

Проанализируем полученные результаты. Спасибо, переходим к следующему упражнению.

Второе задание: “Рисунок по кругу».Задача.Осознание своей готовности к компромиссу. Процедура.Участники рисуют каждый свой рисунок. По команде ведущего передают его соседу слева, он вносит в рисунок что-то свое и так передается до тех пор, пока рисунок не вернется к автору. Каждый анализирует свой рисунок, делится впечатлениями от увиденного, рассказывает, что удивило.

Спасибо. Теперь предлагаю вам оценить и обсудить реальную педагогическую ситуацию.

IV. Поиск путей эффективного разрешения конфликтной ситуации

Педагогическая ситуация…

Прошу вас оценить значимость данной педагогической ситуации.

Схема анализа:

  • Какова, на ваш взгляд, главная коллизия ситуации?

  • В какой области педагогики и психологии следует искать решение этой проблемы?

  • Каковы возможные пути и средства разрешения проблемы?

  • Какие последствия вы прогнозируете в результате тех или иных действий педагогов или родителей?

3. Презентация идей разрешения конфликтной ситуации

4. Какие оптимальные приемы можно отметить в предложенных идеях?

V. Рефлексия. Подведение итогов работы участниками. Благодарю участников за работу, желаю всем участникам успехов в педагогической деятельности.

Литература:

1. Мастер-класс для заместителей директора школы по воспитательной работе: Организация и планирование работы. – М., 2006.

2. МиримановаМ.С. Конфликтология: Учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений. – М., 2004.

3. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004.

4. Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения: Практикум для учителей и классных руководителей. – Волгоград, 2005.

 


Полный текст материала Материалы к проведению заседания методического объединения "Театральное искусство" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дацко Ирина Юрьевна  Публикатор
14.02.2022 0 764 98

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК