Статья "Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья"


Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Кузнецова Лидия Николаевна

ТОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с ОВЗ»

Тамбовская область

 

Главная проблема детей с ОВЗ заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, но они так же способны и талантливы, как и обычные дети и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить себя и оказали поддержку. Перед педагогами все чаще встает вопрос: как помочь детям познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Поиск средств, методов, путей помощи таким детям является актуальной проблемой современной педагогики. Развивать заложенную в каждом ребенке творческую активность, воспитывать необходимые для этого качества - значит создавать педагогические условия, которые будут способствовать этому процессу.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ОВЗ предполагает признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) зависит от характера организации доступной им деятельности, в первую очередь, учебной. Все больше внимания уделяется становлению творческой личности, раскрытию потенциальных возможностей каждого ребенка. Этого можно достичь через использование педагогом занятий декоративно-прикладного творчества, ведь это прекрасная возможность для их продуктивной творческой деятельности и социального общения. Занятия декоративно-прикладным творчеством дают реальную возможность выбора ребенку с ОВЗ своего индивидуального образовательного пути, увеличивают пространство, в котором может развиваться личность ребенка, обеспечивает ему “ситуацию успеха”.

Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. И вовлекать детей в творческую деятельность нужно, и чем раньше, тем лучше. По мнению Л.С. Выгодского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества. Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей. Творчество даёт человеку переживание своей целостности, оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя, как личность, осознает свою индивидуальность.

 Творческая деятельность, оказывает большое  значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с особыми потребностями  усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а также знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезно творчество, независимо от сюжета, творческая деятельность,  позволяет ребенку выйти из состояния зажатости.

  Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Роль творческой деятельности. Детское искусство носит экспрессивный характер – ребёнок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому работы детей субъективны и часто не понятны.  Работа с ребёнком – это процесс, который требует осторожности и деликатности.

Н. Басина, О.Суслова считают, что «природа ребёнка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь – чувственным аспектом познания». Поэтому наша цель помочь ребёнку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.

Н. П. Сакулина отмечала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Необходимо использовать разные техники: традиционные и нетрадиционные. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.

Обучающиеся школы-интерната имеют возможность проявлять и реализовывать свои творческие способности посредством занятий декоративно-прикладного творчества во внеурочной деятельности. Творчество - это откровение, это влияние на мир. Но,  у детей  с ОВЗ ограничено жизненное пространство и социальная активность. Им трудно дается деятельность, где требуется смелость, фантазия.

Целью занятий декоративно-прикладного творчества стало не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать  им  уверенность в своих силах.

Ведущая идея проведения таких занятий - создание комфортной среды общения, а потом уже развитие способностей, творческого потенциала, творческой индивидуальности каждого ребенка и его самореализации.

Основной задачей занятий обучающихся декоративно - прикладным творчеством является воспитание эмоционально-положительного отношения к собственным поделкам, формирование навыков работы с различными материалами.

В процессе занятий развиваются:

  • восприятие,

  • мышление,

  • мелкая моторика (сила, амплитуда, скорость, точность движений рук),

  • зрительно-двигательная координация,

  • внимание,

  • память,

  • развивается речь,

  • обогащается словарный запас,

  • формируется грамматический строй речи.

Достижение единства представлений и трудовых навыков обучающихся необходимо, поскольку оно лежит в основе гармоничной социализации ребенка с проблемами в развитии.

На занятиях используются различные виды техник декоративно-прикладного творчества:

  • аппликация,

  • бумажный туннель,

  • вытынанка,

  • модульное оригами,

  • торцевание,

  • скрапбукинг,

  • ганутель,

  • декор в технике point-to-point,

  • квиллинг,

  • фелтинг,

  • изготовление цветов,

  • работа с природным материалом.

Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к  прикладному творчеству и  является необходимым условием формирования творческой личности ребенка.

В ходе работы необходимо применять различные способы и приемы включения детей в творческую деятельность. Методы обучения различны – это рассказ, беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей и т.д. С целью социализации детей в ходе занятия применяются различные дидактические игры, сюрпризные моменты и т.д. Занятия разрабатываются с учетом возрастных, психофизических особенностей обучающихся, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.

Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники, они привлекательны своеобразной художественной выразительностью, содержат элементы новизны, активизируют индивидуальные способности детей, дают  неограниченные возможности для импровизации сочетания самых разных материалов. Творческие способности можно и нужно расширять и совершенствовать с учетом возраста и интересов учащихся, а также с учетом индивидуального подхода к развитию  творческих способностей каждого ребенка.

Работа  с новыми материалами  полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует  необходимые для творчества  качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность  детей на занятиях прикладного творчества создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.

Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  их способностей. Мнение, что  творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет  обоснованность.

Бумага, картон – доступный для ребенка универсальный материал - нашел широкое применение в работе на наших занятиях в таких техниках как аппликация, бумажный туннель, вытынанка, модульное оригами, торцевание, скрапбукинг. Особенно привлекает школьников возможность самим создать такие поделки, которые затем будут использованы в играх, в оформлении школьных уголков, в качестве подарков на день рождения, к праздникам. Детские работы представляются на выставках.

Через различные действия с бумагой, картоном с применением разных способов и приемов, дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, подчеркивать красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Особенно заинтересовала воспитанников работа в технике фелтинг, ганутель, изготовление цветов из фоамирана. С помощью этих техник можно декорировать различные предметы интерьера, создавать необычные цветы, украшать подарки, сделанные своими руками, делать картины, необычную бижутерию. Используемые техники, дарят школьникам отличное настроение от созданных своими руками красивых и оригинальных вещей и в свою очередь требует проявления творческого потенциала, аккуратности и усидчивости. Фелтинг и ганутель отлично успокаивает детей с различными психическими проблемами.

Не менее интересна  аппликация из природного материала, создание композиций из сухих растений.  Большое разнообразие материала: шишки, ракушки, засушенные цветы, семена, крупа, камешки, орехи, ветки деревьев, перья, скорлупа, мох из всего этого можно сделать поделку. Аппликационная работа с растительным природным материалом оказывает свое воздействие на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления и появления элементов творчества.

На первый взгляд освоение данных техник с детьми ОВЗ кажется невозможным, но огромное желание прикоснуться к прекрасному, помогают им в обучении. В результате повышается самооценка, развиваются творческие способности, прививается интерес к труду, создаются необходимые условия для успешной адаптации детей в социуме.

 

3

 


Полный текст материала Статья "Влияние декоративно-прикладного творчества на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Лидия Николаевна  Публикатор
16.02.2022 0 2530 159

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК