Статья "Методика подготовки шахматистов второго года обучения"


Методика подготовки шахматистов второго года обучения

Чтобы обучение детей было эффективным и давало быстрые и надежные результаты, необходимо иметь стройную систему подготовки, программу обучения, начиная с четвертого и заканчивая самыми высокими разрядами. Последовательность преподавания шахматного материала, его сложность, количество часов, отведенных на каждую тему, проверка усвоения материала учениками, их умение применять свои знания на практике, соотношение теории и практики на различных этапах совершенствования, вот главные моменты системы обучения. Совершенствование в шахматах без системного обучения просто невозможно.

 Прежде всего, необходимо ответить на принципиальные вопросы: каково правильное соотношение теории и практики на данном этапе развития шахматиста? Как менять эти соотношения по разрядам? Какой теоретический материал давать в каждом разряде? До какой степени закреплять такой материал? От правильности ответов зависит эффективность системы. Но прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо определить главную цель, к которой должны стремиться и тренеры, и ученики. Такой целью должен стать переход через рубеж, когда шахматист перестает «зевать». Под «зевком» в шахматах подразумевается грубая ошибка, связанная с неумением увидеть и отразить элементарные угрозы соперника, ведущая к мату или большим материальным потерям. Необходимо в первую очередь достичь такого уровня игры, при котором грубые одноходовые «зевки» явились бы редчайшим исключением. Главным и единственным средством избавления от зевков для начинающего шахматиста служит интенсивная практика. Триста, а может и намного больше партий необходимо сыграть, прежде чем шахматная позиция начнет восприниматься как единое целое, а простейшие угрозы соперника станут видны без особых усилий. Достижение игроком такого уровня назовем «беззевковым барьером». Игра без зевков должна выйти на уровень подсознания, очень устойчивой привычки. Только в этом случае угрозы соперника можно увидеть без особых усилий. Все основные навыки (технику расчёта, планирование, оценку) также необходимо довести до автоматизма. Если шахматист не выведет на уровень устойчивой привычки умение видеть простейшие угрозы противника – он никогда не научится играть даже в силу первого разряда. Поэтому, если шахматные навыки являются важными, то достижение беззевкого барьера является обязательным. И пока эта цель не будет достигнута, ни на что другое отвлекаться не рекомендуется, все усилия стоит направить именно на это. Играть важно не только много, но и качественно: у игрока должно присутствовать стремление играть как можно лучше, стараясь ничего не зевать.

По какой же причине дети перестают зевать? Может они начинают более внимательно смотреть за угрозами соперника? Нет, поскольку профилактическое мышление появляется при проведении специальных тренировок. Тогда что же происходит? Дело в том, что ребенок начинает видеть все фигуры, их перемещения и нападения, даже не задумываясь об этом. Это новый качественный уровень любого шахматиста.

Теперь ответим на те вопросы, которые были поставлены вначале.

  1. Каково правильное соотношении теории и практики на данном этапе развития?

Практика на данном этапе должна быть максимальной. Примерно 70-75% всего времени занятий и 30-60 минут самостоятельной игры в те дни, когда занятий нет (игра на шахматных платформах).

  1. До какой степени закреплять материал, который мы изучаем?

Полученные теоретические знания для нас еще долго продолжают оставаться чужими. В условиях напряженной схватки за доской, когда высок накал эмоций, мы используем из теории только то, что стало нашим глубоким внутренним убеждением. Таким образом, одним из тормозов на пути к совершенствованию является поверхностность наших теоретических знаний. Мы используем из теории только то, что мы довели до автоматизма. Это важное положение, ключ к совершенствованию и залог будущих побед.

  1. Какой теоретический материал необходимо давать детям в этот период?

В этот период теоретические материалы должны быть минимальными, но те знания, которые даются учащимся, должны быть очень хорошо закреплены. Что же это за знания? Уровень четвертого-третьего разрядов – элементарные маты (король и ферзь против короля, король и ладья против короля), элементарные эндшпили (пешечные, ладейные). Уровень третьего-второго разрядов – основные правила разыгрывания дебюта, осознание важности активной игры, объяснение и закрепление понятия «тактические слабости», которое существенно поможет обучающимся находить комбинационные решения.

Последние три момента очень важны и их необходимо рассмотреть более подробно.

  1. Основные правила разыгрывания дебюта недостаточно просто рассказать – необходимо обеспечить постоянный контроль применения этих правил в каждой партии, пока это не войдет в привычку и ученик не будет следовать им автоматически.

  2. Активность в шахматах является одним из главнейших моментов. Почему? Потому что если в партии не совершается грубейших ошибок, то один шахматист выигрывает у другого за счет увеличения разности общей активности фигур над активностью фигур соперника. Иными словами, сильный шахматист каждым ходом старается или увеличить активность собственных фигур, или уменьшить активность фигур соперника, что также ведет к увеличению разности активности, и когда эта радость достигает большой величины, один из соперников получает значительное преимущество, ведущее к материальным приобретениям или решающей комбинации.

Это общий закон шахмат, обойти который не представляется возможным, поэтому понятие активности необходимо прививать ребёнку с самого начала обучения. Для начинающих и шахматистов четвертого разряда активность заключается в постоянных нападениях на фигуры и пешки противника. Для третьего и особенно для второго разряда активность начинает включать в себя не только нападения, но и малейшие улучшения собственных фигур.

Начиная со второго года обучения, практические занятия следует несколько усложнить: в тренировочных партиях стоит подключить запись двух-трех ходов кандидатов. Для каждого своего хода необходимо научиться находить сильнейшие ходы-кандидаты, записывать их и выбирать лучший.

Что это дает? Выполнение учеником основных принципов разыгрывания дебюта и рассмотрение при выборе каждого своего хода нескольких активных ходов кандидатов запускает механизм осмысленного процесса мышления. Ученик начинает продумывать каждый ход, видеть все больше и больше активных возможностей, сравнивать их и оценивать – это уже другие шахматы. Ценность каждой партии увеличивается, и рост шахматиста заметно убыстряется.

  1. Умение отыскивать в позиции так называемые тактические слабости, помимо огромной пользы в нахождении разнообразных тактических ресурсов, приводит также к еще большей продуманности каждого хода, что естественным образом сказывается на качестве и результативности игры.

Возможно, количество детей, которые не станут выполнять методические указания тренера и заниматься самостоятельно, будет велико. И очень быстро произойдёт расслоение – некоторые дети быстро уйдут вперед. Поэтому в какой-то момент желательно создать группу учеников, которые отличаются дисциплиной и твердым желанием много и серьезно заниматься шахматами. В таких группах результаты будут значительно выше, чем в смешанных группах.


 


Полный текст материала Статья "Методика подготовки шахматистов второго года обучения" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Судоплатова Екатерина Валерьевна  Публикатор
17.02.2022 0 577 110

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК