Статья "Специфика и возможности использования литературно-музыкальной композиции в эстетическом воспитании учащихся-пианистов"


 

5

 

 

СПЕЦИФИКА И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ
В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ-ПИАНИСТОВ

Лакутина Л.П.1

1Лакутина Лариса Петровна педагог дополнительного образования по классу фортепиано

МБУ ДО «Детская школа искусств № 5» городского округа Самара

 

Аннотация. В статье раскрываются возможности использования учебных литературно-музыкальных композиций в работе педагога по эстетическому воспитанию учащихся-пианистов детской школы искусств. Представлен подход, сложившийся в традиционной фортепианной педагогике, к развитию воображения учеников посредством ассоциаций музыкального текста с литературными произведениями. Даны примеры воплощения литературно-музыкального творчества в содержании уроков фортепиано.

Ключевые слова: фортепианная педагогика, синтез искусств, музыка, литература, художественные ассоциации.

 

SPECIFICS AND POSSIBILITIES OF USE LITERARY
AND MUSICAL COMPOSITIONS

IN THE AESTHETIC EDUCATION OF PIANO STUDENTS

 

Lakutina L.P.

 

The article reveals the possibilities of using educational literary and musical compositions in the work of a teacher for the aesthetic education of piano students at a children's art school. An approach developed in traditional piano pedagogy is presented to develop the imagination of a piano student through associations of a musical text with literary works. Examples of the embodiment of literary and musical creativity in the content of piano lessons are given.

Key words: piano pedagogy, synthesis of arts, music, literature, art associations.

 

Проблема эстетического воспитания обучающихся школ искусств сегодня вновь актуальна. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается: «Дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств реализуются в целях выявления одаренных детей в раннем возрасте, создания условий для их художественного образования и эстетического воспитания сохранения и развития уникальной отечественной системы подготовки творческих кадров [1]. Школам искусств принадлежит особая миссия в приобщении детей «к традиционным и общечеловеческим ценностям в современном информационном постиндустриальном поликультурном обществе» [2].

Понятие эстетического воспитания интерпретируется в контексте культуры XXI века как процесс формирования и развития способности обучающегося воспринимать, понимать, оценивать и создавать прекрасное в открытом образовательном пространстве [3].

Мы рассматриваем учебную литературно-музыкальную композицию как средство, гармонизующиее процесс эстетического воспитания детей, осваивающих искусство фортепианной игры. Для того чтобы развитие музыканта-исполнителя не уходило на второй план, а, наоборот, активизировалось, мы используем литературные ассоциации к разучиваемым произведениям, учитывая конкретные цели работы.

Например, внимание заостряется на связи музыкальных форм и образов с речевыми. Мы используем подтекстовку, метафоры, сопоставляем сюжет стихотворений и сказок с развитием в фортепианном произведении. Понимание образа в широком художественном контексте делает его выразительнее, ярче.

Разучивая полифонические музыкальные произведения, мы следуем ее природе, происхождению от речи, пения: сочиняем слова к каждому голосу, применяем элементы театрализации («беседа» нескольких персонажей) в «Фуге» М.И. Глинки, инвенциях И.С. Баха.

Литературно-музыкальные аналогии проводим, работая над сонатой, сонатиной, вариациями. В произведениях крупной формы литературно-музыкальные ассоциации построены на драматургии формы. Так, играя главную партию 1 части Сонаты До-мажор ор. 2, № 3 Л. ван Бетховена, предлагаем обратить внимание на «роль» (в драматургическом смысле) партии левой руки. Части сонаты сопоставляются с частями драматургического литературного произведения.

Вариации как музыкальная форма появились из народно-песенной и инструментальной музыки, в которой основная мелодия изменяется при повторениях. Поэтому детям понятны ассоциации с песней в куплетной форме, в которой меняется аккомпанемент.

Обращаясь к программной музыке, находим ее словесные, поэтические ассоциации, аналоги с художественной литературой. Так, Баллада № 1 Ф. Шопена изучается с обращением к тексту поэмы «Конрад Валленрод» А. Мицкевича. Ученик-старшеклассник «рассказывает» на фортепиано о давно минувших событиях, подобно литературной балладе.

Работа над кантиленой происходит с акцентом на романсовой и песенной мелодике (ряд «Лирических пьес» Э. Грига, «Романс», «Ариетта», «Листок из альбома» Р. Глиэра, «Романс» Д. Шостаковича, «Сказание» В. Зиринга и т.д.). В романсовой волнообразности мелодии стараемся добиться непрерывного течения мотивов, целостности мелодического движения.

В работе над виртуозными произведениями мы используем литературно-музыкальные аналогии для выявления их образного содержания: «Ливень» Р. Леденева, «Русская народная мелодия» Ан. Александрова, «Токката» В. Косенко и др.

Итак, особенности использования литературно-музыкальной композиции в эстетическом воспитании обучающихся по классу фортепиано, это: опора на музыкальный, пианистический образ; ассоциации с литературой для осмысления музыкального содержания и поиска адекватных средств выразительности.

Поиск выразительных средств литературно-музыкальной композиции при обучении игре на фортепиано – сфера эстетического воспитания, в которой гармонично достигаются цели образовательного процесса в школе искусств.

 

Список литературы

. Калинина Л.Ю. Новое в постановке проблемы эстетического воспитания учащихся средствами литературно-музыкальной композиции // Азимут научных исследований, 2017. № 1 (18). С. 79-82.

 

Сведение об авторе.

Лакутина Лариса Петровна. Педагог дополнительного образования по классу фортепиано МБУ ДО «Детская школа искусств № 5» городского округа Самара.

 

 


Полный текст материала Статья "Специфика и возможности использования литературно-музыкальной композиции в эстетическом воспитании учащихся-пианистов" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лакутина Лариса Петровна  Публикатор
24.03.2022 0 567 156

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК