Статья "Развитие навыков чтения нот с листа в классе балалайки"


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №1 города Южно-Сахалинска» МБУДО «ДМШ №1»

 

 

 

 

 

 

 

Методический доклад

 

 

«Развитие навыков чтения нот с листа в классе балалайки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

преподаватель Попов В. Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Южно-Сахалинск

 2021

За последние двадцать-тридцать лет среди учащихся заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа.  И это не смотря на то, что профессиональный виртуозно-исполнительский уровень, по сравнению с прошлым, вырос. О том, что умению и навыкам читать музыку – то есть играть с листа – надо систематически обучать, вспоминают обычно от случая к случаю.

Причин множество это:

  1. Укоренившаяся практика исполнять весь репертуар наизусть. Быстрое заучивание на память мешает свободно ориентироваться в незнакомом тексте, т. к. основная работа над произведением протекает без нот.

  2. Обычно педагог направляет свои усилия на подготовку программ академических концертов и экзаменов. А пока внимание преподавателя занято выучиванием текста, нюансов, учащиеся задерживаются в своём музыкальном развитии. По мере усложнения репертуара знакомство с каждым новым произведением становится для ученика всё труднее.         

  3. Бурное развитие средств звукозаписи обеспечило доступ музыкальной информации к слушателю. Музыканты знакомятся с новой для себя музыкой не через нотную литературу, а через аудиозаписи.

  4. Это отсутствие конкурентного отбора при зачислении ребенка в ДМШ и ДШИ, в упавшем интересе учащихся к самостоятельному музицированию, к значительному сокращению молодежи, желающей связать будущее с этой профессией.

  5. Для приобретения навыков чтения музыки с листа недостаточно просто много её читать. Необходима методика обучения этому навыку.  

Самыми распространёнными ошибками учащихся при чтении нот с листа являются:

                          -элементарное незнание нот и типовых ритмических рисунков;

                          -игнорирование на протяжении произведения ключевых знаков;

                          -потактовое чтение, т.е. остановка после каждого такта;

                          -невнимательность к динамическим знакам;

                     -пренебрежение знаками агогики. 

Существует два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения – разбор и чтение с листа.

Разбор. Это медленное проигрывание пьесы с остановками, с замедлениями для более тщательного изучения текста. Внимание может быть направлено поочерёдно на различные элементы текста для повторения той или иной фразы, для подбора удобной аппликатуры и т.д.

Чтение с листа. Это исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере, задуманной композитором без предварительного фрагментального проигрывания. Такое исполнение должно быть непрерывным с осмысленной фразировкой и с выполнением всех авторских указаний. При развитом навыке игры с листа тесно взаимодействуют зрение, слух, моторика при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции и творческого воображения исполнителя.

Мы часто сталкиваемся с тем, что даже в первом классе, ещё не имея опыта, одни ученики читают лучше, другие – хуже. Ставить хорошее чтение с листа в зависимость от общей одарённости ученика нельзя: очень часто талантливые музыканты, прекрасно играющие, плохо читают с листа и, наоборот, ученики со средними данными читают листа хорошо. Скорость восприятия играемого текста в какой-то мере зависит от подвижности нервных процессов ученика, а также от правильного воспитания навыков, прививаемых ученику с первого года обучения, и от тренировки. Следовательно, умение читать с листа связано с методом работы педагога. Так, например, при проверке можно заметить, что затрудняют чтение с листа обычно одни и те же элементы: одного ученика – быстрая ориентировка в счёте, другого сбивает обилие знаков.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЦЕЛЬ: Сформировать комплекс навыков чтения с листа на уроках специальности.

ЗАДАЧИ: - Научить самостоятельно ориентироваться в нотном тексте;

              - Повысить кругозор учащегося, выявить интерес к музыке;

              - Побудить ученика к творческой деятельности;

Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющих свободно читать музыкальное произведение?

  1. Уверенное знание нотной грамоты.

  2. Технические навыки.

  3. Творческое воображение.

  4. Владение ансамблевой игрой.

  5. Зрительное восприятие нотного текста и анализ произведения.

1. В первую очередь следует научиться быстро, прочитывать нотные знаки. В отличие от буквенных они размещаются и по горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность. Необходимо объяснить ребёнку, что, как и при чтении художественного произведения, когда ты видишь целое слово и даже больше, а не буквы по отдельности, так и в музыке необходимо мыслить не отдельными нотами, а фразами, предложениями. Необходимо научиться быстро и легко читать любые ноты, точно так же, как читаешь книжки. Тогда не придётся тратить много времени на разбор несложной пьесы. А самое главное - умение свободно читать ноты откроет перед тобой море интересной музыки, которую ты сможешь сыграть самостоятельно и с удовольствием. Для этого необходимо, чтобы ребёнок прочно усвоил начертания нот, их названия и расположение на грифе. Необходимо как в классе, так и дома просто читать ноты и показывать их расположение на грифе.  Выучить музыкальный алфавит.

Многие думают, что музыкальный алфавит – это семь нот по порядку: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Но это не верно, так как в музыке движение идёт не только вверх, но и вниз. Поэтому правильно называть алфавит: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО СИ ЛЯ СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО. И ещё, в музыке каждая из семи нот может являться первой, поэтому ученик должен знать семь нотных последовательностей. Все эти последовательности в комплексе и составляют музыкальный алфавит. Можно устроить между учениками соревнования на скороговорку алфавита, чтобы добиться быстроты. Скорость реакции – главное в музыкальном чтении, и умение быстро проговаривать алфавит – основа для скоростного чтения нот с листа.

Параллельно музыкальному алфавиту учим длительности, знаки альтерации, динамику, штрихи, аппликатуру, и закрепляем полученные знания. Ребёнок должен показать, сыграть, прохлопать или объяснить эти обозначения. Можно ноты на линейках раскрасить красным цветом – и назвать их «девочками», а между линейками голубым цветом и назвать их «мальчиками». Дети быстро откликаются на такую ассоциацию. С первых шагов новичок получает важную установку для зрительного восприятия – установку на различение нот по их расположению. Позже этот навык на порядок ускорит читку, разучивание интервалов и аккордов.

Когда начертание нот, пауз, нюансов, ритмических фигур и т.д. становится для ребёнка хорошо знакомым, тогда естественно вырабатывается связь: вижу - слышу - знаю, где брать ноту на грифе, каким звуком сыграть, как уложить звуки во времени, сколько пауза «молчит» и т.д. Эта связь прочно остаётся в сознании ребёнка. Конечно, все полученные знания закрепляются на нотных примерах. Быстрота и точность действий рук играющего при чтении нот с листа зависит от многих факторов. Прежде всего нужно создать оптимальные условия для глаз: расположение нот перед играющим учеником должно быть рациональным, - чтобы они находились в поле зрения. Пюпитр перед учеником ставится на уровне грифа, ближе к голове, и регулируется на определенную высоту. Надо найти оптимально удобное положение, чтобы в поле зрения ученика попадали и гриф, и пальцы левой руки, и нотный текст. Так как нотный текст состоит не только из одних нот, но и аппликатурных, динамических указаний, внимание к этим многочисленным знакам необходимо прививать ученику с самого начала его обучения, потому что тщательное изучение и выполнение этих знаков является ключом к пониманию авторского замысла.

2.Для технического роста большое значение имеет развитие привычки точно соблюдать аппликатуру, что способствует сознательному отношению к этому вопросу в дальнейшем и хорошему чтению нот с листа.

«Наилучшая аппликатура та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку, и наиболее точно согласуется с её смыслом» Г.Нейгауз.

Ведь ученик, который умеет правильно организовывать свои пальцы, читает в нотном тексте правильную пальцовку, очень быстро движется как в техническом, так и в художественном отношении. Он уже видит и слышит музыку целиком, а не отдельными нотами, ему не нужно учить ноты, пальцы сами выводят музыкальный рисунок.

Но это очень сложный и трудоёмкий процесс. Обучить этому очень сложно, особенно тех детей, которые сами по себе неорганизованные, невнимательные, всё делают примерно. Потом, ведь в музыке, как и в других науках (например: русский язык, математика) есть свои определённые правила, формулы, которым мы обучаем с самого первого дня, но которыми не все умеют и хотят пользоваться. Казалось бы, пассажей так много, очень трудно их запомнить, прочитать. Но у опытного музыканта игровые движения возникают на основе хорошо натренированной «двигательной памяти», т.е. хранящихся в мозгу обобщений, моделирующих типичные формулы. Чтобы с «лёгкостью воспроизводить» нотный текст, необходимо, прежде всего, накопить в зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов инструментальной музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные гаммообразные пассажи, аккордовые структуры и т.д.

С первых же уроков мы знакомим ученика с основными аппликатурными принципами: стремиться к естественной последовательности пальцев, т.е. ещё в донотный период, мы обговариваем, что звуки у нас могут двигаться подряд, т.е. поступенно, значит пальцы движутся подряд. Звуки движутся через один - пальчики тоже через один. Это самая основная формула, основное правило. Гитаристов ориентировать на соотношение номера пальца левой руки номеру лада. Звуки также могут располагаться на большом расстоянии друг от друга. Ладов много, а играющих пальцев на руке 4. Поэтому, чтобы было удобно, быстро запоминалось, должен быть определённый порядок в пальцах. Все те дети, которые этого не понимают, а чаще, не хотят понимать, очень трудно и медленно поддаются обучению. Им приходится запоминать, искать каждую ноту в отдельности, они не видят мелодической линии.

Для гитаристов с самого начала обучения ориентировать ученика на чередование пальцев, прежде всего обращать внимание на точные действия пальцев правой руки в данном нотном материале. Приучить ученика ориентироваться на струнах без помощи зрения.   Упражнения «найди струну и сыграй». При этом необходимо помнить о дисциплине пальцев правой руки. Прежде чем сыграть, палец находит нужную струну, после чего извлекает звук. При чтении нот с листа ученик часто забывает, особенно на начальном этапе, о расслаблении пальцев после звукоизвлечения приходится напоминать ему об этом. Можно продолжить игру упражнения с левой рукой, - «найди лад» той или иной струны. Например: третья струна- первый лад. Когда левая рука будет быстро находить заданные струну и лад, можно привлечь к игре и правую руку: найти струну и сыграть.

Затем начинаем играть гаммы - это аппликатурные формулы. Приступая к изучению гамм, надо добиться, чтобы мажорные и минорные гаммы были прочно усвоены ребёнком на слух, чтобы он мог их пропеть и подобрать от любого звука на клавиатуре. Когда это будет достигнуто, нужно приступать к изучению аппликатуры. Аппликатурой гамм, аккордов и арпеджио ученик овладевает проигрывая их на инструменте много раз, внимательно вслушиваясь в свою игру. Лишь после твёрдого усвоения аппликатуры перед учеником следует ставить новые задачи, такие, как ровность звука, crescendo вверх и diminuendo вниз, игра с акцентами на различные доли и т.д. Если эти требования ставятся перед учеником, не знающим твёрдо аппликатуры, то результат получится отрицательный - внимание ребёнка раздваивается, он ошибается, путает пальцы, и ни о каком осуществлении новых задач не может быть и речи. Всё это закрепляется в песенках, упражнениях, этюдах, при чтении которых необходимо обговаривать, что это гаммообразные пассажи, аккорды, двойные ноты, арпеджио и т.д. Важно, чтобы ребёнок осмысленно относился к тексту, видел эти аппликатурные формулы, старался вовремя увидеть, какой пальчик нужно приготовить.

Очень полезно ученику давать творческие задания: самостоятельно проставить аппликатуру, с какого пальца лучше начать играть правой или левой рукой, определить, какой вид фактуры используется (гаммообразные пассажи, аккорды, арпеджио, двойные ноты). Педагогу необходимо добиваться максимальной точности выполнения нотного текста. Всякая небрежность и неряшливость исполнения (недосчитывание пауз, неправильная аппликатура, неумение дослушать до конца пьеску, неточность ритма и т.п.), допускаемая педагогом на первых шагах обучения, порождает дурные привычки, от которых чрезвычайно трудно отучить ученика в дальнейшем процессе обучения. Необходимо с учащимися проходить (изучать и читать с листа) как можно больше этюдов. С одной стороны, это помогает развитию техники, а по выражению Г.Нейгауза, «техника - это рука, повинующаяся интеллекту».

С другой стороны - даёт возможность ученику ощутить уже, в первые годы обучения, какое огромное количество разнообразных приёмов и исполнительских способов игры надо изучить (согласно программным требованиям), чтобы достигнуть настоящего умения исполнить в совершенстве любое произведение. Этюд должен быть прост, понятен ученику, легко запоминался, но должен нести в себе хоть долю этого трудно достигаемого, что обогатит возможности исполнения и поможет преодолеть все трудности, с которыми неизбежно придётся встретиться ученику.

3.Вообще, все произведения, которые изучает учащийся, с самого начала должны быть яркие, образные, программные. Наиболее отчетливо тенденция образной подготовки к восприятию музыки проявляется тогда, когда эта подготовка опирается на образ другого искусства. На слушании музыки проводятся такие параллели, как, Сен-санс «Карнавал животных», опера Н.Римского-Корсокова «Золотой петушок», балет «Щелкунчик» с изобразительным искусством (картинами). А под звуки «Детского альбома» П.И. Чайковского читается произведение Л. Н. Толстого. Синтез искусств. Подготовка восприятия музыкального образа образом другого искусства имеет ряд неоспоримых преимуществ: настраивает ребят на живое, образное восприятие музыки, формирует художественные ассоциации.

И на уроках специальности такая программность - это обязательная фаза в развитии инструменталиста. Часто ученики честно выполняют все динамические и темповые указания в нотном тексте, но игра всё равно остаётся формальной и не трогает слушателя. Это происходит потому, что внутренне ученик не участвует в музыкальном процессе. Ноты звучат только за счет физического движения пальцев. Задача состоит в том, чтобы каждая нота была «подкрашена» наполнена. Ученик должен слышать принадлежность ноты мелодии, басу или аккомпанементу.  Причём, услышать дети должны сами, фантазируя образы и сочиняя ту или иную программу. Это учит детей осмысленности, умению в исполнении связно и просто выразить музыкальным языком всё, что может встретиться в содержании каждой играемой вещи.

Нужно учащимся задавать вопросы, помогающие раскрывать образное содержание музыкального произведения. Вопросы должны представлять собой по сути диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важна направленность вопроса: чтобы заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро - думается, что всякий нормальный ребенок это слышит в музыке), а обращал бы его к своему внутреннему миру, более того, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, реакциям, впечатлениям, подающимся в его душе под воздействием музыки.

В этом плане возможны вопросы такого типа:

Как бы ты сыграл эту пьесу?

Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать?

Что ты чувствовал, когда звучала эта музыка?

Кому бы ты хотел ее сыграть?

Какие события в твоей жизни ты мог бы связать с этой музыкой?

Важно не только задавать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный, ибо нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка.

И пусть в нем будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная окрашенность - это и должен слышать, и ценить учитель.  

4.Немаловажное значение для развития навыка чтения с листа имеет широкое использование ансамблевой игры. Очень полезно с первых уроков вводить такое музицирование. Ученик приобщается к восприятию сложного и объёмного звучания произведений. Ансамблевая игра дисциплинирует ритм, волю и, самое главное приносит детям огромную радость. Совместная игра особенно помогает тем детям, у которых в чтении с листа нет беглости. Задаваемый учителем темп мобилизует ученика. На уроках специальности учитель должен часто играть своему ученику. Следует при  этом учить ученика следить по нотам, что в дальнейшем облегчит ансамблевую игру и разовьет внутренний слух.

5. Поскольку последовательное освоение нотной записи по элементам должно сочетаться с комплексным восприятием нотного текста при чтении с листа, нужно стремиться приучить детей охватывать зрением всё большие группы нот с соответствующей подготовкой аппликатуры по позициям, охвату мотива, фразы в целом. Необходимо тренировать детей мгновенно схватывать характер движения – плавное поступенное или скачком вверх или вниз, Уметь сыграть группу нот или аккордов, определив звуковысотное положение лишь первого звука.

Формула процесса такова: «вижу – слышу – играю». Учащийся охватывает глазами небольшой отрывок текста, запоминает его, и только после этого начинает играть. В это же время его глаза уже заняты следующим отрывком. Чем опытнее читающий, тем больше развит его внутренний слух, тем дальше он смотрит вперёд при игре. «У лиц с высокоразвитым слухом, - пишет Б.М.Теплов в книге «Психология музыкальных способностей», -  имеет место непосредственное «слышание глазами», превращение зрительного восприятия текста в зрительно-слуховое восприятие».

С психологической точки зрения приобретенный навык игры с листа представляет собой сложную высокоорганизованную систему, основанную на теснейшем синтезе зрения, слуха и моторики. Действие этой системы осуществляется при активном участии внимания, воли, памяти, интуиции, творческого воображения исполнителя.

В процессе деятельности чтения с листа музыкальных произведений на начальном этапе обучения не обнаружено значимых различий между активацией правого и левого полушарий головного мозга. Это объясняется тем, что на данном этапе процесс чтения с листа характеризуется в основном переводом нотных знаков в исполнительские движения. У преподавателя же музыкальной школы обнаружено заметное превышение активации правого полушария над левым. Музыкальные способности, а также восприятие музыки зависит от правого полушария. А также правое полушарие дает нам возможность мечтать, фантазировать, сочинять.

Общую роль в воспитании зрительно-слуховых и слухо-двигательных представлений следует придавать зрительному анализу предназначенного для прочтения с листа нотного текста. Учащийся вникает в музыкальный материал, старается услышать, представить характер музыки ещё до её воспроизведения на инструменте.  На основе анализа активно формируются и технические представления. В процессе анализа необходимо приучать ученика к определённой последовательности, начиная с наиболее общих моментов и, прежде всего с названия произведения, которое нередко определяет его общий характер и жанр.

Анализ целесообразнее проводить по следующим ступеням:

1.   Тональность произведения.

2.   Размер;

3.   Особенности фактуры;

4.    Ритмические рисунки;

5.   Характер музыки;

6.   Исполнительские приёмы (динамика, артикуляция, темп, аппликатура, штрихи);

7.  Составные части мелодии (предложения, фразы, мотивы);

8.  Выявление характерных особенностей мелодики (движения по                      ступеням гаммы, по звукам трезвучия, скачки).

В процессе анализа не следует задерживаться на легкодоступном материале, лучше больше внимания уделить трудным местам – скачкам, сложным ритмическим и гармоническим комплексам. Формирование навыков чтения с листа требует, чтобы материал был последовательно доступен, легче материала индивидуального плана учащегося. При этом, музыкальный материал должен быть ритмически и интонационно знакомым, интересным, ярким.

Подбор нотного материала для чтения с листа

В последнее время появилось много нотной литературы, где на протяжении первого-второго года обучения для формирования и развития техники чтения нот с листа авторы сборников предлагают ряд простых, заведомо выполнимых задач. Грамотно подобранный репертуар, дает ученику возможность запомнить разные виды построений. Он и будет служить большим стимулом для движения вперёд, ведь ребёнок решает поставленную перед ним задачу самостоятельно. Кроме того, они красочно иллюстрированы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование навыка быстрого чтения нотного текста тесно взаимосвязано с общим музыкальным развитием ребёнка.

Наилучшие результаты навыка чтения нот с листа достигаются тогда, когда этот навык формируется с первых шагов обучения.

Однако педагог на протяжении всего подготовительного этапа должен готовить учащегося к тому, что навыки начального этапа подчинены в итоге конечной цели - начитанность музыканта в различных стилях инструментальной музыки - и являются лишь средством достижения той цели, ради которой учащийся и обучается в музыкальной школе. Умение свободно читать с листа нотный текст благоприятно влияет на ход учебного процесса и, в итоге, на конечный результат воспитания музыканта. Чтение с листа помогает ученикам серьезно пополнить и углубить знания музыкальной литературы, расширить свой музыкальный кругозор. Опыт показывает, что даже слабые учащиеся, систематически играя с листа, двигаются вперед значительно быстрее и увереннее. У них появляется интерес к игре на инструменте. Педагог должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа, самостоятельному музицированию. Мы как педагоги должны достичь того, чтобы для учащегося процесс чтения нот с листа доставлял радость, чтобы он не испытывал муки от того, что он не в состоянии воспроизвести желаемое произведение. А возможно это только тогда, когда учащийся не только знает, как это сделать, а главное умеет это делать. При регулярных занятиях чтением с листа расширяется музыкальный кругозор учащегося, музыкальный слух, мышление, облегчается задача организации исполнительского аппарата, вырабатывается быстрая ориентировка на грифе, развиваются сложные двигательные навыки, формируется база для аккомпаниаторской практики, игры в ансамбле, оркестре.        

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. БрянскаяФ. Формирование и развитие навыков игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.:2008

  2. Камаева Т.,Камаев А. Чтение с листа на уроках фортепиано (Игровой курс). -  М.: 2007

  3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М.: 1947


 


Полный текст материала Статья "Развитие навыков чтения нот с листа в классе балалайки" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Попов Владимир Евгеньевич  Публикатор
30.03.2022 0 658 93

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК