Конспект урока "Работа над гаммовым комплексом в младших классах"


Конспект открытого урока «Работа над гаммовым комплексом в младших классах».

Изучение гамм и всего гаммового комплекса на всех ступенях музыкального образования способно принести огромную пользу для технического и музыкального развития того, кто обучается фортепианной игре. Это активизирует умение слушать себя и слышать свой звуковой результат, улучшает приспособляемость игрового аппарата к инструменту, развивает технику и дает понимание связи технического и музыкального.

Тема урока:

«Работа над гаммовым комплексом в младших классах».

Цель урока:

Повышение качества исполнения гаммового комплекса и обеспечение базы для дальнейшего технического и музыкального роста.

Задачи урока:

  • образовательные: закрепление теоретических знаний, совершенствование практических навыков, формирование грамотного подхода к исполнению гаммового комплекса, осознание связи качества звука и пианистического движения;

  • развивающие: развитие техники, памяти, внимания, музыкального мышления, активизация слухового контроля, творческой активности учащейся через различные виды деятельности;

  • воспитательные: воспитание волевых качеств, трудолюбия и усидчивости, умения самостоятельно работать с музыкальным материалом;

  • художественные: воспитание музыкального вкуса, ассоциативного мышления, повышение интереса к исполнению гаммового комплекса, развитие умения творчески подходить к выполнению заданий.


 

Вид урока – практическое занятие.

Тип урока – комбинированный.

Форма урока – индивидуальная.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: два фортепиано, нотный материал.

Урок проводился с обучающейся второго класса фортепианного отделения (9 лет), второй год обучения, предпрофессиональная программа.

План урока:

I. Организационный этап.

II. Основной этап:

Гамма Соль мажор

Аккорды

Короткие арпеджио

Длинное арпеджио

Хроматическая гамма

III. Заключение.

Ход урока:

I. Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности ученика к уроку, посадка за инструментом. Сообщение темы и цели урока.

Гаммы – это зарядка для пальцев, слуха и ума. Музыкальной таблицей умножения называл гаммы Иосиф Гофман (американский пианист и композитор). Работа над гаммами и всем гаммовым комплексом - необходимая составная часть воспитания ученика-пианиста. Гаммовый комплекс в том виде, в котором он изучается в музыкальной школе, объединяет в себе самые распространенные формулы техники пианиста, владение которыми открывает путь почти к любому музыкальному произведению. Что же дает изучение гамм и всего гаммового комплекса?

  • во-первых, они дают возможность в наиболее сконцентрированном виде работать над основными формулами фортепианной техники;

  • позволяют познакомиться с ладо-тональной системой, освоить кварто-квинтовый круг всех диезных и бемольных тональностей;

  • помогают ученику выработать пальцевую четкость, ровность, беглость, артикуляционное и динамическое разнообразие звучания, развивают координацию и полифоническое слышание;

  • также игра гамм помогает воспитывать аппликатурную дисциплину ученика.

Сегодня мы будем работать с гаммовым комплексом в тональности Соль-мажор.

II. Основной этап.

Гамма Соль мажор.

  • Ученица играет гамму двумя руками в 4 октавы, в удобном среднем темпе. Не забываем про люфт, играем полновесным звуком (вес руки в кончиках пальцев), локти легкие и не провисают, 1 палец ставим «на каблучок», 5 палец – «на локоток», слушаем легато (плавное, поющее, без толчков перетекающее из ноты в ноту), в последней октаве при движении вверх делаем крещендо, а вниз – диминуэндо. Важно помнить: когда мы двигаемся вверх, ведущей является левая рука, а при движении вниз – правая. В процессе работы нужно напомнить ученику, что люфт может быть достаточно крупным и выразительным или небольшим и энергичным. Это зависит от характера исполняемой музыки.

Большое значение при игре гамм имеет подкладывание первого пальца и перекладывание через него других пальцев. Нужно добиваться, чтобы первые пальцы были свободными и самостоятельными, легкими и подвижными. Тогда и позиционные переходы будут происходить плавно и незаметно. Существует много упражнений на подкладывание и перекладывание первого пальца. Мы покажем упражнение «Часики».

  • Ученица играет правой рукой, небыстро. Обращаем внимание на легато и ровность исполнения не только внутри позиции, но и при смене позиции. Играем от «соль» вверх и останавливаемся на «до» первым пальцем. Продолжаем держать «до» и, одновременно с этим, поочередно берем «ре» 2 пальцем и «си» 3 пальцем (тик-так, тик-так). Повторяем несколько раз. Следим, чтобы пальчики были собраны, движения кисти минимальны и запястье с первым пальцем не проваливались вниз. Далее продолжаем движение вверх и останавливаемся на «соль» первым пальцем. Продолжаем держать «соль» и, одновременно с этим, поочередно играем «ля» 2 пальцем и «фа#» 4 пальцем. Повторяем несколько раз. Задачи те же. Таким образом играем всю гамму вверх и вниз с остановками на клавишах «соль» и «до». Аналогично работаем с левой рукой. Здесь останавливаемся на «ре» первым пальцем и поочередно берем «ми» 3 и «до» 2 пальцами, затем останавливаемся на «соль» и играем «ля» 4 и «фа#» 2 пальцами.

  • Еще один вариант упражнения «Часики». С ним можно работать отдельно или одновременно с первым вариантом. Играем каждой рукой отдельно. Правая рука: ноты «си – до – ре» повторяем несколько раз 3 – 1 – 2 пальцами (си-до-ре-до - си-до-ре-до / тики-таки - тики-таки), слушаем опевание, выравниваем, 1 палец не проваливается, кисть не крутится, слегка подруливает. Ноты «фа# – соль – ля» 4 – 1 – 2 пальцами повторяем аналогично. Таким способом прорабатываем все смены позиций. Левой рукой играем аналогично. Ноты «до – ре – ми» 2 – 1 – 3 пальцами и «фа# – соль – ля» 2 – 1 – 4 пальцами.

Все мы знаем, что всякое упражнение основано на многократном повторении. А оно притупляет внимание и снижает слуховой контроль. В любой методической литературе рекомендуют использовать различные способы, которые могут разнообразить эту работу и активизировать восприятие ученика. Этих способов достаточно много: артикуляционные, динамические, ритмические и др. Они дают возможность ставить перед учеником не только технические, но и музыкальные задачи (художественные). А это позволяет следовать принципу взаимосвязи технического развития и музыкального. Мы покажем те способы, которые используем в нашей классной работе.

  • Задача: исполнить гамму на форте, в спокойном темпе, густым сочным звуком. Ученица играет гамму. Пальцы свободно падают на клавиши, весь вес руки в кончиках пальцев, играем внятно, тяжело, основательно (не жестко, без акцентов), характер важный, величавый (образ – идет Дед Мороз в валенках и с большим мешком подарков).

  • Задача (противоположная): исполнить гамму на пиано, в подвижном темпе и не очень связно (с остановкой на тонике). Играем. Здесь важно перестроиться на другие ощущения: собрать пальчики, не поднимать их высоко, движения должны быть экономными. Нужно быстро и цепко перебрать клавиши кончиками пальцев (образ – дуновение ветерка).

  • Задача: исполнить гамму кистевым стаккато. Важно, чтобы руки играли дружно, синхронно, не размазывая движение. Гамму вверх играем медленно, со «стоечкой» (отталкиваемся от клавиши, останавливаемся, контролируем освобождение в мышцах). Вниз играем быстрее, без «стоечки» (образ – град).

  • Задача: исполнить гамму пальцевым стаккато. Здесь нужно играть от клавиши, выхватывать активно каждый звук, цапать кончиком пальца под ладошку (цап-царап).

  • Задача: исполнить гамму пунктиром (два варианта: первая нота длинная - вторая короткая и первая короткая - вторая длинная). Наверное, это самый любимый способ у преподавателей. Очень хорошо активизирует пальцы. Помним о характере: пунктирный ритм всегда придает музыке решительность и энергичность. Играем гамму. По ходу: пунктир короче, острее, не смазывать шестнадцатую, не превращать пунктир в триоль. Далее играем пунктир наоборот.

Это была гамма и варианты работы с ней.

Аккорды.

Освоение аккордовой техники начинается одновременно с освоением гамм. Все звуки аккорда должны браться одновременно. Нужно научиться исполнять аккорд свободной рукой, эластичным запястьем и активно берущими пальцами. Безжизненность, вялость пальцев при взятии аккорда чаще всего и является причиной резкого форте. При исполнении цепочки аккордов следует добиваться взятия каждого следующего аккорда без предварительных лишних поисковых движений пальцами.

  • Ученица играет аккорды по три звука двумя руками в 4 октавы. Медленно, на форте. Сочным, густым звуком. Нацеливаем пальчики на нужные клавиши, руки свободно погружаем в инструмент всем весом, пальцы активные, отпружинили, снятие крупное, длинное. Играем торжественно!

  • Играем аккорды еще раз, но в подвижном темпе. Стараемся объединить, выстроить длинную линию. Здесь важно не вязнуть, играть коротко и энергично, активными хваткими пальцами, снятия некрупные. Играем смело!

При прохождении репертуара часто ставится задача более яркой окраски пятого пальца в аккордах. Для правой руки пятый палец – голосообразующий, для левой – бас, фундамент. Поищем пятые пальцы, поиграем простое упражнение отдельно руками в 1 – 2 октавы.

  • Ученица играет правой рукой. Первый аккорд – это тоническое трезвучие (соль – си – ре). Берем «ре» пятым пальцем достаточно ярким звуком (не пережимая, на удобной динамике), чтобы весь вес руки сосредоточился на клавише, и добавляем остальные звуки аккорда (соль – си / 1 – 3) легким прикосновением. Снятие. Повторяем несколько раз. Затем пробуем сыграть аккорд целиком, динамически выделяя пятый палец, учимся распределять вес (в 5 – больше, в остальные – меньше). При этом важно слушать себя и следить, чтобы звуки брались одновременно и аккорд звучал стройно. Затем работаем с тоническим секстаккордом и квартсекстаккордом. Далее ученица играет левой рукой. Учим аналогично.

Короткие арпеджио.

Арпеджио – это разложенные аккорды. Мы играем арпеджио по четыре звука. Сначала повторим аппликатуру и для этого поиграем с остановками.

  • Ученица играет двумя руками. В первом арпеджио останавливается на последнем звуке (соль), думает о следующей группе, далее играет от «си» с остановкой на последнем звуке (си), вспоминает аппликатуру и играет от «ре» и т. д. Пальцы переступают спокойно, на клавиши падают свободно, без толчков. Не забываем про интонацию. Обращаем внимание на кисть: она объединяет четыре звука одним общим движением, связывает воедино, переносит вес руки из пальца в палец. И локоть тоже участвует в этом движении, помогает. Повторяем каждое арпеджио несколько раз, ищем объединяющие движения (рисуем небольшие волны). Далее играем вниз с остановками. Следим за объединяющими движениями, интонируем. Затем повторяем короткие арпеджио еще раз, но уже без остановок.

Помимо работы на легато полезно поиграть арпеджио (как и гаммы), используя различные способы: артикуляционные, ритмические, динамические. Например, при игре коротких арпеджио хуже играет вторая пара пальцев, 3 и 4 звуки часто не добираются учениками. Чтобы лучше услышать и научиться яснее играть 3 и 4 звуки можно поиграть таким образом:

  • Ученица играет . Первую ноту из четырех играем тихо и дальше на крещендо. Стаккато играем цепко, звонко, через невысокую кисть.


 

Длинное арпеджио.

  • Ученица исполняет длинное арпеджио двумя руками по три звука в четыре октавы.

В длинном арпеджио (как и в гаммах) появляется проблема подкладывания первого пальца и ровных переходов из позиции в позицию. И здесь нам на помощь снова приходит упражнение «Часики».

  • Первое упражнение. Играем правой рукой: соль – си – ре – соль останавливаемся на первом пальце и, одновременно с этим, поочередно «си» 2 пальцем – «ре» 3 пальцем (повторяем несколько раз) и дальше сразу играем си-соль-ре-соль-си-соль-ре-соль / 2-1-3-1-2-1-3-1 (второй вариант «Часиков») и т. д. вверх с остановками на «соль». Следим, чтобы пальцы были собраны, кончики направлены в клавиши, локтем сильно не крутим. Левой рукой играем с остановкой на «соль» 1 пальцем и поочередно берем «си» 4 пальцем – «ре» 2 пальцем. Работаем как и с правой рукой.

  • Второе упражнение – это еще один вариант «Часиков». Играем правой рукой соль – си – ре, останавливаемся и держим «ре» 3 пальцем. Одновременно с этим играем «соль» вверх – «соль» вниз 1 пальцем (первый потянули – первый вытянули), повторяем несколько раз. Далее двигаемся вверх, останавливаемся на «ре» и повторяем упражнение и т. д. Аналогично работаем с левой рукой: соль – си (остановка на 4 пальце) и поочередно берем первым пальцем «соль» вверх и «соль» вниз 1 пальцем, повторяем несколько раз и т. д.

Еще можно поиграть с акцентами на разных звуках. Это помогает в достижении ровного звуковедения и выстраивании единой мелодической линии.

  • Ученица играет двумя руками: сначала с опорой на «си» (4 палец в левой руке -2 палец в правой руке), затем с опорой на «ре» (2 палец в левой руке – 3 палец в правой руке).

  • И, в итоге, группирует по 4 звука. Слушает ровное звуковедение, следит за сменой позиций.

Хроматическая гамма.

С хроматической гаммой работают так же, как и с диатонической, ставя разные задачи: ритмические, артикуляционные, динамические и другие. Хроматическая гамма полезна для работы с первыми пальцами. Во-первых, чтобы элементарно заставить их работать (первые здесь играют постоянно); во-вторых, она дает возможность потренироваться в подкладывании, оно здесь происходит в очень удобной тесной позиции. Также хроматическая гамма может помочь при вдавленных косточках, она помогает удерживать положение свода.

  • Ученица играет хроматическую гамму. Следим, чтобы пальчики не вязли в клавишах, взятия и снятия должны быть активными, первые ставим «на уголок», играем ровно и внятно, кисть не проваливаем и не задираем (найти удобную высоту).

  • Играем еще раз, по 6, с остановкой на «соль» и «до#». Первую «соль» берем глубоко; слушаем, как она затихает, подхватываем динамически и на крещендо приводим к «до#» и т. д. «Соль» и «до#» нужно интонировать за счет пальцев (а не за счет кисти), как бы кивать им (не дергать, не шлепать.)

  • Играем еще раз по 6, без остановок.

Также хроматическую гамму можно играть группами по 8 и по 12. Это помогает в достижении более быстрого темпа.

III. Заключение.

Изучение гамм и всего гаммового комплекса на всех ступенях музыкального образования способно принести огромную пользу для технического и музыкального развития того, кто обучается фортепианной игре. Это активизирует умение слушать себя и слышать свой звуковой результат, улучшает приспособляемость игрового аппарата к инструменту, развивает технику и дает понимание связи технического и музыкального. Они (гаммы) «одинаково полезны как начинающему, так и весьма подвинутому ученику и даже опытному исполнителю, - говорил Карл Черни (пианист, композитор, педагог, методист). – Нет такой степени мастерства, когда постоянное упражнение в гаммах станет излишним».

Список литературы:

Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. – М., «Музыка», 1970.

Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М.: Госмузиздат, 1961.

Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста. – М., «Кифара», 2002.

Нейгауз Г. Об исскустве фортепианной игры. - М.: Музыка, 1988.

Савшинский С. Пианист и его работа. -Л.: Сов. композитор, 1989.

Нотный материал:

Таблица гамм, аккордов и арпеджио.


 


 


 


Полный текст материала Конспект урока "Работа над гаммовым комплексом в младших классах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Потаева Ольга Александровна  Публикатор
20.06.2022 0 1278 109

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК