Дидактический материал "Ручное ткачество"


 

МАУ ДО «Ракитянский Дом детского творчества»

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

«РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО»

 

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ

«В МИРЕ ТВОРЧЕСТВА»

по теме

«Мастер ткачества»

 

 

 


 

 

[Введите имя автора]

21 г.

 

 

 


 

 

 

Ответственный за выпуск:

Денежко Инна Николаевна - педагог дополнительного образования МАУ ДО «Ракитянский Дом детского творчества»

 

Компьютерная свертка:

Кулиш Валентина Николаевна – педагог – организатор МАУ ДО «Ракитянский Дом детского творчества»

 

Утверждена на заседании педагогического совета МБУ ДО «Ракитянский Дом детского творчества» от

 

 

Методические рекомендации адресованы методистам и педагогам учреждений дополнительного образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические материалы «Ручное ткачество» используются в работе объединения по интересам «В мире творчества».

Тема занятия «Мастер ткачества» расчитано на 8 часов изучения.

Цель: Приобретение дополнительных теоретических знаний в области художественного оформления тканых изделий и практических навыков, направленных на освоение технологий ручного ткачества.

Задачи:

  • познакомить с историей ткачества и художественными особенностями технологии гладкого ткачества;

  • сформировать систему практических навыков и умений, необходимых для выполнения работ в технике ручного ткачества;

  • научить применять полученные знания для самостоятельной творческой работы.

Контингент участников: разновозрастный (3-5 классы)

Дидактическое пособие разработано для изучения теоретического материала и включает в себя:

- теоретические сведения о ткачестве, как о технике декоративно-прикладного искусства, сведения из истории этого вида рукоделия в Белгородской области;

- музейный урок – знакомство с экспозицией «Крестьянский быт конца XIX нач. XX века» в Ракитянском краеведческом музее;

- контрольные вопросы к теоретической части.

Для изучения практического материала на занятиях по теме «Мастер ткачества» пособие предлагает:

- иллюстрированный алгоритм выполнения работы в технике ручного ткачества на самодельных станках, освоив который, можно научиться плести коврики, выполнять фигурное плетение из бисера;

- инструкционные карты по выполнению самостоятельной практической работы;

- памятки по технике безопасности.

Тема: Мастер ткачества

Справка из истории ткачества Белгородчины

 

Народные промыслы и ремесла, как известно, это живая традиция, связывающая поколения. Первая половина XVIII в. – период образования Белгородской губернии и зарождения почти всех кустарных промыслов и ремесел, распространившихся в дальнейшем по всей территории края. Поменяв статус – став из приграничного района, глубоким тылом – Белгородский край получил возможность развивать кустарное производство.

Крестьянские ремесла и промыслы на территории Белгородской области и нашего края получили широкое распространение в XVIII веке и достигли своего пика в конце XIX – начале XX веков.

Традиционные художественные промыслы края особенно ярко отразились в сугубо женских занятиях: вышивке, ткачестве, кружевоплетении, выбивке, изготовлении головных уборов, нагрудных украшений, деталей одежды, ковроделии. Этот труд имел место в каждом крестьянском доме и к работе этого рода приступали осенью после окончания уборки урожая с тем, чтобы к весне завершить ее. Насколько кропотлив и трудоемок этот процесс свидетельствует тот факт, что одна хозяйка дома физически не могла справиться со всем этим без помощи невесток и дочерей, включая и 5-летних. Действительно, должное воспитание девочек во многом определялось их умением и мастерством шить, вышивать, ткать.

В народе говорили, девочка пяти-семи лет от роду была в состоянии выпрясть свою первую нить, которую, кстати, затем мать использовала как оберег для дочери в канун ее замужества. Не случайно в этой связи и бытование в народе пословицы: «Какова пряха, такова на ней и рубаха». Девушки, собравшись на вечёрки, никогда не сидели праздно: игры, пляски, «лелешные» песни начинались лишь после того, как было выполнено рукоделие, дабы не услышать осуждения старших: «Ткать не взумея, а играть, плясать пошла!» Основным сырьем для пряжи ниток и ткачества издревле служили прежде всего шерсть (овечья, козий пух), конопля и лен. На Белгородчине лён был редкостью, и основной культурой на протяжении веков была конопля. Процесс подготовки конопли к прядению был сложным и долгим. После цветения выбирали мужские растения, а женские – в августе оставляли для дозревания семян. Обмолачивали, стлали, мочили, сушили, отбивали грубые стебли, трепали, чесали на гребнях, щётках. Образовывалось тонкое волокно, его сматывали. А потом долгими зимними вечерами пряли на прялке нити. Белгородский край славен своими художественными традициями в ткачестве.

Рушники ракитянского края расшивались крестиком геометрическим орнаментом с использованием двух цветов – красного и черного. Ещё одним из типичных для нас узоров вышивки были цветы с закругленными лепестками. Вышивались они, как говорят, «петля в петлю». При этом могли использоваться и другие цвета. Очень часто в нашей местности встречаются и рушники, главным узором которых является изображение петуха.

В старые времена  хорошая хозяйка никогда не выкидывала старую, выношенную одежду, скатерть или занавеску. Эти вещи  начинали  в доме новую жизнь. И для этого хозяйка мотала их в большие клубки. А когда накапливалось  много таких клубков - и ярких, и темных, и белых, однотонных  и пестрых, женщина садилась за ткацкий стан, и вот уже лоскутки складывались  в полосы, клетки, и уже готов половик. Тканая дорожка тянулась через всю горницу от входа к окну, рядом ложилась еще одна, еще, и вот весь пол застелен ровными полосатыми половиками. С ними в доме становилось теплее, уютнее.

По нарядным половикам не ходили в грязных сапогах - жалко было нарушать чистоту их красок. Поэтому  все пришедшие в дом почтительно снимали  обувь при входе,  и в доме царила чистота. Каждый половик имел свое лицо. Мастерицы делали их в соответствии со своими представлениями о красоте.


 

 

 

 

 

 

Музейный урок

Ракитянский краеведческий музей

экспозиция «Крестьянский быт конца XIX нач. XX века»

После того, как в 1652 году на правом высоком берегу речки Ракита был построен сторожевой острог, под его защитой стали появляться переселенцы: украинцы и русские из пограничных городов, из центральной части России – Псковской, Смоленской, Тверской областей, неся с собой свои обычаи и традиции. Это в дальнейшем, безусловно, наложило свой отпечаток на культуру нашего края.

При небольших размерах русская изба всегда казалась просторной. Это говорило об умении разместить всё так, чтобы в избе ничего не задеть, не опрокинуть, любую вещь найти с закрытыми глазами.

Стол, лавки, сундуки, полки – вот почти всё убранство избы. У окна или у печи, поближе к свету, стоит прялка, а рядом подвешивалась к потолку колыбель.(показать) Вдоль стен обычно приделывались лавки для сидения, а помимо них в доме находились и небольшие переносные лавочки на ножках – вместо стульев.(показать).

Главное место в любом доме занимала печь. Печь считалась центром всего дома. Её обычно ставили в углу справа или слева от входа. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома. Сложить хорошую печь – дело непростое. Лишь специалист-печник брался за это ответственное дело.

Печь – душа крестьянского дома. С нею связан весь быт – от рождения до смерти. Русская печь – удивительное изобретение, каких только «профессий» она не знает….печь греет, печь кормит, печь светит, печь моет, печь лечит, печь сушит одежду и запасы на зиму – грибы, ягоды, рыбу., печь и спать уложит.

Печной угол, в котором выполнялась вся женская работа, так называемый «бабий кут», считался рабочим местом хозяйки. Всё было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояли кочерга, ухваты, деревянная лопата. Рядом ступа с пестом и ручная мельница. В «бабьем куту» также располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковш, миски, ложки.

Почётное место в избе занимал красный угол. Основным украшением красного угла являлась божница с иконами и лампадкой. В красный угол сажали самых дорогих гостей, совершали все главные семейные (свадебные обряды) и календарные обряды (обрядовые предметы: горщок с кашей на Святки, последний сноп с поля по окончании жатвы).

Одним из атрибутов мебели в русской избе был деревянный сундук для хранения одежды и различных предметов домашнего обихода. Где больше достаток в семье, там и сундучок больше. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундучке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.

В ХVIIIIХ веках сундуки являлись наиболее характерной мебелью для крестьянского быта.

Зимой, в отсутствие полевых работ, хозяин дома занимался каким-либо промыслом в избе, женщины же обычно пряли (показать прялку). В жизни крестьянки ХIХ века прялка занимала одно из самых почётных мест, так как она была для неё тем предметом, с которым женщина не расставалась на протяжении всей жизни. Прялка передавалась по наследству из поколения в поколение как залог счастья.

Практически в каждой избе стоял ткацкий станок, на котором женщины за зиму должны были наткать холсты, пошить одежду и украсить её вышивкой.

В нашем крае бытует два типа традиционной женской одежды: сарафанный комплекс ( их носят москали с. Меловое, с. Нижние Пены, с. Вышние Пены………) и юбочный (их носят хохлы с. Введенская Готня), больше характерный для украинской культуры.

Сарафаны шили в основном из тонкой волосени, окрашенной в чёрный цвет (показать трад. повседн. костюм), на бретелях, орнаментированные тесьмой. Рубаха шилась из белого полотна и украшалась орнаментальными узорами-оберегами для защиты человека от злых сил. Основным головным убором для женщины были чепцы, которые подразделялись на повседневные и праздничные. Традиционным головным убором для девушки был платок, иногда украшала голову лентой.

На ноги одевали обувь, сплетённую из древесной коры (кора берёзы, молодой липы, ивы) – лапти. Носили лапти практически круглый год: летом ногу обматывали узкой полоской холста, а зимой – суконными белыми онучами. Закреплялись лапти на ноге лыковыми верёвками, крепившимися к заднику лаптя и накрест обматывавшими голень поверх онучей. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины могли заниматься между делом. «Как лапоть сплесть», - говорили в старину о чём-либо совсем уж простом. Лапти имели очень малый срок службы и изнашивались за 3-10 дней. Не случайно видимо возникла пословица – «В дорогу идти – пятеры лапти сплести».

Кроме повседневных были «штофовые» (ткань) сарафаны – более нарядные и праздничные. Их ещё называют «шубка» (показать сарафан). Это косоклинный сарафан из ярко-красного штофа, плиссированный в мелкую складку, по груди, спинке украшенный позументом и золотой бахромой. В нашем районе в таких сарафанах молодых девушек выдавали замуж.

Юбочный костюм состоял из белой короткой полотняной рубахи с вышивкой из растительного орнамента. Для молодых девушек это роза – символ молодости и чистоты, для парней дубовый лист – символ мужества и силы. Юбки до колена, фартука, низ которого отделан разноцветными лентами и жилетки без рукав.

Одежда наших предков, жилище, орудия труда и домашняя утварь образуют широкую область материальной культуры нашего Ракитянского района.

 


 

Зал "Крестьянский быт XVIII - нач. XX вв.

Заселение Ракитянского района".


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Контрольные вопросы к теоретической части

1.Традиционные художественные промыслы Белгородского края, которыми занимались женщины?

  • Вышивка

  • Ткачество

  • Деревообработка

  • Кружевоплетение

2.В какое время года приступали к вышивке и ткачеству в крестьянском доме?

  • Зима

  • Весна

  • Лето

  • Осень

3.С какого возраста девочек приучали к мастерству шить, вышивать, ткать?

  • 5 лет

  • 6 лет

  • 7 лет

  • 8 лет

4.Основным сырьем для пряжи ниток и ткачества издревле служили?

  • Шерсть (овечья, козий пух),

  • Конопля и лен

  • Шёлк

  • Синтетика

 

5. Какое приспособление использовали для изготовления пряжи?

 

 

 

 

 

5. Какие цвета использовали для вышивки орнамента рушника в Ракитянском районе?

 

 

 

 

1. 2. 3. 4.

 

 

 

 

 

 

 

6. Какая птица использовалась для вышивки орнамента рушника в Ракитянском районе?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкционная карта по выполнению практической части

«Декоративный тканый коврик»

 

Материалы и инструменты:

  • плотный картон

  • пряжа

  • ножницы

  • крючок

  • карандаш

За основу станка берем плотный картон длинной 20 см., делаем разметку через 5 мм.

 

Делаем надрезы глубиной 1 см., отступив от края 5 см.

 

Делаем основу. Натягиваем нить вдоль, разворачиваем с обратной стороны изделия.

 

 Продеваем нить пряжи под первую нить станка и закрепляем ее в разрезе картона. Остальную часть нити продеваем через нити станка при помощи крючка «змейкой». Должно получиться так: одна нить станка сверху, другая снизу, одна сверху, другая снизу и так до конца ряда.

 

В конце ряда загибаем основную нить так, чтобы нить станка была ею обернута.

 

Ряды один за другим следует прижимать друг к другу, чтобы изделие было плотным и не разваливалось.

 

Те нити, которыми вы в данный момент не пользуетесь, можно для удобства закрепить с первыми нитями станка, вставив их в разрезы картона. Они должны стать частью станка.

 

Наше изделие практически готово. Осталось только снять его с картона. Для этого делаем загибы на разрезанных краях картона и аккуратно снимаем петли.

 

Снятые петли также аккуратно разрезаем в самой верхней их точке и завязываем узелки.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Инструкционная карта по выполнению практической части

«Прямое ткачество бисером»

М атериалы и инструменты:

  • плотный картон для станка

  • нитка

  • ножницы

  • иголка

  • бисер

 

Закрепляем нити основы на 1 больше чем количество бисеринок .

 

Отрезаем нить и вставляем в иголку. Кончик нитки связываем узелком с крайней нитью на станке.

 

Набираем необходимое количество бисеринок согласно схеме.

 

Распределяем бисеринки между нитями основы.

 

Продеваем иглу под нитями на станке.

 

Продеваем иглу во все бисеринки над натянутыми нитями.

 

Аналогично плетем и последующие ряды.

 

Чередуем цвета бисера в зависимости от выбранного цвета.

 

Когда изделие достигло необходимой длинны, закрепляем рабочую нить узелком, на крайней нити станка.

 

Снимаем нити с одной стороны станка, завязываем простой двойной узел. Кончики заплетаем в косичку.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

КАРТОЧКА

Схематическое изображение плетения на станке


 

 


 


 


 


 


 

Схемы узоров

Схема узора петуха


 

 


 


 

Схема узора с растительным орнаментом

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ «РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО»

КАРТОЧКА №1

 

1.Изучите внимательно рисунок орнамента.

 

2.Составте схему для плетения браслета используя элементы орнамента данной схемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

3.Выполните тканный браслет по составленной схеме.


 


 

ПАМЯТКИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ


 

 


 

 


 

Электронные ресурсы


 

 


 


 


 

15

 


Полный текст материала Дидактический материал "Ручное ткачество" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Денежко Инна Николаевна  Публикатор
25.06.2022 0 455 98

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК