Дидактический материал "Ручное ткачество"
|
МАУ ДО «Ракитянский Дом детского творчества» |
|
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО»
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «В МИРЕ ТВОРЧЕСТВА» по теме «Мастер ткачества» |
|
|
|
[Введите имя автора] 21 г.
|
Ответственный за выпуск:
Денежко Инна Николаевна - педагог дополнительного образования МАУ ДО «Ракитянский Дом детского творчества»
Компьютерная свертка:
Кулиш Валентина Николаевна – педагог – организатор МАУ ДО «Ракитянский Дом детского творчества»
Утверждена на заседании педагогического совета МБУ ДО «Ракитянский Дом детского творчества» от
Методические рекомендации адресованы методистам и педагогам учреждений дополнительного образования.
Дидактические материалы «Ручное ткачество» используются в работе объединения по интересам «В мире творчества».
Тема занятия «Мастер ткачества» расчитано на 8 часов изучения.
Цель: Приобретение дополнительных теоретических знаний в области художественного оформления тканых изделий и практических навыков, направленных на освоение технологий ручного ткачества.
Задачи:
-
познакомить с историей ткачества и художественными особенностями технологии гладкого ткачества;
-
сформировать систему практических навыков и умений, необходимых для выполнения работ в технике ручного ткачества;
-
научить применять полученные знания для самостоятельной творческой работы.
Контингент участников: разновозрастный (3-5 классы)
Дидактическое пособие разработано для изучения теоретического материала и включает в себя:
- теоретические сведения о ткачестве, как о технике декоративно-прикладного искусства, сведения из истории этого вида рукоделия в Белгородской области;
- музейный урок – знакомство с экспозицией «Крестьянский быт конца XIX нач. XX века» в Ракитянском краеведческом музее;
- контрольные вопросы к теоретической части.
Для изучения практического материала на занятиях по теме «Мастер ткачества» пособие предлагает:
- иллюстрированный алгоритм выполнения работы в технике ручного ткачества на самодельных станках, освоив который, можно научиться плести коврики, выполнять фигурное плетение из бисера;
- инструкционные карты по выполнению самостоятельной практической работы;
- памятки по технике безопасности.
Тема: Мастер ткачества
Справка из истории ткачества Белгородчины
Народные промыслы и ремесла, как известно, это живая традиция, связывающая поколения. Первая половина XVIII в. – период образования Белгородской губернии и зарождения почти всех кустарных промыслов и ремесел, распространившихся в дальнейшем по всей территории края. Поменяв статус – став из приграничного района, глубоким тылом – Белгородский край получил возможность развивать кустарное производство.
Крестьянские ремесла и промыслы на территории Белгородской области и нашего края получили широкое распространение в XVIII веке и достигли своего пика в конце XIX – начале XX веков.
Традиционные художественные промыслы края особенно ярко отразились в сугубо женских занятиях: вышивке, ткачестве, кружевоплетении, выбивке, изготовлении головных уборов, нагрудных украшений, деталей одежды, ковроделии. Этот труд имел место в каждом крестьянском доме и к работе этого рода приступали осенью после окончания уборки урожая с тем, чтобы к весне завершить ее. Насколько кропотлив и трудоемок этот процесс свидетельствует тот факт, что одна хозяйка дома физически не могла справиться со всем этим без помощи невесток и дочерей, включая и 5-летних. Действительно, должное воспитание девочек во многом определялось их умением и мастерством шить, вышивать, ткать.
В народе говорили, девочка пяти-семи лет от роду была в состоянии выпрясть свою первую нить, которую, кстати, затем мать использовала как оберег для дочери в канун ее замужества. Не случайно в этой связи и бытование в народе пословицы: «Какова пряха, такова на ней и рубаха». Девушки, собравшись на вечёрки, никогда не сидели праздно: игры, пляски, «лелешные» песни начинались лишь после того, как было выполнено рукоделие, дабы не услышать осуждения старших: «Ткать не взумея, а играть, плясать пошла!» Основным сырьем для пряжи ниток и ткачества издревле служили прежде всего шерсть (овечья, козий пух), конопля и лен. На Белгородчине лён был редкостью, и основной культурой на протяжении веков была конопля. Процесс подготовки конопли к прядению был сложным и долгим. После цветения выбирали мужские растения, а женские – в августе оставляли для дозревания семян. Обмолачивали, стлали, мочили, сушили, отбивали грубые стебли, трепали, чесали на гребнях, щётках. Образовывалось тонкое волокно, его сматывали. А потом долгими зимними вечерами пряли на прялке нити. Белгородский край славен своими художественными традициями в ткачестве.
Рушники ракитянского края расшивались крестиком геометрическим орнаментом с использованием двух цветов – красного и черного. Ещё одним из типичных для нас узоров вышивки были цветы с закругленными лепестками. Вышивались они, как говорят, «петля в петлю». При этом могли использоваться и другие цвета. Очень часто в нашей местности встречаются и рушники, главным узором которых является изображение петуха.
В старые времена хорошая хозяйка никогда не выкидывала старую, выношенную одежду, скатерть или занавеску. Эти вещи начинали в доме новую жизнь. И для этого хозяйка мотала их в большие клубки. А когда накапливалось много таких клубков - и ярких, и темных, и белых, однотонных и пестрых, женщина садилась за ткацкий стан, и вот уже лоскутки складывались в полосы, клетки, и уже готов половик. Тканая дорожка тянулась через всю горницу от входа к окну, рядом ложилась еще одна, еще, и вот весь пол застелен ровными полосатыми половиками. С ними в доме становилось теплее, уютнее.
По нарядным половикам не ходили в грязных сапогах - жалко было нарушать чистоту их красок. Поэтому все пришедшие в дом почтительно снимали обувь при входе, и в доме царила чистота. Каждый половик имел свое лицо. Мастерицы делали их в соответствии со своими представлениями о красоте.
Музейный урок
Ракитянский краеведческий музей
экспозиция «Крестьянский быт конца XIX нач. XX века»
После того, как в 1652 году на правом высоком берегу речки Ракита был построен сторожевой острог, под его защитой стали появляться переселенцы: украинцы и русские из пограничных городов, из центральной части России – Псковской, Смоленской, Тверской областей, неся с собой свои обычаи и традиции. Это в дальнейшем, безусловно, наложило свой отпечаток на культуру нашего края.
При небольших размерах русская изба всегда казалась просторной. Это говорило об умении разместить всё так, чтобы в избе ничего не задеть, не опрокинуть, любую вещь найти с закрытыми глазами.
Стол, лавки, сундуки, полки – вот почти всё убранство избы. У окна или у печи, поближе к свету, стоит прялка, а рядом подвешивалась к потолку колыбель.(показать) Вдоль стен обычно приделывались лавки для сидения, а помимо них в доме находились и небольшие переносные лавочки на ножках – вместо стульев.(показать).
Главное место в любом доме занимала печь. Печь считалась центром всего дома. Её обычно ставили в углу справа или слева от входа. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома. Сложить хорошую печь – дело непростое. Лишь специалист-печник брался за это ответственное дело.
Печь – душа крестьянского дома. С нею связан весь быт – от рождения до смерти. Русская печь – удивительное изобретение, каких только «профессий» она не знает….печь греет, печь кормит, печь светит, печь моет, печь лечит, печь сушит одежду и запасы на зиму – грибы, ягоды, рыбу., печь и спать уложит.
Печной угол, в котором выполнялась вся женская работа, так называемый «бабий кут», считался рабочим местом хозяйки. Всё было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояли кочерга, ухваты, деревянная лопата. Рядом ступа с пестом и ручная мельница. В «бабьем куту» также располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковш, миски, ложки.
Почётное место в избе занимал красный угол. Основным украшением красного угла являлась божница с иконами и лампадкой. В красный угол сажали самых дорогих гостей, совершали все главные семейные (свадебные обряды) и календарные обряды (обрядовые предметы: горщок с кашей на Святки, последний сноп с поля по окончании жатвы).
Одним из атрибутов мебели в русской избе был деревянный сундук для хранения одежды и различных предметов домашнего обихода. Где больше достаток в семье, там и сундучок больше. Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундучке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.
В ХVIII-ХIХ веках сундуки являлись наиболее характерной мебелью для крестьянского быта.
Зимой, в отсутствие полевых работ, хозяин дома занимался каким-либо промыслом в избе, женщины же обычно пряли (показать прялку). В жизни крестьянки ХIХ века прялка занимала одно из самых почётных мест, так как она была для неё тем предметом, с которым женщина не расставалась на протяжении всей жизни. Прялка передавалась по наследству из поколения в поколение как залог счастья.
Практически в каждой избе стоял ткацкий станок, на котором женщины за зиму должны были наткать холсты, пошить одежду и украсить её вышивкой.
В нашем крае бытует два типа традиционной женской одежды: сарафанный комплекс ( их носят москали с. Меловое, с. Нижние Пены, с. Вышние Пены………) и юбочный (их носят хохлы с. Введенская Готня), больше характерный для украинской культуры.
Сарафаны шили в основном из тонкой волосени, окрашенной в чёрный цвет (показать трад. повседн. костюм), на бретелях, орнаментированные тесьмой. Рубаха шилась из белого полотна и украшалась орнаментальными узорами-оберегами для защиты человека от злых сил. Основным головным убором для женщины были чепцы, которые подразделялись на повседневные и праздничные. Традиционным головным убором для девушки был платок, иногда украшала голову лентой.
На ноги одевали обувь, сплетённую из древесной коры (кора берёзы, молодой липы, ивы) – лапти. Носили лапти практически круглый год: летом ногу обматывали узкой полоской холста, а зимой – суконными белыми онучами. Закреплялись лапти на ноге лыковыми верёвками, крепившимися к заднику лаптя и накрест обматывавшими голень поверх онучей. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины могли заниматься между делом. «Как лапоть сплесть», - говорили в старину о чём-либо совсем уж простом. Лапти имели очень малый срок службы и изнашивались за 3-10 дней. Не случайно видимо возникла пословица – «В дорогу идти – пятеры лапти сплести».
Кроме повседневных были «штофовые» (ткань) сарафаны – более нарядные и праздничные. Их ещё называют «шубка» (показать сарафан). Это косоклинный сарафан из ярко-красного штофа, плиссированный в мелкую складку, по груди, спинке украшенный позументом и золотой бахромой. В нашем районе в таких сарафанах молодых девушек выдавали замуж.
Юбочный костюм состоял из белой короткой полотняной рубахи с вышивкой из растительного орнамента. Для молодых девушек это роза – символ молодости и чистоты, для парней дубовый лист – символ мужества и силы. Юбки до колена, фартука, низ которого отделан разноцветными лентами и жилетки без рукав.
Одежда наших предков, жилище, орудия труда и домашняя утварь образуют широкую область материальной культуры нашего Ракитянского района.
Зал "Крестьянский быт XVIII - нач. XX вв.
Заселение Ракитянского района".
Контрольные вопросы к теоретической части
1.Традиционные художественные промыслы Белгородского края, которыми занимались женщины?
-
Вышивка
-
Ткачество
-
Деревообработка
-
Кружевоплетение
2.В какое время года приступали к вышивке и ткачеству в крестьянском доме?
-
Зима
-
Весна
-
Лето
-
Осень
3.С какого возраста девочек приучали к мастерству шить, вышивать, ткать?
-
5 лет
-
6 лет
-
7 лет
-
8 лет
4.Основным сырьем для пряжи ниток и ткачества издревле служили?
-
Шерсть (овечья, козий пух),
-
Конопля и лен
-
Шёлк
-
Синтетика
5. Какое приспособление использовали для изготовления пряжи?
5. Какие цвета использовали для вышивки орнамента рушника в Ракитянском районе?
1. 2. 3. 4.
6. Какая птица использовалась для вышивки орнамента рушника в Ракитянском районе?
Инструкционная карта по выполнению практической части
«Декоративный тканый коврик»
Материалы и инструменты:
-
плотный картон
-
пряжа
-
ножницы
-
крючок
-
карандаш
|
За основу станка берем плотный картон длинной 20 см., делаем разметку через 5 мм. |
|
|
Делаем надрезы глубиной 1 см., отступив от края 5 см. |
|
|
Делаем основу. Натягиваем нить вдоль, разворачиваем с обратной стороны изделия. |
|
|
Продеваем нить пряжи под первую нить станка и закрепляем ее в разрезе картона. Остальную часть нити продеваем через нити станка при помощи крючка «змейкой». Должно получиться так: одна нить станка сверху, другая снизу, одна сверху, другая снизу и так до конца ряда. |
|
|
В конце ряда загибаем основную нить так, чтобы нить станка была ею обернута. |
|
|
Ряды один за другим следует прижимать друг к другу, чтобы изделие было плотным и не разваливалось. |
|
|
Те нити, которыми вы в данный момент не пользуетесь, можно для удобства закрепить с первыми нитями станка, вставив их в разрезы картона. Они должны стать частью станка. |
|
|
Наше изделие практически готово. Осталось только снять его с картона. Для этого делаем загибы на разрезанных краях картона и аккуратно снимаем петли. |
|
|
Снятые петли также аккуратно разрезаем в самой верхней их точке и завязываем узелки. |
|
Инструкционная карта по выполнению практической части
«Прямое ткачество бисером»
М атериалы и инструменты:
-
плотный картон для станка
-
нитка
-
ножницы
-
иголка
-
бисер
|
Закрепляем нити основы на 1 больше чем количество бисеринок . |
|
|
Отрезаем нить и вставляем в иголку. Кончик нитки связываем узелком с крайней нитью на станке. |
|
|
Набираем необходимое количество бисеринок согласно схеме. |
|
|
Распределяем бисеринки между нитями основы. |
|
|
Продеваем иглу под нитями на станке. |
|
|
Продеваем иглу во все бисеринки над натянутыми нитями. |
|
|
Аналогично плетем и последующие ряды. |
|
|
Чередуем цвета бисера в зависимости от выбранного цвета. |
|
|
Когда изделие достигло необходимой длинны, закрепляем рабочую нить узелком, на крайней нити станка. |
|
|
Снимаем нити с одной стороны станка, завязываем простой двойной узел. Кончики заплетаем в косичку. |
|
КАРТОЧКА
Схематическое изображение плетения на станке
Схемы узоров
Схема узора петуха
Схема узора с растительным орнаментом
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ «РУЧНОЕ ТКАЧЕСТВО»
КАРТОЧКА №1
1.Изучите внимательно рисунок орнамента.
2.Составте схему для плетения браслета используя элементы орнамента данной схемы.
3.Выполните тканный браслет по составленной схеме.
ПАМЯТКИ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Электронные ресурсы
На странице приведен фрагмент.
|
Автор: Денежко Инна Николаевна
→ Публикатор |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.