Дидактический материал к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "В мире творчества"


 

МАУ ДО «Ракитянский Дом детского творчества»

 

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

«МАСТЕР-КЛАСС»

 

К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ

«В мире творчества»

 

 

 

 

 


 

 

Денежко Инна Николаевнв

 

 

 

 


 

 

 

Ответственный за выпуск:

Денежко Инна Николаевна - педагог дополнительного образования МБУ ДО «Ракитянский Дом детского творчества»

 

 

Утверждена на заседании педагогического совета МБУ ДО «Ракитянский Дом детского творчества» от . протокол №

 

 

Методические рекомендации адресованы методистам и педагогам учреждений дополнительного образования.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса по декоративно-прикладному искусству

Мастер–класс для педагогов  - одна из важнейших форм повышения их квалификации и эффективная форма распространения педагогического опыта. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога.

Для того чтобы подготовить профессиональный мастер-класс, необходимо знать отличия мастер-класса от открытого занятия, основные требования к его проведению, структуру классического мастер-класса, чтобы предотвратить возможные ошибки.

Данные рекомендации позволят педагогу поэтапно выстроить свою работу по составлению и организации мастер-класса.

В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».

Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.

Мастер-класс - (от английского masterclassmaster – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Мастер-класс – локальная технология трансляции педагогического опыта, одна из форм эффективного профессионального активного обучения, центральным звеном которой является прямая демонстрация оригинальных практических методов и приемов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства (возможно авторской программы) при активном взаимодействии всех участников мастер-класса.

В декоративно – прикладном искусстве мастер–класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения  новейших технологических разработок в различных направлениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Мастер-класс по ДПИ – занятие практической направленности по специально подобранной теме, проводимое квалифицированным специалистом с целью приобретения, углубления и расширения определенных знаний и умений аудитории, демонстрации технологических и педагогических приёмов. Это ярко выраженная форма ученичества у мастера. То есть мастер передает участникам опыт, мастерство, искусство в точном смысле – путем прямого и комментированного показа приемов работы. Главное в технологии проведения мастер-класса – не сообщать информацию, а передавать способ работы. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми “изюминками”).

На мастер-классе участники делятся не только опытом и технологией изготовления изделия из различных материалов самого разнообразного направления: природный материал, конструирование, лепка, вязание, вышивка, аппликация, поделки из бумаги, бросового материала, различные техники рисования и т. д., но и способам обучения детей этим технологиям.

Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

Во время мастер-класса педагог-мастер старается вовлечь участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что мешает саморазвитию. Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Качества и умения педагога-мастера:

Способность к импровизации (умение работать по плану в «голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями);

Психологическая устойчивость (умение сосредоточиться на предмете разговора, отсутствие скованности);

Психологическая зоркость (психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»);

Чувство времени;    

Умение воздействовать на аудиторию (держать зал, наблюдать за поведением участников, коммуникативная культура, умение вести диалог, дискуссию, отсутствие критических замечаний в адрес участников, заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь).

Форма проведения мастер–класса зависит от целевой аудитории (специалисты, начинающие педагоги, родители или дети) и конкретной поставленной задачи (обучение определенным технологическим или педагогическим приемам). 

Подготовка мастер – класса

  Цели и задачи мастер – класса

Подготовка мастер – класса начинается с выбора направления деятельности (например: вышивка, бисероплетение или вязание). Затем следует постановка определенных целей и задач мастер – класса. От них зависит выбор темы, выбор целевой аудитории (новички, профессионалы, смешанная аудитория) и, соответственно, объем предлагаемой информации и уровень сложности практической части мастер - класса. Мастер – класс чаще всего проводится для начинающих педагогов и основывается на копировании и заимствовании опыта мастера. Мастер–классы для опытных педагогов  основываются на обмене творческими и педагогическими наработками мастеров–педагогов.

Целью мастер – класса для педагогов является передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности мастера, проводящего мастер - класс. 

Общие задачи мастер-класса для педагогов: 

  • создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов; 

  • повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов;

  • распространение передового педагогического опыта; 

  • внедрение новых технологий обучения и воспитания. 

Конкретные задачи мастер-класса - технологические и методические - определяет его тематика. Например: преподавание простых приемов оригами на уроках технологии в младших классах (на примерах фигурок животных, технических объектов, цветов и т. д. - в зависимости от выбранной темы); показ технологии дифференцированного обучения детей на занятиях по основам дизайна через применение разноуровневых заданий. Все поставленные на мастер – классе задачи должны быть выполнены. Поэтому не нужно ставить слишком много задач. Кроме того, все они должны быть в рамках избранной темы.


ПРИМЕР:

 

Тема: «Использование технологии дифференцированного обучения на занятиях по бисероплетению»

Цель: Стимулирование творческого роста и уровня профессиональной компетентности

педагогов ДПИ.

Задачи:

- показ технологии дифференцированного обучения детей на занятиях по бисероплетению через применение разноуровневых заданий;

- развитие творческого потенциала педагогов ДПИ для дальнейшего повышения качества образовательного процесса,

-создание положительной мотивации у педагогов на формирование творческой педагогической деятельности.

  2. Тема мастер – класса

После того, как выбрано направление, поставлены цель и задачи, четко формулируется тема мастер – класса и  определяется его содержание. В декоративно-прикладном искусстве это, как правило, демонстрация и отработка определенных технологических приемов и создание с их помощью различных изделий. Например: «Технология изготовления русской народной куклы – крупенички» (направления – игрушка из текстиля, лоскутная пластика); «Создаём сказки с пластилином»; «Пластилиновые картины»; «Техника «акварель» в украшениях; «Декупаж с подрисовкой»; «Живопись на воде»; «Пейзаж в смешанной технике»; «Точечная роспись»; «Фантазийное рисование в стиле монотипия»;, «Вышитые ёлочные игрушки»; «Валяние из шерсти. Фея «Фиалка»; «Цветочные орнаменты»; «Ягоды из полимерной глины»; «Развивающие и обучающие игры с кинетическим пластилином»; «Современные игровые технологии на опыте применения интерактивных песочниц»; «Использование технологии дифференцированного обучения на занятиях по бисероплетению».

Для решения всех поставленных мастером – педагогом задач важно разработать четкий план проведения мастер – класса, определить последовательность действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.

 3. План мастер – класса

Вступление. Проводящий мастер-класс педагог знакомит слушателей с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещает его содержание.

Теоретическая часть мастер – класса для педагогов изобразительного и декоративно-прикладного искусства включает в себя технологическую и методическую части:

Технологическая часть

  • Демонстрация изделий либо элементов изделий изготовленных по технологии, представляемой автором. Может подаваться в виде слайд – шоу или мини - выставки изделий автора и его учеников. Демонстрация фотографий, слайдов или изделий сопровождается соответствующими комментариями. Например: различные виды дизайнерских изделий, выполненных с применением освещаемых в мастер – классе технологических приемов. 

  • Ознакомление аудитории с оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления данного изделия: подготовка материала, необходимые требования к его качеству, виды применяемого ручного инструмента и оборудования, его правильное использование, техника безопасности при работе с ним. 

  • Пошаговая демонстрация одного или нескольких технологических приемов изготовления изделия или его элементов. Автор показывает слушателям технологический прием на заготовке или представляет компьютерную презентацию в виде серии фотографий, наглядно демонстрирующих все этапы выполнения изделия. 

Методическая часть включает особенности преподавания данной технологии на занятиях с детьми. Мастер – педагог обращает особое внимание коллег на следующие аспекты: 
 

  • Возрастная группа обучаемых с учетом требований техники безопасности. 

  • Организация занятий по данной технологии в детском коллективе. 

  • Техническое оснащение: возможность преподавания данной технологии в кабинетах, не оснащенных специальным оборудованием. 

  • Обоснование выбора материала и инструментов при работе с детьми: доступность, соответствие санитарно – техническим нормам. 

  • Хронометраж занятия: сколько времени в среднем занимает изготовление изделия по данной технологии, на сколько занятий определенной длительности оно рассчитано. 

Строго отделять технологическую от методической части необязательно. Желательно по ходу демонстрации материалов, инструментов и технологических приемов отдельно освещать методические аспекты и особенности работы с детским коллективом.

Практическая часть. Педагоги под руководством педагога – мастера из заранее подготовленных им материалов (заготовок) выполняют практическое задание, основанное на технологических приемах, продемонстрированных в теоретической части мастер – класса. Инструментами и материалами слушателей обеспечивает проводящий мастер – класс педагог. В отдельных случаях можно заранее оговорить с участниками мастер - класса самообеспечение материалом в необходимом количестве.

Лучше всего, когда итогом выполнения практической части становится готовое изделие. При подготовке мастер – класса необходимо учесть сложность предлагаемого практического задания (это особенно важно, если мастер – класс ориентирован на новичков) и возможность его выполнения за определенное (непродолжительное!)  время, поэтому изделие должно быть простым (например: салфетка, открытка, саше, украшение, панно и т.д). Можно в качестве практического задания предложить изготовление отдельного законченного элемента изделия (например, бусина, декоративная вставка, витраж) и предложить различные способы применения его в изделиях (украшение с использованием бусин или вставок, витражный фонарик).

Иногда мастер – класс проходит без практической части, автор ограничивается подробным дистанционным показом, но в декоративно – прикладном искусстве, прежде всего, очень важно индивидуальное исполнение, и педагогу-прикладнику необходимо «почувствовать» материал и инструмент, собственноручно выполнить тот или иной прием. Тем более что прежде, чем предложить что-то своим ученикам, педагог всегда «опробует» новую технологию на себе.

Обсуждение мастер – класса включает вопросы руководителю мастер – класса, обмен опытом его участников. Мастер – педагог, учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, курсы и семинары для повышения квалификации и приобретения творческого опыта, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты, какие выставки стоит посетить (в том числе вместе с детьми).

На время проведения мастер – класса можно смонтировать мини – выставку из работ педагога – мастера и его учеников, экспонаты которой использовать как наглядные примеры для демонстрации применения определенной технологии на практике.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение

Последовательность изготовления брелока.

Материалы и инструменты

фетр

светоотражающая ткань

синтепон или вата

ножницы,

иголки,

нитки

клей

 

1

Вырежем шаблоны

 

2

Вырезаем детали совы из фетра

 

 

3

Пришиваем глазную часть совы к основе-голове строчным швом нитками мулине или «Ирис»

 

4

Вырезаем детали совы из светоотражающей ткани

 

 

5

Приклеиваем детали из светоотражающей ткани

 

6

Приклеиваем к задней части петельку из ленты или шнура. Пришиваем крылышки строчным швом нитками мулине или «Ирис»

 

7

Приклеиваем зрачки к глазам

 

 

Сшиваем лицевую и заднюю часть совы петельным швом нитками мулине или «Ирис»

 

 


 


 


 

 

 

Брелок готов!

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Мастер - класс по изготовлению оберега для дома «Домовёнок»

  • Материал и инструменты

  • капрон

  • Ткань или мешковина

  • Синтепон или вата

  • Стаканчик от йогурта

  • Глазки ,

  • Ножницы

  • Нитки

  • клей

  • иголки

1

Изготовление головы домовенка

Отрезаем кусочек от капроновые колготок

 

2

Сшиваем верхнею часть

 

 

3

Набиваем синтепоном или ватой, так чтобы получился шарик. Сшиваем нитками нижнюю часть

 

 

4

Вырезаем маленький круг для носика

 

5

Сшиваем по кругу внутрь вкладываем маленький шарик синтепона или ваты затягиваем

 

 

6

Вырезаем квадратик из ткани для рубашки домовенка по размеру стаканчика для тельца

 

 

 

7

Наносим клей на стаканчик и приклеиваем ткань

 

 

8

Делаем бородку из ниток. Наматываем нитку .

 

9

Перевязываем моточек с одной стороны ниткой с другой стороны разрезаем

 

10

Приклеиваем голову к туловищу и приклеиваем глазки ,носик и бороду

 

 

 

11

 

 

 

 

12

Вырезаем шапочку «Домовёнка»

 

13

Склеиваем уголки . Одеваем шапочку. Приклеиваем отворот

 

14

Вырезаем кружки из капрона

 

15

Сшиваем по кругу внутрь вкладываем маленький шарик синтепона или ваты затягиваем

 

16

Прошиваем нитками как на картинки

 

17

Вырезаем прямоугольник для мешочка и сшиваем.

 

18

Приклеиваем мешочек ируки

 

19

Украшаем подручными материалами

 

 

Домовёнок- оберег готов!

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкционная карта по выполнению практической части

«Декоративный тканый коврик»

 

Материалы и инструменты:

  • плотный картон

  • пряжа

  • ножницы

  • крючок

  • карандаш

За основу станка берем плотный картон длинной 20 см., делаем разметку через 5 мм.

 

Делаем надрезы глубиной 1 см., отступив от края 5 см.

 

Делаем основу. Натягиваем нить вдоль, разворачиваем с обратной стороны изделия.

 

 Продеваем нить пряжи под первую нить станка и закрепляем ее в разрезе картона. Остальную часть нити продеваем через нити станка при помощи крючка «змейкой». Должно получиться так: одна нить станка сверху, другая снизу, одна сверху, другая снизу и так до конца ряда.

 

В конце ряда загибаем основную нить так, чтобы нить станка была ею обернута.

 

Ряды один за другим следует прижимать друг к другу, чтобы изделие было плотным и не разваливалось.

 

Те нити, которыми вы в данный момент не пользуетесь, можно для удобства закрепить с первыми нитями станка, вставив их в разрезы картона. Они должны стать частью станка.

 

Наше изделие практически готово. Осталось только снять его с картона. Для этого делаем загибы на разрезанных краях картона и аккуратно снимаем петли.

 

Снятые петли также аккуратно разрезаем в самой верхней их точке и завязываем узелки.

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Инструкционная карта

«День и ночь»


 

Последовательность

выполнения работы

Изображение

Материал, оборудование

 

 

 

 


 

1.

Подготовить необходимое оборудование и материалы.

 


 

 

Два одинаковых по размерам квадрата ткани синего и белого цветов, синтепон или вата (можно взять кусочки ненужной ткани), синие и белые нитки, тесьма в тон, ножницы.

 

 

 


 

2.

Лоскуток белой ткани положить уголком к себе.

В центр положить синтепон или вату для набивки головы, сложить по диагонали: уголок к уголку.


 

 

Квадрат ткани белого цвета, синтепон или вата, длинная белая нить.

 

 

 

 

3.

Теперь нужно

сформировать голову. Для этого нужно взять белые нитки и туго перевязать ими шею.


 

 

Квадрат ткани белого цвета, синтепон или вата, длинная белая нить.

 

 


 

4.

По бокам сформировать руки. Для этого нужно уголки загнуть внутрь и перевязать их нитью.

 

 

Заготовка получившейся

куклы, белая нить.

 

 

 

 


 

5.

Завязываем пояс, также в тон ткани.


 

 

Заготовка получившейся куклы, белая нить.

 

 

 

 

6.

На голове куклы закрепить белую тесьму-повязку.


 

 

 

 

 

Заготовка получившейся куклы, белая тесьма.

 

 

 

 

 


 

7.

Вторая кукла делается точно также, но из ткани и ниток другого цвета.

 

 

 

 

 

 


 

Квадрат ткани синего цвета, синтепон или вата, синяя нить и тесьма.

 

 

 

 

8.

Из синей и белой ниток скрутить сине-белый шнурок, закрепить его по краям и привязать сзади, к повязкам на голове кукол.


 

 

 

 

 

 

Синяя и белая нити.

 

 

 

 

 


 

9.

Куколка «День- ночь» готова!

 


 

Куколка «День- ночь»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Инструкционная карта

«Колокольчик»

Последовательность

выполнения работы

Изображение

Материал, оборудование

 

 

 

 

1.

Подготовить необходимое оборудование и материалы.


 

 

Три разноцветных лоскутка ткани круглой

формы, белый квадратный лоскуток (для лица и ручек), нитки, ножницы, синтепон или вата, колокольчики,

декоративная тесьма.

 

 

 

2.

В центр самого большого круга вкладывают вату и туго перематывают ниточкой.


 

 

Круг ткани большего диаметра, синтепон или

вата, нитка.

 

 


 

3.

Получившийся свѐрток обворачивают круглым лоскутком меньшего размера и также плотно перевязывают нитью. Таким же образом обворачивают куколку самым маленьким лоскутком.


 

 

Круги ткани меньших размеров, нитки.

 

 


 

4.


 

Теперь формируем лицо и руки.

Белую ткань квадратной формы сложить конвертом. Положить сверху куколку.


 

 

Ткань белая квадратной формы, нить, заготовка куклы.

 

 


 

5.

Накрыть белым лоскутком голову и туго перевязать шею.

Края белого лоскута завернуть на 1 см внутрь и перетянуть нитью, как манжеты.


 

 

Ткань белая квадратной формы, нить, заготовка куклы.

 

 


 

6.

На голову повязать тесьму- повойник.

На ручки привязать маленькие колокольчики.

Повязать нарядный платочек и куколка- Колокольчик готова.

 

 

Тесьма для повойника Колокольчики, платочек (кусок ткани треугольной формы).


 


Полный текст материала Дидактический материал к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "В мире творчества" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Денежко Инна Николаевна  Публикатор
25.06.2022 0 1046 74

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК