Дидактический материал к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "В мире творчества"
МАУ ДО «Ракитянский Дом детского творчества» |
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ «МАСТЕР-КЛАСС»
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЕ «В мире творчества»
|
|
Денежко Инна Николаевнв
|
Ответственный за выпуск:
Денежко Инна Николаевна - педагог дополнительного образования МБУ ДО «Ракитянский Дом детского творчества»
Утверждена на заседании педагогического совета МБУ ДО «Ракитянский Дом детского творчества» от . протокол №
Методические рекомендации адресованы методистам и педагогам учреждений дополнительного образования.
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса по декоративно-прикладному искусству
Мастер–класс для педагогов - одна из важнейших форм повышения их квалификации и эффективная форма распространения педагогического опыта. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога.
Для того чтобы подготовить профессиональный мастер-класс, необходимо знать отличия мастер-класса от открытого занятия, основные требования к его проведению, структуру классического мастер-класса, чтобы предотвратить возможные ошибки.
Данные рекомендации позволят педагогу поэтапно выстроить свою работу по составлению и организации мастер-класса.
В педагогической литературе существует несколько десятков определений понятия «мастер-класс».
Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции.
Мастер-класс - (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.
Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.
Мастер-класс – локальная технология трансляции педагогического опыта, одна из форм эффективного профессионального активного обучения, центральным звеном которой является прямая демонстрация оригинальных практических методов и приемов освоения определенного содержания, передачи педагогического мастерства (возможно авторской программы) при активном взаимодействии всех участников мастер-класса.
В декоративно – прикладном искусстве мастер–класс служит не только для передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения новейших технологических разработок в различных направлениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Мастер-класс по ДПИ – занятие практической направленности по специально подобранной теме, проводимое квалифицированным специалистом с целью приобретения, углубления и расширения определенных знаний и умений аудитории, демонстрации технологических и педагогических приёмов. Это ярко выраженная форма ученичества у мастера. То есть мастер передает участникам опыт, мастерство, искусство в точном смысле – путем прямого и комментированного показа приемов работы. Главное в технологии проведения мастер-класса – не сообщать информацию, а передавать способ работы. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером, причем такими характерными приемами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми “изюминками”).
На мастер-классе участники делятся не только опытом и технологией изготовления изделия из различных материалов самого разнообразного направления: природный материал, конструирование, лепка, вязание, вышивка, аппликация, поделки из бумаги, бросового материала, различные техники рисования и т. д., но и способам обучения детей этим технологиям.
Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.
Во время мастер-класса педагог-мастер старается вовлечь участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что мешает саморазвитию. Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.
Качества и умения педагога-мастера:
Способность к импровизации (умение работать по плану в «голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями);
Психологическая устойчивость (умение сосредоточиться на предмете разговора, отсутствие скованности);
Психологическая зоркость (психологическая избирательность, способность к педагогическому вниманию, умение вычислять «гениев» и поддерживать «отстающих»);
Чувство времени;
Умение воздействовать на аудиторию (держать зал, наблюдать за поведением участников, коммуникативная культура, умение вести диалог, дискуссию, отсутствие критических замечаний в адрес участников, заинтересованность, сотворчество, взаимопомощь).
Форма проведения мастер–класса зависит от целевой аудитории (специалисты, начинающие педагоги, родители или дети) и конкретной поставленной задачи (обучение определенным технологическим или педагогическим приемам).
Подготовка мастер – класса
Цели и задачи мастер – класса
Подготовка мастер – класса начинается с выбора направления деятельности (например: вышивка, бисероплетение или вязание). Затем следует постановка определенных целей и задач мастер – класса. От них зависит выбор темы, выбор целевой аудитории (новички, профессионалы, смешанная аудитория) и, соответственно, объем предлагаемой информации и уровень сложности практической части мастер - класса. Мастер – класс чаще всего проводится для начинающих педагогов и основывается на копировании и заимствовании опыта мастера. Мастер–классы для опытных педагогов основываются на обмене творческими и педагогическими наработками мастеров–педагогов.
Целью мастер – класса для педагогов является передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности мастера, проводящего мастер - класс.
Общие задачи мастер-класса для педагогов:
-
создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
-
повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов;
-
распространение передового педагогического опыта;
-
внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Конкретные задачи мастер-класса - технологические и методические - определяет его тематика. Например: преподавание простых приемов оригами на уроках технологии в младших классах (на примерах фигурок животных, технических объектов, цветов и т. д. - в зависимости от выбранной темы); показ технологии дифференцированного обучения детей на занятиях по основам дизайна через применение разноуровневых заданий. Все поставленные на мастер – классе задачи должны быть выполнены. Поэтому не нужно ставить слишком много задач. Кроме того, все они должны быть в рамках избранной темы.
ПРИМЕР:
Тема: «Использование технологии дифференцированного обучения на занятиях по бисероплетению»
Цель: Стимулирование творческого роста и уровня профессиональной компетентности
педагогов ДПИ.
Задачи:
- показ технологии дифференцированного обучения детей на занятиях по бисероплетению через применение разноуровневых заданий;
- развитие творческого потенциала педагогов ДПИ для дальнейшего повышения качества образовательного процесса,
-создание положительной мотивации у педагогов на формирование творческой педагогической деятельности.
2. Тема мастер – класса
После того, как выбрано направление, поставлены цель и задачи, четко формулируется тема мастер – класса и определяется его содержание. В декоративно-прикладном искусстве это, как правило, демонстрация и отработка определенных технологических приемов и создание с их помощью различных изделий. Например: «Технология изготовления русской народной куклы – крупенички» (направления – игрушка из текстиля, лоскутная пластика); «Создаём сказки с пластилином»; «Пластилиновые картины»; «Техника «акварель» в украшениях; «Декупаж с подрисовкой»; «Живопись на воде»; «Пейзаж в смешанной технике»; «Точечная роспись»; «Фантазийное рисование в стиле монотипия»;, «Вышитые ёлочные игрушки»; «Валяние из шерсти. Фея «Фиалка»; «Цветочные орнаменты»; «Ягоды из полимерной глины»; «Развивающие и обучающие игры с кинетическим пластилином»; «Современные игровые технологии на опыте применения интерактивных песочниц»; «Использование технологии дифференцированного обучения на занятиях по бисероплетению».
Для решения всех поставленных мастером – педагогом задач важно разработать четкий план проведения мастер – класса, определить последовательность действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.
3. План мастер – класса
Вступление. Проводящий мастер-класс педагог знакомит слушателей с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещает его содержание.
Теоретическая часть мастер – класса для педагогов изобразительного и декоративно-прикладного искусства включает в себя технологическую и методическую части:
Технологическая часть:
-
Демонстрация изделий либо элементов изделий изготовленных по технологии, представляемой автором. Может подаваться в виде слайд – шоу или мини - выставки изделий автора и его учеников. Демонстрация фотографий, слайдов или изделий сопровождается соответствующими комментариями. Например: различные виды дизайнерских изделий, выполненных с применением освещаемых в мастер – классе технологических приемов.
-
Ознакомление аудитории с оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления данного изделия: подготовка материала, необходимые требования к его качеству, виды применяемого ручного инструмента и оборудования, его правильное использование, техника безопасности при работе с ним.
-
Пошаговая демонстрация одного или нескольких технологических приемов изготовления изделия или его элементов. Автор показывает слушателям технологический прием на заготовке или представляет компьютерную презентацию в виде серии фотографий, наглядно демонстрирующих все этапы выполнения изделия.
Методическая часть включает особенности преподавания данной технологии на занятиях с детьми. Мастер – педагог обращает особое внимание коллег на следующие аспекты:
-
Возрастная группа обучаемых с учетом требований техники безопасности.
-
Организация занятий по данной технологии в детском коллективе.
-
Техническое оснащение: возможность преподавания данной технологии в кабинетах, не оснащенных специальным оборудованием.
-
Обоснование выбора материала и инструментов при работе с детьми: доступность, соответствие санитарно – техническим нормам.
-
Хронометраж занятия: сколько времени в среднем занимает изготовление изделия по данной технологии, на сколько занятий определенной длительности оно рассчитано.
Строго отделять технологическую от методической части необязательно. Желательно по ходу демонстрации материалов, инструментов и технологических приемов отдельно освещать методические аспекты и особенности работы с детским коллективом.
Практическая часть. Педагоги под руководством педагога – мастера из заранее подготовленных им материалов (заготовок) выполняют практическое задание, основанное на технологических приемах, продемонстрированных в теоретической части мастер – класса. Инструментами и материалами слушателей обеспечивает проводящий мастер – класс педагог. В отдельных случаях можно заранее оговорить с участниками мастер - класса самообеспечение материалом в необходимом количестве.
Лучше всего, когда итогом выполнения практической части становится готовое изделие. При подготовке мастер – класса необходимо учесть сложность предлагаемого практического задания (это особенно важно, если мастер – класс ориентирован на новичков) и возможность его выполнения за определенное (непродолжительное!) время, поэтому изделие должно быть простым (например: салфетка, открытка, саше, украшение, панно и т.д). Можно в качестве практического задания предложить изготовление отдельного законченного элемента изделия (например, бусина, декоративная вставка, витраж) и предложить различные способы применения его в изделиях (украшение с использованием бусин или вставок, витражный фонарик).
Иногда мастер – класс проходит без практической части, автор ограничивается подробным дистанционным показом, но в декоративно – прикладном искусстве, прежде всего, очень важно индивидуальное исполнение, и педагогу-прикладнику необходимо «почувствовать» материал и инструмент, собственноручно выполнить тот или иной прием. Тем более что прежде, чем предложить что-то своим ученикам, педагог всегда «опробует» новую технологию на себе.
Обсуждение мастер – класса включает вопросы руководителю мастер – класса, обмен опытом его участников. Мастер – педагог, учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, курсы и семинары для повышения квалификации и приобретения творческого опыта, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты, какие выставки стоит посетить (в том числе вместе с детьми).
На время проведения мастер – класса можно смонтировать мини – выставку из работ педагога – мастера и его учеников, экспонаты которой использовать как наглядные примеры для демонстрации применения определенной технологии на практике.
Приложение
Последовательность изготовления брелока.
Материалы и инструменты
фетр
светоотражающая ткань
синтепон или вата
ножницы,
иголки,
нитки
клей
1 |
Вырежем шаблоны |
|
2 |
Вырезаем детали совы из фетра
|
|
3 |
Пришиваем глазную часть совы к основе-голове строчным швом нитками мулине или «Ирис» |
|
4 |
Вырезаем детали совы из светоотражающей ткани
|
|
5 |
Приклеиваем детали из светоотражающей ткани |
|
6 |
Приклеиваем к задней части петельку из ленты или шнура. Пришиваем крылышки строчным швом нитками мулине или «Ирис» |
|
7 |
Приклеиваем зрачки к глазам |
|
|
Сшиваем лицевую и заднюю часть совы петельным швом нитками мулине или «Ирис»
|
|
|
Брелок готов! |
|
Мастер - класс по изготовлению оберега для дома «Домовёнок»
-
Материал и инструменты
-
капрон
-
Ткань или мешковина
-
Синтепон или вата
-
Стаканчик от йогурта
-
Глазки ,
-
Ножницы
-
Нитки
-
клей
-
иголки
1 |
Изготовление головы домовенка Отрезаем кусочек от капроновые колготок |
|
2 |
Сшиваем верхнею часть |
|
3 |
Набиваем синтепоном или ватой, так чтобы получился шарик. Сшиваем нитками нижнюю часть |
|
4 |
Вырезаем маленький круг для носика |
|
5 |
Сшиваем по кругу внутрь вкладываем маленький шарик синтепона или ваты затягиваем |
|
6 |
Вырезаем квадратик из ткани для рубашки домовенка по размеру стаканчика для тельца
|
|
7 |
Наносим клей на стаканчик и приклеиваем ткань
|
|
8 |
Делаем бородку из ниток. Наматываем нитку . |
|
9 |
Перевязываем моточек с одной стороны ниткой с другой стороны разрезаем |
|
10 |
Приклеиваем голову к туловищу и приклеиваем глазки ,носик и бороду
|
|
11 |
|
|
12 |
Вырезаем шапочку «Домовёнка» |
|
13 |
Склеиваем уголки . Одеваем шапочку. Приклеиваем отворот |
|
14 |
Вырезаем кружки из капрона |
|
15 |
Сшиваем по кругу внутрь вкладываем маленький шарик синтепона или ваты затягиваем |
|
16 |
Прошиваем нитками как на картинки |
|
17 |
Вырезаем прямоугольник для мешочка и сшиваем. |
|
18 |
Приклеиваем мешочек ируки |
|
19 |
Украшаем подручными материалами |
|
|
Домовёнок- оберег готов! |
|
Инструкционная карта по выполнению практической части
«Декоративный тканый коврик»
Материалы и инструменты:
-
плотный картон
-
пряжа
-
ножницы
-
крючок
-
карандаш
За основу станка берем плотный картон длинной 20 см., делаем разметку через 5 мм. |
|
Делаем надрезы глубиной 1 см., отступив от края 5 см. |
|
Делаем основу. Натягиваем нить вдоль, разворачиваем с обратной стороны изделия. |
|
Продеваем нить пряжи под первую нить станка и закрепляем ее в разрезе картона. Остальную часть нити продеваем через нити станка при помощи крючка «змейкой». Должно получиться так: одна нить станка сверху, другая снизу, одна сверху, другая снизу и так до конца ряда. |
|
В конце ряда загибаем основную нить так, чтобы нить станка была ею обернута. |
|
Ряды один за другим следует прижимать друг к другу, чтобы изделие было плотным и не разваливалось. |
|
Те нити, которыми вы в данный момент не пользуетесь, можно для удобства закрепить с первыми нитями станка, вставив их в разрезы картона. Они должны стать частью станка. |
|
Наше изделие практически готово. Осталось только снять его с картона. Для этого делаем загибы на разрезанных краях картона и аккуратно снимаем петли. |
|
Снятые петли также аккуратно разрезаем в самой верхней их точке и завязываем узелки. |
|
Инструкционная карта
«День и ночь»
-
№
Последовательность
выполнения работы
Изображение
Материал, оборудование
1.
Подготовить необходимое оборудование и материалы.
Два одинаковых по размерам квадрата ткани синего и белого цветов, синтепон или вата (можно взять кусочки ненужной ткани), синие и белые нитки, тесьма в тон, ножницы.
2.
Лоскуток белой ткани положить уголком к себе.
В центр положить синтепон или вату для набивки головы, сложить по диагонали: уголок к уголку.
Квадрат ткани белого цвета, синтепон или вата, длинная белая нить.
3.
Теперь нужно
сформировать голову. Для этого нужно взять белые нитки и туго перевязать ими шею.
Квадрат ткани белого цвета, синтепон или вата, длинная белая нить.
4.
По бокам сформировать руки. Для этого нужно уголки загнуть внутрь и перевязать их нитью.
Заготовка получившейся
куклы, белая нить.
5.
Завязываем пояс, также в тон ткани.
Заготовка получившейся куклы, белая нить.
6.
На голове куклы закрепить белую тесьму-повязку.
Заготовка получившейся куклы, белая тесьма.
7.
Вторая кукла делается точно также, но из ткани и ниток другого цвета.
Квадрат ткани синего цвета, синтепон или вата, синяя нить и тесьма.
8.
Из синей и белой ниток скрутить сине-белый шнурок, закрепить его по краям и привязать сзади, к повязкам на голове кукол.
Синяя и белая нити.
9.
Куколка «День- ночь» готова!
Куколка «День- ночь»
Инструкционная карта
«Колокольчик»
№ |
Последовательность выполнения работы |
Изображение |
Материал, оборудование |
1. |
Подготовить необходимое оборудование и материалы. |
|
Три разноцветных лоскутка ткани круглой формы, белый квадратный лоскуток (для лица и ручек), нитки, ножницы, синтепон или вата, колокольчики, декоративная тесьма. |
2. |
В центр самого большого круга вкладывают вату и туго перематывают ниточкой. |
|
Круг ткани большего диаметра, синтепон или вата, нитка. |
3. |
Получившийся свѐрток обворачивают круглым лоскутком меньшего размера и также плотно перевязывают нитью. Таким же образом обворачивают куколку самым маленьким лоскутком. |
|
Круги ткани меньших размеров, нитки. |
4. |
Теперь формируем лицо и руки. Белую ткань квадратной формы сложить конвертом. Положить сверху куколку. |
|
Ткань белая квадратной формы, нить, заготовка куклы. |
5. |
Накрыть белым лоскутком голову и туго перевязать шею. Края белого лоскута завернуть на 1 см внутрь и перетянуть нитью, как манжеты. |
|
Ткань белая квадратной формы, нить, заготовка куклы. |
6. |
На голову повязать тесьму- повойник. На ручки привязать маленькие колокольчики. Повязать нарядный платочек и куколка- Колокольчик готова. |
|
Тесьма для повойника Колокольчики, платочек (кусок ткани треугольной формы). |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Денежко Инна Николаевна
→ Публикатор 25.06.2022 0 1046 74 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы