Конспект занятия "Весёлое солнышко. Изготовление декоративной игрушки на основе круга"
муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Тайшетская детская художественная школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по предмету «Прикладное творчество»
для учащихся 1 класса детской художественной школы
ТЕМА УРОКА:
«Весёлое солнышко».
«Изготовление декоративной игрушки на основе круга»
преподаватель МКУДО ТДХШ:
Мантузова Ирина Александровна
Тема урока: «Весёлое солнышко».
«Изготовление декоративной игрушки на основе круга»
Примечание:
Данный урок проводится в рамках учебного предмета «Прикладное творчество» для учащихся 1 класса по ДПОП «Живопись» (срок освоения 8 лет). Так как задачи предмета «Прикладное творчество» для учащихся 1 класса направлены на ознакомление с различными видами и техниками декоративно- прикладной деятельности, работу с различными материалами, то уроки по данному предмету преподавателями школы проводятся и в других образовательных организациях Управления образования района.
Нашей школой уже на протяжении уже многих лет реализуется творческий благотворительный проект «Радость творчества», в рамках которого, на основе метода арт-терапии успешно проводятся различные мероприятия, открытые уроки, мастер-классы, концерты в социальных реабилитационных интернатах, специализированных школах и приютах.
Фотографии в приложении к уроку «Весёлое солнышко» представлены во время работы с детьми 8-10 летнего возраста из интерната.
Цель урока:
-Разработка и выполнение творческого задания. Научить изготавливать оригинальную декоративную игрушку из различных подручных материалов на основе круга с учетом уравновешенности геометрической формы и декоративных элементов.
-Способствовать развитию навыков конструирования и практической деятельности при работе с различными декоративными материалами.
-Развитие воображения, наглядно-образного мышления и фантазии, интереса к самостоятельному изготовлению декоративной игрушки.
-Вызывать у детей эмоциональное отношение и научить создавать образ весёлого, доброго и необычного по изобразительным средствам «Солнышка» различными техниками декоративного искусства.
Задачи урока:
Обучающие:
-знакомство с современными тенденциями развития и создания игрушек- сувениров;
-научить изготавливать игрушку-сувенир на основе геометрической фигуры (круга);
-умению владеть графическими материалами и с их помощью создать образ
«Я-Солнце»;
-умению соединять детали из картона, ткани с помощью клея;
-
соблюдению правил безопасности труда;
-
обучение правильной организации рабочего места, поддержанию порядка во время работы.
Развивающие:
-
направлены на развитие творческого мышления, воображения, фантазии, формирование умения творчески подходить к решению поставленной задачи;
-
развитие способности к стилизации образа;
-
формирование умения планировать предстоящую работу;
-развития чувства цвета (цветовой гармонии);
-развитие умения работать самостоятельно и в группе;
-развитие аккуратности при работе с декоративными элементами и фурнитурой, навыки работы с шаблонами, ножницами;
-развитие умения выполнять декор из подручного материала.
Воспитательные:
-
формирование художественного вкуса, эмоционального отклика на произведения декоративного искусства;
-
воспитание интереса и приобщение к основам декоративно-прикладного
искусства и рукоделию, желание доводить рукотворное изделие до завершения и совершенства;
-
умение проявлять интерес к работе и радоваться первым творческим успехам.
Тип занятия: комбинированный.
Возраст: от 8 лет и старше.
Оборудование:
Планшет-фон для работ и иллюстративного материала; ноутбук, телевизор для презентации пошаговой последовательности изготовления игрушки-сувенира и показа видеоматериалов авторской игрушки современных дизайнеров; репродукции, таблицы игрушек, выполненных на основе круга; цветные эскизы учащихся ДХШ, изображающие игрушку на основе геометрических фигур; изделия, игрушки, декоративные куклы, аппликации из геометрических форм выполненные учащимися ДХШ; лист ватмана с нарисованным жёлтым кругом (символ солнца); мяч или апельсин для игры- беседы; музыкальное сопровождение-фон.
Материалы для практической работы:
-Образцы игрушек-сувениров, выполненные ранее учащимися ТДХШ.
-Эскизы «Весёлого Солнышка».
-Картонные круги-шаблоны.
-Кусочки ткани размером 15х15 см.
-Цветные нитки для вязания.
-Твердый цветной картон.
-Кусочек ваты, синтепона, поролона для придания объёма.
-Фломастеры.
-Ножницы.
-Тесьма, шитье, ленты, кружево.
-Пуговицы, бусины.
-Клей «Момент» или «Мастер».
-Альбомные листы для эскизов.
Обоснование темы:
Все мы привыкли воспринимать декоративную игрушку как изделие из материала определенной формы, сшитое по строгой выкройке - шаблону. При
этом творческий процесс исполняющего эту работу значительно ограничен и почти полностью подчинен требованиям образца.
Предлагаемая технология изготовления игрушки «Весёлое Солнышко» дает полную свободу полету творческой фантазии и доступна каждому. Поняв основной принцип этой технологии, вы сможете воплотить в жизнь любой замысел - от Солнышка до Подсолнушка, от Смешарика до Лошарика ...
Среди множества декоративных техник одна из самых доступных и распространенных – аппликация, т. е. наложение и закрепление на материале, принятом за фон, вырезанных различных декоративных элементов.
Изготовление «Весёлого Солнышка» не требует сложных приспособлений, а материал для него можно найти в любом доме.
План урока:
1.Организационный момент. 2.Вводная часть.
-
Беседа-игра по теме.
-
Практическая работа. Выполнение рисунка-эскиза «Я-Солнышко».
-
Разминка.
-
Определение задания через анализ готовой работы-образца. Закрепление правил техники безопасности обращения с ножницами и клеем.
-
Определение задания по плану.
-
Самостоятельная работа – изготовление и декорирование игрушки-сувенира
«Весёлое Солнышко».
-
Завершение урока, подведение итогов.
Ход урока:
-
Организация начала занятия. Подготовка к началу занятия. Психологический настрой. Приветствие. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Добрый день, я очень рада вас видеть на нашем творческом занятии. Сегодня первый день лета, на улице светит тёплое, яркое и летнее Солнышко. Настроение у нас замечательное? Очень хорошо!
-
Вводная часть.
Сообщение темы и цели занятия. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Знакомство с современными тенденциями развития оригинальной авторской игрушки. Сообщение-презентация о современных мастерах, различных способах создания декоративной игрушки, авторской куклы.
Декоративная игрушка – это оригинальный образ игрушки, которую придумал и изготовил сам художник, чаще всего в единственном экземпляре.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА, ПРЕЗЕНТАЦИИ
«ДЕКОРАТИВНАЯ ИГРУШКА. АВТОРСКАЯ КУКЛА».
-
Беседа-игра.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Давайте нарисуем портрет Солнца. Какое оно? Круглое, жёлтое, оранжевое, красное - тёплое.
Перед вами на плакате я нарисовала весёлое солнышко. Чего ему не хватает? ЛУЧИКОВ!
Давайте их нарисуем, но лучики у нас будут не простые, необычные, они будут состоять из ваших ответов на мои вопросы.
Я вам буду кидать этот апельсин, тоже похожий на Солнышко, кто поймает, тот и отвечает.
-Что вы чувствуете, какое у вас настроение когда на небе сияет Солнышко?
-А какое настроение у Солнышка бывает?
-
Представьте, что вы дотрагиваетесь до Солнца. Опишите свои ощущения.
-Какими красками и оттенками солнце украшает землю?
-Кто на земле больше всего радуется Солнышку?
-Кто похож на Солнышко? (подсолнух, одуванчик, мандарин, цыплёнок, блины, лампочка)
-
План организации работы по изготовлению «Весёлого Солнышка».
Воплощение замысла.
Технология изготовления.
Выполнение рисунка-эскиза «Я-Солнышко».
ДЕМОНСТРАЦИЯ ТАБЛИЦЫ С ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ДЕКОРАТИВНЫХ, СТИЛИЗОВАННЫХ РИСУНКОВ СОЛНЫШКА.
Детям предлагается выступить в роли художников-дизайнеров, придумать фантазийный облик будущей игрушки и выполнить рисунок-эскиз различными графическими материалами.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Для создания своей, неповторимой игрушки, дарящей хорошее солнечное настроение, необходимо:
Закрыть глаза и представить, что внутри у вас появился светлый луч, который стал медленно двигаться сверху вниз, и по пути своего движения осветил изнутри все детали лица, шеи, плеч, рук тёплым светом. Представьте себя в виде Солнышка с лучиками. Представили?
А теперь ребята, берём фломастеры, нарисуем круг и себя в образе Солнышка. Рисуем ярким и весёлым, с улыбающимися глазками, яркими лучами-руками, а может и с лапками, хвостиками, косичками, лепестками - то есть всем, чем ваша фантазия подскажет вам. За основу можно взять так же взять и любое животное, обобщить его форму, добавить какие - то детали, и ваше Солнышко станет фантастическим.
А теперь украсим и декорируем узорами, чтобы было веселее. Главное, чтобы обилие цветов и узоров не портило, а украшало наше Солнышко-игрушку.
На лучиках можно написать свои любимые качества, занятия, что любите, о чём мечтаете.
-
Разминка.
(руки, локти, на столе, пальцы сжаты в кулак)
Наши нежные цветки С восходом Солнца
Раскрывают лепестки. (пальцы разжимаются) Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет.
(качаем кистями) Наши нежные цветки Закрывают лепестки.
(пальцы сжимаем в кулак) Тихо засыпают,
Головой качают. (вращают кулаками)
И на землю опустились.
-
Правила работы с ножницами и клеем, которые надо знать!
Ножницы:
1.Держать заготовку за бóльшую часть, меньшую отрезать; 2.Поворачивать лист бумаги, а не ножницы;
3.Передавать ножницы закрытыми, кольцами вперед; 4.Не размахивать ножницами, не резать на ходу; 5.Окончив работу - положить ножницы на стол.
Клей:
-
Работать на подкладном листе;
-
Намазывать деталь не полностью, а каплями от середины к краям, чтобы избежать небрежности в работе;
-
Проглаживать и прижимать склеенные детали тряпочкой;
-
После работы вымыть и вытереть стол.
7.План практической работы:
-
Подготовка материалов и инструментов.
-
Заготовка деталей, шаблонов для игрушки-сувенира.
-
Отделка.
-
Сборка элементов игрушки.
-
Оформление, декорирование, украшение.
После выполнения эскиза и разминки-переменки дети приступают к выполнению игрушки под руководством преподавателя, перед работой повторяют правила техники безопасности.
8.Изготовление игрушки-сувенира.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Итак, приступаем к творческой работе.
Сегодня я хочу поделиться с вами как можно из небольших лоскутков ткани, картона, тесьмы, ниток и бусинок изготовить чудесную игрушку-сувенир - «Весёлое Солнышко. Это не просто игрушка, это - такой своеобразный портрет Солнышка, это- талисман доброты и тепла.
Так как это ещё и сувенир, то «Весёлое Солнышко» может быть замечательным подарком другу! А если Солнышко подарено от чистого сердца - оно приносит удачу, для этого нужно приложить лишь немного терпения и фантазии.
Перед вами небольшой кружок картона и сейчас мы превратим его в «Весёлое Солнышко».
-
Подготовка инструментов, выбор материалов и фурнитуры, тесьмы.
Для изготовления Солнышка нам понадобится: белый и цветной картон, любой кусочек ткани размером 15х15 см, кусочек ваты или поролона для придания объёма, любые цветные нитки для кос-рук, бусинки или пуговички –глазки, носик, ротик, шитье, ленты, кружево, тесьма для отделки. А так же: клей «Момент» или «Мастер».
-
Заготовка деталей для изделия. Теперь вырежем на основе шаблонов-кругов детали из картона, поролона, ткани самого Солнышка, раскраивают на изнаночной стороне.
Сначала изготовим голову. Возьмём все детали: на картон приклеим вату, синтепон или поролон и сделаем подушечку по форме круга. Затем наложим сверху ткань и подогнём бока, приклеив их на картон.
Вырежем из картона глазки, ротик, щёки и всё, что подскажет вам, ваша фантазия- это детали нашего лица.
Сплетём косы из ниток или вырежем полоски из картона, или возьмём яркую тесьму - сделаем причёску, какая понравится и руки-лучики. Всё приклеим клеем.
Но помним - всё нужно приклеивать очень аккуратно, чтобы не было ни капельки клея, иначе наша игрушка будет выглядеть небрежно.
-
Отделка.
На деталях мягкой подушечки делаем аппликацию из ткани, цветной бумаги, картона, тесьмы (лицо Солнышка, лучики-руки, причёска и т.п. полностью используя фантазию и применяя практический материал).
Приклеиваем пуговки-бусинки глазки, носик, ротик.
-
Сборка.
При помощи клея закрепляем детали игрушки, декоративные элементы, цветным картоном закрывается задняя часть игрушки, скрывающая элементы крепления деталей.
-
Декорирование, украшение.
Начинаем украшать наше «Весёлое Солнышко» различными тесёмками, лентами, шитьём, бусинками, пуговицами, нитками - Солнышко должно быть особенно нарядным и ярким.
Сзади подклеиваем тесёмку для того, чтобы можно было вешать игрушку.
«Весёлое Солнышко» готово! Итог урока:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Давайте все друг другу покажем наши замечательные Солнышки. Итак сегодня мы с вами научились своими руками изготавливать игрушку-сувенир из различных декоративных материалов, научились аккуратно работать с клеем, украшать фурнитурой и декоративными элементами своё изделие.
Узнали, что из простых на первый взгляд материалов можно изготовить замечательный подарок своим друзьям и близким.
Спасибо всем за урок, пусть ваши солнышки принесут вам удачу!
А вот такие игрушки-сувениры можно сделать приложив уже больше труда, аккуратности и фантазии.
(ДЕМОНСТРАЦИЯ ФОТОГРАФИЙ И ИГРУШЕК- СУВЕНИРОВ ВЫПОЛНЕНЫХ В РАЗНЫХ ТЕХНИКАХ И СТИЛЯХ, ВЫПОЛНЕНЫЕ РАНЕЕ УЧАЩИМИСЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ).
-
Завершение урока, подведение итогов:
-
Выставка-демонстрация работ. 2.Самооценка игрушек-сувениров. 3.Итог мастер-класса.
-
Выполнение данного задания способствует развитию и совершенствованию возможностей в области декоративного
искусства и художественного творчества; овладению технологическим мастерством, развитию художественного вкуса и творческого отношения к выполняемой работе.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Итак, наше занятие подошло к концу, мы с вами изготовили замечательное «Весёлое Солнышко».
Чему вы новому научились сегодня?
Вы видите, какие замечательные, интересные вещи можно сделать своими руками из обычного кусочка тряпочки, картона и тесьмы и любого материала, что есть под рукой.
Сможете научить своих друзей делать замечательные игрушки?
Вам понравилась наша работа?
В результате проделанной работы, мы многое узнали о декоративной игрушке, о том, что техника исполнения может быть плоскостной и объемной. А если украсить ее различными, декоративными элементами: изящными пуговицами, бусинами, тесьмой - игрушка-сувенир становится не только декоративной и нарядной, но и неповторимой, авторской. У каждого получилось своё, красивое и неповторимое Солнышко. Молодцы!
Мы изготовили Солнышко и по-настоящему почувствовали себя мастерами декоративно-прикладного искусства, способными творить, создавать красоту вокруг себя, дарить радость себе и людям!
И не простую, а Солнечную радость!
Смотрит Солнышко с небес, Оно такое чистое,
Доброе, лучистое.
Смотрит Солнышко в окошко, Светит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки, Очень рады Солнышку!
Похлопали нашему Солнышку и себе, какие мы молодцы, какое замечательное, весёлое, доброе Солнышко у нас получилось, какими светлыми и солнечными глазами оно смотрит на вас.
И пусть ваше Солнышко, которое вы создали сегодня, принесёт вам удачу.
А мы желаем вам всем смотреть на мир солнечными глазами и мечтать только о хорошем. До свидания!
Литература
-
Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. Ярославль:
«Академия развития», Академия К, 1999г.
-
Уютный дом/ Сост. Ю.Соколова. СПб.: Литература, 1998г.
-
Нагибина М.Н. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1997г.
-
Горичева В.С. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок.- Ярославль: Академия развития, 2001г.
-
Нагель О. Лоскуток к лоскутку / Народное творчество. 1997г. № 3.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мантузова Ирина Александровна
→ Публикатор 01.09.2022 0 1217 88 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.