Статья "Психологические особенности межличностных взаимоотношений преподавателя и учащихся"


Психологические особенности межличностных взаимоотношений преподавателя и учащихся

 

О.Н. Левченко

преподаватель

МБУ ДО «ДШИ села Ясные Зори»

 

В статье рассматривается проблема психологического подхода во взаимоотношении преподавателя и учащегося. В ней раскрывается восприятие детьми взрослого. Особенности восприятия, понимания и познания преподавателями своих учащихся. Факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Методы решения конфликтных ситуаций на уроках в ДШИ.

 

Ключевые слова: хо психология, конфликт, преподаватель, учащийся, урок, взаимоотношения, индивидуально-личностный подход, стереотип, педагогический опыт.

 

Студент учебного заведения культуры, будущий преподаватель, руководитель коллектива, выбрав себе благородную творческую профессию, представляет себя вдохновлено и увлеченно передающим свои знания и умения в области танцевального искусства группе жаждущих знаний счастливых детей.

Суровая действительность очень скоро рассевает эти мечты в прах. Судьба, о которой столько мечталось, превращается в великую педагогическую битву. Преподаватель постепенно начинает ощущать себя злобным надсмотрщиком, погоняющим шайку ленивых детишек.

Каждый педагог мечтает о том, чтобы воспитанники выполняли все его требования, спокойно воспринимали поощрение или наказание, были прилежны во всем и т.д. и т.п. И мы видим, как образ ученика превращается в робота, безоговорочно выполнявшего поставленные перед ним задачи. А ведь ученик это живой человек со своими чувствами, желаниями, потребностями, тревогами, проблемами. У ребенка проблем не меньше, чем у взрослого. И та проблема, которую взрослый может отнести к разделу малозначительной, ребенок – воспринимает и переживает ее как глобальную.

Может быть, проблемы во взаимоотношениях учителя и ученика лежат в особенностях восприятия ими друг друга?

Именно эту сторону педагогики я хочу осветить в своём докладе, опираясь на труды К.Д. Ушинского, Э. Бёрна, А. Бодалёва, Н. Маслова, К.Левина, А. Реана, Т. Гордона, В. Крутецкого и других ученых, занимавшихся исследованиями в педагогической психологии, психологии личности .

К.Д. Ушинский, уделявший значительное внимание психологическому аспекту в решении проблем педагогики, подчеркивал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях. [10, с. 15; 17, с. 245]

Чтобы лучше узнать детей, надо посмотреть на то, как они воспринимают взрослых.

Восприятие детьми взрослых.

Американский психотерапевт и психолог Эрик Берн (Эрик Леннар Бернштейн 1910-1970), разработал «Я - концепцию личности», которая объясняет восприятие детьми взрослых. Всех взрослых: родителей, учителей, соседей и других. С помощью этой концепции можно проанализировать своё детство, детство своих детей, своих воспитанников в семье и у вас на уроке.

1. С младенчества у ребенка закрепляется следующая жизненная позиция: «Я – плохой», «Ты – хороший».

Это первая жизненная позиция любого ребенка. «Я – плохой» означает, что я ничего не могу сделать, я полностью завишу от взрослого. Все что я могу – это ждать заботы и ласки. Я глупый, неуклюжий и т.д. «Ты – хороший» - означает, что взрослый все может, он обо мне заботится, он знает что делать, он мной управляет, награждает, он умный, красивый и т.п.

Часто родители и учителя закрепляют в ребенке эту позицию.

Родители: «Какой ты неряшливый мальчик, ты опять испачкался» (я – плохой).

Учитель: «Я говорила тебе, что если будешь пропускать репетиции, то я вынуждена буду убрать тебя из танцевальной композиции!» (он знал – «он хороший», «я – плохой»)

Такие дети уходят от активного участия в жизни, ждут, когда им скажут что, как и когда делать. Они постоянно советуются с кем-нибудь. Пассивно переживают свои неудачи. Стремятся улучшить себя с помощью каких-то предметов (моя кукла самая красивая; яблоко – самое большое и т.п.)

Через эту жизненную позицию проходят все люди, только одни там остаются, а другие идут дальше.

2. «Я – плохой», «Ты – плохой».

Обычно такую позицию дети занимают на втором году жизни, когда они становятся чуть самостоятельней и родители забывают о потребности ребенка в ласке и заботе, внимании. Взрослые начинают всё больше выдвигать претензий, требований. Такой жизненной позиции сопутствуют жесткие наказания, отверженность ребенка.

Родитель: «Опять не попросился на горшок!..» (и наказание).

Преподаватель хореографии во время репетиции: «Опять ты «налажал» во второй части танца, из-за тебя придется ещё раз повторять!»

Такой ребенок отгораживается от мира и людей. У него закрепляется позиция: «Что не делай, все не так».

Если эта позиция остается в течение жизни, то она способствует алкоголизму, наркотической зависимости, самоубийству.

3. «Я – хороший», «Ты – плохой».

Это дети, которых бьют до посинения и переломов. Ребенок привыкает к мысли, что от взрослых ничего хорошего получить нельзя. В одиночестве дитя «зализывает» свои раны, пытается найти утешение в себе, любое появление взрослого заставляет его сжиматься в комок, ожидая новых побоев. Единственное желание ребенка – оставьте меня в покое, не трогайте меня. Вы – плохие!!! К этой же позиции (как ни странно) относятся и сильно избалованные дети. Им всё дозволено («Я – звезда», а «Вы – слуги»).

Эти позиции детей носят криминальный оттенок, т.к. у ребенка не сформировано чувство совести. Желание сделать больно другим: словесная агрессия (критика других) или физическая агрессия (убийства, избиения). Желание распоряжаться другими: стремление к власти.

Во всех проблемах они винят других – «они – плохие».

4. «Я – хороший», «Ты – хороший».

К такой позиции человек приходит в течение жизни. Этой позиции сопутствует соответствующее воспитание или огромное самовоспитание.

«Я – хороший» - позиция ребенка находящегося в ладу с собой. Он доволен своей внешностью, именем, своим положением в обществе т.д. Это не означает, что у него идеальная фигура, высокое положение в обществе. Эти люди живут в реальном мире, анализируя неудачи и пытаясь исправить ошибки. Они не боятся ошибаться: «Так не получилось, как найти другой способ решения проблемы?». Признание человеком своих прав и таких же прав за другими. Умение самостоятельно принимать решение и держать за него ответ. Любую неудачу они воспринимают через анализ, а не через обвинение в ней других людей или себя.

Рассматривая жизненные позиции детей, мы четко понимаем, что в идеале, педагог должен развивать учащихся в позитивной четвертой позиции. То есть воспитывать в учениках уверенность в себе, умение отвечать за свои поступки (никем не прикрываясь), умение самостоятельно принимать решения.

Исходя из вышеизложенного видно, что позиции «Ты – хороший» - дают учителю положительную оценку восприятия учеником, а позиции «Ты – плохой» - отрицательную. Отсюда следует, что для детей с позицией «Ты (взрослый) – плохой», учитель изначально воспринимается как взрослый с отрицательной характеристикой. Как показывает практика, именно с этой позиции большинство детей нас (учителей) и воспринимают. Надо приложить много сил учителю, чтобы исправить отношение ребенка к себе. [9, с. 210; 17, с. 120]

Особенности восприятия, понимания и познания

преподавателями своих учащихся

Чтобы лучше познать своих учеников, нужно знать механизм межличностного восприятия и познать собственные индивидуально-психологические способности.

У педагога под влиянием собственного педагогического опыта складываются специфические социальные стереотипы: «отличник», «двоечник», «активист», «артист», «солист» и т.д. По законам восприятия тот, кто успешно учится, априорно воспринимается как человек способный, добросовестный, честный, дисциплинированный. И наоборот, если ученик «троечник», то никто в школе не обращает на него внимание. А ведь у него есть много других достоинств, которые зачастую ни как не реализуются в школе. Встретьте этого ученика на улице: он и игру организует, и друга в беде выручит. Но ведь «троечника» в классе вряд ли выдвинут, как организатора какого-либо мероприятия. Да и он сам найдет тысячу причин избежать этой ответственности, так как ощущает недоверительное отношение к свой персоне. Если вдруг мне что-то не удастся, меня «заклюют» одноклассники, думает «троечник».

Любые стереотипы оказывают влияние на восприятие именно тогда, когда мы мало знаем о человеке. По мере знакомства, оценка ученика становится все более индивидуализированной. Поэтому, большое значение на хореографическом отделение имеют индивидуальные занятия, работа с малым составом от 2-х до 4-х человек. При индивидуальной работе мы видим, как ребёнок искренне раскрывается перед своим педагогом. Он начинает усерднее стараться, потому, что всё внимание на него и не за кем спрятаться. Отдельное обучение девочек и мальчиков, способствуют более глубокому раскрытию гендерных танцевальных способностей детей. [17,с. 101]

Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я-концепции личности», на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Например, американский психолог Р.Розенталь, проводя эксперимент, выявил феномен, который получил название «эффект Пигмалиона» (античный миф о скульптуре, ожившей от силы любви). Суть эксперимента в том, что Р. Розенталь наугад выбрал из класса учеников и сказал учителю, что они очень способные дети. Учитель изменил свое отношение и восприятие этих учащихся. Через год обнаружилось, что эти ученики стали учиться лучше. Это свидетельствует о том, что Я – концепция зависит от социального окружения ребенка и особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения.

Особая роль в процессе познания педагогом личности учащихся и общение с ним принадлежит эмпатии. Способность к сопереживанию, принятие человека со всеми его мыслями и чувствами, не только повышает адекватность восприятия «другого», но и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися. Если вы видите напряжение в коллективе на начало урока, репетиции, задайте вопрос: «Как у вас дела в школе?». Дети начнут вам «выливать» свои проблемы и обстановка разредится. Шаг второй: пообещайте, что повторите с ними самые основные элементы танца (или другие ваши планы), что вы не будете их переутомлять. Потихонечку, с положительными и подбадривающими эмоциями начинайте урок, и вы увидите, как дети эмоционально расслабятся и начнут получать удовольствие от занятий хореографией. Мне приходилось начинать репетицию с уставшими, эмоционально выжитыми детьми, которые в конце репетиции уходили эмоционально заряженными, краснощёкими и удовлетворёнными своими достижениями в области хореографии.

В работе с «трудными» подростками проявление эмпатии имеет особое значение, так как многие из них испытывают настоящую нехватку сочувствия, сопереживания. Например, дети из неблагополучных семей дома испытывают недостаток любви, родительской заботы, придя в школу их тоже «клюют» со всех сторон. Отсюда развивается устойчивая жизненная позиция «Вы – плохие». Эта позиция порождает жизненное кредо «Жизнь других ничего не стоит», что приводит к агрессии, насилию других «плохих» людей.

Восприятие – очень сложный процесс. На процесс восприятия влияет много факторов. Есть факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:

  1. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений.

  2. Наличие уже сформированных стереотипов.

  3. Эффект «ореола». Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются. И наоборот.

  4. Эффект «проецирования». Человек склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне».

  5. «Эффект первичности». Первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и мало забываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку.

  6. Настроение воспринимающего и воспринимаемого человека.

  7. Отсутствие желания выслушать воспринимаемого человека.

  8. «Эффект последней информации». Последняя информация может перечеркнуть все прежнее мнение об этом человеке.

Еще одной причиной, влияющей на восприятие, являются проблемы ученика и проблемы учителя. Жизнь любого человека, в том числе и школьника, никогда не бывает полностью свободна от проблем. А процессы обучения и научения эффективны в беспроблемной зоне. Учителя часто воспринимают проблемы учеников на свой счет. Например, всем до боли знакомая ситуация: ученик пол урока спрашивает, сколько времени осталось до конца урока. Обычно учитель отрицательно воспринимает такое поведение ученика. Реакция учителя: «Дима, сколько бы там не осталось до звонка, тебя-то я спросить успею». Преподаватель хореографии: «Ольга, сколько бы там не осталось до конца репетиции, ты мне комбинацию верёвочки успеешь сдать». Здесь мы видим закрепление позиции ученика «Ты – плохой» . Раздражение учителя и осадок оттого, что ученику на уроке не интересно является стереотипом восприятия учащегося преподавателем. А ведь истинная причина может быть в том, что после этого урока контрольная работа и лучше бы этот урок длился вечно; или ребенку родители обещали что-то купить и он с нетерпением ждет окончания всех уроков.

Этот пример подтверждает то, что учителям надо научиться проблемы учеников (их родителей) не принимать за свою проблему. Это позволит учителю быть более спокойным, сдержанным и адекватно воспринимать ситуацию.

Пример из моей педагогической практики. У меня есть ученица, ребенок, не умеющий за себя постоять, во всех ее проблемах участвует мама. Мама старается защитить своего ребенка от всех детей во дворе и т.п. У ребенка нет друзей. Однажды я ее нечаянно закрыла в кабинете и мы всем классом ушли на репетицию. Когда я закрывала кабинет ключом, она безропотно сидела на стуле возле шкафа, за которым я ее и не увидела. А когда мы возвратились с ребятами в класс, родительница в порыве гнева и безысходности, что вот тут она не успела помочь ребенку, выплескивает свои эмоции на меня. Что я плохой, бесчувственный педагог и т.д. Я сдержанно провела беседу с мамой, успокаивая ее, что я понимаю ее душевное негодование ситуацией. Провела беседу с ребенком о том, что в жизни надо за себя бороться, а не молча сидеть на стуле. Обратила внимание мамы на то, что ребенка надо учить отстаивать себя, так как мама не всегда будет рядом. Она ушла домой раздраженная. Я весь день была в шоке, а ведь это не моя проблема, а проблема воспитания родителей. На следующий день, успокоившись и проанализировав ситуацию, родительница извинилась передо мной.

Признание учителем всех особенностей восприятия, можно скорректировать поведение свое и ученика, управлять ситуацией в конструктивном плане. [1 ,с. 187; 2, с. 215; 4, с. 283; 12, с. 252; 13,с. 302; 14, с. 174]

Педагогическая профессия предъявляет целый ряд специфических требований к учителю: умение руководить, учить, воспитывать, умение слушать, анализировать, обладать широким кругозором, владеть речевой культурой, высокой степенью саморегуляции и т.д.

Но именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.

А как же их любить всех, когда они очень часто обижают, раздражают, не слушаются учителя. Подростки хамски себя ведут. На одно замечание учителя у них буря отрицательных эмоций.

Во-первых, надо вспомнить, что учитель – это тот человек, который помогает детям развиваться не только интеллектуально, а гармонично впитывать весь положительный опыт, накопленный поколениями.

Как родители учат детей говорить, ходить, так учителя должны не обижаться на реплики подростков, а выслушать их и научить выражать свои эмоции в культурной форме. Ведь каждый из педагогов знает особенности (в данном случае) подросткового возраста. А дети не знают об особенностях своих психических процессов, они просто выплескивают свои эмоции. Наша задача не принимать их эмоции, а помочь с ними справится.

Обратим внимание на то, что дети постоянно находятся в стрессовом состоянии. Родители и учителя выдвигают кучу требований, эти бесконечные самостоятельные, контрольные, концерты, а ещё и отношения между самими детьми играют огромную роль в жизни ребёнка. Например, дети поссорились в раздевалке, а приходят домой говорят, что больше не желают посещать занятия хореографией.

И вот к нам, преподавателям дополнительного образования, приходят уставшие, агрессивные, плаксивые дети и первоочередная наша задача снять напряжение и подарить детям наибольшее количество положительных эмоций, от соприкосновения с прекрасным миром искусства. В течение урока искать у каждого ребёнка достижения, за которые его можно похвалить, подбадривать, чаще говорить «Молодцы!».

Если возник конфликт, примените технику смягчения конфликта: не расширяйте зону конфликта. Ведь конфликт обычно разгорается вокруг какой-то конкретной ситуации, поступка. Если конфликт возник, лучше остаться в рамках спорной проблемы и не переносить не на что другое. Например, учитель делает ученику замечание: «Ты не убрал костюм, оставил его валяться на полу». Ученик отвечает, что он сделал это случайно и больше не будет. Следующая реплика учителя как раз и демонстрирует нарушение данного правила: «Ну, конечно, ты больше не будешь, ты всегда все разбрасываешь! Да еще по коридору носишься, и по перилам катаешься». Конфликт с частного случая переносится на все поведение.

Как бы ни сложился урок в эмоциональном плане, обязательно надо закончить его на положительных эмоциях. Чтобы ребёнку захотелось придти к Вам и завтра.

Уважаемые коллеги, желаю вам оставаться спокойными, сдержанными и не принимать чужие проблемы на свой счёт.

 

Список литературы

  1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком, М., 1996 г.

  2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков, М., 1972 г.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры Спб., 1992 г.

  4. Выгодский Л.С. Педагогическая психология М., 1976 г.

  5. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении М., 1987 г.

  6. Коломинский Я.Л., Реан А.А. Социальная педагогическая психология Спб., 1999 г.

  7. Каптерев П.Ф. История русской педагогики Спб., 1999 г.

  8. Крупенин А.Л., Крохин И.М. Эффективный учитель Ростов-на-Дону, 1995 г.

  9. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников М., 1976 г.

  10. Маркова А.К. Психология труда учителя М., 1993 г.

  11. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал М., 1994 г.

  12. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология М., 1981 г.

  13. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: «Путь к успеху» М., 1982 г.

  14. Реан А.А. Психология педагогической деятельности Ижевск, 1994 г.

  15. Реан А.А., Бордовская Н., Разум С. Психология и педагогика Питер, 2006

  16. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология Ростов-на-Дону, 2006 г.

 


Полный текст материала Статья "Психологические особенности межличностных взаимоотношений преподавателя и учащихся" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Левченко Олег Николаевич  Публикатор
12.09.2022 0 440 53

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК