Статья "Психологические особенности межличностных взаимоотношений преподавателя и учащихся"
Психологические особенности межличностных взаимоотношений преподавателя и учащихся
О.Н. Левченко
преподаватель
МБУ ДО «ДШИ села Ясные Зори»
В статье рассматривается проблема психологического подхода во взаимоотношении преподавателя и учащегося. В ней раскрывается восприятие детьми взрослого. Особенности восприятия, понимания и познания преподавателями своих учащихся. Факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Методы решения конфликтных ситуаций на уроках в ДШИ.
Ключевые слова: хо психология, конфликт, преподаватель, учащийся, урок, взаимоотношения, индивидуально-личностный подход, стереотип, педагогический опыт.
Студент учебного заведения культуры, будущий преподаватель, руководитель коллектива, выбрав себе благородную творческую профессию, представляет себя вдохновлено и увлеченно передающим свои знания и умения в области танцевального искусства группе жаждущих знаний счастливых детей.
Суровая действительность очень скоро рассевает эти мечты в прах. Судьба, о которой столько мечталось, превращается в великую педагогическую битву. Преподаватель постепенно начинает ощущать себя злобным надсмотрщиком, погоняющим шайку ленивых детишек.
Каждый педагог мечтает о том, чтобы воспитанники выполняли все его требования, спокойно воспринимали поощрение или наказание, были прилежны во всем и т.д. и т.п. И мы видим, как образ ученика превращается в робота, безоговорочно выполнявшего поставленные перед ним задачи. А ведь ученик это живой человек со своими чувствами, желаниями, потребностями, тревогами, проблемами. У ребенка проблем не меньше, чем у взрослого. И та проблема, которую взрослый может отнести к разделу малозначительной, ребенок – воспринимает и переживает ее как глобальную.
Может быть, проблемы во взаимоотношениях учителя и ученика лежат в особенностях восприятия ими друг друга?
Именно эту сторону педагогики я хочу осветить в своём докладе, опираясь на труды К.Д. Ушинского, Э. Бёрна, А. Бодалёва, Н. Маслова, К.Левина, А. Реана, Т. Гордона, В. Крутецкого и других ученых, занимавшихся исследованиями в педагогической психологии, психологии личности .
К.Д. Ушинский, уделявший значительное внимание психологическому аспекту в решении проблем педагогики, подчеркивал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях. [10, с. 15; 17, с. 245]
Чтобы лучше узнать детей, надо посмотреть на то, как они воспринимают взрослых.
Восприятие детьми взрослых.
Американский психотерапевт и психолог Эрик Берн (Эрик Леннар Бернштейн 1910-1970), разработал «Я - концепцию личности», которая объясняет восприятие детьми взрослых. Всех взрослых: родителей, учителей, соседей и других. С помощью этой концепции можно проанализировать своё детство, детство своих детей, своих воспитанников в семье и у вас на уроке.
1. С младенчества у ребенка закрепляется следующая жизненная позиция: «Я – плохой», «Ты – хороший».
Это первая жизненная позиция любого ребенка. «Я – плохой» означает, что я ничего не могу сделать, я полностью завишу от взрослого. Все что я могу – это ждать заботы и ласки. Я глупый, неуклюжий и т.д. «Ты – хороший» - означает, что взрослый все может, он обо мне заботится, он знает что делать, он мной управляет, награждает, он умный, красивый и т.п.
Часто родители и учителя закрепляют в ребенке эту позицию.
Родители: «Какой ты неряшливый мальчик, ты опять испачкался» (я – плохой).
Учитель: «Я говорила тебе, что если будешь пропускать репетиции, то я вынуждена буду убрать тебя из танцевальной композиции!» (он знал – «он хороший», «я – плохой»)
Такие дети уходят от активного участия в жизни, ждут, когда им скажут что, как и когда делать. Они постоянно советуются с кем-нибудь. Пассивно переживают свои неудачи. Стремятся улучшить себя с помощью каких-то предметов (моя кукла самая красивая; яблоко – самое большое и т.п.)
Через эту жизненную позицию проходят все люди, только одни там остаются, а другие идут дальше.
2. «Я – плохой», «Ты – плохой».
Обычно такую позицию дети занимают на втором году жизни, когда они становятся чуть самостоятельней и родители забывают о потребности ребенка в ласке и заботе, внимании. Взрослые начинают всё больше выдвигать претензий, требований. Такой жизненной позиции сопутствуют жесткие наказания, отверженность ребенка.
Родитель: «Опять не попросился на горшок!..» (и наказание).
Преподаватель хореографии во время репетиции: «Опять ты «налажал» во второй части танца, из-за тебя придется ещё раз повторять!»
Такой ребенок отгораживается от мира и людей. У него закрепляется позиция: «Что не делай, все не так».
Если эта позиция остается в течение жизни, то она способствует алкоголизму, наркотической зависимости, самоубийству.
3. «Я – хороший», «Ты – плохой».
Это дети, которых бьют до посинения и переломов. Ребенок привыкает к мысли, что от взрослых ничего хорошего получить нельзя. В одиночестве дитя «зализывает» свои раны, пытается найти утешение в себе, любое появление взрослого заставляет его сжиматься в комок, ожидая новых побоев. Единственное желание ребенка – оставьте меня в покое, не трогайте меня. Вы – плохие!!! К этой же позиции (как ни странно) относятся и сильно избалованные дети. Им всё дозволено («Я – звезда», а «Вы – слуги»).
Эти позиции детей носят криминальный оттенок, т.к. у ребенка не сформировано чувство совести. Желание сделать больно другим: словесная агрессия (критика других) или физическая агрессия (убийства, избиения). Желание распоряжаться другими: стремление к власти.
Во всех проблемах они винят других – «они – плохие».
4. «Я – хороший», «Ты – хороший».
К такой позиции человек приходит в течение жизни. Этой позиции сопутствует соответствующее воспитание или огромное самовоспитание.
«Я – хороший» - позиция ребенка находящегося в ладу с собой. Он доволен своей внешностью, именем, своим положением в обществе т.д. Это не означает, что у него идеальная фигура, высокое положение в обществе. Эти люди живут в реальном мире, анализируя неудачи и пытаясь исправить ошибки. Они не боятся ошибаться: «Так не получилось, как найти другой способ решения проблемы?». Признание человеком своих прав и таких же прав за другими. Умение самостоятельно принимать решение и держать за него ответ. Любую неудачу они воспринимают через анализ, а не через обвинение в ней других людей или себя.
Рассматривая жизненные позиции детей, мы четко понимаем, что в идеале, педагог должен развивать учащихся в позитивной четвертой позиции. То есть воспитывать в учениках уверенность в себе, умение отвечать за свои поступки (никем не прикрываясь), умение самостоятельно принимать решения.
Исходя из вышеизложенного видно, что позиции «Ты – хороший» - дают учителю положительную оценку восприятия учеником, а позиции «Ты – плохой» - отрицательную. Отсюда следует, что для детей с позицией «Ты (взрослый) – плохой», учитель изначально воспринимается как взрослый с отрицательной характеристикой. Как показывает практика, именно с этой позиции большинство детей нас (учителей) и воспринимают. Надо приложить много сил учителю, чтобы исправить отношение ребенка к себе. [9, с. 210; 17, с. 120]
Особенности восприятия, понимания и познания
преподавателями своих учащихся
Чтобы лучше познать своих учеников, нужно знать механизм межличностного восприятия и познать собственные индивидуально-психологические способности.
У педагога под влиянием собственного педагогического опыта складываются специфические социальные стереотипы: «отличник», «двоечник», «активист», «артист», «солист» и т.д. По законам восприятия тот, кто успешно учится, априорно воспринимается как человек способный, добросовестный, честный, дисциплинированный. И наоборот, если ученик «троечник», то никто в школе не обращает на него внимание. А ведь у него есть много других достоинств, которые зачастую ни как не реализуются в школе. Встретьте этого ученика на улице: он и игру организует, и друга в беде выручит. Но ведь «троечника» в классе вряд ли выдвинут, как организатора какого-либо мероприятия. Да и он сам найдет тысячу причин избежать этой ответственности, так как ощущает недоверительное отношение к свой персоне. Если вдруг мне что-то не удастся, меня «заклюют» одноклассники, думает «троечник».
Любые стереотипы оказывают влияние на восприятие именно тогда, когда мы мало знаем о человеке. По мере знакомства, оценка ученика становится все более индивидуализированной. Поэтому, большое значение на хореографическом отделение имеют индивидуальные занятия, работа с малым составом от 2-х до 4-х человек. При индивидуальной работе мы видим, как ребёнок искренне раскрывается перед своим педагогом. Он начинает усерднее стараться, потому, что всё внимание на него и не за кем спрятаться. Отдельное обучение девочек и мальчиков, способствуют более глубокому раскрытию гендерных танцевальных способностей детей. [17,с. 101]
Эффективное педагогическое общение всегда направлено на формирование позитивной «Я-концепции личности», на развитие у учащегося уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале. Например, американский психолог Р.Розенталь, проводя эксперимент, выявил феномен, который получил название «эффект Пигмалиона» (античный миф о скульптуре, ожившей от силы любви). Суть эксперимента в том, что Р. Розенталь наугад выбрал из класса учеников и сказал учителю, что они очень способные дети. Учитель изменил свое отношение и восприятие этих учащихся. Через год обнаружилось, что эти ученики стали учиться лучше. Это свидетельствует о том, что Я – концепция зависит от социального окружения ребенка и особенностей отношения к нему в процессе педагогического общения.
Особая роль в процессе познания педагогом личности учащихся и общение с ним принадлежит эмпатии. Способность к сопереживанию, принятие человека со всеми его мыслями и чувствами, не только повышает адекватность восприятия «другого», но и ведет к установлению эффективных, положительных взаимоотношений с учащимися. Если вы видите напряжение в коллективе на начало урока, репетиции, задайте вопрос: «Как у вас дела в школе?». Дети начнут вам «выливать» свои проблемы и обстановка разредится. Шаг второй: пообещайте, что повторите с ними самые основные элементы танца (или другие ваши планы), что вы не будете их переутомлять. Потихонечку, с положительными и подбадривающими эмоциями начинайте урок, и вы увидите, как дети эмоционально расслабятся и начнут получать удовольствие от занятий хореографией. Мне приходилось начинать репетицию с уставшими, эмоционально выжитыми детьми, которые в конце репетиции уходили эмоционально заряженными, краснощёкими и удовлетворёнными своими достижениями в области хореографии.
В работе с «трудными» подростками проявление эмпатии имеет особое значение, так как многие из них испытывают настоящую нехватку сочувствия, сопереживания. Например, дети из неблагополучных семей дома испытывают недостаток любви, родительской заботы, придя в школу их тоже «клюют» со всех сторон. Отсюда развивается устойчивая жизненная позиция «Вы – плохие». Эта позиция порождает жизненное кредо «Жизнь других ничего не стоит», что приводит к агрессии, насилию других «плохих» людей.
Восприятие – очень сложный процесс. На процесс восприятия влияет много факторов. Есть факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:
-
Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений.
-
Наличие уже сформированных стереотипов.
-
Эффект «ореола». Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются. И наоборот.
-
Эффект «проецирования». Человек склонен логически предположить: «все люди подобны мне» или «другие противоположны мне».
-
«Эффект первичности». Первая услышанная или увиденная информация о человеке или событии, является очень существенной и мало забываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку.
-
Настроение воспринимающего и воспринимаемого человека.
-
Отсутствие желания выслушать воспринимаемого человека.
-
«Эффект последней информации». Последняя информация может перечеркнуть все прежнее мнение об этом человеке.
Еще одной причиной, влияющей на восприятие, являются проблемы ученика и проблемы учителя. Жизнь любого человека, в том числе и школьника, никогда не бывает полностью свободна от проблем. А процессы обучения и научения эффективны в беспроблемной зоне. Учителя часто воспринимают проблемы учеников на свой счет. Например, всем до боли знакомая ситуация: ученик пол урока спрашивает, сколько времени осталось до конца урока. Обычно учитель отрицательно воспринимает такое поведение ученика. Реакция учителя: «Дима, сколько бы там не осталось до звонка, тебя-то я спросить успею». Преподаватель хореографии: «Ольга, сколько бы там не осталось до конца репетиции, ты мне комбинацию верёвочки успеешь сдать». Здесь мы видим закрепление позиции ученика «Ты – плохой» . Раздражение учителя и осадок оттого, что ученику на уроке не интересно является стереотипом восприятия учащегося преподавателем. А ведь истинная причина может быть в том, что после этого урока контрольная работа и лучше бы этот урок длился вечно; или ребенку родители обещали что-то купить и он с нетерпением ждет окончания всех уроков.
Этот пример подтверждает то, что учителям надо научиться проблемы учеников (их родителей) не принимать за свою проблему. Это позволит учителю быть более спокойным, сдержанным и адекватно воспринимать ситуацию.
Пример из моей педагогической практики. У меня есть ученица, ребенок, не умеющий за себя постоять, во всех ее проблемах участвует мама. Мама старается защитить своего ребенка от всех детей во дворе и т.п. У ребенка нет друзей. Однажды я ее нечаянно закрыла в кабинете и мы всем классом ушли на репетицию. Когда я закрывала кабинет ключом, она безропотно сидела на стуле возле шкафа, за которым я ее и не увидела. А когда мы возвратились с ребятами в класс, родительница в порыве гнева и безысходности, что вот тут она не успела помочь ребенку, выплескивает свои эмоции на меня. Что я плохой, бесчувственный педагог и т.д. Я сдержанно провела беседу с мамой, успокаивая ее, что я понимаю ее душевное негодование ситуацией. Провела беседу с ребенком о том, что в жизни надо за себя бороться, а не молча сидеть на стуле. Обратила внимание мамы на то, что ребенка надо учить отстаивать себя, так как мама не всегда будет рядом. Она ушла домой раздраженная. Я весь день была в шоке, а ведь это не моя проблема, а проблема воспитания родителей. На следующий день, успокоившись и проанализировав ситуацию, родительница извинилась передо мной.
Признание учителем всех особенностей восприятия, можно скорректировать поведение свое и ученика, управлять ситуацией в конструктивном плане. [1 ,с. 187; 2, с. 215; 4, с. 283; 12, с. 252; 13,с. 302; 14, с. 174]
Педагогическая профессия предъявляет целый ряд специфических требований к учителю: умение руководить, учить, воспитывать, умение слушать, анализировать, обладать широким кругозором, владеть речевой культурой, высокой степенью саморегуляции и т.д.
Но именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
А как же их любить всех, когда они очень часто обижают, раздражают, не слушаются учителя. Подростки хамски себя ведут. На одно замечание учителя у них буря отрицательных эмоций.
Во-первых, надо вспомнить, что учитель – это тот человек, который помогает детям развиваться не только интеллектуально, а гармонично впитывать весь положительный опыт, накопленный поколениями.
Как родители учат детей говорить, ходить, так учителя должны не обижаться на реплики подростков, а выслушать их и научить выражать свои эмоции в культурной форме. Ведь каждый из педагогов знает особенности (в данном случае) подросткового возраста. А дети не знают об особенностях своих психических процессов, они просто выплескивают свои эмоции. Наша задача не принимать их эмоции, а помочь с ними справится.
Обратим внимание на то, что дети постоянно находятся в стрессовом состоянии. Родители и учителя выдвигают кучу требований, эти бесконечные самостоятельные, контрольные, концерты, а ещё и отношения между самими детьми играют огромную роль в жизни ребёнка. Например, дети поссорились в раздевалке, а приходят домой говорят, что больше не желают посещать занятия хореографией.
И вот к нам, преподавателям дополнительного образования, приходят уставшие, агрессивные, плаксивые дети и первоочередная наша задача снять напряжение и подарить детям наибольшее количество положительных эмоций, от соприкосновения с прекрасным миром искусства. В течение урока искать у каждого ребёнка достижения, за которые его можно похвалить, подбадривать, чаще говорить «Молодцы!».
Если возник конфликт, примените технику смягчения конфликта: не расширяйте зону конфликта. Ведь конфликт обычно разгорается вокруг какой-то конкретной ситуации, поступка. Если конфликт возник, лучше остаться в рамках спорной проблемы и не переносить не на что другое. Например, учитель делает ученику замечание: «Ты не убрал костюм, оставил его валяться на полу». Ученик отвечает, что он сделал это случайно и больше не будет. Следующая реплика учителя как раз и демонстрирует нарушение данного правила: «Ну, конечно, ты больше не будешь, ты всегда все разбрасываешь! Да еще по коридору носишься, и по перилам катаешься». Конфликт с частного случая переносится на все поведение.
Как бы ни сложился урок в эмоциональном плане, обязательно надо закончить его на положительных эмоциях. Чтобы ребёнку захотелось придти к Вам и завтра.
Уважаемые коллеги, желаю вам оставаться спокойными, сдержанными и не принимать чужие проблемы на свой счёт.
Список литературы
-
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком, М., 1996 г.
-
Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков, М., 1972 г.
-
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры Спб., 1992 г.
-
Выгодский Л.С. Педагогическая психология М., 1976 г.
-
Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении М., 1987 г.
-
Коломинский Я.Л., Реан А.А. Социальная педагогическая психология Спб., 1999 г.
-
Каптерев П.Ф. История русской педагогики Спб., 1999 г.
-
Крупенин А.Л., Крохин И.М. Эффективный учитель Ростов-на-Дону, 1995 г.
-
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников М., 1976 г.
-
Маркова А.К. Психология труда учителя М., 1993 г.
-
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал М., 1994 г.
-
Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология М., 1981 г.
-
Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: «Путь к успеху» М., 1982 г.
-
Реан А.А. Психология педагогической деятельности Ижевск, 1994 г.
-
Реан А.А., Бордовская Н., Разум С. Психология и педагогика Питер, 2006
-
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология Ростов-на-Дону, 2006 г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Левченко Олег Николаевич
→ Публикатор 12.09.2022 0 588 68 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы