Статья "Музыкальное воспитание детей с аутизмом"
Мантрова Ирина Юрьевна,
концертмейстер, канд. пед. наук
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ
Музыкальное воспитание детей с расстройством аутистического спектра (РАС) осуществляется на систематических занятиях музыкой, организованных в учреждениях дополнительного образования. Занятия позволяют не только разнообразить досуг обучающихся, но в значительной мере реализуют развивающий и коррекционный потенциал музыкального искусства, активизируют творческую деятельность детей, способствуют их социализации.
Детей с аутизмом отличает снижение способности к коммуникации и приобретению социальных навыков. Обычны сложности в выражении ребенком своих эмоциональных состояний и понимании им состояния других людей, связи происходящих событий, в построении целостной картины мира, присутствует фрагментарность в восприятии и понимании происходящего. Такие дети испытывают трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, они имеют установку на сохранение постоянства в окружающем и проявляют стереотипность в поведении. В отношениях с людьми проявляется социальная незрелость, наивность. У них нарушено становление эмоционально-волевой сферы, когнитивное и личностное развитие, затруднено формирование коммуникативной функции речи. Независимо от времени появления речи и уровня ее развития, аутичный ребенок не использует речь как средство общения.
Первоочередной задачей педагога является установление положительного эмоционального контакта с такими детьми, умение заинтересовать, ненавязчиво вовлечь во взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Важно поддерживать успешность действий ребенка в ориентировочно-исследовательской деятельности, ценить сильные стороны его личности и вызывать к нему симпатию своим отношением. Положительно характеризовать процесс обучения, находя в действиях ученика новые признаки продвижения вперед. Педагог должен учитывать повышенную чувствительность, ранимость, специфические страхи аутичного ребенка.
Музыкальное искусство обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на становление личности и играет значительную роль в процессе обучения и воспитания «особых» детей. Через музыкальное искусство ребенок осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в музыкальных произведениях.
Проведение занятий опирается на педагогическую импровизацию и вариативный подход к использованию музыкального материала и творческих заданий, основанные на обратной связи с ребенком, оценке его реакции. Воспринимаемая музыка способна изменить настроение и поведение ребенка – от апатии до бурной деятельности, она может как стимулировать, так и подавлять активность. Музыкальный материал подбирается не по возрасту детей, а с учетом их актуального развития.
Занятия предполагают сочетание разнообразных видов музыкальной деятельности. Сюда входят слушание музыки, вокальные упражнения и пение, инсценирование попевок, логоритмические и коммуниктивные игры, задания на координацию в пространстве, музыкально-ритмические движения, элементы танцев и хороводы, игра на музыкальных инструментах. Каждое занятие обязательно начинается музыкальным приветствием и заканчивается музыкальным прощанием, а также включает в себя релаксационные упражнения. В процессе овладения этими видами деятельности создаются благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах ребенка, а также для формирования предпосылок развития его творческой активности и музыкальных способностей.
Музыка влияет на эмоциональную сферу ребенка, выполняя релаксационную, регулирующую функции. Исследования показывают, что ребенок - аутист, "входящий" в мир музыки, качественно меняется в своем развитии. На время общения с музыкой он уходит от травмирующих его ситуаций, тревожности, страхов. Взаимодействие с музыкой помогает ребенку очиститься от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений, вступить на новый путь отношений с окружающим миром.
Музыка служит своеобразным средством коммуникации между ребенком и средой. Песня, помогающая матери установить эмоциональный контакт с младенцем, способствует и установлению контакта с аутичным ребенком, который по своему эмоциональному возрасту часто оказывается близким к младенцу.
Вместе с педагогом дети, у которых диагностируют аутизм, выполняют различные движения под ритмическую музыку. Такие движения развивают чувство ритма и концентрацию внимания, а также стимулируют подвижность, улучшают физическое состояние. Во время танца ребенок учится взаимодействовать с партнером, ощущать его поддержку или, наоборот, помогать ему. В этот момент включаются и начинают гармонично взаимодействовать все психические сферы, участвующие в организации поведения человека (воля, эмоции, интеллект). Это способствует разрешению многих проблем – как двигательных, так и эмоциональных, познавательных, социальных.
Двигаясь вместе с ребенком под музыку, при этом держа его за руку, можно наладить непосредственную физическую коммуникацию. Слегка надавливая на кисть ребенка, или расслабляя сжатие, таким образом можно с ним «разговаривать» побуждая его к действию. Движения рук педагога усиливают воздействие музыки, его руки могут быть настойчивыми, заботливыми, сопротивляющимися, пассивными или напротив, направляющими. Они должны помочь ребенку следить за музыкой или побудить к действию без помощи слов.
На занятиях происходит установление и закрепление контакта между человеком с аутизмом и педагогом, который со временем переходит в категорию доверительного. Например, ребенок с аутизмом смотрит в глаза своему педагогу по музыке, здоровается с ним за руку, отвечает улыбкой на улыбку, улыбается при встрече и другие проявления.
Обязательным условием развития детей с РАС выступает взаимодействие с другими детьми в малых группах (до 7 человек), которое способствует формированию социальных навыков. Дети, решая в группах общие задачи, учатся общаться друг с другом, согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках сверстников, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.
Окружающая обстановка играет огромную роль при организации музыкального занятия с детьми. Любая перемена в обстановке может вызвать панику, раздражение или же заставит ребенка уйти в себя. Поэтому нужно сохранять, в целом, ту обстановку, к которой ребенок привык. Также желательно использование стереотипов, которыми могут выступать знакомое ребенку слово, ритм, пение, прибаутка, картинка, вещь, стихотворение.
Восприятие звука – это основа для налаживания музыкальных взаимоотношений между таинственным миром ребенка-аутиста и действительностью, в которой он живет. В роли посредника этого взаимодействия выступает музыкальный инструмент. Для ребенка с аутизмом звук более понятен и очевиден, если он может видеть источник этого звука и движение, вызывающее его.
Педагог дает детям возможность играть на различных музыкальных инструментах. Занятия такого вида развивают любознательность, мелкую моторику и учат групповому взаимодействию. Посредством издаваемых музыкальными инструментами звуков ребенок выражает свое эмоциональное состояние. Он видит, что его понимают, растет осознанность музыкальных и межличностных взаимоотношений.
Знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них способствует развитию сосредоточенности, памяти; формированию волевых качеств: выдержки, усидчивости, а также развитию мелкой моторики.
В процессе занятий используются следующие музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан, трещетки, маракасы, колокольчики, треугольник, дудочка, тарелки, треугольник, губная гармошка, гитара, синтезатор, деревянные коробочки, ксилофоны и металлофоны. При игре на музыкальном инструменте развиваются перцептивные и двигательные взаимоотношения, что приводит к контролю над скоростью, слой и амплитудой движения. Музыкальные инструменты становятся средством самовыражения. Игра на музыкальном инструменте заменяет стереотипии, характерные для аутизма, когда предмет бессмысленно вертят в руках, и побуждает ребенка к осознанному прикосновению к инструменту с целью извлечь звук.
На первом этапе нужно предоставить ребенку возможность использовать инструменты и свой голос так, как ему хочется, даже если он использует необычные способы звукоизвлечения. На следующих этапах работы с детьми используются графические обозначения для различных инструментов и составляются простейшие партитуры, в которых обозначена последовательность игры инструментов. После того, как дети хорошо освоят ритмы, можно переходить к исполнению на инструментах небольших попевок, пьес по схематической партитуре, в которой при помощи условных изображений отображается ритм и длительность звучания, последовательность игры каждого инструмента в ансамбле. Это позволяет регулировать уровень активности ребенка, интенсивность стимуляции, избегая переутомления и перевозбуждения ребенка.
Музыка или звук способны спровоцировать вербальную реакцию или отдельную вокализацию, которая может оказаться зачатком речевого высказывания, что в дальнейшем вызовет стремление к общению. Известно, что у человека, который слушает звучание поющего хора, голосовые связки начинают непроизвольно колебаться, слушатель как бы «подпевает» хору, его организм сам настраивается на пение. Именно на музыкальных занятиях чаще всего можно услышать первые слова прежде не говорившего ребёнка.
Работа с аутичными детьми включает пение и вокализацию, что способствует нормализации дыхания, формированию тембра и силы голоса и развитию мелодического слуха. Для занятий подбираются песни с простыми словами, припевы которых содержат звукоподражания, слоги или просто гласные звуки. При этом важно, чтобы песня была не только доступной, но и интересной. Если ребенок проявляет повышенный интерес к определенной теме, то нужно включить в репертуар песню на эту тему. Слова припева можно заменить на слоги – подходящие звукоподражания или же просто: "ля-ля-ля".
В связи с тем, что в группе могут обучаться неговорящие дети, в репертуар включаются обязательно песни, сопровождаемые движениями. И поэтому неговорящий ребенок всегда находится в ситуации успеха.
Целью вводного занятия является установление эмоционально-доверительного контакта ребенка и педагога. При этом исключается какое – либо давление или нажим, избегаются неприятные для ребенка ситуации.
На данном этапе ребенку включается тихая, спокойная, плавная, мелодичная музыку. Она способствует снижению тревожности, страха на начальном этапе общения с ребенком. Всем детям предоставляется свобода в действии. Они могут трогать музыкальные инструменты и другие предметы, стоящие в комнате. В процесс их познания лучше не вмешиваться, наблюдать со стороны.
На начальных этапах работы в музыкальном зале можно взаимодействовать с ребенком (покружиться, покатать мяч друг другу и др.) под музыку, включить ребенка в действия на основе имеющихся стереотипов. Например, если ребенку нравится наблюдать за крутящимся мячом, то педагог целенаправленно организует этот вид деятельности.
Слушание музыки способствует расширению кругозора, словарного запаса, развитию музыкального слуха. Ребенку предлагается прослушать музыкальное произведение или его отрывок. Особую роль играет повторное слушание. Частое повторение произведений облегчает детям запоминание, дает возможность полюбить музыку.
Активность восприятия воспитывается также путем привлечения внимания к характеру наиболее контрастных музыкальных произведений. Различный характер музыки дети демонстрируют движениями рук: на веселую, плясовую мелодию — руки "танцуют", на спокойную мелодию — руки "прячутся" за спину. Педагог вносит определенные пояснения, направленные на раскрытие содержания произведения. Например, "Наша кукла пляшет весело, и музыка веселая, плясовая".
Подбор музыкального репертуара требует особого индивидуального подхода, т.к. реакции аутичного ребенка на музыку, которую он слушает, непредсказуемы – страх, отстраненность, радостное возбуждение или равнодушие. Одни предпочитают живую музыку в исполнении педагога, другим в исполнении педагога, другим нравятся фонограммы.
Коммуникативная игра представляет собой детскую песенку-приветствие, в которой звучат различные инструкции, под которые ребенок выполняет то или иное действие. Данный вид задания не предполагает от ребенка вербальной активности. Педагог, взаимодействуя с аутичным ребенком, проводит работу по обучению действиям по подражанию, развитию координации движений, формированию чувства ритма и пополнению пассивного словаря ребенка.
Это игры-диалоги с элементами логоритмики, упражнения с предметами, сюда можно отнести также пение с жестовым показом и инсценированные попевки, которые способствуют коммуникации, побуждают детей двигаться в едином ритме. Это и музыкально-ритмические игры (игры-диалоги) для сенсорной стимуляции, которые переходят в игры для развития речи.
Упражнения на координацию в пространстве включают в себя развитие имитационных способностей (умения подражать), стимулирование к выполнению инструкций, овладение двигательными действиями (ползание, ходьба, бег, прыжки) и их осознание (например, "я ползу", "я марширую", "я бегу").
Следующим этапом становится обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения, а также через пение с жестами. Оно способствует развитию внимания, двигательной реакции. Двигательные упражнения помогают выполнять движения в пространстве, управлять своим телом, регулировать мышечный тонус. Такие упражнения используются с целью налаживания психофизиологического состояния ребенка в плане привлечения его к действию. Музыкальный материал: марши, русские народные мелодии, детские песенки. Используются упражнения для рук; хлопки в ладоши, по коленям, стучим кулачками, топаем ногами, бегаем пальчиками; упражнения с погремушками, игрушками. Выполнять движения следует в соответствии с ритмом и динамикой музыки. Важным условием проведения музыкально-ритмических упражнений является чередование плавных, спокойных и энергичных движений. Это необходимо для того, чтобы дети не переутомлялись.
Танцы и хороводы рекомендуется использовать в основном народные и выбрать такие, чтобы не возбуждали слишком сильно детей. Ребята учатся останавливаться и замолкать, когда прекращалась музыка, и начинать снова, когда она начиналась. Они повторяют движения, соответствующие словам, побуждающим к действию: "подними руку", "хлопни в ладоши", "топни ногой".
Выполнение танцевальных движений требует умения ребенка ориентироваться в пространстве. С этой целью используются следующие карточки (фото): встать в круг, взяться в кругу за руки, встать в линию, встать парами, ноги вместе, руки на поясе, ноги врозь, руки на поясе, идем по кругу вправо, влево по стрелочке.
Введение танцевальных элементов и хороводных игр «нагружает» ребенка движением, восприятием музыки и положительными эмоциями, позволяет включать и развивать зрительный, слуховой и тактильный каналы, выстраивая их для адекватной связи с окружающим миром. Обладая ярким рисунком и простым, четким и однообразным ритмом, т.е. четкой пространственной и временной организацией, фольклорная музыка и танцы притягивают аутичного ребенка, заражают своей жизнеутверждающей силой и свободой движений, дают возможность получить огромный положительный эмоциональный заряд. Для аутичных детей, внутренний контроль у которых развит очень слабо, четко выстроенный ритм и пространство фольклорного танца создает внешнюю опору, концентрирует внимание, способствует обретению спокойствия и уверенности.
Итогом всей коррекционно-развивающей и обучающей работы музыкального руководителя является взаимодействие ребенка с РАС со своими сверстниками: игра на детских музыкальных инструментах в ансамбле; танцы в парах, хороводе; участие в музыкальных играх, праздниках, развлечениях. Завершающее занятие можно провести в форме концерта.
Итак, музыкальное воспитание способствует развитию личности аутичного ребенка и содействует его социальной адаптации через погружение в мир музыки, творческое самовыражение и совместную музыкальную деятельность.
ЛИТЕРАТУРА
-
Алвин Д., Уорик Э. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. - М.: Теревинф, 2004
-
Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Никольская О.С., Аутичный ребенок. Пути помощи. М., Теревинф, 2014
-
Захарова И.Ю. Танцы как метод лечебного воздействия // В сб.: «Особый ребёнок», вып.4. - М., 2001
-
Иванов Е.С., Демьянчук Л.Н., Демьянчук Р.В. Детский аутизм: Диагностика и коррекция. – СПб.: Дидактика Плюс, 2004 Инклюзивный детский сад. М: 2009
-
Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге. М: Теревинф, 2010
-
Кокина А. Прикладной анализ поведения как метод обучения детей с аутизмом – М, 2005
-
Коэн Ш. Как жить с аутизмом? М: Институт общегуманитарных исследований, 2008
-
Лебединская К. С., Никольская О. С., Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. — М., 1989.
-
Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб., 2005.
-
Никольская, О.С., Баенская, Е.Р., Либлинг, М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2000. – (Особый ребенок).
-
Питерс Т. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. –Москва: Владос, 2003
На странице приведен фрагмент.
Автор: Мантрова Ирина Юрьевна
→ Публикатор 19.09.2022 0 2029 92 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.