Конспект урока "Репетиция как основная форма музыкально-творческой работы ансамблевого коллектива"
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств рабочего посёлка Белореченский»
План – конспект открытого урока
Тема «Репетиция как основная форма музыкально-творческой работы ансамблевого коллектива»
Предмет: Ансамбль русских народных инструментов
Составитель: преподаватель
Юдина Ольга Владимировна
2022
План-конспект открытого урока
по предмету «Ансамбль русских народных инструментов»
Дата: 25.10.2022 г. Продолжительность 45 минут
Ф.И.О. преподавателя: Юдина Ольга Владимировна
Тема урока: «Репетиция как основная форма музыкально-творческой работы ансамблевого коллектива»
Цель урока: Показать репетиционную работу оркестра по методике В.С.Чунина.
Задачи урока:
1. Обучающие:
-
обучение умению слышать и понимать музыкальное произведение – его форму – основную тему, подголоски, вариации, исполняемые как всем ансамблем, так и отдельными группами;
-
научить понимать дирижёрские жесты;
-
обучение эмоциональному исполнению репертуара, умению передавать образно-эмоциональный настрой музыкального произведения.
2. Развивающие:
-
развитие музыкального слуха и чувства ритма;
-
развитие памяти и внимания.
-
развитие чувства ансамбля
3. Воспитывающие:
-
привитие интереса и любви к музыкальному искусству;
-
воспитание собранности и дисциплины;
-
развитие коммуникативных способностей учащихся.
Применение методики обучения:
Для работы с Ансамблем русских народных инструментов применяется методика В. С. Чунина
Форма урока: групповая
Репертуарный план урока:
- Е. Дербенко - Весёлое интермеццо
- И. Цветков – Интермеццо
Оборудование:
- Музыкальные инструменты (балалайки – прима, секунда, альт; баян; фортепиано; ударные инструменты)
- 8 стульев
- Пюпитры для нот
- Подставки для ноги
План урока
- вступительная часть (приветствие, вступительное слово для присутствующих)
- основная часть (практическая работа над репертуаром)
- заключение (подведение итогов)
Ход урока:
Вступительная часть
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы с участниками ансамбля русских народных инструментов проводим открытый урок по теме «Репетиция как основная форма музыкально-творческой работы ансамблевого коллектива». В составе ансамбля 6 учащихся и два концертмейстера.
Цель урока – Показать репетиционную работу оркестра по методике В.С.Чунина.
В процессе урока нам предстоит решать такие задачи как обучение умению слышать и понимать музыкальное произведение – его форму – основную тему, подголоски, вариации, исполняемые как всем ансамблем, так и отдельными группами; эмоциональному исполнению репертуара, умению передавать образно-эмоциональный настрой музыкального произведения; развитие музыкального слуха, чувства ритма, памяти, внимания и чувства ансамбля; воспитание собранности и дисциплины; развитие коммуникативных способностей учащихся и, конечно же, привитие интереса и любви к музыкальному искусству.
Репетиция в ансамбле или оркестре является основной формой работы коллектива. Репетиции подразделяются на несколько видов.
Первый вид начальный – где идёт разучивание текста, проводится работа с метроритмом, синхронностью игровых движений, приёмов игры, освоение на начальном этапе динамики, формирования мотивов, фраз, качества звука.
Второй вид репетиционной работы закрепляющий – проходит закрепление, «отрабатывание» ранее полученных навыков. Также проводится более углублённая работа по фразировке, качеству звука, динамическому плану. Выстраивается баланс звука всего коллектива. Работа идёт над цельностью исполнения, музыкальным образом.
Третий вид – это генеральные репетиции, которые чаще всего проходят перед концертными выступлениями. Проводятся репетиции в зале, в полном составе, где исполняются готовые произведения. Здесь уже ставится минимум задач в работе над пьесами - это цельность исполнения, баланс звука, выбор оптимального темпа. Также такие репетиции позволяют участникам коллектива адаптироваться к условиям зала, формируют навык слышать себя и других участников, позволяют психологически настроиться к исполнению в концертном зале.
Сегодня мы покажем два вида репетиционной работы: начальный этап – разучивание и второй этап – закрепление навыков на готовом произведении. Начнём мы с произведения Евгения Дербенко «Весёлое интермеццо». Это произведение только недавно взято коллективом в работу. Частично разобран текст.
Основная часть
Сегодня мы работаем над Вступлением, 1 и 2 цифрой. Пожалуйста, Вступление. Напоминаю, тональность Ми мажор. Задача проиграть текст ритмически точно в медленном темпе.
Проигрывается полным составом вступление в медленном темпе. В ходе работы активизируется внимание на смене ритма в 5 такте, синхронностью направления ударов у балалаек примы, секунды, альта. Отрабатывается акцент в 7 такте.
Первая цифра – послушаем голосоведение. Прошу сыграть аккомпанирующую группу – балалайка секунда и альт. Задача - без ошибок, ритмически точно сыграть текст. Параллельно прослушаем чистоту гармонического звучания. Это очень важный момент, так как в партитуре бывают неточности и опечатки, так же неточности могут появиться в результате переписывания нот. На начальном этапе обязательно необходимо устранить неточности, чтобы текст заучивался правильно.
Аккомпанирующая группа исполняет первую цифру. При необходимости повторяем нужное количество раз.
Далее проигрывается текст с добавлением ударной группы. Задача - ритмически точно исполнить первую цифру. При необходимости повторяем.
Теперь послушаем главную тему. Главная тема проходит у фортепиано. Пожалуйста, фортепиано, сыграйте свою партию.
Концертмейстер исполняет главную тему.
Главную тему необходимо знать, и слышать её в общем звучании. Все голоса подчиняются ведущему голосу. Теперь соединим тему и аккомпанемент. Аккомпанирующая группа, вам необходимо украсить главную тему. По звукоизвлечению удары должны быть лёгкие, чтобы не перекрыть звучание основного голоса. Какой нюанс стоит в первой цифре у аккомпанемента? (меццо форте) Что такое меццо форте? (Учащиеся отвечают).
Проигрывается первая цифра – главная тема и аккомпанемент. При необходимости повторяем нужное количество раз.
Давайте теперь послушаем подголоски. Исполняет баян и балалайки примы. Задача сыграть грамотно, ритмически точно текст. Баяну проиграть чётко удары по клавиатуре и с 5 такта балалайкам и баяну провести хорошее легато.
Проигрывают первую цифру баян и балалайки примы. В ходе работы активизирую внимание на динамическом плане. При необходимости повторяем нужное количество раз.
Далее, соединяются все голоса. Проигрывается первая цифра всем составом. Основной задачей является чистый текст, точный ритм, баланс звука.
Вторая цифра – начинаем работу с ритмической группы. Исполняет аккомпанирующая группа – балалайка секунда, альт, ударные инструменты. Задача - сыграть текст без ошибок, ритмически точно в медленном темпе.
Проигрывание аккомпанирующей группой второй цифры. При необходимости повторяем нужное количество раз.
Балалайки примы, у вас во второй цифре сложный ритмический рисунок. Предлагаю проиграть данную цифру только вашей группой. Задача – исполнить текст ритмически точно с правильным направлением ударов. Движения должны быть абсолютно синхронные.
Проигрывание балалаечной группой второй цифры. При необходимости повторяем нужное количество раз.
Далее у нас подключается тема у фортепиано и «педаль» у баяна. Фортепиано, сыграйте, пожалуйста основную тему.
Концертмейстер исполняет главную тему.
Во второй цифре достаточно плотный ритмический рисунок. Очень важно не заглушить звуком главную тему. В связи с этим, необходимо всей балалаечной группе удары играть тише и мягче. «Педаль» у баяна также необходимо по звуку играть тихо и аккуратно. Давайте, постараемся исполнить именно так.
Ансамбль исполняет вторую цифру. При необходимости повторяем нужное количество раз.
Далее предлагается соединить Вступление, первую и вторую цифру. В ходе работы активизируются ранее поставленные задачи. Ансамбль цельно исполняет Вступление, первую и вторую цифру. При необходимости повторяем нужное количество раз.
Благодарю за работу над первым произведением. В качестве минутки отдыха предлагаю послушать данное произведение в исполнении ансамбля русских народных инструментов, но в другой инструментовке.
Прослушивание музыкального файла
Приступаем к работе над произведением Игоря Цветкова «Интермеццо».
Прежде чем исполнить произведение цельно, мне бы хотелось заострить внимание на ключевых моментах и наших «слабых» местах.
Пожалуйста, возьмем два такта до второй цифры. Вопрос учащимся. Как исполняются два одинаковых мотива? Какой мотив ярче, какой тише? (Учащиеся отвечают).
В музыкальном построении одинаковые мотивы нельзя играть одинаково. Они обязательно должны отличаться по звуку.
Ансамбль исполняет вторую и третью цифру. В ходе работы активизируется внимание на интонационных моментах, фразировке, динамике. При необходимости повторяем нужное количество раз.
Хорошее интонирование является важным моментом в исполнении. Здесь мы можем обратиться к практике работы вокалиста. Они лучше всего передают интонацию, так как их инструмент – это голос. Инструменталистам необходимо учится интонировать на инструменте с помощью рук. Инструмент должен петь в ваших руках. Не должно быть «треска» или каких – либо других призвуков. В работе над интонированием нам помогут наши слуховые рецепторы, которые дают возможность проконтролировать качество звука. Нельзя играть формально – это мёртвая музыка, в ней нет жизни. В исполнение нужно вкладывать душу.
Предлагаю проиграть начало четвёртой цифры без тарелки. Здесь у нас находится кульминация. Что такое кульминация? Как исполняется кульминация? (Учащиеся отвечают).
Кульминация самое яркое, эмоционально напряженное место в произведении, исполняется громко, насыщенно. В оркестре или ансамбле звучит «тутти». Что такое «тутти»? (Учащиеся отвечают).
«Тутти» в переводе означает «все вместе».
Ансамбль исполняет начало четвёртой цифры. При необходимости повторяем нужное количество раз.
Теперь повторим окончание. Исполним последние четыре такта. Нам необходимо сделать хорошее диминуэндо. Какой нюанс стоит вначале? (Учащиеся отвечают) А какой нюанс стоит на последней ноте? (Учащиеся отвечают). Давайте, сделаем.
Ансамбль исполняет последние четыре такта, при необходимости повторяем нужное количество раз.
Далее предлагается исполнить произведение цельно всем составом ансамбля, от начала до конца.
При необходимости активизируется внимание на фразировке, качестве звука, динамике.
На этой «музыкальной ноте» мне бы хотелось завершить наш открытый урок.
Учащихся и концертмейстеров благодарю за работу. Домашнее задание балалайкам примам – дома проигрывать партии в медленном темпе, следить за ритмом и качеством звука.
Всем спасибо! До новых встреч!
На странице приведен фрагмент.
Автор: Юдина Ольга Владимировна
→ Публикатор 27.10.2022 0 690 76 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы