Доклад "Проблемы развития вокально-технических навыков у учащихся Детской школы искусств"


Иркутская область Усольский район

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств рабочего посёлка Белореченский»


 


 


 


 


 


 

ДОКЛАД

на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ»


 


 


 


 

выполнила преподаватель

МБУДО «ДШИ р.п. Белореченский»

Дорохова Ольга Иннокентьевна


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2022 год

ПЛАН


 


 

  1. Вступление

  2. Причины неправильного интонирования у детей на начальном этапе обучения.

  3. Методика и приёмы работы с учащимися слабо интонирующими и не интонирующими – «гудошниками».

  4. Заключение

  5. Литература:

    1. Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», М., издательство «Прометей», 1992г.

    2. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства», издательство «Феникс», 2006г.

    3. Огрошнова П.В. «Применение фонопедического метода развития голоса (ФМРГ) В.В. Емельянова на занятиях вокалом», методическая разработка.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Процесс работы над постановкой голоса весьма сложный, длительный, требующий постоянных, систематических занятий.

В процессе работы формируются вокально-технические навыки, это:

  • певческое дыхание,

  • артикуляция,

  • звукообразование,

  • звуковедение.

Природа одарила всех по-разному, но практически все дети способны в той или иной мере овладеть певческими навыками. Каждый ребёнок требует индивидуального подхода. Один учащийся усваивает всё быстро, легко. Для достижения успеха другим - требуются значительные усилия, а третьи – требуют кропотливой, вдумчивой, системной работы. К этой категории относятся учащиеся с проблемами. И одна из таких проблем – не чистое интонирование, пение-«гудение» на одном звуке, поэтому таких детей и называют «гудошниками».

При поступлении в класс «Хорового пения» диагностика музыкальных данных у детей устанавливает диапазон голоса 1 – 2 звука. Передо мной встал вопрос - «Как решить эту проблему?»

Изучая данную тему, я обратилась к авторам методических пособий, рекомендаций, мастер-классов и т.п.

Одно из пособий, - книга Галины Павловны Стуловой (профессора, доктора педагогических наук) «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». В разделе «Причины голосовых затруднений «гудошников», автор пишет, что вначале надо понять причину затруднения, что во многих случаях это происходит из-за низкого восприятия высотности звука. Ребёнок не умеет использовать голосовые регистры: «грудной» - это низкое звучание голоса, «фальцетный» - высокое звучание. У ребёнка ещё не сформировался голосовой аппарат и гортань, где происходит звукорождение, и он не может совершать свою функцию в полной мере.

В работе на первоначальном этапе с голосом учащегося – определяю его примарные звуки – где ребёнок поёт без напряжения, легко, – допустим, си бемоль – ре1. Я прошу спеть на октаву выше – пропищать. Этим самым он учится переключаться с грудного на фальцетный режим звукоизвлечения. Это очень эффективный приём. Ребёнок понимает, что можно петь не только низкие – грубые, глухие звуки, но и яркие, высокие.

Из статьи я получила подтверждение в правильности выбора тренировочных упражнений, которые использую в своей практике.

Вокальные упражнения с «гудошником» петь на гласные «а-о-у», потому что артикуляционно они более лёгкие, - достаточно открыть рот и слегка менять положение губ, а произношение «и-э-у» осуществляется за счёт перемещения челюсти, губ, языка. И вот уже при настройке голосового аппарата мы работаем и над артикуляцией (приложение 1).

Упражнение.

Многократное повторение – интонирование примарного звука до точного, чистого звучания, затем на слоги – «ля-ле-лю», на слово «у-ра», «я по-ю», затем постепенный подъём голоса по полутонам вверх (если есть успех в пределах терции, кварты). Дети очень любят петь со мной по партиям попевку «Кукушка»:

Преподаватель: «Ты, кукушка, где бывала? Что давно не куковала?»

Дети: «Ку-Ку» (в пределах терции).

Если ребёнок после нескольких занятий проинтонировал вверх или вниз от примарного звука чисто – это уже успех!

Изучая методическую разработку по теме «Новые возможности в методике обучения не поющих детей» автора Светланы Митиной (профессиональный музыкант с многолетним стажем, выпускница училища им. Гнесиных и Московской консерватории), а именно, её методику и элементы практических занятий с не поющими детьми, я постаралась адаптировать в работе со своими учащимися.

Одна из причин не поющих детей – психологическая.

На первоначальном этапе я определяю психотип ребёнка (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), особенности гиперактивных и пассивных детей.

Также, очень важно, как можно больше собрать информации о ребёнке в беседе с родителями, самим учащимся (что любит или не любит ребёнок, чем увлекается и т.п.). Важно уметь расположить к себе учащегося.

Пример.

Учащаяся 4 класса, Ульяна П., при поступлении в школу искусств интонировала всего 2 звука (ре1 –ми1). По характеру неуравновешенна, быстро устаёт, рассеянное внимание; при малейших неудачах в работе – слёзы. Но я узнала, что Ульяна любит рисовать. При подборе упражнений, попевок, песенок старалась выбирать мелодии весёлые по характеру. Мы рисовали с красочными иллюстрациями наши песенки «Котик», «Белочка» и т.д.

Очень сложно учащаяся осваивает вокальную технику, но диапазон голоса в третьем классе вырос и достиг объёма сим-до2. Это очень хороший показатель для категории «гудошника».

Для себя я уяснила, что существует «постулат преподавателя»: не ждать, когда дети примут правила вашей игры; они живут в своём сказочном, «придуманном» мире, мире воображения. И мы должны принять это терпеливо и доброжелательно, и положительный результат не заставит себя ждать.

Ещё один методический источник, к которому я обращаюсь при возникновении проблемных вопросов и, в частности работы с «гудошниками» - Учебное пособие для преподавателей «Методика обучения сольному пению» (1987г).

Это учебник или учебное пособие, где освещены все разделы вокального обучения, в том числе, схемы, рисунки, нотное приложение с пояснениями. Из рекомендательного списка музыкальной литературы для работы с «гудошниками» я взяла упражнения и вокализы М.И. Глинки – основателя русской вокальной школы – для усовершенствования голоса с методическими к ним пояснениями. «Для голосов слабых и не развитых» (пишет М.И. Глинка) упражнения в размере нескольких тонов – «мало-помалу», т.е. постепенное развитие диапазона поющего. Начиная с натуральных тонов, подъём голоса удобно отрабатывать в пределах терции.

18 упражнений и номеров, конечно, адаптирую для каждого учащегося индивидуально.

Важное и результативное значение в моей практике работы с детьми-«гудошниками» имеет метод показа. В раннем возрасте детям свойственно подражать. Но показ должен быть чистым, ярким, с соблюдением всех правил вокальной техники. Показ – повторение ребёнком фразы, интервала, куплета и т.д. Совместное повторение, пение с сопровождением инструмента, а также без инструмента - одновременно работает метод сравнения: чисто или не точно, хорошо или плохо (метод сравнительного анализа).

Это даёт хороший результат в работе по освоению вокальных и технических навыков слабо поющих детей.

Метод «мысленного» пения, т.е. пение «про себя».

Этот метод хорош, или даёт положительный результат в работе не только индивидуальной с учащимся, но и с хоровым коллективом.

Правильная рассадка поющих детей: 1 ряд - «гудошники»; 2 ряд – средне интонирующие; 3 ряд – чисто интонирующие.

Пропевание фраз, мелодии теми, кто чисто интонирует, а «гудошники» поют «про себя». Когда они поют «про себя», то внутренние мышцы речевого аппарата, дыхательные мышцы выполняют свою работу внутренне, активизируют слуховое внимание.

Или другой вариант, который я практиковала в своей работе с хором: ребят-«гудошников» рассаживала среди чисто, ярко поющих детей и результат получался отличный. Слыша рядом правильное пение, ребёнок-«гудошник», слушая, повторяет, старается подражать, а, значит, петь чисто мелодию.

При работе с слабо поющими детьми над техническими навыками дыхания, я обращаюсь к методическим рекомендациям А.С. Стрельниковой (приёмы, упражнения и т.п.).

Важную роль в развитии данной категории детей играет постановка технических навыков – это артикуляция. Как правило, «гудошники» не умеют открывать рот, не работает речевой аппарат, в который входят челюсть, язык, губы.

В начале урока, при подготовке к пению, я провожу артикуляционную зарядку – разминка челюсти, языка, губ, щёк – «Зарядка языка» (методическая игра).

  • «Вот зарядка языка» – «проткнуть» языком левую, правую щёки;

  • «Язык не ленись» – под верхнюю, нижнюю губу;

  • «Ротик открывайся» – широко открываем рот;

  • «Губы просыпайтесь» – «вибрато» губами;

  • «Язычок, покажись» – показать кончик языка «иголочкой», «лопаткой»;

  • «А зубы, то, зубы кусаются, а не улыбаются» – покусываем губы и улыбка открывает верхние зубы;

«Не сердитесь, не кусайтесь, вместе с нами улыбайтесь!»

После зарядки дети чувствуют себя более уверенно, раскованно, подъём в настроении и готовность работать дальше.

Из всего сказанного, можно сделать вывод, что процесс формирования вокально-технических навыков и устранение проблем в работе с детским голосом, - это единый педагогический процесс, комплексное развитие всех структур голосового аппарата. Правильное их взаимодействие формирует качество голоса.

Применяя опыт выше названных авторов, мною были достигнуты положительные результаты в работе с слабо интонирующими и не интонирующими учащимися.

Но этот вопрос требует постоянного и более глубокого изучения.


Полный текст материала Доклад "Проблемы развития вокально-технических навыков у учащихся Детской школы искусств" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дорохова Ольга Иннокентьевна  Публикатор
28.10.2022 0 677 87

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК