Доклад "Проблемы развития вокально-технических навыков у учащихся Детской школы искусств"
Иркутская область Усольский район
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств рабочего посёлка Белореченский»
ДОКЛАД
на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОКАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ»
выполнила преподаватель
МБУДО «ДШИ р.п. Белореченский»
Дорохова Ольга Иннокентьевна
2022 год
ПЛАН
-
Вступление
-
Причины неправильного интонирования у детей на начальном этапе обучения.
-
Методика и приёмы работы с учащимися слабо интонирующими и не интонирующими – «гудошниками».
-
Заключение
-
Литература:
-
Стулова Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», М., издательство «Прометей», 1992г.
-
Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства», издательство «Феникс», 2006г.
-
Огрошнова П.В. «Применение фонопедического метода развития голоса (ФМРГ) В.В. Емельянова на занятиях вокалом», методическая разработка.
-
Процесс работы над постановкой голоса весьма сложный, длительный, требующий постоянных, систематических занятий.
В процессе работы формируются вокально-технические навыки, это:
-
певческое дыхание,
-
артикуляция,
-
звукообразование,
-
звуковедение.
Природа одарила всех по-разному, но практически все дети способны в той или иной мере овладеть певческими навыками. Каждый ребёнок требует индивидуального подхода. Один учащийся усваивает всё быстро, легко. Для достижения успеха другим - требуются значительные усилия, а третьи – требуют кропотливой, вдумчивой, системной работы. К этой категории относятся учащиеся с проблемами. И одна из таких проблем – не чистое интонирование, пение-«гудение» на одном звуке, поэтому таких детей и называют «гудошниками».
При поступлении в класс «Хорового пения» диагностика музыкальных данных у детей устанавливает диапазон голоса 1 – 2 звука. Передо мной встал вопрос - «Как решить эту проблему?»
Изучая данную тему, я обратилась к авторам методических пособий, рекомендаций, мастер-классов и т.п.
Одно из пособий, - книга Галины Павловны Стуловой (профессора, доктора педагогических наук) «Развитие детского голоса в процессе обучения пению». В разделе «Причины голосовых затруднений «гудошников», автор пишет, что вначале надо понять причину затруднения, что во многих случаях это происходит из-за низкого восприятия высотности звука. Ребёнок не умеет использовать голосовые регистры: «грудной» - это низкое звучание голоса, «фальцетный» - высокое звучание. У ребёнка ещё не сформировался голосовой аппарат и гортань, где происходит звукорождение, и он не может совершать свою функцию в полной мере.
В работе на первоначальном этапе с голосом учащегося – определяю его примарные звуки – где ребёнок поёт без напряжения, легко, – допустим, си бемоль – ре1. Я прошу спеть на октаву выше – пропищать. Этим самым он учится переключаться с грудного на фальцетный режим звукоизвлечения. Это очень эффективный приём. Ребёнок понимает, что можно петь не только низкие – грубые, глухие звуки, но и яркие, высокие.
Из статьи я получила подтверждение в правильности выбора тренировочных упражнений, которые использую в своей практике.
Вокальные упражнения с «гудошником» петь на гласные «а-о-у», потому что артикуляционно они более лёгкие, - достаточно открыть рот и слегка менять положение губ, а произношение «и-э-у» осуществляется за счёт перемещения челюсти, губ, языка. И вот уже при настройке голосового аппарата мы работаем и над артикуляцией (приложение 1).
Упражнение.
Многократное повторение – интонирование примарного звука до точного, чистого звучания, затем на слоги – «ля-ле-лю», на слово «у-ра», «я по-ю», затем постепенный подъём голоса по полутонам вверх (если есть успех в пределах терции, кварты). Дети очень любят петь со мной по партиям попевку «Кукушка»:
Преподаватель: «Ты, кукушка, где бывала? Что давно не куковала?»
Дети: «Ку-Ку» (в пределах терции).
Если ребёнок после нескольких занятий проинтонировал вверх или вниз от примарного звука чисто – это уже успех!
Изучая методическую разработку по теме «Новые возможности в методике обучения не поющих детей» автора Светланы Митиной (профессиональный музыкант с многолетним стажем, выпускница училища им. Гнесиных и Московской консерватории), а именно, её методику и элементы практических занятий с не поющими детьми, я постаралась адаптировать в работе со своими учащимися.
Одна из причин не поющих детей – психологическая.
На первоначальном этапе я определяю психотип ребёнка (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик), особенности гиперактивных и пассивных детей.
Также, очень важно, как можно больше собрать информации о ребёнке в беседе с родителями, самим учащимся (что любит или не любит ребёнок, чем увлекается и т.п.). Важно уметь расположить к себе учащегося.
Пример.
Учащаяся 4 класса, Ульяна П., при поступлении в школу искусств интонировала всего 2 звука (ре1 –ми1). По характеру неуравновешенна, быстро устаёт, рассеянное внимание; при малейших неудачах в работе – слёзы. Но я узнала, что Ульяна любит рисовать. При подборе упражнений, попевок, песенок старалась выбирать мелодии весёлые по характеру. Мы рисовали с красочными иллюстрациями наши песенки «Котик», «Белочка» и т.д.
Очень сложно учащаяся осваивает вокальную технику, но диапазон голоса в третьем классе вырос и достиг объёма сим-до2. Это очень хороший показатель для категории «гудошника».
Для себя я уяснила, что существует «постулат преподавателя»: не ждать, когда дети примут правила вашей игры; они живут в своём сказочном, «придуманном» мире, мире воображения. И мы должны принять это терпеливо и доброжелательно, и положительный результат не заставит себя ждать.
Ещё один методический источник, к которому я обращаюсь при возникновении проблемных вопросов и, в частности работы с «гудошниками» - Учебное пособие для преподавателей «Методика обучения сольному пению» (1987г).
Это учебник или учебное пособие, где освещены все разделы вокального обучения, в том числе, схемы, рисунки, нотное приложение с пояснениями. Из рекомендательного списка музыкальной литературы для работы с «гудошниками» я взяла упражнения и вокализы М.И. Глинки – основателя русской вокальной школы – для усовершенствования голоса с методическими к ним пояснениями. «Для голосов слабых и не развитых» (пишет М.И. Глинка) упражнения в размере нескольких тонов – «мало-помалу», т.е. постепенное развитие диапазона поющего. Начиная с натуральных тонов, подъём голоса удобно отрабатывать в пределах терции.
18 упражнений и номеров, конечно, адаптирую для каждого учащегося индивидуально.
Важное и результативное значение в моей практике работы с детьми-«гудошниками» имеет метод показа. В раннем возрасте детям свойственно подражать. Но показ должен быть чистым, ярким, с соблюдением всех правил вокальной техники. Показ – повторение ребёнком фразы, интервала, куплета и т.д. Совместное повторение, пение с сопровождением инструмента, а также без инструмента - одновременно работает метод сравнения: чисто или не точно, хорошо или плохо (метод сравнительного анализа).
Это даёт хороший результат в работе по освоению вокальных и технических навыков слабо поющих детей.
Метод «мысленного» пения, т.е. пение «про себя».
Этот метод хорош, или даёт положительный результат в работе не только индивидуальной с учащимся, но и с хоровым коллективом.
Правильная рассадка поющих детей: 1 ряд - «гудошники»; 2 ряд – средне интонирующие; 3 ряд – чисто интонирующие.
Пропевание фраз, мелодии теми, кто чисто интонирует, а «гудошники» поют «про себя». Когда они поют «про себя», то внутренние мышцы речевого аппарата, дыхательные мышцы выполняют свою работу внутренне, активизируют слуховое внимание.
Или другой вариант, который я практиковала в своей работе с хором: ребят-«гудошников» рассаживала среди чисто, ярко поющих детей и результат получался отличный. Слыша рядом правильное пение, ребёнок-«гудошник», слушая, повторяет, старается подражать, а, значит, петь чисто мелодию.
При работе с слабо поющими детьми над техническими навыками дыхания, я обращаюсь к методическим рекомендациям А.С. Стрельниковой (приёмы, упражнения и т.п.).
Важную роль в развитии данной категории детей играет постановка технических навыков – это артикуляция. Как правило, «гудошники» не умеют открывать рот, не работает речевой аппарат, в который входят челюсть, язык, губы.
В начале урока, при подготовке к пению, я провожу артикуляционную зарядку – разминка челюсти, языка, губ, щёк – «Зарядка языка» (методическая игра).
-
«Вот зарядка языка» – «проткнуть» языком левую, правую щёки;
-
«Язык не ленись» – под верхнюю, нижнюю губу;
-
«Ротик открывайся» – широко открываем рот;
-
«Губы просыпайтесь» – «вибрато» губами;
-
«Язычок, покажись» – показать кончик языка «иголочкой», «лопаткой»;
-
«А зубы, то, зубы кусаются, а не улыбаются» – покусываем губы и улыбка открывает верхние зубы;
«Не сердитесь, не кусайтесь, вместе с нами улыбайтесь!»
После зарядки дети чувствуют себя более уверенно, раскованно, подъём в настроении и готовность работать дальше.
Из всего сказанного, можно сделать вывод, что процесс формирования вокально-технических навыков и устранение проблем в работе с детским голосом, - это единый педагогический процесс, комплексное развитие всех структур голосового аппарата. Правильное их взаимодействие формирует качество голоса.
Применяя опыт выше названных авторов, мною были достигнуты положительные результаты в работе с слабо интонирующими и не интонирующими учащимися.
Но этот вопрос требует постоянного и более глубокого изучения.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дорохова Ольга Иннокентьевна
→ Публикатор 28.10.2022 0 696 89 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.