Программа по учебному предмету "Введение в хореографию" для детей 5-6 лет
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МУРМАНСКА
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2»
Принято Педагогическим советом МБОУДО «Детская школа искусств № 2» Протокол № __ от « ___» ___ 20__ г. |
Утверждаю Директор МБОУДО ДШИ № 2 ______________ Е.Е.Смирнова «___» ___________ 20___ г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
программа по учебному предмету
ВВЕДЕНИЕ В ХОРЕОГРАФИЮ
для детей 5-6 лет
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Методы обучения
II. Содержание учебного предмета
- Годовые требования
- Примерный календарно-тематический план
III. Требования к уровню подготовки учащихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
V. Методические рекомендации педагогическим работникам
VI. Список рекомендуемой методической литературы
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в бразовательном процессе
Предмет «Введение в хореографию» для детей 5-6 лет является начальным звеном в знакомстве детей с танцем как видом искусства, служит подготовительным этапом для дальнейшего обучения детей по дополнительным образовательным хореографическим программам в детских школах искусств.
Занятия танцами в раннем возрасте создают необходимые условия для гармоничного, разностороннего развития ребенка, как физического, так и личностного, и впоследствии помогают ему в другой деятельности.
На уроке учащиеся знакомятся с простейшими танцевальными шагами, рисунками танца, упражнениями на ориентирование в пространстве, элементами классического, народного и современного танца. Предмет способствует разностороннему развитию двигательных навыков, внимания, умения концентрироваться и организовываться.
Комплекс гимнастических упражнений развивает опорно-двигательный аппарат и такие качества, как сила, гибкость, выносливость.
В программу предмета «Введение в хореографию» включены музыкально-ритмические упражнения, которые выполняют функцию релаксации, способствуют снятию утомления, умственных и эмоциональных перегрузок.
Занятия по предмету развивают такие музыкальные данные, как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, так как дети получают возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность.
Срок реализации учебного предмета: 8 месяцев.
Объем учебного времени: 2 урока в неделю. Продолжительность урока – 30 мин.
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (10 человек). Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
Цели и задачи учебного предмета
Цель: развития творческой личности ребенка средствами танцевального искусства.
Задачи:
• формирование элементарных хореографических знаний, умений и навыков: развитие координации движений, умение ориентироваться в пространстве, освоение простейших элементов танца, формирование осанки у учащихся, укрепление здоровья;
-
развитие физических данных (силы, выносливости, гибкости) и музыкальных данных детей (музыкальный слух, чувство ритма);
-
развитие психических процессов (внимание, память, мышление, воображение);
-
изучение простейших хореографических терминов;
-
формирование личностных качеств: трудолюбия, силы, выносливости, целеустремлённости, умения работать в коллективе;
-
формирование привычки к здоровому образу жизни.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
• наглядный – показ движений преподавателем, подражание, имитация известных детям движений;
• словесный – беседа о танце, образный рассказ, объяснение техники исполнения хореографических движений, рассказ о средствах выразительности музыкального сопровождения;
• эмоциональный - подбор ассоциаций, образов;
• практический – обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка, соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся; исполнение движений и танцевальных этюдов обучающимся;
• репродуктивный – неоднократное воспроизведение полученных знаний, регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их исполнения;
-
идивидуальный подход - учетособенностей возраста, особенностей каждого ребенка, воспитание интереса к занятиям, активности ребенка.
-
сознательность - понимание пользы упражнений. Потребность их выполнения в домашних условиях.
II. Содержание учебного предмета
1. Годовые требования
Каждое занятие состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
Вводная часть занятия занимает 5-15% от общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить двигательный аппарат ребёнка, его нервную систему и создать психологический и эмоциональный настрой.
Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, совершенствуются ранее полученные навыки, идёт основная работа над развёрнутыми композициями. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей.
Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, снятие напряжения и излишней эмоциональности. В конце занятия подводится итог.
Каждое учебное занятие включает в себя пять органически взаимосвязанных разделов, в которых концентрическим методом прорабатываются перечисленные темы курса:
1. Развитие двигательных качеств и умений.
2. Развитие физических данных.
3. Развитие умения ориентироваться в пространстве.
4. Развитие музыкальности.
5. Развитие творческих способностей.
1. Развитие двигательных качеств и умений
Упражнения на различные группы мышц и части тела для развития ощущения и понимания ребенком своего тела и отдельных его частей.
1. Поклон-приветствие. Постановка корпуса, рук и головы. Изучение позиции рук: на поясе, в стороны (II позиция рук), вверх (III позиция рук). Позиции ног: IV, I и II (параллельная и выворотная).
2. Наклон и поворот головы, работа плечевыми суставами (различные ритмические вариации), упражнения на координацию и укрепления мышц рук («Бьем по воде», «Рисуем круги», «Часики»).
3. Различные виды ходьбы и бега: на полупальцах, на пятках, пружинящим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением.
4. Вариации шагов:
- марш, приставной шаг, двойной приставной шаг, поворот на трех шагах, скрестный шаг, шаг с притопом, с выносом ноги на носок; смена ног через стороны (подбивка);
- изучение шага pasdebourré в джазовом варианте (повышение сложности координационного уровня);
- упражнение «Цапля» (на развитие баланса): два шага с вытянутого носка, третий шаг замираем на опорной ноге, рабочая нога в положении passé.
5. Прыжковые движения:
- на одной, на двух ногах, на месте и с различными вариациями (упражнение «Мячик»), с продвижением вперед;
- подскоки;
- различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп).
- упражнение «Через лужи» (прыжки из VI во II позицию ног, параллельную и выворотную, удержания в плие во II выворотной позиции ног).
6. Подготовка к стойке на руках: упражнение «Хвосты наверх» (два шага, на третий сесть в присяд, вытянуть руки перед собой, оперевшись на руки оттолкнуться ногами от пола, перенести вес на руки и вернуться обратно, ноги согнуты, пятки прижимаются к ягодицам).
7. Упражнения на полу:
- перекаты по полу: через колени;
- упражнение «Коробочка» (перекаты через спину с прижатыми ногами);
- упражнение «Звездочка» (растяжение на полу и сжатие);
- упражнение «Звездочка-коробочка» (комбинирование переката и сжатия).
8. Образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения:
- упражнение «Волны» (на развитие ощущения переноса веса с ноги на ногу, плавность работы рук, смена динамики, переносим вес с одной ноги на другую, руки имитируют движения волн);
- упражнение «Ай, болит» на развитие ощущения центра, работы брюшной мышцы и координации: И.П. – II позиция ног, II позиция рук, со слова собираем руки к центру и садимся в Grand pliés по II позиции, затем вырастаем и сновы тянемся за руками в стороны;
- упражнение «Липучка»: И.П. – стоя, вытянуться вверх за руками, опуститься в присяд за руками выйти в планку, повторить в обратной последовательности;
- упражнение «Русалочка» исполняется в продвижении: И.П. – планка, ноги собираются вместе и кладутся на подъемы, стопы вытянуты, перебирая руками, двигается ребенок веред, колени не должны касаться пола;
- упражнение «Паучок»: четыре точки опоры (стопы и ладони), таз выталкиваем максимально наверх; перебирая руками и ногами, двигаемся вперед.
2. Развитие физических данных
Это упражнения на полу, которые позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, увеличить силу мышц. Для этих занятий необходимы мягкие коврики.
1. Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, эластичности и силы мышц голени и стоп:
- упражнение «Птичка» (сокращение и вытяжение стопы, разные вариации: поочередно, по I позиции ног, по VI позиции ног);
- упражнение «Лифт» (И.П. – стоя, руки в стороны, VI позиция ног, медленно опускамся вниз в Grand pliés, держим спину ровной и медленно поднимаемся наверх, не наклоняя корпус вперед);
- упражнение для развития подьема стопы (вытягиваем стопу и садимся на подьем, опираясь руками перед собой по VI позиция ног).
2. Упражнения для развития выворотности ног и танцевального шага:
- упражнение «Ступеньки» (чередование положения flex/point по I позиции ног с подьемом ноги перед собой, положение корпуса - сидя, руки в стороны);
- полу-шпагаты и шпагаты;
- упражнение «Батманы» (И.П. – лежа на спине, ноги вытянуты в потолок, поочередное открытие ног вперед-назад);
- упражнение «Складочка» (И.П. – сидя, руки вытягиваем вверх и тянемся вперед животом к бедру, руками хватаемся за пальцы ног, стопы сокращены).
3. Упражнения для улучшения гибкости позвоночника:
- упражнение «Улитка» (И.П. – стоя, исполняем Roll down и roll up; или И.П. – лежа на спине, ноги прямые заводятся за голову);
- упражнение «Кошка» (на четырех точках опоры: округляем спину «кошка злится», прогибаемся в пояснице «Кошка радуется» или вариация: кошка проползает под забором и снова прячется в домик);
- упражнение «Колечко» (И.П. – лежа на животе, ладони у груди, толкаемся руками от пола, сгибаем ноги в коленных суставах и пытаемся макушкой достать носки);
- упражнение «Корзинка» (И.П. – лежа на животе, обхватить щиколотки и ногами стараемся оторвать корпус от пола, прогибаясь в пояснице);
- упражнение «Мостик»;
- упражнение «Орешек» (И.П. – сидя, обхватив ноги руками, перекаты по спине, вариация с выходом на ноги и прыжком).
4. Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и эластичности мышц бедра:
- упражнение «Бабочка» (И.П. – сидя);
- упражнение «Лягушка» (И.П. –лежа на животе);
- упражнение «Тортик» (И.П. – сидя, ноги открыты максимально в стороны, руки открываем в стороны, правая рука на талии, левой тянемся к правой ноге и наоброт, далее двумя руками тянемся в центр);
- упражнение «Черепашка» (вариация упражнения «Тортик», И.П. – сидя, ноги разведены в стороны, прячем руки под ноги и стремимся ноги полностью вытянуть, животом достав пол).
- упражнени «Ножницы» (И.П. – лежа на спине, ноги вытянуты в потолок, открываем ноги в стороны, удерживаем и снова возвращаем в исходное положение);
5. Упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развития подвижности локтевого сустава:
- упражнение «Качели» (И.П. – четыре точки опоры, двигаемся за тазом, выталкиваем его наверх, далее за тазом переходим назад, выпрямляем ноги, таз между рук, пола не касается, и повторяем далее).
6. Упражнения для мышц спины и исправления осанки:
- упражнение «Лодочка» (И.П. – лежа на животе, одновременный подъем рук и ног; также добавляются расскачивания);
- упражнение «Пловец» (И.П. – лежа на животе, поочередно работаем руками и ногами как будто плывем).
7. Упражнения на укрепление мышц брюшного пресса:
- упражнение «Уголок» (И.П. – сидя, опираемся на ладони сзади, подъем прямых ног перед собой, корпус стремится к ногам, добавляем удержания);
- упражнение «Книжка» (И.П. – полулежа, опора на предплечье сзади, ноги втянуты перед собой на полу, ноги сгибаем и поджимаем к груди, одновременно толкаясь от рук переходя на ладони и прижимая корпус к ногам, возвращаемся в исходное положение);
- упражнение «Велосипед» (И.П. – лежа на спине, ноги в воздухе, работаем ногами, как будто крутим педали велосипеда);
- упражнение «Иголочки на елочке» (И.П. –лежа на спине, ноги вытянуты в потолок, сокращаем и вытягиваем стопу);
- упражнение «Свечка» (И.П. – сидя, обхватив колени руками и прижав к груди, перекат по спине и удержание на лопатках, ноги прямые в потолок);
- упражнение «Рисуем картину» (И.П. – лежа на спине, ноги вытянуты в потолок, собранными вместе ногами рисуем в воздухе то, что захотят дети).
3. Развитие умения ориентироваться в пространстве
Данная тема позволит детям познакомиться с элементарными перестроениями и построениями (такими как: круг, колонна, линия, диагональ, полукруг и др.), научит детей четко ориентироваться в танцевальном зале и находить свое место. В дальнейшем, повторяя и закрепляя этот раздел, дети научатся в хореографических этюдах сменять один рисунок на другой.
- упражнение «Найди свое место» (хаотичное движение детей по залу, по хлопку вернуться на свое место);
- простейшие построения: линия, колонна;
- простейшие перестроения: круг; сужение круга, расширение круга, полукруг;
- интервал;
- различие правой, левой руки, ноги, плеча;
- повороты вправо, влево;
- пространственное ощущение точек зала (1,3,5,7);
- марш на четыре токи зала, прыжки по четырем точкам зала вправо и влево;
- упражнение «Полоса препятствий»: строевые упражнения, дети поочереди становятся первыми в колонне и ведут колонну через весь зал, самостоятельно задавая траекторию движения.
4. Развитие музыкальности
Изучаются рисунки танца. Движения исполняются в соответствии с музыкой. При смене характера музыки меняется направление рисунка, вид движения. Дети приучаются следовать за характером музыки, ее темпом и ритмическим рисунком.
- упражнение «Змейка»: И.П. – одна колонна, дети поочереди возглавляют ее, на каждый музыкальный фрагмент дается новое движение, которое отображает характер музыки (используются несложные движения: ходьба, бег, прыжки, подскоки, «шаг гуськом», галоп).
- упражнение «Повтори за мной»: задается ритм хлопками, дети должны его воспроизвести;
- ходьба: бодрая, спокойная, на носках, на пятках, высокий шаг в разном темпе и ритме;
- бег: легкий, широкий (стелящийся), острый.
5. Развитие творческих способностей
Упражнения и задания, представляющие собой сочетание основных движений с имитацией разнообразных действий, с имитацией поведения птиц, зверей и т.д.
Отработка умений выразить в импровизации свое представление о движениях, связанных с образом зверей, птиц, людей разных профессий (например: кузнец, вышивальщица, водитель, художник), явлений природы и неодушевленных предметов:
- танцевальные шаги в образах: журавля, лисы, кошки, мышки, медведя, птиц, слона и т.д.;
- изображение неодушевленных предметов и явлений: море, волны, деревья, цветы;
- изображение действий: едем на машине, косим траву, поезд едет, самолет летит, ракета стартует и т.д.
Во время работы над образом прорабатываются:
- движения (гармония движений рук, ног, головы и корпуса, выражающей образ, действие, чувства);
- позы (устойчивое выразительное положение);
- ракурсы (положение исполнителя в позе на определённое количество градусов относительно точки восприятия зрителя (эпольман, анфас, профиль));
- жесты (устойчивое положение или движение, несущее на себе конкретную образную нагрузку);
- мимика (отражение всех движений души, тончайшие оттенки внутреннего мира человека, течение его мысли, внезапная или последовательная смена настроения).
2. Примерный календарно-тематический план
месяц |
число |
тема |
кол-во часов |
Сентябрь |
15 |
Вводный урок. Знакомство с воспитанниками. Поклон-приветствие. Разучивание простейших танцевальных движений: пружинка, марш, бег на полупальцах. |
2 |
22 |
Понятие осанка. Постановка корпуса и положения головы. Изучение позиции рук на поясе, IV позиции ног. |
2 |
|
29 |
Наклоны головы, вперед-назад, вправо-влево, повороты головы. Изучение приставного шага. Шаги с высоким подниманием колена вперед и назад. |
2 |
|
Октябрь |
06 |
Упражнения для плеч «удивление», поочередное поднятие плеч. Бег с высоким подниманием колена. Гимнастика: «Книжка», «Черепашка» |
2 |
13 |
Изучение позиций рук перед собой, в стороны, над головой. Упражнение для рук «Нарисуй круги». Гусиный шаг. |
2 |
|
20 |
Шаг с носка по кругу, шаг на пятках, шаг на полупальцах. Чередование под музыку. Ходьба в разном темпе. |
2 |
|
27 |
«Пружинка» – легкое приседание. |
2 |
|
Ноябрь |
03 |
«Мячик» - прыжки по VI позиции. Упражение на работу с пространством «Найди свое место». Гимнастика: «Рисуем картину». |
2 |
10 |
Шаг с приставкой, с притопом, с выносом ноги на носок. Галоп правым боком, левым боком. |
|
|
17 |
Работа с пространством: повороты вправо и влево. |
2 |
|
24 |
Работа с пространством: построение в круг и три колонны. |
2 |
|
Декабрь |
01 |
Поворот на трех шагах. Смена ног (с выносом ноги на носок вперед и в сторону). |
2 |
08 |
Упражнения «Волны»: перенос веса с одной ноги на другую (расскачивания), плавные раскачивания руками и большой круг. |
2 |
|
15 |
Танцевальная вариация «Маленький ежик» на основе изученных движений. |
2 |
|
22 |
Подготовка к открытому уроку |
2 |
|
29 |
Открытый урок для родителей
|
2 |
|
Январь |
12 |
Повторение пройденного материала. Пространственное ощущение точек зала. Упражнение «Липучка». |
2 |
19 |
Упражнение «Ай, болит». Упражнение «Цапля». |
2 |
|
26 |
Подскоки, прыжки по VI позиции ног в продвижении. |
2 |
|
Февраль |
02 |
Изучение шага pasdebourré в джазовом варианте |
2 |
09 |
Прыжки с разножкой, прыжки «лягушка». |
2 |
|
16 |
Упражнение для рук «Часики», изучение позиций рук. |
2 |
|
Март |
02 |
Упражнение «Полоса препятсвий». Прыжки «Через лужи» (прыжки из VI во II п.н.). |
2 |
09 |
Подготовка к стойке: упр. «Хвосты наверх». Перекаты по полу через колени. Гимнастика: «Мостик», «Улитка». |
2 |
|
16 |
Марш и прыжки на 4 стороны зала. |
2 |
|
23 |
Изучение позиций ног: I позиция. Переход через I позицию, новый поклон-привествие. |
2 |
|
30 |
Скрестный шаг, вынос ноги на пятку. Марш с работой корпуса. Упр. «Русалочка». |
2 |
|
Апрель |
06 |
Упр. «Паучок». Перестроение в круг. Сужение круга, расширение. Перестроение в две линии. |
2 |
13 |
Упр. «Змейка» на музыкальность и ощущение пространства. Перекаты через спину «Коробочка». |
2 |
|
20 |
Импровизация: изображение неодушевленных предметов, умение замирать в различных позах. Вариация «Доброе утро» из изученных движений |
2 |
|
27 |
Подготовка к открытому уроку |
2 |
|
Май |
04 |
Открытый урок |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего аудиторных часов: |
64 |
III. Требования к уровню подготовки учащихся
По итогам освоения программы планируется достижение следующих результатов:
-
проявлять устойчивые музыкально - ритмические навыки;
-
воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками, выполнять изученные движения в ритм музыки;
-
координировать простейшие танцевальные движения;
-
знать хореографические названия изученных элементов;
-
знать позиции ног и рук;
-
овладение начальной танцевальной памятью;
-
самостоятельно исполнять программные комбинации и этюды;
-
показать достаточный уровень исполнительской выразительности;
-
уметь выражать в импровизации различные заданные образы;
-
ориентироваться и перестраиваться в пространстве зала;
-
знать и выполнять правила поведения в хореографическом зале;
-
взаимодействовать и общаться в коллективе с другими учащимися и педагогами.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
Оценка результативности освоения программы учащимися основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних учащихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма), с прежними результатами того же учащегося (индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и критериями (предметная соотносительная норма).
Оценка качества реализации программы включает в себя текущий контроль успеваемости.
Метод контроля: метод педагогического наблюдения.
Формы контроля: открытые занятия для родителей.
Для выявления результативности усвоения образовательной программы в начале обучения проводится диагностика исходного уровня владения навыками. Итоговая диагностика при сопоставлении с исходными и промежуточными данными позволяет выявить динамику изменений образовательного уровня.
К учащимся 5-6 лет рекомендуется применять словесный способ оценки, например:
«Молодец» - технически правильное и осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения.
«Хорошо» - оценка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами.
«Старайся» - исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка.
V. Методические рекомендации педагогическим работникам
В совершенстве овладеть комплексом упражнений, движений и комбинаций, входящих в программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения.
Чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу, следует, работая над упражнением или этюдом, повторять его не более 10 раз. Даже если за это время выполнены не все поставленные задачи, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.
В процессе обучения используются яркие образы, ассоциации, понятные учащимся, с целью побуждения детей к более выразительному исполнению движений.
На занятиях должна быть доброжелательная обстановка, искренний и чуткий интерес педагога к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников, поддержка и поощрение их самостоятельности.
Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение у детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей. Все это создает действительно творческую атмосферу на занятиях хореографией.
Музыкальные произведения, используемые для сопровождения на занятиях, должны быть очень разнообразны: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом музыкальные произведения должны быть выразительны и доступны пониманию детей, должны пробуждать у детей фантазию и воображение. Музыка, звучащая на уроках, должна вызывать у детей эмоциональные и эстетические переживания, способствовать воспитанию музыкального вкуса.
Чтобы учебный процесс был эффективным, на занятиях максимально используется ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника – игра. Использование игровых упражнений, имитационных движений, сюжетно-творческих зарисовок помогает решать поставленные учебные задачи.
Некоторые игровые упражнения могут быть использованы в качестве динамических пауз для отдыха, смены деятельности, снятия напряжения.
VI. Список рекомендуемой методической литературы
1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – СПб., 1996.
2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000.
3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М.,2004.
4. Гусев Г.П. Этюды. – М., 2004.
5. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов н/Д., 2003.
6. Каплунова И.М. и Новоскольцева И.А «Праздник каждый день» «Композитор», Санкт- Петербург, 2007.
7. Каплунова И.М. и Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм» «Композитор», Санкт- Петербург, 2005.
8. Усова О.В. Развитие личности ребёнка средствам хореографии. Татр танца для детей 3-6 лет. Авторская программа. – Екатеринбург, 2001.
9. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М., 1984.
10. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рябкова Анастасия Викторовна
→ Публикатор 03.11.2022 0 467 70 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.