Статья "Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога в пространстве театральной студии"


Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования

 

Курсы повышения квалификации

«Современные подходы к деятельности педагога дополнительного образования театральных студий»

 

 

 

«Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога в пространстве театральной студии как способ раскрытия творческих способностей ребёнка»

 

 

Выполнила:

Гурина Ирина Владимировна,

педагог дополнительного образования,

ГБУ ДО ДДЮТ Красногвардейского

района Санкт- Петербурга«На Ленской»

 

Куратор:

Иванова Алиса Ахмедиевна,

ст. преподаватель актерского

мастерства ФГБОУВО РГИСИ

 

Санкт-Петербург

2022

 

Оглавление

  1. Введение………………………………………………………...…стр.2

  2. Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога ……стр.3

  3. Деятельность педагога-хореографа в студии «Сказка»……….стр.8

  4. Памятка для начинающего педагога-хореографа……….……….стр.10

  5. Практический метод «Музыкальная импровизация»…………стр.12

  6. Заключение………………………………………………………...стр.19

  7. Библиография……………………………………………………..стр.20

 

  1. Введение

Целью театральной педагогики является воспитание младшего школьника, который бы получал радость от творческого процесса, научился импровизировать, доводить начатое до конца, преодолевать себя на этом пути.

Педагог не ускоряет и не тормозит мироустроительную функцию ребенка. Он оберегает ее, в том числе от попыток навязать ребенку свое видение мира. Именно будущая уникальная картина мира, созданная собственными усилиями младшего школьника, ляжет в основу его уже взрослой творческой активности. Целью работы учащегося и педагога на занятиях в театральной студии является формирование образов и понятий о личностных особенностях человека. Педагогическое общение имеет, таким образом, познавательный аспект. В процессе общения проявляется эмоциональное отношение друг к другу. Так возникает особая атмосфера доверия, в которой ребенок может раскрыться. В противном случае могут возникнуть зажимы, и тогда способности не получат развития. В педагогике искусства желательно стремится к диалогу педагога и учащегося, вовлекать ребенка в атмосферу совместных поисков, где нет готовых ответов. Общение предполагает определенный поведенческий комплекс: слова, поступки, дела, стиль общения. Принцип взаимной доброжелательности должен соотноситься с принципиальностью, ответственностью и требовательностью педагога.

Процесс творческой работы в театральной студии является фактором интеллектуального и физического развития школьников. Дети младшего школьного возраста особенно нуждаются в поддержке эмоционального здоровья, так как для них это период достаточно сложный – учеба в школе является ведущей деятельностью, и период адаптации проходит для многих детей непросто. Любимые занятия в часы досуга помогают школьнику 7-11 лет найти способ выхода из стресса, мелких беспокойств. Ценностью творческой деятельности в театральном коллективе являются ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты, которые помогают детям реализовать творческие способности.

Очень важно, что дети постигают все премудрости театрального искусства в игре. В игре невозможное становится возможным это дает большой эмоциональный импульс и активность творческому мышлению школьника.

В создании спектакля участвуют многие взрослые: целый творческий коллектив педагогов (режиссер, педагог-музыкант, хореограф, художник-костюмер), но главный выразитель искусства детского театра – дети-актеры. Постижение и отображение образа в пластической форме раскрывает творческий потенциал ребёнка, даёт новый импульс. Профессия артиста притягивает к себе многих детей младшего школьного возраста. Творчество – прекрасный путь к познанию самого себя, ведь театр занимает важное место в ценностной системе координат искусства.

Используя средства театрального искусства, педагог последовательно и целесообразно работает над накоплением художественных впечатлений у детей 7-11 лет, над формированием восприятия спектакля как активного творческого процесса, над постижением языка театрального искусства, в том числе через образ, пластику.

 

 

  1. Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога

Основными принципами педагогической работы с детьми являются принципы обязательности, сотворчества, востребованности, индивидуального подхода, успеха.

Принцип обязательности состоит в том, что педагог обязательно обеспечивает такие условия ребенку, в которых он почувствовал бы радость творчества!

Принцип сотворчества.Сотворчество с детьми начинается в упражнениях и этюдах. Все друг у друга учатся. Придумывают и шлифуют замысел этюда вместе, спорят, доказывают, особенно, когда начинается работа над новым спектаклем. Сплачивает уже само начало - выбор пьесы или рождение новой идеи. В этом случае педагог старается не пропустить ничего: запомнить все ценное, незаметно повернуть в нужное русло общий творческий поиск и обязательно поощрить каждого за его находку, за его предложение.

Когда общий замысел сложился, начинается долгий и сложный период репетиций. Самый радостный праздник - это когда дети воплощают наработанное на сцене! Добиваясь результата педагогу нужно творить самому, чтобы дети видели его способности, могли идти вместе с ним и дальше его. Без сотворчества новую творческую личность не вырастить!

Принцип востребованности - востребованность самых разных способностей и умений каждого ребенка, поскольку театр по своей природе синтетичен. Сочинительские способности, танцевальное умение, драматургическое чутье, способности к рисованию и дизайну (когда нужно решить проблему костюмов и декораций). Востребованность каждого ребенка! «Лишних» не должно быть никогда! У каждого обязательно должна быть своя роль! И каждый должен почувствовать успех!

Принцип индивидуального подхода -в творчестве от него нельзя не отступать ни на шаг, ни на одно мгновение.

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать поддержку, опору и успех в творческой деятельности.

Воспитывать творческую личность может только творческий педагог. Творчество педагога проявляется в способности диагностировать психологическое состояние учащихся, уровень их способностей, индивидуальные особенности личности. В процессе занятий необходимо использовать те приемы, которые будут наиболее эффективны для данного ребенка. В этом состоит индивидуальный подход к обучению.

Творчество педагога состоит из импровизаций – мгновенных и точных поведенческих реакций на ситуацию, на ту или иную неожиданность в поведении ребенка. Важно придать занятиям в театральной студии выразительную форму – со своей экспозицией, конфликтами, кульминацией и развязкой. Таким образом, занятие в студии является как бы маленьким спектаклем, цель которого – увлечь детей. Итак, педагогика творчества – это активный, конструктивный диалог с детьми, общение личности с личностью, в процессе которого совместными усилиями добывается истина и воплощение самого спектакля.

На занятиях детям необходимы самые разнообразные пьесы, сказки, развивающие фантазию, ум, сообразительность, чувства, дающие повод для радости, веселья, смеха и других положительных эмоций, которые активизируют развитие творческих задатков и способностей.

Один из основных законов педагогики творчества можно сформулировать следующим образом: в условиях, когда способности не востребованы, они не развиваются. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы у детей было удовлетворяющее его творческое дело.

Задача педагога — поддержать положительное состояние ребенка (уверенность, воодушевление, радость познания, творческое вдохновение и др.) и способствовать его постепенному закреплению. Резкое слово педагога, жест, мимика, могут стать внешним стимулом, причиной смены уверенности ребёнка неуверенностью, радости познания — безразличием к предлагаемому заданию.

Исходным в организации педагогической поддержки является учет психического состояния детей в данный момент. Ведь именно состояние, являясь фоном, на котором протекает жизнедеятельность человека, во многом определяет характер взаимоотношений между людьми, поведение личности.

Педагогическая поддержка предполагает снижение неблагоприятного состояния ребенка и закрепление благоприятного психического состояния, способствующего личностному развитию. Прийти к успеху самостоятельно талантливый ребенок не может. Педагогу, прежде всего, нужно быть профессионалом, досконально знать то, чему ты учишь. Педагог, который надеется развивать таланты в своих учениках, должен быть и психологом (чтобы заметить врожденные способности), и организовать работу (чтобы раскрыть талант), и создать атмосферу творчества и доверия (чтобы ребёнок поверил педагогу, пошел за ним, а не остановился на полпути к цели). Работа педагога сродни работе актера. Скуки на занятиях быть не должно, ведь начиная занятие, он начинает свой маленький спектакль, в котором является и действующим лицом и зрителем и наставником. С нашей точки зрения, структура творческих способностей детей должна отражать принцип единства всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, коммуникативной, познавательной. В соответствии с этим, творческие способности детей 7-11 лет, представляя «сплетение» индивидуальных свойств личности, в котором тесно взаимосвязаны между собой сферы жизнедеятельности ребенка: мотивационная, когнитивная, эмоционально-волевая. Мотивы стимулируют личность к проявлению творческих способностей, творческой деятельности, а уровень сформированности творческих способностей напрямую связан с интеллектуальной, волевой, эмоциональной активностью.

В совместном творчестве взрослый может обрести новое видение, а младший школьник – личность. Импровизационный стиль деятельности при обучении театральному искусству, привносит в процесс занятий элементы неожиданности, непосредственности, юмора. Все это приметы творческого стиля общения педагога и учащегося. Известный писатель Виталий Бианки считал, что взрослому человеку надо стараться сохранить детские свойства души: непосредственность, отзывчивость, широко раскрытые на мир глаза, чистоту помыслов, способность мечтать, доверчивость.

В творческих формах занятий (этюды, игры, разминки и т.д.) совместной деятельности педагоги могут видеть динамику развития и широту интересов ребенка, его достижения и трудности, понимать ход его мыслей и особенности фантазии. Конечный продукт такого творчества позволят педагогу увидеть и понять особенности внутреннего мира младшего школьника.

Педагогика сотворчества, совместная взаимопроникающая и взаимодополняющая деятельность педагога и воспитанника, с периодически меняющихся ролями, ведет к их взаимному обогащению и развитию. Необходимо формировать уважительное отношение к партнеру по общению, вырабатывать установку на интерес к предмету общения, т.е. раскрывать познавательный, коммуникативный, эмоциональный, воспитательный характер общения. Педагогическая результативность творческой деятельности особенно велика тогда, когда творческий процесс, отдельно взятой личности, обогащается, «подпитывается» творчеством других людей, в процессе коллективной творческой деятельности.

Еще одним условием педагогики сотворчества является формирование положительной Я – концепции. Формирование позитивной самооценки зависит от соблюдения условий, к которым относится твердая убежденность в импонировании другим людям, уверенность в способности к творческой деятельности, ощущение собственной значимости. Данные многих исследований характеризуют, что негативная Я – концепция – отрицательное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности, выражающимся высоким уровнем тревожности, сложностями в налаживании контактов со сверстниками. Для восприятия художественных ценностей необходимо в первую очередь иметь эмоциональную отзывчивость к прекрасному, умение видеть и чувствовать его в искусстве, в окружающей человека действительности. Чтобы развить в воспитаннике способность к «сотворчеству» с автором произведения, необходимо воспитать в нем духовные чувства. Ибо приобщение к искусству невозможно без актов сотворчества, без работы фантазии и воображения, без эмоционального переживания, удовлетворения или неудовлетворения художественным произведением и на этой основе — оценки произведения.

Поэтому каждая новая встреча детей с искусством должна отличаться новизной, вызывать удивление и восторг, возбуждать желание после занятий спешить в библиотеку, стремиться в театр, концертный зал, в картинную галерею, т. е. должна развиваться художественная потребность.

 

  1. Деятельность педагога-хореографа в студии «Сказка»

Мастерство и искусство педагога состоит в том, чтобы младший школьник в детской театральной студии как можно меньше чувствовал давление и опеку, которая тяготит и сдерживает творческое развитие. В то же время контроль и внимание к каждому ребенку этого возраста должны быть максимальны.

Таким образом, задачей студии является – не разбить, не высушить это единение детской души с миром, а напротив, возделывать, бережно сохранять, умножать это богатство, этот дар чувства жизни, дарованный каждому человеку. Если на этом этапе у младшего школьника он сохранится, тогда всю жизнь человек будет способен чувствовать мир, природу, людей с которыми общается. И при всяком возникновении трещин в гармоничной целостности мира он будет чувствовать начало разрушения и искать силы и средства, чтобы восстановить мир.

Эта задача реализуется всеми педагогами в театральной студии «Сказка» Дворца детского (юношеского) творчества «На Ленской» Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Работа в студии выстраивается в рамках трех дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программам, объединенных общими целями и задачами:

  • «Актерское мастерство»,

  • «Сценическое движение с элементами хореографии»,

  • «Музыкальный тренинг»,

  • «Театральный Петербург».

Автор данной аттестационной работы, педагог-хореограф, занимается с детьми театральной студии по программе «Сценическое движение с элементами хореографии». Рассмотрим позиции и принципы этой работы.

Занятия по сценическому движению и хореографии позволяют укрепить здоровье учащихся, развить физически и гармонизировать состояние организма в целом. Хореография оказывает не только коррекционное действие на физическое развитие, но и создает благоприятную основу для совершенствования таких психических функций как мышление, память, внимание, восприятие.

Программа рассчитана на постепенное освоение знаний. По возможности, учитывается фактор как опережающего, так и отстающего развития: если отдельные учащиеся легко овладевают, или наоборот не справляются с учебной программой, они переводятся в группу с соответствующим уровнем подготовки. Танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение партерной и дыхательной гимнастики позволяет укрепить опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, организм в целом, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развить правильную координацию движений, расширить двигательную активность, улучшая тем самым жизненную активность.

К критериям общего физического и двигательного развития относятся:

  • умение детей координировать работу движений корпуса, рук и ног;

  • развитие навыка сохранения правильной осанки во время исполнения движений;

  • развитие гибкости позвоночника, подвижности суставов, эластичности связок и мышц;

  • сохранение детьми высокого уровня двигательной активности на протяжении всего занятия.

К критериям музыкально-ритмической (слух, ритм) и эмоционально-пластической передачи характера относятся:

  • знание учащимися, что любое танцевальное движение исполняется в строгом соответствии с темпом, ритмом и характером музыки;

  • умение определить размер незнакомого музыкального произведения и передать хлопками его ритмический рисунок;

  • умеют распознать и передать движением характер музыки (грустный, веселый, торжественный и так далее) и передать через определенный образ.

Основная задача педагога-хореографа в общей работе театральной студии над спектаклем является постановка хореографических номеров, часто включаемых в спектакль. Для этого необходима большая кропотливая работа во время подготовки к спектаклю над другими танцевальными композициями как отдельными номерами.

 

  1. Памятка для начинающего педагога-хореографа

За годы работы выработались основные правила, которые помогут упростить хореографам постановку хореографического номера.

  1. Выбор жанра номера необходимо делать, отталкиваясь от возможностей детей входящих в ту или иную группу. Если в ней преобладают сильные участники, которые имеют живой характер, ярко выраженный артистизм, даже не обладая высокой техничностью, то с ними можно делать постановки в стиле, выбранного режиссёром ,спектакля и по таким направлениям как эстрадный и историко-бытовой танец. А технику исполнительского мастерства можно наработать в репетиционном процессе, потому что любой танец – это, прежде всего, передача эмоций, чувств и особенной атмосферы зрителю.

  2. В группах, где преобладают дети с более спокойным темпераментом, но имеют хорошие хореографические данные: растяжку, правильную постановку корпуса и хорошую выворотность, можно поставить хореографический номер в классическом или народном стиле.

  3. Необходимо тщательно продумать, какую цель преследует ваш новый танец, и какие чувства он должен вызывать. Имеет ли танец отношение к какому-либо спектаклю или он будет существовать самостоятельно, вне привязки к сценарию. Подберите музыку, которая наилучшим образом отражает ваш замысел и настроение. Прослушайте ее несколько раз – даже если с первого раза вы не поймете, как именно нужно начать танец, не беспокойтесь – вы можете начать придумывать постановку с середины, или даже с конца. Как только вам в голову приходит интересное движение или связка – фиксируйте ее на нужный музыкальный момент, а впоследствии вы соберете все связки воедино, соединив их в общую канву танца.

  4. Не бойтесь привлекать детей к постановке танца, они могут натолкнуть вас на интересную идею. Участие в процессе постановки развивает творческие способности, стимулирует интерес детей к танцевальному искусству. Если вы ставите групповой танец, то придумав несколько связок, постарайтесь сразу выучить их вместе со своими танцорами, чтобы они начали запоминать движения и переходы между ними. Именно по такой схеме я занимаюсь с детьми в своем коллективе. Например, так получилось при постановке танца «Фонтанчик» в классическом стиле: создав сюжет и идею, номера мы собирали его по кусочкам, проучивая сначала общие комбинации, а затем разводили композицию танца. Но здесь нужно конечно учитывать возрастные особенности детей, а также их хореографическую подготовку. С детьми младшего школьного возраста этот прием не будет так эффективен, как с учащимися постарше.

  5. Работая над танцем, помните, что танец, как и любое другое произведение искусства, строится по законам драматургии: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Необходимо объяснить это детям и тогда они более осознанно начнут передавать эмоциональные составляющие того или иного номера. Кульминация в танце обязательно должна быть отмечена более эмоциональными связками, усложненными движениями и более насыщенной музыкой. И тогда участники номера более осознанно смогут передать замысел самого постановщика.

  6. Не забывайте также о том, что образ танца создается из нескольких компонентов: музыка, сюжет, костюм, лексика, а значит, все эти составляющие должны соответствовать общему настроению и идее вашей постановки.

  7. Также хотелось бы добавить что, в начале обучения лучше ставить массовые номера, так психологически легче детям выйти первый раз на сцену. При более длительном обучении идет работа над техникой исполнения, и дети будут лучше психологически подготовлены к сольным номерам.

  8. К созданию танца нужно подходить творчески и профессионально. В этот процесс необходимо вкладывать частичку своего личного «я», и тогда танец становится живым понятным и учащимся детского объединения, занимающихся хореографией, и зрителям.

Вот та небольшая часть тех методов и приемов при постановке хореографического произведения, которые использует автор в детском коллективе театре-студии «Сказка». Соблюдая эти правила при постановке танца, можно способствовать решению задач по формированию у детей интереса к общему делу по постановке спектакля, воспитанию художественного вкуса, гармоничного развития тела и развитию творческих способностей детей.

 

  1. Практический метод «Музыкальная импровизация»

В процессе работы с учащимися у педагога сложилась определенная система дидактических приемов и методов. Одним из них является практический метод «Музыкальная импровизация». Этот метод лег в основу исследования и разработки критериев и показателей развития творческой составляющей на занятиях сценическим движением в театральной студии. Наблюдения проводились со всеми учащимися. Ниже приводятся результаты по нескольким учащимся и показана динамика их развития.

На протяжении всего учебного года учащимися выполняются творческие задания – этюды. Например, в теме «Освоение основных элементов актерского мастерства с помощью сказочных приемов» учащимся задаются упражнения и этюды на отработку элементов внутренней эмоциональной техники актера.

Детям предлагается самим изобразить отрывок из сказки с помощью танцевальных движений, с применением вокала, театрализованной сценки.

Юным артистам педагог напоминает, что они должны не просто пластически существовать, а при этом артистично обыгрывать сценическое движение как составную часть своего образа (вокального, пластического образа, своей роли), - следовательно, созданная пластика должна помогать исполнителю и давать ему дополнительные краски в постановке номера. Музыка, вокал, пластика, дополняя друг друга, должны сливаться в единое целое.

Дети, прослушав несколько отрывков из музыкальных произведенийП.И. Чайковского, И.С. Баха, А. Дюран, Д. Шостаковича, составляют несколько этюдов, в оформлении которых могут быть использованы декорации или элементы костюмов.

 

Примеры описания этюдов, сыгранных учащимися студии

 

Первый этюд. На сцене трон. Входит царь (Георгий Н.). В задумчивости оглядывает зал и замечает, что никого нет. Зовет прислугу. Усаживается на трон. Входит служанка (Полина К.). Она вбегает, слегка запыхавшись, немного испуганная, делает реверанс. Опустив глаза, спрашивает: «Что угодно, Ваше Величество?». Царь (Георгий Н.) многозначительно смотрит на нее и спрашивает: «Есть ли какие новости в нашем государстве?». Служанка (Полина К.) радуется, подпрыгивает на месте и, буквально, кричит: «Есть! Есть! Ваше Величество, у Вас родился наследник. Поздравляю! Очень красивый малыш!». Царь: «Так скорей же покажите мне его!» Служанка убегает. Входит царица (Дина М.) в сопровождении служанки (Полина К.), на руках младенец (кукла в одеяльце). Подходят к царю, делают реверанс. Царь радостно тянет к младенцу руки. Все, улыбаясь, любуются младенцем. Служанка бережно берет младенца из рук царицы и передает в руки царя. Он любуется младенцем. Царица берет под руку царя, и счастливая царская чета уходит в кулисы. Служанка их сопровождает.

Комментарий: Этот этюд хочется отметить особо. Здесь ребята проявили воображение, фантазию, в своих образах показали, как с добротой, любовью относятся друг к другу эти герои. Сколько нежности и участия проявили дети в этой сцене! Хорошо разработан сценарный ход, интуитивно грамотно выверена мизансцена, правильно выстроена сюжетная линия. Приятно наблюдать за хорошими манерами и естественной простотой. Как говорит английский поэт А. Теннисон: «Манеры - не пустяки, а плод благородной души и честного ума».

Второй этюд. Варя Б. решила выбрать эпизод из сказки «Дюймовочка». Ей хотелось в пластическом образе показать, как этой маленькой героине было одиноко. Подобрав музыку (с помощью концертмейстера), А. Дюран «Вальс»№1, Варя Б. в первой части своего выступления легла и будто уснула (на листе кувшинки), затем будто забрезжил свет и с первыми лучами солнца Дюймовочка (Варя Б.) потянулась, приоткрыла глаза, встала на ноги и, увидев солнце, потянулась к нему, стала радостно кружиться, танцевать и вдруг… заметила, что она находится на кувшинке посреди пруда… Она раздвигает руками лепестки лилии, а там – вода. Дюймовочка (Варя Б.) пугается, оборачивается в другую сторону, раздвигает лепестки, смотрит, а там тоже вода… Поднимает глаза к небу, зовет ласточку, протягивает руки к небу и замирает в ожидании.

Комментарий: Музыкальное восприятие позволило Варваре наполнить красивым содержанием этот танцевальный этюд. Артистизм исполнения был проявлен не ярко. Танцевальная композиция и сам танцевальный рисунок был выполнен Варей хорошо. Сочетание музыки с движением было соблюдено.

Третий этюд. Музыкальное сопровождение «Вальс-шутка» Шостаковича. Педагогом зачитывался отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Дети выбрали для иллюстрации этой сказки танцевальный этюд. В первой части танцевального этюда Дина М. Исполняла движения в образе миниатюрной куколки – балерины. Движение девочки соответствовали музыке, были «механическими», т.е. наглядно передавали образ маленькой танцовщицы из музыкальной шкатулки. Полина К. исполняла танец огня в камине (языки пламени разгорались постепенно). Во второй части этюда Кристиан Б. исполнил танец солдатика, который двигался маршем и делал повороты, тоже «механические», что соответствовало выбранной музыке. В третьей части этюда дети танцевали в паре. Это был общий, заключительный танец. Здесь некоторые движения детям давались не просто.

Комментарий: Идея этого танцевального этюда была воплощена отлично. Дети очень точно уловили характер музыки и смогли правильно воплотить образы. В третьей части этюда детям не хватило технических навыков исполнения танца, движения в танце были оригинальны.

После просмотра всех этюдов, дети, совместно с педагогом, анализировали свое исполнение и действия других участников. Учащиеся находили новые решения, подбирали разные примеры исполнения тех же образов. Наблюдался стойкий интерес и желание играть на сцене.

Педагог наблюдает за работой учащихся, фиксируя результаты в таблице.

Уровни творческих способностей

Творчество при музыкальном восприятии

Песенное творчество

Танцевальное творчество

Актерское мастерство

Высокий

Дина М.

Георгий Н.

-

 

Дина М.

 

Дина М.

Георгий Н.

Полина К.

Средний

Полина К.

Кристиан Б.

Варя Б.

-

Кристиан Б.

Варя Б.

Кристиан Б.

Варя Б.

Низкий

-

-

-

-

 

Анализ результатов:

Дети творчески подошли к данным заданиям, были эмоционально открыты. Показателями творчества здесь могут быть: удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально-пластического, танцевального образа; своеобразие сочетаний, комбинирования известных движений; оригинальность в их варьировании и импровизация новой выразительной пластики; самостоятельно найденные ребенком особенности «рисунка» перемещения по (сценической) площадке, определяемые характером исполняемого персонажа, ходом сюжета и соотнесенные с действиями партнера.

Желание играть проявлено ярко, но не хватает актерского опыта, при данном эмоциональном настрое дети выглядели в образах героев естественно и гармонично.

Уровень танцевального творчества высокий и средний. Технически движения выполнялись не идеально, но танцевальные образы выбраны очень правильно.

Песенное творчество не использовалось детьми в данном задании.

Присутствовала некоторая боязнь сцены, взаимодействия юных актеров выглядели несколько скованно.

Музыка являлась источником вдохновения и при создании этюда сама предлагала стиль и манеру исполнения, поэтому дети выбирали таких сказочных героев, какие были созвучны с характером персонажа. Так как данное задание предполагало использование актерской игры, то в создании игрового образа особенно велика была роль слова. Оно помогало детям выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видели окружающий мир через образы, краски, звуки. Дети смеялись, когда смеялись персонажи, грустили, огорчались вместе с ними.

Помимо педагогического наблюдения педагог-хореограф для уточнения результата развития творческих способностей использует тестирование по разным методикам.

Например, по методике П. Торренса, в которой показатели креативности выбраны беглость, гибкость, оригинальность, разработанность творческой идеи, учащиеся о которых шла речь выше дали следующие результаты:

Фамилия Имя

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

октябрь 2017 г.

май 2018 г.

октябрь 2017 г.

май 2018г.

октябрь 2017 г.

май 2018 г.

октябрь 2017г.

май 2018 г.

Полина К.

7

10

9

10

7

10

36

45

Варя Б.

8

10

9

10

6

10

47

55

Георгий Н.

10

10

8

10

4

12

56

64

Кристиан Б.

7

10

7

10

11

14

75

66

Дина М.

8

10

9

10

6

8

55

60

 

Можно говорить о том, что наибольшие отличия в результатах показаны по фактору разработанность, что подтверждает гипотезу о том, что занятия в театральной студии ведут к развитию таких индивидуальных черт личности, как умение развивать идею, сделать ее более глубокой, интересной. Дети экспериментальной группы имеют живое воображение, включают элементы игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия весьма для них характерна. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. Детям 7 - 11 лет недостает эмоционального баланса, дети нетерпеливы и порывисты.

Результаты исследования по методике Вильямса по «опроснику» для детей и педагога и по оценке креативности ребенка по шкале Вильямса получились следующие.

 

Самооценка детей и оценка педагога их творческих способностей

 

 

Полина К.

Варя Б.

Георгий Н.

Кристиан Б.

Дина М.

Общий балл творческих характеристик личности /педагог/

54

56

64

78

80

Общий балл по шкале Вильямса/ дети/

30

34

45

40

65

Средние показатели

39,1

44,1

49,1

54,1

52,1

 

Из таблицы мы видим, что мнение педагога о детях выше нормы. Следовательно, педагог видит в каждом ребенке экспериментальной группы творческий потенциал выше, чем тот который в реальности представляется детям. Это позволяет педагогу ставить перед детьми большие задачи, работать над повышением самооценки детей.

 

 

 

 

 

 

Диаграмма «Соотношение средних показателей к полученным данным»

 

 

Таблица Характеристика творческих показателей учащихся

Фамилия Имя

Любознательность

Воображение

Сложность

Склонность к риску

Экспериментальная группа

Полина К.

8

8

5

9

Варя Б.

9

7

9

9

Георгий Н.

10

14

18

22

Кристиан Б.

8

7

11

10

Дина М.

20

21

17

22

Среднее значение

17,8

15,6

17,2

17,0

 

Результаты педагогических наблюдений педагога-хореографа и тестирование показали, что практический метод – «Музыкальная импровизация» – дает хороший результат в развитии творческих способностей младших школьников на занятиях в театральной студии.

 

  1. Заключение

Способ развития творческих способностей через включение младших школьников в совместную творческую деятельность, как со сверстниками, так и с педагогом повышает уровень интереса учащихся к выполнению творческих заданий: импровизация, экспромт, игровое поведение в этюде, сочинительская деятельность детей. Заметные изменения происходят и в способности детей логически правильно выстраивать свой образ, находить взаимодействие с партнером, развиваются такие личностные качества как: гибкость мышления и действий; богатое воображение; развитая интуиция, артистизм; использование разных путей в поиске принятия решений.

Таким образом, процесс творческой работы, выстраиваемый во взаимодействии педагогами с учащимися по программе «Сценическое движение с элементами хореографии» в театральной студии является фактором интеллектуального, духовного и физического развития школьников, одним из способов раскрытия творческих способностей учащихся.

 

  1. Библиография

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителей. -М., 1991.

  2. Гармаев А.Ц. Этапы нравственного развития ребёнка. –Минск: «Лучи Софии», 2005.

  3. Гачев Г.Д. Творчество. Жизнь. Искусство. -М., 2005.

  4. Горяшко А. Детские и взрослые сказки семьи Бианки. -М.: «Специальная литература», 2001.

  5. Лободина С.В. Как развить способности ребёнка.-М.-: «Глаголь добро», 2011.

  6. Титов Б.А. Организация и методика работы детского самодеятельного объединения» учебное пособие. -Л.: Изд-во «Знание», 2000.

  7. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. -СПб.: Речь, 2003.

  8. Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. –СПб.: Иматон, 1998.

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогические сочинения. -М.: Из-во «Наука», 1999.

 

 

  1.  


Полный текст материала Статья "Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога в пространстве театральной студии" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гурина Ирина Владимировна  Публикатор
26.12.2022 0 497 42

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК