Статья "Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога в пространстве театральной студии"
Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение
«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
Городской центр развития дополнительного образования
Курсы повышения квалификации
«Современные подходы к деятельности педагога дополнительного образования театральных студий»
«Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога в пространстве театральной студии как способ раскрытия творческих способностей ребёнка»
Выполнила:
Гурина Ирина Владимировна,
педагог дополнительного образования,
ГБУ ДО ДДЮТ Красногвардейского
района Санкт- Петербурга«На Ленской»
Куратор:
Иванова Алиса Ахмедиевна,
ст. преподаватель актерского
мастерства ФГБОУВО РГИСИ
Санкт-Петербург
2022
Оглавление
-
Введение………………………………………………………...…стр.2
-
Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога ……стр.3
-
Деятельность педагога-хореографа в студии «Сказка»……….стр.8
-
Памятка для начинающего педагога-хореографа……….……….стр.10
-
Практический метод «Музыкальная импровизация»…………стр.12
-
Заключение………………………………………………………...стр.19
-
Библиография……………………………………………………..стр.20
-
Введение
Целью театральной педагогики является воспитание младшего школьника, который бы получал радость от творческого процесса, научился импровизировать, доводить начатое до конца, преодолевать себя на этом пути.
Педагог не ускоряет и не тормозит мироустроительную функцию ребенка. Он оберегает ее, в том числе от попыток навязать ребенку свое видение мира. Именно будущая уникальная картина мира, созданная собственными усилиями младшего школьника, ляжет в основу его уже взрослой творческой активности. Целью работы учащегося и педагога на занятиях в театральной студии является формирование образов и понятий о личностных особенностях человека. Педагогическое общение имеет, таким образом, познавательный аспект. В процессе общения проявляется эмоциональное отношение друг к другу. Так возникает особая атмосфера доверия, в которой ребенок может раскрыться. В противном случае могут возникнуть зажимы, и тогда способности не получат развития. В педагогике искусства желательно стремится к диалогу педагога и учащегося, вовлекать ребенка в атмосферу совместных поисков, где нет готовых ответов. Общение предполагает определенный поведенческий комплекс: слова, поступки, дела, стиль общения. Принцип взаимной доброжелательности должен соотноситься с принципиальностью, ответственностью и требовательностью педагога.
Процесс творческой работы в театральной студии является фактором интеллектуального и физического развития школьников. Дети младшего школьного возраста особенно нуждаются в поддержке эмоционального здоровья, так как для них это период достаточно сложный – учеба в школе является ведущей деятельностью, и период адаптации проходит для многих детей непросто. Любимые занятия в часы досуга помогают школьнику 7-11 лет найти способ выхода из стресса, мелких беспокойств. Ценностью творческой деятельности в театральном коллективе являются ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты, которые помогают детям реализовать творческие способности.
Очень важно, что дети постигают все премудрости театрального искусства в игре. В игре невозможное становится возможным – это дает большой эмоциональный импульс и активность творческому мышлению школьника.
В создании спектакля участвуют многие взрослые: целый творческий коллектив педагогов (режиссер, педагог-музыкант, хореограф, художник-костюмер), но главный выразитель искусства детского театра – дети-актеры. Постижение и отображение образа в пластической форме раскрывает творческий потенциал ребёнка, даёт новый импульс. Профессия артиста притягивает к себе многих детей младшего школьного возраста. Творчество – прекрасный путь к познанию самого себя, ведь театр занимает важное место в ценностной системе координат искусства.
Используя средства театрального искусства, педагог последовательно и целесообразно работает над накоплением художественных впечатлений у детей 7-11 лет, над формированием восприятия спектакля как активного творческого процесса, над постижением языка театрального искусства, в том числе через образ, пластику.
-
Основные принципы взаимодействия ребёнка и педагога
Основными принципами педагогической работы с детьми являются принципы обязательности, сотворчества, востребованности, индивидуального подхода, успеха.
Принцип обязательности состоит в том, что педагог обязательно обеспечивает такие условия ребенку, в которых он почувствовал бы радость творчества!
Принцип сотворчества.Сотворчество с детьми начинается в упражнениях и этюдах. Все друг у друга учатся. Придумывают и шлифуют замысел этюда вместе, спорят, доказывают, особенно, когда начинается работа над новым спектаклем. Сплачивает уже само начало - выбор пьесы или рождение новой идеи. В этом случае педагог старается не пропустить ничего: запомнить все ценное, незаметно повернуть в нужное русло общий творческий поиск и обязательно поощрить каждого за его находку, за его предложение.
Когда общий замысел сложился, начинается долгий и сложный период репетиций. Самый радостный праздник - это когда дети воплощают наработанное на сцене! Добиваясь результата педагогу нужно творить самому, чтобы дети видели его способности, могли идти вместе с ним и дальше его. Без сотворчества новую творческую личность не вырастить!
Принцип востребованности - востребованность самых разных способностей и умений каждого ребенка, поскольку театр по своей природе синтетичен. Сочинительские способности, танцевальное умение, драматургическое чутье, способности к рисованию и дизайну (когда нужно решить проблему костюмов и декораций). Востребованность каждого ребенка! «Лишних» не должно быть никогда! У каждого обязательно должна быть своя роль! И каждый должен почувствовать успех!
Принцип индивидуального подхода -в творчестве от него нельзя не отступать ни на шаг, ни на одно мгновение.
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать поддержку, опору и успех в творческой деятельности.
Воспитывать творческую личность может только творческий педагог. Творчество педагога проявляется в способности диагностировать психологическое состояние учащихся, уровень их способностей, индивидуальные особенности личности. В процессе занятий необходимо использовать те приемы, которые будут наиболее эффективны для данного ребенка. В этом состоит индивидуальный подход к обучению.
Творчество педагога состоит из импровизаций – мгновенных и точных поведенческих реакций на ситуацию, на ту или иную неожиданность в поведении ребенка. Важно придать занятиям в театральной студии выразительную форму – со своей экспозицией, конфликтами, кульминацией и развязкой. Таким образом, занятие в студии является как бы маленьким спектаклем, цель которого – увлечь детей. Итак, педагогика творчества – это активный, конструктивный диалог с детьми, общение личности с личностью, в процессе которого совместными усилиями добывается истина и воплощение самого спектакля.
На занятиях детям необходимы самые разнообразные пьесы, сказки, развивающие фантазию, ум, сообразительность, чувства, дающие повод для радости, веселья, смеха и других положительных эмоций, которые активизируют развитие творческих задатков и способностей.
Один из основных законов педагогики творчества можно сформулировать следующим образом: в условиях, когда способности не востребованы, они не развиваются. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы у детей было удовлетворяющее его творческое дело.
Задача педагога — поддержать положительное состояние ребенка (уверенность, воодушевление, радость познания, творческое вдохновение и др.) и способствовать его постепенному закреплению. Резкое слово педагога, жест, мимика, могут стать внешним стимулом, причиной смены уверенности ребёнка неуверенностью, радости познания — безразличием к предлагаемому заданию.
Исходным в организации педагогической поддержки является учет психического состояния детей в данный момент. Ведь именно состояние, являясь фоном, на котором протекает жизнедеятельность человека, во многом определяет характер взаимоотношений между людьми, поведение личности.
Педагогическая поддержка предполагает снижение неблагоприятного состояния ребенка и закрепление благоприятного психического состояния, способствующего личностному развитию. Прийти к успеху самостоятельно талантливый ребенок не может. Педагогу, прежде всего, нужно быть профессионалом, досконально знать то, чему ты учишь. Педагог, который надеется развивать таланты в своих учениках, должен быть и психологом (чтобы заметить врожденные способности), и организовать работу (чтобы раскрыть талант), и создать атмосферу творчества и доверия (чтобы ребёнок поверил педагогу, пошел за ним, а не остановился на полпути к цели). Работа педагога сродни работе актера. Скуки на занятиях быть не должно, ведь начиная занятие, он начинает свой маленький спектакль, в котором является и действующим лицом и зрителем и наставником. С нашей точки зрения, структура творческих способностей детей должна отражать принцип единства всех сфер духовной жизнедеятельности ребенка: эмоциональной, волевой, коммуникативной, познавательной. В соответствии с этим, творческие способности детей 7-11 лет, представляя «сплетение» индивидуальных свойств личности, в котором тесно взаимосвязаны между собой сферы жизнедеятельности ребенка: мотивационная, когнитивная, эмоционально-волевая. Мотивы стимулируют личность к проявлению творческих способностей, творческой деятельности, а уровень сформированности творческих способностей напрямую связан с интеллектуальной, волевой, эмоциональной активностью.
В совместном творчестве взрослый может обрести новое видение, а младший школьник – личность. Импровизационный стиль деятельности при обучении театральному искусству, привносит в процесс занятий элементы неожиданности, непосредственности, юмора. Все это приметы творческого стиля общения педагога и учащегося. Известный писатель Виталий Бианки считал, что взрослому человеку надо стараться сохранить детские свойства души: непосредственность, отзывчивость, широко раскрытые на мир глаза, чистоту помыслов, способность мечтать, доверчивость.
В творческих формах занятий (этюды, игры, разминки и т.д.) совместной деятельности педагоги могут видеть динамику развития и широту интересов ребенка, его достижения и трудности, понимать ход его мыслей и особенности фантазии. Конечный продукт такого творчества позволят педагогу увидеть и понять особенности внутреннего мира младшего школьника.
Педагогика сотворчества, совместная взаимопроникающая и взаимодополняющая деятельность педагога и воспитанника, с периодически меняющихся ролями, ведет к их взаимному обогащению и развитию. Необходимо формировать уважительное отношение к партнеру по общению, вырабатывать установку на интерес к предмету общения, т.е. раскрывать познавательный, коммуникативный, эмоциональный, воспитательный характер общения. Педагогическая результативность творческой деятельности особенно велика тогда, когда творческий процесс, отдельно взятой личности, обогащается, «подпитывается» творчеством других людей, в процессе коллективной творческой деятельности.
Еще одним условием педагогики сотворчества является формирование положительной Я – концепции. Формирование позитивной самооценки зависит от соблюдения условий, к которым относится твердая убежденность в импонировании другим людям, уверенность в способности к творческой деятельности, ощущение собственной значимости. Данные многих исследований характеризуют, что негативная Я – концепция – отрицательное отношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности, выражающимся высоким уровнем тревожности, сложностями в налаживании контактов со сверстниками. Для восприятия художественных ценностей необходимо в первую очередь иметь эмоциональную отзывчивость к прекрасному, умение видеть и чувствовать его в искусстве, в окружающей человека действительности. Чтобы развить в воспитаннике способность к «сотворчеству» с автором произведения, необходимо воспитать в нем духовные чувства. Ибо приобщение к искусству невозможно без актов сотворчества, без работы фантазии и воображения, без эмоционального переживания, удовлетворения или неудовлетворения художественным произведением и на этой основе — оценки произведения.
Поэтому каждая новая встреча детей с искусством должна отличаться новизной, вызывать удивление и восторг, возбуждать желание после занятий спешить в библиотеку, стремиться в театр, концертный зал, в картинную галерею, т. е. должна развиваться художественная потребность.
-
Деятельность педагога-хореографа в студии «Сказка»
Мастерство и искусство педагога состоит в том, чтобы младший школьник в детской театральной студии как можно меньше чувствовал давление и опеку, которая тяготит и сдерживает творческое развитие. В то же время контроль и внимание к каждому ребенку этого возраста должны быть максимальны.
Таким образом, задачей студии является – не разбить, не высушить это единение детской души с миром, а напротив, возделывать, бережно сохранять, умножать это богатство, этот дар чувства жизни, дарованный каждому человеку. Если на этом этапе у младшего школьника он сохранится, тогда всю жизнь человек будет способен чувствовать мир, природу, людей с которыми общается. И при всяком возникновении трещин в гармоничной целостности мира он будет чувствовать начало разрушения и искать силы и средства, чтобы восстановить мир.
Эта задача реализуется всеми педагогами в театральной студии «Сказка» Дворца детского (юношеского) творчества «На Ленской» Красногвардейского района Санкт-Петербурга. Работа в студии выстраивается в рамках трех дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программам, объединенных общими целями и задачами:
-
«Актерское мастерство»,
-
«Сценическое движение с элементами хореографии»,
-
«Музыкальный тренинг»,
-
«Театральный Петербург».
Автор данной аттестационной работы, педагог-хореограф, занимается с детьми театральной студии по программе «Сценическое движение с элементами хореографии». Рассмотрим позиции и принципы этой работы.
Занятия по сценическому движению и хореографии позволяют укрепить здоровье учащихся, развить физически и гармонизировать состояние организма в целом. Хореография оказывает не только коррекционное действие на физическое развитие, но и создает благоприятную основу для совершенствования таких психических функций как мышление, память, внимание, восприятие.
Программа рассчитана на постепенное освоение знаний. По возможности, учитывается фактор как опережающего, так и отстающего развития: если отдельные учащиеся легко овладевают, или наоборот не справляются с учебной программой, они переводятся в группу с соответствующим уровнем подготовки. Танец воспитывает навык правильной осанки, гармонично развивая всё тело, раскрепощая движение. Включение партерной и дыхательной гимнастики позволяет укрепить опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую систему, организм в целом, уравновешивая право- и левостороннее развитие всех мышц корпуса и конечностей, развить правильную координацию движений, расширить двигательную активность, улучшая тем самым жизненную активность.
К критериям общего физического и двигательного развития относятся:
-
умение детей координировать работу движений корпуса, рук и ног;
-
развитие навыка сохранения правильной осанки во время исполнения движений;
-
развитие гибкости позвоночника, подвижности суставов, эластичности связок и мышц;
-
сохранение детьми высокого уровня двигательной активности на протяжении всего занятия.
К критериям музыкально-ритмической (слух, ритм) и эмоционально-пластической передачи характера относятся:
-
знание учащимися, что любое танцевальное движение исполняется в строгом соответствии с темпом, ритмом и характером музыки;
-
умение определить размер незнакомого музыкального произведения и передать хлопками его ритмический рисунок;
-
умеют распознать и передать движением характер музыки (грустный, веселый, торжественный и так далее) и передать через определенный образ.
Основная задача педагога-хореографа в общей работе театральной студии над спектаклем является постановка хореографических номеров, часто включаемых в спектакль. Для этого необходима большая кропотливая работа во время подготовки к спектаклю над другими танцевальными композициями как отдельными номерами.
-
Памятка для начинающего педагога-хореографа
За годы работы выработались основные правила, которые помогут упростить хореографам постановку хореографического номера.
-
Выбор жанра номера необходимо делать, отталкиваясь от возможностей детей входящих в ту или иную группу. Если в ней преобладают сильные участники, которые имеют живой характер, ярко выраженный артистизм, даже не обладая высокой техничностью, то с ними можно делать постановки в стиле, выбранного режиссёром ,спектакля и по таким направлениям как эстрадный и историко-бытовой танец. А технику исполнительского мастерства можно наработать в репетиционном процессе, потому что любой танец – это, прежде всего, передача эмоций, чувств и особенной атмосферы зрителю.
-
В группах, где преобладают дети с более спокойным темпераментом, но имеют хорошие хореографические данные: растяжку, правильную постановку корпуса и хорошую выворотность, можно поставить хореографический номер в классическом или народном стиле.
-
Необходимо тщательно продумать, какую цель преследует ваш новый танец, и какие чувства он должен вызывать. Имеет ли танец отношение к какому-либо спектаклю или он будет существовать самостоятельно, вне привязки к сценарию. Подберите музыку, которая наилучшим образом отражает ваш замысел и настроение. Прослушайте ее несколько раз – даже если с первого раза вы не поймете, как именно нужно начать танец, не беспокойтесь – вы можете начать придумывать постановку с середины, или даже с конца. Как только вам в голову приходит интересное движение или связка – фиксируйте ее на нужный музыкальный момент, а впоследствии вы соберете все связки воедино, соединив их в общую канву танца.
-
Не бойтесь привлекать детей к постановке танца, они могут натолкнуть вас на интересную идею. Участие в процессе постановки развивает творческие способности, стимулирует интерес детей к танцевальному искусству. Если вы ставите групповой танец, то придумав несколько связок, постарайтесь сразу выучить их вместе со своими танцорами, чтобы они начали запоминать движения и переходы между ними. Именно по такой схеме я занимаюсь с детьми в своем коллективе. Например, так получилось при постановке танца «Фонтанчик» в классическом стиле: создав сюжет и идею, номера мы собирали его по кусочкам, проучивая сначала общие комбинации, а затем разводили композицию танца. Но здесь нужно конечно учитывать возрастные особенности детей, а также их хореографическую подготовку. С детьми младшего школьного возраста этот прием не будет так эффективен, как с учащимися постарше.
-
Работая над танцем, помните, что танец, как и любое другое произведение искусства, строится по законам драматургии: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Необходимо объяснить это детям и тогда они более осознанно начнут передавать эмоциональные составляющие того или иного номера. Кульминация в танце обязательно должна быть отмечена более эмоциональными связками, усложненными движениями и более насыщенной музыкой. И тогда участники номера более осознанно смогут передать замысел самого постановщика.
-
Не забывайте также о том, что образ танца создается из нескольких компонентов: музыка, сюжет, костюм, лексика, а значит, все эти составляющие должны соответствовать общему настроению и идее вашей постановки.
-
Также хотелось бы добавить что, в начале обучения лучше ставить массовые номера, так психологически легче детям выйти первый раз на сцену. При более длительном обучении идет работа над техникой исполнения, и дети будут лучше психологически подготовлены к сольным номерам.
-
К созданию танца нужно подходить творчески и профессионально. В этот процесс необходимо вкладывать частичку своего личного «я», и тогда танец становится живым понятным и учащимся детского объединения, занимающихся хореографией, и зрителям.
Вот та небольшая часть тех методов и приемов при постановке хореографического произведения, которые использует автор в детском коллективе театре-студии «Сказка». Соблюдая эти правила при постановке танца, можно способствовать решению задач по формированию у детей интереса к общему делу по постановке спектакля, воспитанию художественного вкуса, гармоничного развития тела и развитию творческих способностей детей.
-
Практический метод «Музыкальная импровизация»
В процессе работы с учащимися у педагога сложилась определенная система дидактических приемов и методов. Одним из них является практический метод «Музыкальная импровизация». Этот метод лег в основу исследования и разработки критериев и показателей развития творческой составляющей на занятиях сценическим движением в театральной студии. Наблюдения проводились со всеми учащимися. Ниже приводятся результаты по нескольким учащимся и показана динамика их развития.
На протяжении всего учебного года учащимися выполняются творческие задания – этюды. Например, в теме «Освоение основных элементов актерского мастерства с помощью сказочных приемов» учащимся задаются упражнения и этюды на отработку элементов внутренней эмоциональной техники актера.
Детям предлагается самим изобразить отрывок из сказки с помощью танцевальных движений, с применением вокала, театрализованной сценки.
Юным артистам педагог напоминает, что они должны не просто пластически существовать, а при этом артистично обыгрывать сценическое движение как составную часть своего образа (вокального, пластического образа, своей роли), - следовательно, созданная пластика должна помогать исполнителю и давать ему дополнительные краски в постановке номера. Музыка, вокал, пластика, дополняя друг друга, должны сливаться в единое целое.
Дети, прослушав несколько отрывков из музыкальных произведенийП.И. Чайковского, И.С. Баха, А. Дюран, Д. Шостаковича, составляют несколько этюдов, в оформлении которых могут быть использованы декорации или элементы костюмов.
Примеры описания этюдов, сыгранных учащимися студии
Первый этюд. На сцене трон. Входит царь (Георгий Н.). В задумчивости оглядывает зал и замечает, что никого нет. Зовет прислугу. Усаживается на трон. Входит служанка (Полина К.). Она вбегает, слегка запыхавшись, немного испуганная, делает реверанс. Опустив глаза, спрашивает: «Что угодно, Ваше Величество?». Царь (Георгий Н.) многозначительно смотрит на нее и спрашивает: «Есть ли какие новости в нашем государстве?». Служанка (Полина К.) радуется, подпрыгивает на месте и, буквально, кричит: «Есть! Есть! Ваше Величество, у Вас родился наследник. Поздравляю! Очень красивый малыш!». Царь: «Так скорей же покажите мне его!» Служанка убегает. Входит царица (Дина М.) в сопровождении служанки (Полина К.), на руках младенец (кукла в одеяльце). Подходят к царю, делают реверанс. Царь радостно тянет к младенцу руки. Все, улыбаясь, любуются младенцем. Служанка бережно берет младенца из рук царицы и передает в руки царя. Он любуется младенцем. Царица берет под руку царя, и счастливая царская чета уходит в кулисы. Служанка их сопровождает.
Комментарий: Этот этюд хочется отметить особо. Здесь ребята проявили воображение, фантазию, в своих образах показали, как с добротой, любовью относятся друг к другу эти герои. Сколько нежности и участия проявили дети в этой сцене! Хорошо разработан сценарный ход, интуитивно грамотно выверена мизансцена, правильно выстроена сюжетная линия. Приятно наблюдать за хорошими манерами и естественной простотой. Как говорит английский поэт А. Теннисон: «Манеры - не пустяки, а плод благородной души и честного ума».
Второй этюд. Варя Б. решила выбрать эпизод из сказки «Дюймовочка». Ей хотелось в пластическом образе показать, как этой маленькой героине было одиноко. Подобрав музыку (с помощью концертмейстера), А. Дюран «Вальс»№1, Варя Б. в первой части своего выступления легла и будто уснула (на листе кувшинки), затем будто забрезжил свет и с первыми лучами солнца Дюймовочка (Варя Б.) потянулась, приоткрыла глаза, встала на ноги и, увидев солнце, потянулась к нему, стала радостно кружиться, танцевать и вдруг… заметила, что она находится на кувшинке посреди пруда… Она раздвигает руками лепестки лилии, а там – вода. Дюймовочка (Варя Б.) пугается, оборачивается в другую сторону, раздвигает лепестки, смотрит, а там тоже вода… Поднимает глаза к небу, зовет ласточку, протягивает руки к небу и замирает в ожидании.
Комментарий: Музыкальное восприятие позволило Варваре наполнить красивым содержанием этот танцевальный этюд. Артистизм исполнения был проявлен не ярко. Танцевальная композиция и сам танцевальный рисунок был выполнен Варей хорошо. Сочетание музыки с движением было соблюдено.
Третий этюд. Музыкальное сопровождение «Вальс-шутка» Шостаковича. Педагогом зачитывался отрывок из сказки Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Дети выбрали для иллюстрации этой сказки танцевальный этюд. В первой части танцевального этюда Дина М. Исполняла движения в образе миниатюрной куколки – балерины. Движение девочки соответствовали музыке, были «механическими», т.е. наглядно передавали образ маленькой танцовщицы из музыкальной шкатулки. Полина К. исполняла танец огня в камине (языки пламени разгорались постепенно). Во второй части этюда Кристиан Б. исполнил танец солдатика, который двигался маршем и делал повороты, тоже «механические», что соответствовало выбранной музыке. В третьей части этюда дети танцевали в паре. Это был общий, заключительный танец. Здесь некоторые движения детям давались не просто.
Комментарий: Идея этого танцевального этюда была воплощена отлично. Дети очень точно уловили характер музыки и смогли правильно воплотить образы. В третьей части этюда детям не хватило технических навыков исполнения танца, движения в танце были оригинальны.
После просмотра всех этюдов, дети, совместно с педагогом, анализировали свое исполнение и действия других участников. Учащиеся находили новые решения, подбирали разные примеры исполнения тех же образов. Наблюдался стойкий интерес и желание играть на сцене.
Педагог наблюдает за работой учащихся, фиксируя результаты в таблице.
Уровни творческих способностей |
Творчество при музыкальном восприятии |
Песенное творчество |
Танцевальное творчество |
Актерское мастерство |
Высокий |
Дина М. Георгий Н. |
- |
Дина М.
|
Дина М. Георгий Н. Полина К. |
Средний |
Полина К. Кристиан Б. Варя Б. |
- |
Кристиан Б. Варя Б. |
Кристиан Б. Варя Б. |
Низкий |
- |
- |
- |
- |
Анализ результатов:
Дети творчески подошли к данным заданиям, были эмоционально открыты. Показателями творчества здесь могут быть: удачный подбор движений, способствующий воплощению музыкально-пластического, танцевального образа; своеобразие сочетаний, комбинирования известных движений; оригинальность в их варьировании и импровизация новой выразительной пластики; самостоятельно найденные ребенком особенности «рисунка» перемещения по (сценической) площадке, определяемые характером исполняемого персонажа, ходом сюжета и соотнесенные с действиями партнера.
Желание играть проявлено ярко, но не хватает актерского опыта, при данном эмоциональном настрое дети выглядели в образах героев естественно и гармонично.
Уровень танцевального творчества высокий и средний. Технически движения выполнялись не идеально, но танцевальные образы выбраны очень правильно.
Песенное творчество не использовалось детьми в данном задании.
Присутствовала некоторая боязнь сцены, взаимодействия юных актеров выглядели несколько скованно.
Музыка являлась источником вдохновения и при создании этюда сама предлагала стиль и манеру исполнения, поэтому дети выбирали таких сказочных героев, какие были созвучны с характером персонажа. Так как данное задание предполагало использование актерской игры, то в создании игрового образа особенно велика была роль слова. Оно помогало детям выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видели окружающий мир через образы, краски, звуки. Дети смеялись, когда смеялись персонажи, грустили, огорчались вместе с ними.
Помимо педагогического наблюдения педагог-хореограф для уточнения результата развития творческих способностей использует тестирование по разным методикам.
Например, по методике П. Торренса, в которой показатели креативности выбраны беглость, гибкость, оригинальность, разработанность творческой идеи, учащиеся о которых шла речь выше дали следующие результаты:
Фамилия Имя |
Беглость |
Гибкость |
Оригинальность |
Разработанность |
|||||||
октябрь 2017 г. |
май 2018 г. |
октябрь 2017 г. |
май 2018г. |
октябрь 2017 г. |
май 2018 г. |
октябрь 2017г. |
май 2018 г. |
||||
Полина К. |
7 |
10 |
9 |
10 |
7 |
10 |
36 |
45 |
|||
Варя Б. |
8 |
10 |
9 |
10 |
6 |
10 |
47 |
55 |
|||
Георгий Н. |
10 |
10 |
8 |
10 |
4 |
12 |
56 |
64 |
|||
Кристиан Б. |
7 |
10 |
7 |
10 |
11 |
14 |
75 |
66 |
|||
Дина М. |
8 |
10 |
9 |
10 |
6 |
8 |
55 |
60 |
Можно говорить о том, что наибольшие отличия в результатах показаны по фактору разработанность, что подтверждает гипотезу о том, что занятия в театральной студии ведут к развитию таких индивидуальных черт личности, как умение развивать идею, сделать ее более глубокой, интересной. Дети экспериментальной группы имеют живое воображение, включают элементы игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия весьма для них характерна. Они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки. Детям 7 - 11 лет недостает эмоционального баланса, дети нетерпеливы и порывисты.
Результаты исследования по методике Вильямса по «опроснику» для детей и педагога и по оценке креативности ребенка по шкале Вильямса получились следующие.
Самооценка детей и оценка педагога их творческих способностей
|
Полина К. |
Варя Б. |
Георгий Н. |
Кристиан Б. |
Дина М. |
Общий балл творческих характеристик личности /педагог/ |
54 |
56 |
64 |
78 |
80 |
Общий балл по шкале Вильямса/ дети/ |
30 |
34 |
45 |
40 |
65 |
Средние показатели |
39,1 |
44,1 |
49,1 |
54,1 |
52,1 |
Из таблицы мы видим, что мнение педагога о детях выше нормы. Следовательно, педагог видит в каждом ребенке экспериментальной группы творческий потенциал выше, чем тот который в реальности представляется детям. Это позволяет педагогу ставить перед детьми большие задачи, работать над повышением самооценки детей.
Диаграмма «Соотношение средних показателей к полученным данным»
Таблица Характеристика творческих показателей учащихся
Фамилия Имя |
Любознательность |
Воображение |
Сложность |
Склонность к риску |
|
Экспериментальная группа |
|||||
Полина К. |
8 |
8 |
5 |
9 |
|
Варя Б. |
9 |
7 |
9 |
9 |
|
Георгий Н. |
10 |
14 |
18 |
22 |
|
Кристиан Б. |
8 |
7 |
11 |
10 |
|
Дина М. |
20 |
21 |
17 |
22 |
|
Среднее значение |
17,8 |
15,6 |
17,2 |
17,0 |
Результаты педагогических наблюдений педагога-хореографа и тестирование показали, что практический метод – «Музыкальная импровизация» – дает хороший результат в развитии творческих способностей младших школьников на занятиях в театральной студии.
-
Заключение
Способ развития творческих способностей через включение младших школьников в совместную творческую деятельность, как со сверстниками, так и с педагогом повышает уровень интереса учащихся к выполнению творческих заданий: импровизация, экспромт, игровое поведение в этюде, сочинительская деятельность детей. Заметные изменения происходят и в способности детей логически правильно выстраивать свой образ, находить взаимодействие с партнером, развиваются такие личностные качества как: гибкость мышления и действий; богатое воображение; развитая интуиция, артистизм; использование разных путей в поиске принятия решений.
Таким образом, процесс творческой работы, выстраиваемый во взаимодействии педагогами с учащимися по программе «Сценическое движение с элементами хореографии» в театральной студии является фактором интеллектуального, духовного и физического развития школьников, одним из способов раскрытия творческих способностей учащихся.
-
Библиография
-
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: книга для учителей. -М., 1991.
-
Гармаев А.Ц. Этапы нравственного развития ребёнка. –Минск: «Лучи Софии», 2005.
-
Гачев Г.Д. Творчество. Жизнь. Искусство. -М., 2005.
-
Горяшко А. Детские и взрослые сказки семьи Бианки. -М.: «Специальная литература», 2001.
-
Лободина С.В. Как развить способности ребёнка.-М.-: «Глаголь добро», 2011.
-
Титов Б.А. Организация и методика работы детского самодеятельного объединения» учебное пособие. -Л.: Изд-во «Знание», 2000.
-
Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. -СПб.: Речь, 2003.
-
Туник Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности. –СПб.: Иматон, 1998.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Педагогические сочинения. -М.: Из-во «Наука», 1999.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гурина Ирина Владимировна
→ Публикатор 26.12.2022 0 584 44 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.