Статья "Методы обучения игре на фортепиано, связанные с внедрением в урок игровых и нестандартных элементов"
Методический доклад «Методы обучения игре на фортепиано, связанные с внедрением в урок игровых и нестандартных элементов»
В наш век компьютерных и информационных технологий преподавателю музыки, в том числе и специального фортепиано, важно сформировать способ сочетания традиционных и новаторских методов проведения уроков. Особенно если педагог занимается с детьми. Ведь независимо от темперамента, детей пугает все монотонное. Именно поэтому для современного ребенка имеет большое значение занимательный характер урока, применение компьютерных технологий, и превыше всего - введение в урок игровых или нестандартных ситуаций.
Вместе с тем, встретить качественный материал, посвященный этой теме, как в литературе, так и в интернете, довольно непросто. В этом заключается причина моего интереса к данной теме и её актуальность.
Целью данного Доклада является определение некоторых инновационных методов обучения игре на фортепиано путем внедрения в урок игровых и нестандартных элементов, с опорой, в основном, на собственный опыт.
При решении поставленной задачи, обобщении результатов работы применяла следующие методы:
- теоретическое изучение и анализ литературы по указанной теме;
- анализ современного состояния работы в ДШИ по изучаемой проблеме;
- обобщение собственного многолетнего педагогического опыта.
Доклад состоит из пояснительной записки, основной части, заключения, списка использованных источников.
Основная часть
Игра – потребность ребенка, путь к познанию окружающего мира. В игре дети находят выход своей неуемной фантазии, огромной энергии, проявляют в полной мере свои способности.
Освоение игры на фортепиано зачастую не требует от начинающего пианиста значительных усилий, именно потому, что во многом обучение представляется ему как новая, интересная игра. Преподавателю в свою очередь необходимо поддерживать такое отношение, регулярно вводя в урок игровые эмоциональные ситуации. Таким образом ребенок овладевает языком музыки без отрыва от естественной для его возраста «игровой фазы».
Также важно время от времени вводить в урок нестандартные элементы, например, организовать совместную творческую работу над раскрытием художественного образа в пьесе, или попросить детей заполнить специальные анкеты, о которых в настоящей разработке будет сказано далее. Учитывая вышесказанное, а также тот факт, что для многих обучающихся «стартовой площадкой» для саморазвития личности является познавательный интерес, становится понятным эффективность подобных методов в обучении игре на фортепиано.
Методы обучения игре на фортепиано, связанные с внедрением в урок игровых и нестандартных элементов.
Приведу некоторые используемые на практике методы обучения, связанные с внедрением в урок игровых и нестандартных элементов.
Основным методом первой группы является игровые эмоциональные ситуации. Вот примеры некоторых игр, которые помогут преподавателям в музыкальных занятиях с малышами.
- «Найди клавишу». Эта игра развивает слух. Для ее проведения необходимо подготовить десять фишек (или аналогичное). Ребенок отворачивается, а преподаватель нажимает клавишу (сначала в пределах одной октавы, потом двух и т.д.) и просит найти ее с трех попыток. Если ученик не сумел указать клавишу правильно, фишка переходит к преподавателю. Если сумел – к ученику. Победит тот, кто первый соберет все фишки.
- «Выучи ноты». Для подготовки к игре необходимо нарисовать на двух листах бумаги по десять кружков. На первый кружок на обоих листах ставится по фишке. Преподаватель просит ученика написать в нотной тетради, скажем, ноту «до» первой октавы. Если ученик ошибся, преподаватель двигает фишку. Написал правильно – двигает он. Кто первый достигнет последнего кружка? Благодаря этой игре ноты выучиваются малышами очень быстро, в течение пяти-шести игр.
- «Угадай песню». Преподаватель простукивает для ребенка ритм хорошо известной ему песни. Потом просит его сделать тоже самое. В эту игру дошкольники играют с большим удовольствием. Она развивает способности малыша.
С удовольствием играют учащиеся и в игры познавательного характера, решая музыкальные викторины, ребусы, загадки о композиторах, музыкантах, музыкальных произведениях и инструментах. Такие игры являются немаловажным средством приобщения малышей к музыке. Ярким примером такой игры является:
«Разгадай кроссворд». К примеру, кроссворд на тему «Средства музыкальной выразительности». Он содержит вопросы по теме метр, ритм, динамика, темп, акцент и другие. Тему кроссворда, как вариант, можно заменить на вопросы о каком-либо известном композиторе, например, о П. И. Чайковском. Можно использовать такой кроссворд на уроке или в качестве домашнего задания. Условия победы в игре определяются преподавателем, взяв за критерий, например, скорость или точность его разгадки.
В качестве методов второй группы, связанных с внедрением в урок нестандартных элементов, также захватывающих внимание ребенка и повышающих его интерес к музыке, можно привести следующие.
Метод анкетирования. Анкетирование провожу не часто, примерно раз в полгода-год. Вопросы анкеты распечатываю на листе и раздаю детям. Необходимо предварительно объяснить детям, что форма ответов – свободная, обязательно лишь осветить все поставленные вопросы как можно более точно, аргументировано, подробно и, главное, абсолютно искренне, честно. Часто ответы учеников превращаются в развёрнутый монолог, эссе. Что полезно как для ребенка, так и для преподавателя.
Примеры вопросов:
- Нравится ли тебе играть на фортепиано? Почему?
- Любишь ли ты музыку? Почему?
- Есть ли у тебя желание продолжить своё музыкальное образование?
- Какой год обучения был самым интересным? Почему?
- Что ты можешь пожелать учителю по совершенствованию урока?
Благодаря той работе, которую проделывают ученики, отвечая на подобные вопросы в анкете, они начинают лучше ценить уроки музыки, понимать, как много они им дают, и больше хотеть продолжить обучение. А преподаватель получает «обратную связь» со своими учениками, которая позволит совершенствовать процесс музыкального обучения и воспитания детей.
Вот примеры некоторых ответов детей по результатам анкетирования:
«Да, мне нравится играть на фортепиано, потому что я люблю подбирать любимые песни, у меня становится лучше ум, улучшилась память, я стала лучше учиться в школе, занятия на фортепиано научили меня трудиться»;
«Мне нравятся играть на фортепиано, т.к. это весело, и я получаю удовольствие. Иногда я нахожу песни в интернете и учу их наизусть. И еще мне нравится, что здесь добрая учительница».
Метод рассказа. Это рассказ преподавателя о композиторе или стиле изучаемого произведения. Возможно использовать как самостоятельный элемент урока, так и при подготовке ученика к выступлению на конкурсе или концерте. В большинстве случаев ребенок «загорается» этим, и в дальнейшем самостоятельно исследует вопрос глубже, в результате изучает произведение с повышенным участием и с лучшими результатами. Недавний пример из опыта: Ученица Д., подготовившая сообщение на тему «Инвенции И. С. Баха». Ученик А. подготовил сообщение об истории джаза. Данный метод хорошо сочетается с иллюстративным методом.
Иллюстративный метод. Преподаватель презентует на планшете или ноутбуке мультимедийные материалы об изучаемой пьесе. Это может быть видео-пример игры произведения в исполнении мастера, фотографии композитора, или познавательная инфографика (пример инфографики на тему «Средства музыкальной выразительности»
Метод стимулирования и мотивации деятельности. Главное назначение метода - активизация учащихся через диалог и творческую деятельность. К этому методу можно отнести следующие элементы урока:
Работа над раскрытием художественного образа помогает детям развить слуховые способности и образное мышление при изучении произведений. Для этого можно использовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок-подтекстовок (желательно сочиненные самими детьми самостоятельно или с помощью родителей, преподавателя), рассказ, задачи-головоломки, отгадывание настроений (колыбельная, марш, гроза, игра). Как видно, данный элемент урока является многосоставным.
В качестве примера можно назвать следующих учеников: Дмитрий, София, Екатерина, Диана - нарисовали яркие рисунки к изучаемым произведениям. Другой пример: прослушивание старшеклассниками пьес в том же жанре, что исполняют они сами. Или прослушивание произведений, которые они исполняют в интерпретации знаменитых музыкантов. Это выпускники прошлого года Алена, Полина, Алексей.
В более узком смысле, работа над художественным образом – это работа над звукоизвлечением, разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера музыкального произведения. Благодаря этому также достигается свобода рук и естественность движений для передачи музыкальных мыслей и чувств.
«Песня на английском языке». Нахожу увлекательную песню на английском языке и даю прослушать ее детям. Хороший мотив, мелодичный текст на английском способны развеселить и превратить изучение музыки в увлекательную игру. Дети всегда ценят креатив преподавателя. После чего можно разучить с детьми эту песню. В большинстве случаев ребенок на удивление быстро научится играть мелодию этой песни самостоятельно.
Самостоятельная музыкальная деятельность ребенка имеет большое значение в развитии творческих способностей.
Указанные методы позволяют «погрузить» участников в среду, включить их в деятельность, что соответствует их возрастным особенностям и потребностям.
Формирование принципов внедрения в урок фортепиано игровых и нестандартных элементов
Выбирая те или иные элементы для внедрения в урок, необходимо учитывать возрастную группу (младшая, средняя, старшая) и индивидуальные особенности ребенка (характер, способности, знания). Наиболее вероятно, например, что игровые элементы, диалоги с преподавателем во время работы над художественным образом принесет максимальную пользу ученику младшего возраста, а также ребенку-экстраверту. Для ребенка-интроверта эта работа, скорее всего, окажется более результативной, если использовать метод рассказа и дальнейшая самостоятельная творческая деятельность ребёнка в рамках полученного задания на дом.
Другими принципами успешного внедрения игровых или нестандартных элементов в уроки являются приятный и понятный детям музыкальный материал (особенно на первых порах), а также создание благоприятной психологической атмосферы: яркое оформление сборников, кабинета, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь и т.п. Все это способствует развитию у обучающихся интереса к совместной творческой деятельности, потребности в сотворчестве с преподавателем.
Заключение
Урок с игровым или нестандартным элементом – прекрасный способ превратить занятие в радостное событие, которого ученики ждут с нетерпением.
Сочетание приведенных методов позволяет привнести в урок фортепиано простор для фантазии как преподавателя, так и ученика. Оно позволяет также строить уроки каждый раз по-новому, в зависимости от возраста, характера, способностей, знаний ученика.
Применение данной разработки возможно не только для преподавателей фортепиано, но и других музыкальных инструментов.
Список используемых источников
Мардорский Л. Р. «Музыка начинается в семье.» - М.: Знание, 1982. - 96с.
«Интеграция традиций и новаторства в учебно-воспитательном процессе учреждений дополнительного образования. Современный взгляд» - Материалы республиканского научно-практического семинара г.Набережные Челны 31 октября 2016 г - Набережные Челны: ТИСБИ, 2016. - 213с.
Синицын Е., Синицына О. «Характеристики психологических типов. Система развития одаренных детей.» - Изд. НГАХА. Новосибирск, 2006.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Будаева Ольга Анатольевна
→ Публикатор 29.03.2023 0 502 35 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.