Методические рекомендации "Формирование основ личной безопасности обучающихся учреждения дополнительного образования"


М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА № 3 ГОРОДА ОРЛА»



















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

















г. Орел, 2023 г.





Составитель: Ткачева Ирина Николаевна, методист МБУДО «Дом детского творчества № 3 города Орла»









Настоящие методические рекомендации ориентированы на оказание методической помощи педагогам дополнительного образования, работникам, ответственным за профилактику детского травматизма по вопросам формирования безопасного поведения детей и подростков, предупреждения рисков и угроз жизни и обеспечения их психологической безопасности. В методических рекомендациях рассматривается организация работы по вопросам антитеррористической защищенности, профилактики безопасности дорожного движения, безопасности обучающихся во время пребывания их в образовательном учреждении.



















Содержание



Введение………………………………………………………………………стр. 3

  1. Антитеррористическая безопасность………………………………...стр. 4

  2. Пожарная безопасность……………………………………………… стр. 6

  3. Безопасность в учреждении дополнительного образования, дома,

на улице…………………………………………………………………стр. 7

  1. Дорожная безопасность………………………………………………..стр. 8

  2. Информационная безопасность……………………………………….стр. 9

Заключение…………………………………………………………………….стр. 12

Список литературы……………………………………………………………стр. 13

Приложения……………………………………………………………………стр.15



Введение

Вопросы обеспечения безопасности детей всегда находятся в центре внимания государственных органов управления как на уровне страны, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Российское законодательство насчитывает множество нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к обеспечению безопасных условий обучения. Безопасные условия обучения – это условия обучения, при которых воздействие вредных или опасных факторов на обучающихся исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных норм.

Образовательная среда является психолого-педагогической реальностью, в рамках которой в специально организованных условиях решаются образовательные задачи и задачи социализации ребенка, а также осуществляется психологическое развитие личности обучающегося. Образовательная среда современного образовательного учреждения, в том числе учреждения дополнительного образования детей, должна способствовать сохранению здоровья, благополучия обучающегося и максимальной реализации его возможностей. Вместе с тем образовательная среда является открытой системой, отражающей все закономерности и тенденции развития окружающей социальной среды, в том числе и проблемы, характерные для современного российского общества. Это порождает ситуации, нарушающие безопасность образовательной среды, создающие угрозу жизни и здоровью обучающихся. Поэтому безопасность детей является первостепенной задачей и основной обязанностью руководителей и работников образовательных учреждений. Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

  • изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно-правовых, методических и иных локальных актов;

  • обеспечение выполнения работниками и обучающимися требований законодательных и других нормативно-правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий образования;

  • предотвращение несчастных случаев с детьми и работниками в ходе образовательного процесса;

  • профилактика производственного травматизма;

  • обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения;

  • организация проведения инструктажей, обучения.

Безопасность обучающихся в образовательном учреждении охватывает широкий спектр направлений: безопасность противопожарную, антитеррористическую, информационную, дорожную и др.

В настоящее время определенный набор действий, направленных на формирование у обучающихся навыков безопасного поведения, регламентирован соответствующими инструкциями и методическими рекомендациями. Во всех образовательных учреждениях должен осуществляться комплекс мероприятий по обучению безопасности:

  • инструктажи по технике безопасности с регистрацией их в журналах соответствующего образца (вступительные, повторные, целевые, заверенные подписью обучающегося или без этого);

  • профилактические беседы;

  • досуговые мероприятия;

  • взаимодействие с представителями государственных и общественных структур (медики, психологи, спортивные организации, правоохранительные органы);

  • просветительская и профилактическая деятельность среди родителей обучающихся.

В данных рекомендациях рассматриваются основные риски и опасности для обучающихся учреждения дополнительного образования, даются практические советы педагогам, родителям обучающихся, самим обучающимся, как их избежать, как вести себя в той или иной сложной ситуации.


  1. Антитеррористическая безопасность

  В настоящее время серьезную угрозу обществу и международной безопасности представляет терроризм. В современных условиях велика угроза террористических актов абсолютно для любого человека на планете. Общество должно делать все возможное, чтобы защитить себя и других. Но особенно важно обеспечить необходимый уровень защиты учебным заведениям, так как под угрозой находятся жизни детей, часто тех, кто сам за себя постоять не может. Создается специальный комплекс мер, призванный защитить учебные заведения. Ведутся разъяснительные работы с сотрудниками сферы образования по поводу проблемы терроризма, укрепляются здания и территория, формируются и отрабатываются навыки быстрого и правильного реагирования на угрозу терроризма.

Детские сады, школы, лицеи, колледжи, училища, вузы, учреждения дополнительного образования и другие учебные заведения – объекты повышенной опасности, так как являются местом массового присутствия людей на ограниченной территории. Чтобы предупредить и минимизировать потери людей при совершении теракта, учебный процесс образовательного учреждения должен быть дополнен комплексом организационно-профилактических мероприятий (например, учебные тревоги, тренировки по антитеррористической безопасности в школе и др.).

Несколько десятков лет назад многие и не догадывались о сути и значении понятия «терроризм». Но сегодня о нем необходимо не только знать, но и быть наготове, чтобы не оказаться заложником ситуации. Мероприятия по антитеррористической безопасности, включающие беседы, ситуационные игры, наглядно объясняющие обучающимся, как вести себя в случае террористической угрозы, – это необходимость. Дети должны уметь систематизировать знания, анализировать информацию, принимать решения о том, как вести себя в экстренной ситуации, оказавшись в заложниках, оказывать себе и окружающим элементарную медицинскую помощь.

Во время занятий на тему терроризма педагоги должны раскрывать детям следующие аспекты:

  • четкое разграничение добра и зла;

  • обсуждение проблемы терроризма с приведением примеров;

  • изучение основ антитеррористической безопасности;

  • работа в группах;

  • подведение итогов.

В конце занятия дети не должны быть напуганы. Они должны осознать, что бояться террора не нужно. Со злом необходимо бороться, а зная, как следует действовать в экстремальной ситуации, это делать легче.

Основные меры антитеррористической безопасности заключаются в следовании правилам обращения с опасными предметами (Приложение 1), поведения при теракте, действиях при захвате в заложники, поведении в толпе напуганных людей (Приложение 2). Никто, ни родители, ни учителя, ни правоохранительные органы не могут помочь в таких ситуациях, ведь опасность может поджидать и в маршрутке, и в метро. Внимательность, осмотрительность, акценты на необычных мелочах (чужая машина во дворе, оставленный без присмотра пакет или коробка, подозрительный человек и т.д.) – это то, что может спасти жизнь не одному человеку. Но только взрослые должны предпринимать меры по устранению угрозы! Трогать подозрительные тюки, сумки и коробки запрещено!

Если ситуация вышла из-под контроля, и ребенок оказался в руках террористов, он не должен им перечить, бунтовать, пытаться убежать. Спокойствие, покладистость, терпение, вежливость – главные помощники. Ребенок должен знать, что безопасные места – это дверные проемы, углы, любые выемки в стенах. А если помощь подоспела, но его несет течение напуганной толпы, то следует держаться в ее центре, не высовывать руки, не наклоняться за упавшими вещами, сторониться неподвижных предметов (решетки, столбы, стены).



  1. Пожарная безопасность 

Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с образовательным процессом, как во время учебных занятий, так и при проведении досуговых мероприятий. Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются длительной и систематической разъяснительной работой. При проведении занятий следует учитывать происшествия, имевшие место в учреждении дополнительного образования или на территории района (характерные нарушения требований пожарной безопасности, тайное курение, разжигание костров в запрещенных местах в пожароопасный период, происшедшие пожары и т.п.).

Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у обучающихся чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии и т.д. Противопожарная разъяснительная работа включает в себя занятия с обучающимися, беседы с их родителями, организацию тематических вечеров и викторин, изготовление плакатов и лозунгов на противопожарные темы, выпуск номеров стенгазет, встречи с работниками и ветеранами пожарной службы, участие в творческих конкурсах на противопожарные темы, посещение пожарно-технических центров и их филиалов, организацию противопожарной агитации в образовательном учреждении, выставок плакатов и литературы противопожарной тематики, проведение экскурсий в пожарную часть и знакомство с пожарной техникой и вооружением, показ диа-, кино-, видеофильмов на противопожарную тематику.

Большое воспитательное значение имеет привлечение родителей обучающихся к разъяснительной работе по противопожарной безопасности. тушения пожара и приемов тушения огня. В начале учебного года необходимо ознакомить учащихся с установленными для учреждения дополнительного образования правилами пожарной безопасности, порядком вызова пожарной помощи, планом эвакуации людей на случай возникновения пожара. Периодически в образовательном учреждении должны проводиться учебные эвакуации.

При обучении правилам пожарной безопасности целесообразно использовать имеющийся местный материал по происшедшим пожарам, материалы периодической печати, радио, телевидение, проводить встречи со специалистами пожарного дела (Приложение 3).



  1. Безопасность в учреждении дополнительного образования, дома, на улице

Дом детского творчества – это место, где в течение учебного года дети и подростки проводят много времени. Здесь они получают знания, отдыхают во время перемен, участвуют в досуговых мероприятиях. Чтобы жизнь в образовательном учреждении не омрачалась неприятными и опасными событиями, существуют определенные правила.

За соблюдение всех требований безопасной работы образовательного учреждения отвечает коллектив работников во главе с директором. У каждого работника есть свои обязанности по охране жизни и здоровья детей. Но без соблюдения самими обучающимися определенных правил безопасного поведения в Доме детского творчества любые усилия взрослых окажутся безрезультатными.

  В учреждении дополнительного образования существуют перемены между учебными занятиями для того, чтобы обучающиеся могли отдохнуть. Некоторые обучающиеся понимают отдых как беготню по коридорам и лестницам, катание по перилам и шалости с другими детьми. Такие действия опасны. Даже такое, казалось бы, спокойное место, как учебный кабинет может оказаться источником опасности. Во время занятия неосторожный обучающийся может защемить пальцы ящиком стола, между стульями. Раскачиваясь на стуле, можно случайно придавить ногу себе или соседу. Кабинетная дверь при неаккуратном обращении способна прищемить руку или ударить по лбу и т.д. При проведении комплексных инструктажей с обучающимися обязательно следует обозначить правила поведения в учреждении во время учебных занятий и на переменах (Приложение 4).

На перемене:

  • по коридорам и лестницам идти шагом, не бежать, не расталкивать окружающих;

  • держаться правой стороны, чтобы не сталкиваться со встречными;

  • на лестнице придерживаться за перила, не съезжать по ним, не прыгать через ступеньки;

  • выполнять требования работников Дома детского творчества.

Во время учебного занятия: 

  • перед началом работы выслушать инструктаж педагога о технике безопасности;

  • во время работы точно следовать инструкциям;

  • не допускать шалостей или небрежности при выполнении работ или нахождении рядом с работающими;

  • не использовать оборудование и реактивы не по назначению.

  • на занятии аккуратно обращаться с учебными предметами и мебелью;

  • для заточки карандашей использовать безопасные точилки;

  • входя в кабинет или выходя из него, резко не распахивать и не захлопывать дверь.

 

Столетиями люди создавали и совершенствовали различные технические средства с целью улучшения своего комфорта и безопасного существования. А результаты технического прогресса отнюдь не радуют - сегодня, все мы поставлены перед фактом существования угроз, связанных, прежде всего именно с производством и использованием различного рода техники, причём угрозы эти преследуют людей практически всюду: на отдыхе, на работе, дома и на улице, в транспорте и на пешеходном переходе и т.д. Если взрослые люди каким-то образом могут предотвращать и справляться с возможностью возникновения опасных ситуаций, то дети в большинстве случаев в таких ситуациях абсолютно беспомощны. Необходимо с самого раннего детства прививать детям навыки их безопасного поведения - это суровая необходимость, причём заниматься этим следует повседневно. Важно ребенка приучить к самостоятельности, раскрыть ему все правила безопасности пребывания на улице и дома.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и образовательной организацией, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту и на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого приводит к таким же явлениям и у детей. Чрезвычайно важно создать условия в образовательном учреждении и семье, позволяющие ребенку планомерно осваивать правила безопасного поведения в быту (Приложение 5). Оставляя одного ребенка дома необходимо провести с ним комплекс профилактической работы, и в доступной для его возраста форме объяснить какие из окружающих его предметов способны причинить ему травму, и что пользование данными приборами для него категорически запрещено.

Оставляя ребенка дома одного необходимо создать ему все условия, чтобы ребенку не было скучно, чтобы он либо играл, либо смотрел детские фильмы, читал книги. Если же ребенка не обеспечить любимым занятием, игрой, то он все равно найдет для себя занятие, которое будет вызывать у него интерес в независимости от того опасно это для жизни или нет. Проводя профилактические меры безопасности, следует помнить, что не тот ребенок послушен, которого часто наказывают, а тот, кто не чувствует одиночества, а ощущает постоянную поддержку своих родителей. В большинстве случаев отсутствие воспитания или недостаточное воспитание своего ребенка приводит к тому, что ребенок пытается самостоятельно изучать окружающий мир, познавать его, что часто гарантирует получение детьми травм и увечий (Приложение 6).


  1. Дорожная безопасность

Вопросы обеспечения безопасности дорожного движения определены в качестве приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации. В рамках работы по формированию безопасного поведения детей и подростков в образовательной среде важное место отведено вопросам профилактики безопасности дорожного движения. Это подразумевает следующие направления деятельности: учет и анализ сведений о состоянии детского дорожно­ - транспортного травматизма, планирование и проведение тематических мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, участие в социально-значимых акциях совместно с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения или родительской общественностью, информационное сопровождение, изучение нормативно - ­правовой базы в области дорожного движения. Важную роль играет развитие системы предупреждения опасного поведения участников дорожного движения.

В каждой образовательной организации есть определенный опыт организации и проведения тематических мероприятий, направленных на обучение участников дорожного движения. При формировании у обучающихся знаний и навыков безопасного участия в дорожном движении, следует активнее привлекать к сотрудничеству все заинтересованные организации, общественность, средства массовой информации.

Повсеместное информирование о ситуациях, потенциально приводящих к дорожно-транспортным происшествиям, (с использованием возможностей социальных сетей, сайта образовательной организации, местных и городских СМИ) не только повысит культуру на дорогах, но и создаст в обществе нетерпимость к фактам правового нигилизма на дороге. Проезжая часть – это место, где очень часто возникают экстремальные ситуации. Большое количество различных видов транспортных средств, представляет собой серьезную опасность для маленьких участников дорожного движения, которым на пути из дома в Центр детского творчества и обратно, приходится преодолевать большое количество препятствий в виде проезжих дорог, пешеходных переходов, как оснащенных светофорами, так и с отсутствием таковых. Поэтому очень важно проводить с детьми профилактические беседы о правилах поведения на дороге с целью предупреждения возникновения дорожно-транспортных происшествий, сохранения жизни и здоровья подрастающего поколения (Приложение 7). Для достижения этой цели необходима постоянная работа по разъяснению детям основных правил поведения на дороге.

  1. Информационная безопасность

В современной жизни присутствие гаджетов в жизни человека начинается с самых ранних лет, при этом свободный доступ детей и подростков к информации не всегда способствуют развитию здорового мышления, напротив, может негативным образом повлиять на психику, вовлечь в неправомерные действия. Ребенок может стать жертвой киберпреступников, оружием массового поражения в руках идеологов, политологов и рекламщиков, втянут в киберэкстремизм. Дети все чаще подвергаются кибербуллингу и становятся зависимыми от интернета,  поэтому вопрос информационной безопасности сейчас наиболее актуален. Ребенок, включенный в процесс познания, оказывается незащищенным от потоков информации. Информация, в мире которой ребенок находится с момента появления на свет, способна нести в себе информационные угрозы. СМИ являются не только носителем информации, а точней доносителем ее до масс, но и мощнейшим аппаратом манипуляционного действия. Девальвируются и высмеиваются бескорыстность, скромность, честность, целомудренность, застенчивость. Нет книг, фильмов, показывающих «человека труда», «семьянина». Происходит потеря института семьи, модной для детей стала тема «счастливый ребенок без родителей». Мы наблюдаем интеллектуальное растление посредством подмены образов: «убийство во имя справедливости», «отмщение во имя дружбы». Деформация и деструктивные изменения духовной сферы общества в форме искаженных нравственных норм и критериев, неадекватных социальных стереотипов и установок, ложных ориентаций и ценностей, влияют на состояние и процессы во всех основных сферах общественной жизни. Недостоверная, неэтичная, непристойная, деструктивная информация, исходящая от основных источников информации, а также от средств информационного воздействия, оказывает определенное влияние на получателя информации – ребенка. Культ жестокости, насилия, порнографии, пропагандируемый в СМИ, печатных изданиях неограниченной продажи, а также в компьютерных играх и др., ведет к неосознаваемому порой желанию подражать этому, способствует закреплению таких стереотипов поведения в их собственных привычках и образе жизни, снижает уровень пороговых ограничений и правовых запретов. Негативная информация несет вред здоровью (переутомление, психологическая зависимость, соматические заболевания, снижение работоспособности и др.), происходит переоценка нравственных норм, снижение интереса к искусству, чтению, перенос образцов поведения из виртуальной действительности в реальность и др.), ребенок испытывает трудности в обучении (отсутствие времени на чтение, выполнение домашнего задания, перегрузка излишней информацией, снижение успеваемости). Серьезной и глобально значимой проблемой стало злоупотребление плодами ИКТ и их использование для совершения преступлений против детей, которые особенно уязвимы в условиях интенсивного развития новых информационных технологий (Интернета, мобильной и иных видов электронной связи, цифрового вещания), доступности СМИ, распространения информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр, кино-, видео-, иных аудиовизуальных сообщений и материалов. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, азартные игры, тоталитарные секты, деструктивные группировки. Один из возможных путей разрешения проблемы информационной безопасности - обучение ребенка адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению на основе нравственных и культурных ценностей. Для полноценного развития ребенка не нужно создавать идеальную информационную среду, более важно и продуктивно заниматься развитием информационной безопасности личности ребенка. Проблема защиты детей от информации напрямую связана с темой образования. Формирование у обучающихся умений работать с информацией и, следовательно, умений обеспечения ее безопасности, является важной задачей образования. В компетенцию учреждения дополнительного образования входит создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, на основании которых определяются задачи педагогического характера для организации мероприятий по информационной безопасности:

  • формирование у обучающихся устойчивого убеждения в использовании информационных ресурсов;

  • формирование устойчивых поведенческих навыков в сфере информационной безопасности;

  • развитие у обучающихся способности распознать и противостоять негативной информации в Интернет-пространстве и СМИ, через обучение способам защиты от вредной информации.

Для целенаправленной работы по формированию осознанного самостоятельного умения обучающихся выбирать безопасную информацию необходимо организовывать часы общения, беседы, практикумы, тренинги и другие мероприятия по снижению у обучающихся уровня тревожности, формированию адекватной самооценки, навыков безопасного поведения в ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью в Интернете. Чтобы негативная информация в сети не позволила спровоцировать ребенка на деструктивные действия, особое внимание необходимо уделить профилактике наркомании и других видов зависимого поведения детей и подростков (Приложение 8). Обезопасить  и защитить ребенка от негативного влияния СМИ, Интернет, аудио - и видеопродукции очень сложно в одиночку, работа должна проходить комплексно, не только со стороны образовательной организации, но так же дома (Приложение 9).

Заключение

Работа по обучению детей комплексной безопасности является одним из важнейших направлений деятельности учреждения дополнительного образования. Для того, чтобы она была эффективной, следует задействовать все возможные ресурсы, включая современные методики и технологии, использование которых поможет сделать обучение безопасности более эффективным. Изучая правила безопасного поведения в общественных местах, указывать, что выполнять их – значит защищать других, более слабых, то есть проявлять силу и смелость; отказаться позиционировать безопасность как цель, поскольку она не близка детям, а объявить ее средством (не огорчать родителей, не навредить друзьям, сохранить силу, здоровье и жизнь для великих дел); поощрять развитие детского спорта и подвижные игры; вводить в практику воспитательной работы больше мероприятий с элементами приключений (походы, «Зарница»).

  Эти простые изменения помогут вырастить наших детей сильными, храбрыми, инициативными, направить их любовь к приключениям и стремление к самоутверждению в созидательное русло. Тогда они действительно будут в безопасности сами и не станут угрозой для других.

























Список литературы

    1. Айкен М. Дядя из интернета любит меня больше, чем ты. Как защитить ребенка от опасностей интернета / М. Айкен. – Москва: Эксмо, 2020. – 510 с.– URL:

    2. Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие: учеб. пособие / под науч. ред. И.А. Баевой, С.В. Тарасова. – СПб.: ЛОИРО, 2017. – 265 с.

    3. Безопасная образовательная среда: кросс - культурный анализ на материалах России и США: Российско-американский проект: коллективная монография / под ред. Л.В. Мардахаева, В.Е. Хиллза. – М.: Издательство РГСУ, 2020.

414 с.

    1. Белугин М.Г., Ахмадиева Р.Ш. Педагогические условия организационно-педагогического сопровождения обеспечения безопасности дорожного движения школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 52 - 6. С. 8 - 19.

    2. Бурмистрова Е., Хайлова В., Федунина Н. Методические рекомендации по преодолению кризисных ситуаций в образовательной среде / Школьный психолог, N16/2005

    3. Габер И.В., Зарецкий В.В. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды: метод. рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций / под ред. Л.П. Фальковской. – М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. – 54 с.

    4. «Детям о пожарной безопасности»: рекомендательный список литературы о правилах пожарной безопасности для среднего и старшего возраста / ГКУ ЦБС; Центральная городская детская библиотека им.А.С. Пушкина; сост. Г.К. Кишкенеева. - Байконур, 2018.- 14 с.

    5. Забуслаева О.Н., Малкова М.Н., Смолянинова М.О. Использование проектной деятельности в процессе формирования основ культуры безопасности ПДД у детей среднего дошкольного возраста // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. 2021. № 1 (5). С. 64-69.

    6. Капустина Е.Г., Лимарева Е.С. Профилактика безопасности дорожного движения как важнейшее условие формирования правовой культуры современного общества // Транспортное право. 2021. № 1. С. 25-28.

    7. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 – 2023 годы : [утвержден Президентом Российской Федерации 28.12.2018 г. № Пр-2665]. – Текст : электронный // Национальный антитеррористический комитет : сайт. – URL: http://nac.gov.ru /ukazyprezidenta/kompleksnyy-plan-protivodeystviya-ideologii-terrorizmav.html

    8. Колесов В.И. Моделирование транспортной культуры населения // Мир транспорта. 2021. Т. 14. № 2 (63). С. 156-160.

    9. Копусов-Долинин А.И. Правила дорожного движения РФ: с комментариями и иллюстрациями. М.: Эксмо, 2021. -80 с.

    10. Манойло, А. В. Информационные войны и психологические операции: руководство к действию: [монография] / А. В. Манойло. - Москва: Горячая линияТелеком, 2021. - 495 с. - (Информационные войны и цветные революции).

    11. Медведев В. А. Информационная безопасность. Введение в специальность / В. А. Медведев. – Москва : КноРус, 2019. – 144 с. – URL: https://www.litres.ru/v-a-medvedev-1848368/informacionnaya-bezopasnost-vvedenie-v-speci-42269167/

    12. Митник К. Искусство быть невидимым / К. Митник. – Москва : Эксмо, 2019. – 710 с. – URL: https://www.litres.ru/kevin-mitnik/iskusstvo-byt-nevidimym

    13. Пожарная безопасность. - М.: НЦ ЭНАС, 2021. - 403 c

    14. Противодействие терроризму в Российской Федерации : сборник учебных материалов // Национальный антитеррористический комитет : сайт. – 2020. – URL: http://nac. gov.ru/uchebno–metodicheskie–materialy/uchebnye–posobiya/ protivodeystvie–terrorizmu–v.html

    15. Прилепко Пожарная безопасность для дошкольников / Прилепко. - М.: Скрипторий  2019. - 366 c.

    16. Пэтчин Дж. Написанное остается. Как сделать интернет-общение безопасным и комфортным / Дж. Пэтчин, С. Хиндуя. – Москва : МИФ, 2020. – 160 с. URL: https://www.litres.ru/justin-w-patchin/napisannoe-ostaetsya-kak-sdelat-internet-obschenie-bezopa/

    17. Рассел, Джесси Пожарная безопасность / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2022. - 737 c.

    18. Саво, Инна Леонидовна Пожарная безопасность в детском саду / Саво Инна Леонидовна. - М.: Детство-Пресс, 2020. - 724 c.

    19. Сальков, О. А. Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" / О.А. Сальков. - М.: Деловой двор, 2019. - 712 c.

    20. Собурь, С. В. Доступно о пожарной безопасности / С.В. Собурь. - М.: Пожарная книга, 2018.

    21. Скудис Э. Противостояние хакерам. Пошаговое руководство по компьютерным атакам и эффективной защите / Э. Скудис. – Москва : ДМК Пресс, 2019. – 510 с. – URL: https://www.litres.ru/ed-skudis/protivostoyanie-hakeram-poshagovoe-rukovodstvo-po-kompu-45670312/

    22. Справочник заместителя директора школы № 5 Май 2021 URL: https://e.zamdirobr.ru/893195

    23. Справочник руководителя образовательного учреждения № 5 Май 2021 URL:https://www.menobr.ru/news/62387-razmestili-obraztsy-prikazov-i-antikrizisnogoplana-po-trebovaniyam-minprosveshcheniya

    24. Сумачев, А. В. Профилактика идеологии терроризма в сфере образования (некоторые практические аспекты) / А. В. Сумачев. – Текст : электронный // Oeconomia et Jus. – 2021. – № 2. – С. 61-65. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ profilaktikaideologii-terrorizma-v-sfere-obrazovaniya-nekotorye-prakticheskieaspekty/viewer

    25. Федоров, В.С. Основы обеспечения пожарной безопасности зданий / В.С. Федоров. - М.: АСВ, 2020. - 176 c.

    26. Шорыгина, Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности / Т.А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2023. - 670 c.

    27. Шорыгина, Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности / Т.А. Шорыгина. - М.: Сфера, 2017. - 242 c.




ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Памятка обучающемуся при обнаружении бесхозных (взрывоопасных) предметов

Признаками взрывоопасных предметов могут быть:

  • бесхозная сумка, портфель, коробка, сверток, деталь, какой-либо предмет, обнаруженный в школе, Доме детского творчества, в подъезде, у дверей квар­тиры, под лестницей, в машине и общественном транспорте;

  • натянутая проволока или шнур;

  • провода или изолирующая лента, свисающие из-под машины.
    Запомни,   что   в   качестве   прикрытия,   маскировки   для взрывных устройств используют обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т. п. Во всех перечисленных случаях необходимо:

  • не трогать, не вскрывать, не перекладывать находку;

  • отойти на безопасное расстояние;

  • сообщить о находке взрослому: учителю, педагогу дополнительного образования, родителям, сотруднику поли­ции, водителю, машинисту поезда и т. д.

Всегда обращай внимание на бесхоз­ные предметы. Не трогай их! Сообщи о них в полицию!









ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Памятки обучающимся при угрозе террористического акта

  • При звуке стрельбы бегите как можно дальше, туда, где можно укрыться, пока не подоспеет помощь.

  • Если вы находитесь в помещении и стрельба слышна в коридоре, закройтесь в кабинете, забаррикадируйтесь предметами мебели.

  • Если стрельба в здании, отойдите от окон и дверей, ложитесь на пол под столы или спрячьтесь за шкафом и закройте голову руками.

  • Если вы стали заложником, не ведите себя вызывающе, не реагируйте на оскорбления преступников, не разговаривайте с ними и не смотрите им в глаза.

  • Не противоречьте захватчикам, выполняйте их указания, не допускайте паники.

  • Если есть возможность, тайком сообщите о нападении по телефону 112. Если говорить не можете, просто оставайтесь на связи, чтобы оператор смог расслышать звук вокруг.

Если тебя захватили в качестве заложника

  • Возьми себя в руки, успокойся и не паникуй.

  • Если тебя связали или закрыли глаза, попытайся расслабить­ся, дышать глубже.

  • Не пытайся бежать, если нет полной уверенности в успешно­сти побега.

  • Запомни как можно больше информации о террористах, их количестве, степени вооруженности, особенностях внешности, те­мах разговоров. Подробная информация поможет впоследствии в установлении личностей террористов.

  • По возможности расположись подальше от окон, дверей и самих похитителей,т. е. в местах большей безопасности.

  • По различным признакам постарайся определить место сво­его нахождения.

  • В случае штурма здания рекомендуется лечь на пол лицом вниз, сложив руки на затылке.

  • Будь уверен, что полиция и спецслужбы предпринимают необходимые меры для твоего освобождения.







Взаимоотношения с похитителями

  • С самого начала (особенно первые полчаса) выполняй все рас­поряжения похитителей. Займи позицию пассивного сотрудничества.

  • Говори спокойным голосом. Избегай вызывающего враждеб­ного поведения,которое может вызвать гнев захватчиков.

  • Не оказывай агрессивного сопротивления, не провоцируй террористов на необдуманные действия.

  • При наличии у тебя проблем со здоровьем, заяви об этом в спокойной форме захватившим тебя людям.

  • Не высказывай категорических отказов, но не бойся обра­щаться со спокойными просьбами о том, в чем остро нуждаешься.

  • Веди себя спокойно, сохраняя при этом чувство собственного достоинства.

  • При длительном нахождении в положении заложника не допускай возникновения чувства жалости, смятения и за­мешательства.

  • Мысленно готовь себя к будущим испытаниям. Помни, что шансы на освобождение растут со временем. Сохраняй умственную активность.

  • Постоянно находи себе какое-либо занятие (физические уп­ражнения, жизненные воспоминания и т. д.).

  • Для поддержания сил ешь все, что дают, даже если пища не нравится и не вызывает аппетита.

  • Думай и вспоминай о приятных вещах.

  • Будь уверен, что сейчас делается все возможное для твоего скорейшего освобождения.



Как вести разговор с похитителем

  • На вопросы отвечай кратко.

  • Будь осторожен, когда затрагиваются личные вопросы. Внимательно контролируй свое поведение и ответы. Не допускай заявлений, которые могут повредить тебе или дру­гим людям.

  • Оставайся тактичным при любых обстоятельствах.

  • Контролируй свое настроение.

  • Не принимай сторону похитителей.

  • В случае принуждения вырази поддержку требованиям терро­ристов (письменно, в звуко- или видеозаписи), укажи, что они ис­ходят от похитителей. 

  • Избегай призывов и заявлений от своего имени.





ПРИЛОЖЕНИЕ 3



Памятка обучающимся по действиям в случае возникновения пожара 1

  • Сохраняйте спокойствие, слушайте указания учителя, выходите из помещения организованно.

  • Не предпринимайте попыток сами потушить большой огонь.

  • Не пытайтесь погасить электроприборы водой, это может привести к поражению электрическим током.

  • Без надобности не выпрыгивайте из окон выше второго этаж

  • При задымлении закрывайте дыхательные пути (нос и рот) предметами одежды, лучше смоченными водой.

  • Личные вещи оставляйте в помещении, жизнь дороже.

Памятка по пожарной безопасности для школьника 2

Соблюдай правила противопожарной безопасности:

  • не играй спичками и взрывоопасными, легковоспламеняющимися предметами;

  • не используй неисправные электроприборы, не допускай их перегревания, не оставляй включенными без присмотра.

Если пожар:

  • не звони из помещения, где уже занялся пожар, выберись в безопасное место и позвони в службу «01»;

  • не стой в горящем помещении - прижмись к полу, где воздух чище и пробирайся к выходу;

  • не трать времени на поиски документов и денег, не рискуй, уходи из опасного помещения;

  • никогда не возвращайся в горящее помещение, какие бы причины тебя не побеждали к этому;

  • уходя из горящих комнат, закрывай за собой дверь, это уменьшит риск распространения пожара;

  • никогда не открывай дверь, если она горячая;

  • если нет пути эвакуации, по возможности заткни дверные щели подручными средствами (любыми тряпками, скотчем и т.д.);

  • находись около окна, чтобы тебя можно было увидеть с улицы;

  • старайся не открывать другие двери в помещении, чтобы не создавать дополнительную тягу;

  • будь терпелив, не паникуй;

  • при пожаре в здании не пользуйся лифтом, он может отключиться в любую минуту;

  • при ожогах ни в коем случае не смазывай кожу, чем бы то ни было, не прикасайся к ожогам руками.


Памятка младшего школьника по пожарной безопасности


  1. не стоит трогать спички, а особенно играть с ними;

  2. нельзя сушить одежду около печи; нельзя играть с игрушками около электрических приборов;

  3. нельзя разводить костры и играть возле них; нужно сообщить родителям или педагогам как только увидел пожар!


Старшие школьники


  1. в первую очередь необходимо следить за младшим товарищами, не давайте им играть со спичками, прячьте спички в надёжные места;

  2. нельзя нагревать упаковки из-под красок или порошков, а также аэрозольные баллончики;

  3. нужно всегда следить за тем, выключены ли все электроприборы, а также наблюдать за малышами, не включили ли они случайно какой-нибудь из них;

  4. необходимо помнить, что любая ёмкость из-под легковоспламеняющейся все разожженные костры обязательно нужно затушить после использования, ну а лучше, конечно, не разжигать их вообще;

  5. с вниманием нужно относиться к сухой траве и тополиному пуху: нельзя поджигать их или давать поджигать маленьким, потому что в тёплую погоду и пух и трава очень быстро начинают гореть и охватывают большую территорию;

  6. если откуда-то запахло дымом или появился огонь, пусть даже маленький, необходимо срочно сообщить педагогам и увести подальше маленьких школьников, потому что пламя обычно очень быстро распространяется и лучше на всякий случай подстраховаться;

ВАЖНО: сообщить о пожаре педагогу и строго следовать его инструкции!



ПРИЛОЖЕНИЕ 4



Памятка о мерах безопасного поведения для обучающихся в образовательном учреждении

Обучающимся запрещается:

    1. Приносить в учреждение дополнительного образования:

  • алкогольные (в том числе слабоалкогольные: пиво, джин-тоник и т.п.), наркотические, психотропные и  наркотические вещества;

  • взрывчатые вещества;

  • взрывные устройства;

  • холодное, газовое, пневматическое, метательное и огнестрельное оружие промышленного или самодельного изготовления и боеприпасы к ним;

  • острые, колющие, режущие и другие предметы, способные травмировать учащихся (ножи, спицы, отвертки и т.п.);

  • самодельные и промышленного изготовления детские игрушки и приспособления, в конструкции которых имеются опасные элементы;

  • пиротехнические изделия (петарды, ракеты, «бенгальские огни», хлопушки и т.п.).

    1. Бегать по коридорам учреждения дополнительного образования, закрывать двери перед идущими сзади обучающимися и работниками учреждения. При движении по коридорам, лестницам необходимо идти шагом, придерживаясь правой стороны.

    2. Останавливаться в проемах дверей, баловаться с дверями, располагать кисти рук в проемах дверей.

    3. Преграждать передвижение обучающихся в помещениях образовательного учреждения (закрывать их в кабинете, на лестнице, в туалете и т.п.).

    4. Играть в подвижные игры вблизи оконных проемов, батарей центрального отопления.

    5. Перепрыгивать с одного предмета на другой (скамейки, стулья, столы).

    6. Спускаться и подниматься по ступенькам лестниц бегом, не глядя под ноги, перепрыгивая через несколько ступенек.

    7. Перевешиваться через перила, сидеть на перилах, а также спускаться по ним.

    8. Садиться, становиться ногами на подоконники.

    9. Перевешиваться через подоконники открытых окон, покидать здания через окна.

    10. Выбрасывать из окон, через форточки, фрамуги наружу здания какие-либо предметы.

    11. Играть в спортивные игры вне специально отведенных для этого мест.

    12. Входить в технические и хозяйственные помещения образовательного учреждения, не предназначенные для нахождения там обучающихся.

    13. Приводить на учебные занятия животных.

    14. Создавать конфликтные ситуации, которые могут привести к драке, в результате которой обучающиеся с обеих сторон могут быть травмированы, и в том числе:

  • прятать личные вещи обучающихся;

  • пачкать (в том числе мелом), причинять ущерб личным вещам обучающихся (одежде, обуви, принадлежностям, мобильным аппаратам и т.п.);

  • оскорблять;

  • разыгрывать обучающихся (подкладывать кнопки на стулья, крепить на спину обучающегося какие-либо предметы, в том числе с надписью и т.п.);

  • обращаться к товарищам по «кличкам» (прозвищам);

  • применять какие-либо виды психического насилия над обучающимися (угрожать, запугивать, шантажировать, заниматься вымогательством и т.п.);

    1. Применять какие-либо виды физического насилия:

  • применять болевые приемы;

  • толкать товарищей, особенно возле ученических столов, стульев, батарей центрального отопления, окон, на лестничных ступеньках и площадках и т.п.;

  • подставлять «подножки» обучающимся, особенно возле ученических столов, стульев, батарей центрального отопления, окон, на лестничных ступеньках и площадках и т.п.;

  • размахивать перед лицом обучающегося какими-либо предметами, особенно авторучками, линейками, указками, циркулями и т.п.;

  • бросать в товарищей какими-либо предметами, стрелять из самодельных или промышленного изготовления детских игрушек или приспособлений;

   

























ПРИЛОЖЕНИЕ 5



Памятка родителям дошкольников и младших школьников

Безопасность в вашем доме

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания ребенка.  

Необходимо предпринимать меры предосторожности от получения ребенком травмы, потому что дети в возрасте до 7 лет проявляют большой интерес к окружающим их предметам, в частности электроприборам, аудио и видео технике и взрывоопасным предметам.

Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (кухни, ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)!

Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателя, няни).


Не оставляйте ребенка дома одного!


Периодически проводите с малышом профилактические беседы, объясняйте - какие из окружающих его предметов способны причинить ему травму, пользование какими приборами для него категорически запрещено.

Умейте занимать ребенка безопасными играми.

Помните, что большинство несчастных случаев можно предотвратить! Для этого Вам придётся приобрести "привычку к безопасности". Вот несколько советов, над которыми Вы можете поразмыслить:

· Всегда поворачивайте от края плиты рукоятки стоящих на ней сковородок, чтобы ребёнок не мог дотянуться и вылить на себя кипящий жир;

· Всегда укорачивайте провода электрочайников - по той же причине;

· Всегда следите за тем, чтобы кастрюли с горячим содержимым не стояли на краю стола, на подоконнике;

Всегда надёжно запирайте лекарства и всё, что может оказаться ядовитым для ребёнка;

Всегда убирайте подальше опасное для ребёнка оборудование, ремонтируйте болтающиеся розетки и подводящие провода;

Всегда следите за тем, чтобы среди игрушек отсутствовали мелкие предметы;

Всегда вставляйте блокираторы в электророзетки во избежании засунуть отвёртку, шпильку, пальчик в одну из дырочек, какие он видит в стене.

Эти меры предосторожности помогут Вам меньше беспокоится, когда Вы и Ваш ребёнок перемещаетесь по дому в разных направлениях в одно и то же время!

И, пожалуйста, не забывайте, что Вам нужно осознавать опасности не только в своём доме, но и в домах других людей. Это гораздо труднее, особенно, когда имеете дело с друзьями или собственными родителями. Всё, что Вы можете, - это помнить, например, что у них нет шпингалетов на окнах или что они не запирают "яды" в шкафчике под раковиной. Постарайтесь тактично, чтобы не обидеть их, обговорить эти важные для Вас моменты, но Вы должны обезопасить ребёнка.

Охранять жизнь детей - это просто проявлять здравый смысл!

Очень важно, чтобы Вы на шаг опережали ребёнка, тогда Вы сумеете предвидеть, что он может сделать, - ещё до того, как он это сделает!

Помните, что Ваш малыш взрослеет и забот, ответственности за его жизнь и здоровье с каждым днём прибавляется!

Помогите ребёнку удовлетворить его познавательный интерес к окружающему миру, создав все необходимые условия безопасной жизнедеятельности!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!


Помните, что от качества соблюдения вами профилактических и предохранительных мер зависит безопасность вашего ребенка!









ПРИЛОЖЕНИЕ 6



Памятки обучающимся по безопасности в быту

Никогда не соглашайся:

  • когда тебе предлагают совершить недостойный поступок;

  • когда тебе предлагают попробовать что-либо запретное;

  • если тебе предлагают поехать куда-либо, предупреждая, что­
    бы ты об этом никому не говорил;

  • когда незнакомые или малознакомые люди приглашают тебя
    к себе в гости, на дискотеку, в клуб;

  • когда тебе предлагают «хорошо» отдохнуть вдали от взрос­лых, родителей;

  • если незнакомые люди предлагают подвезти тебя на машине
    или показать им дорогу, сидя в машине;

  • когда тебе предлагают на улице купить какой-либо товар по дешевой цене, сыграть в азартную игру, обещая большой выигрыш;

  • когда предлагают погадать с целью узнать будущее.

Помни, что во многих случаях умение сказать «нет» – это проявление не слабости, а собственной силы, воли и достоинства.


Если ты на улице


  1. Если ты хочешь куда-либо пойти,  обязательно предупреди  родителей, куда, с кем ты идешь и когда вернешься, а также рас­скажи свой маршрут движения.

  2. Во время игр не залезай в стоящие бесхозные машины, под­валы и другие подобные места.

  3. Постарайся, чтобы твой маршрут не пролегал по лесу, пар­ку, безлюдным и неосвещенным местам.

  1. Если тебе показалось, что тебя кто-то преследует, перейди на другую сторону дороги, зайди в магазин, на автобусную ос­тановку, обратись к любому взрослому человеку.

  1. Если ты где-то задержался, попроси родителей встретить тебя.

  1. Если твой маршрут проходит по автомагистрали, иди на­встречу транспорту.

  1. Если машина тормозит возле тебя, отойди от нее подальше.

  1. Если тебя остановили и попросили показать дорогу, поста­райся объяснить все на словах, не садясь в машину.

  1. Если незнакомый человек представился другом твоих родст­венников или родителей, не спеши приглашать его домой, попро­си дождаться прихода взрослых на улице.

  1. Если тебе навстречу идет шумная компания, перейди на другую сторону дороги, не вступай ни с кем в конфликт.

  1. Если к тебе пристали незнакомые люди, угрожает насилие, громко   кричи, привлекай   внимание   прохожих,   сопротивляйся. Твой крик – твоя форма защиты!

  1. Твоя безопасность на улице во многом зависит от тебя!



По возвращении домой не теряй бдительности!

1. Если при входе в подъезд ты заметил посторонних, подожди пока кто-нибудь из знакомых не войдет в подъезд вместе с тобой.

  1. Не входи в лифт с незнакомым человеком!

  1. Если ты обнаружил, что дверь в твою квартиру открыта, не спеши входить, зайди к соседям и позвони домой.


Если ты собираешься делать покупки

  1. Перед выходом из дома пересчитай наличные деньги.

  2. Не говори никому о том, какой суммой денег ты располагаешь.

  3. Не входи один в торговую палатку, магазин, подсобное по­мещение, обязательно возьми с собой  сопровождающего тебя человека.

  4. Расплачиваясь, не показывай все деньги, имеющиеся у тебя. Следуя этим советам, ты сделаешь покупку, которая прине­сет тебе радость!



Если ты дома один

  1. Попроси своих друзей и знакомых, чтобы они предупреж­дали тебя о своем визите по телефону.

  2. Если звонят в вашу квартиру, не спеши открывать дверь, сначала посмотри в глазок и спроси, кто это (независимо от того, один ты дома или с близкими).

  1. На ответ «Я» дверь не открывай, попроси человека на­зваться.

  1. Если он представляется знакомым твоих родных, которых в данный момент нет дома, не открывая двери, попроси его прий­ти в другой раз и позвони родителям.

  1. Если человек называет незнакомую тебе фамилию, говоря, что ему дали этот адрес, не открывая двери, объясни ему, что он неправильно записал нужный ему адрес, и позвони родителям.

  1. Если незнакомец представился работником ЖКХ, почты или другого учреждения сферы коммунальных услуг, попроси его на­звать фамилию и причину прихода, затем позвони родителям и выполни их указания.

  1. Если пришедший представился сотрудником отдела внут­ренних дел (полиции), не открывая двери, попроси прийти его в другое время, когда родители будут дома, и сообщи им.

  1. Если незнакомец попросил воспользоваться телефоном для вызова полиции  или  «скорой  помощи»,  не  спеши  открывать дверь; уточнив, что необходимо сделать, сам вызови нужную службу.

  1. Если на лестничной площадке собралась компания, распи­вающая спиртные напитки и мешающая твоему отдыху, не всту­пай с ней в конфликт, а вызови полицию.

  2. Вынося мусорное ведро или отправляясь за газетой, по­смотри сначала в глазок, нет ли посторонних лиц вблизи твоей квартиры; выходя, запри дверь.

  3. В дверях квартиры не оставляй записки о том, куда и на сколько ты ушел.

Дом будет твоей крепостью, если ты сам будешь заботиться о своей безопасности!











ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Основные правила безопасности на дорогах


  • Никогда не выбегайте на дорогу перед приближающимся автомобилем. Это опасно, потому что водитель не может остановить машину сразу.

  • Дорогу необходимо переходить в специально установленных местах по пешеходному  переходу.

  • На проезжую часть выходите только после того, как убедитесь в отсутствии приближающегося транспорта и слева и справа.

  • Выйдя из автобуса не выбегайте  на дорогу. Подождите, пока автобус отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.

  • Опасно выезжать на проезжую часть на скейтах и роликовых коньках.

  • Не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода, в этом месте  водитель  не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.

  • Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей  частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.

  • Умейте  пользоваться светофором.



Памятка для родителей по правилам дорожного движения

  1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.

  2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.

  3. Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас – этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться – это типичная причина несчастных случаев.

  4. Учите ребенка смотреть. У ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.

  5. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль.

  6. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая едет прямо, а какая готовится к повороту.

  7. Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.



ПАМЯТКА ЮНОГО ПЕШЕХОДА

ЗНАЙ! ПОМНИ! СОБЛЮДАЙ!

1. Прежде чем перейти дорогу, убедись в отсутствии транспортных средств на проезжей части. Будь внимателен!

2. Переходи дорогу только по пешеходному переходу.

3. Не выходи на дорогу из-за стоящего транспорта и в местах с ограниченной видимостью. Переходи дорогу только на зеленый сигнал светофора. Красный и желтый сигналы ЗАПРЕЩАЮТ движение!

4. При отсутствии пешеходного перехода переходи дорогу в местах, где она хорошо просматривается в обе стороны. Дорогу, где нет пешеходного перехода, нужно переходить особенно внимательно, под прямым углом к проезжей части.

5. На загородной дороге пешеходы должны идти навстречу движению транспорта по обочине.

6. Обходить автобус, троллейбус и трамвай опасно как спереди, так и сзади! Дождись, когда он отъедет от остановки и дорога будет хорошо просматриваться в обе стороны.

7. Катайся на велосипеде в специально отведенных для этого местах. Детям до 14 лет выезжать на проезжую часть на велосипеде ЗАПРЕЩЕНО.

8. Играть на проезжей части категорически ЗАПРЕЩЕНО!



ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Памятка педагогам по обеспечению информационной безопасности обучающихся

1. Объясните обучающимся правила поведения в Интернете. Расскажите о мерах, принимаемых к нарушителям, ответственности за нарушение правил поведения в сети. 

2. Совместно с обучающимися сформулируйте правила поведения в случае нарушения их прав в Интернете. 

3. Приучайте обучающихся уважать права других людей в Интернете. Объясните им смысл понятия «авторское право», расскажите об ответственности за нарушение авторских прав. 

4. Проявляйте интерес к "виртуальной" жизни своих обучающихся, и при необходимости сообщайте родителям о проблемах их детей. 

5. Научите обучающихся внимательно относиться к информации, получаемой из Интернета. Формируйте представление о достоверной и недостоверной информации. Наставайте на посещении проверенных сайтов. 

6. Обеспечьте профилактику Интернет-зависимости обучающихся через вовлечение детей в различные внеклассные мероприятия в реальной жизни (посещение театров, музеев, участие в играх, соревнованиях), чтобы показать, что реальная жизнь намного интереснее виртуальной. 

7. Периодически совместно с обучающимися анализируйте их занятость и организацию досуга, целесообразность и необходимость использования ими ресурсов сети для учебы и отдыха с целью профилактики Интернет-зависимости и обсуждайте с родителями результаты своих наблюдений. 

8. В случае возникновения проблем, связанных с Интернет-зависимостью, своевременно доводите информацию до сведения родителей, привлекайте к работе с обучающимися и их родителями психолога, социального педагога. 

9. Проводите мероприятия, на которых рассказывайте о явлении Интернет-зависимости, ее признаках, способах преодоления. 

10. Систематически повышайте свою квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий, а также по вопросам здоровьесбережения. 

11. Станьте примером для своих обучающихся. Соблюдайте законодательство в области защиты персональных данных и информационной безопасности. Рационально относитесь к своему здоровью. Разумно используйте в своей жизни возможности интернета и мобильных сетей. 

Ссылки на сайты по вопросам информационной безопасности детей и их родителей

  1. Защита детей от интернет угроз — (http://www.securitylab.ru/software/1423/). Каталог программ «Защита детей от интернет-угроз» (описание, сравнение, оценки).

  2. http://nicekit.ru/— программа родительского контроля.

  3. http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности, сетевой безопасности.

  4. http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасность детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам.

  5. http://www.saferunet.ru— Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете.

Родителям (законным представителям) обучающихся

Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе №436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

"Информационная безопасность детей" — это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

В силу Федерального закона № 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

  1. информация, запрещенная для распространения среди детей;

  2. информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

  3. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

  4. информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

  5. способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

  6. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;

  7. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

  8. оправдывающая противоправное поведение;

  9. содержащая нецензурную брань;

  10. содержащая информацию порнографического характера.

К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

  1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;

  2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;

  3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;

  4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.















































ПРИЛОЖЕНИЕ 9

ПАМЯТКА ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей Интернета и причинения возможного ущерба, ты должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в Интернете:

• Никогда не сообщай своё имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, любимые места отдыха или проведения досуга.

Используй нейтральное экранное имя, не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, местах, которые часто посещаешь или планируешь посетить, и пр.

Если тебя что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключи его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.

Всегда сообщай взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали смущение или тревогу.

Используй фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.

Никогда не соглашайся на личную встречу с людьми, с которыми познакомился в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажи родителям.

Прекращай любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажи об этом родителям.



Рекомендации для младших школьников по информационной безопасности в Интернете

  • Всегда  спрашивай  родителей  о  незнакомых  вещах,  о  которых узнаешь в Интернете. Они расскажут, что безопасно делать, а что нет.

  • Прежде  чем  начать  дружить  с  кем-то  в  Интернете  спроси  у родителей,  как безопасно общаться.

  • Никогда  не  рассказывай  о  себе незнакомым  людям. Где  ты  живешь, в какой школе  учишься,  номер  твоего  телефона  должны  знать только  родители  и друзья.

  • Никогда  не  отправляй  свои  фотографии  людям,  которых  не  знаешь лично. Компьютерный друг может  говорить о себе неправду. Ты ведь не хочешь, чтобы  у незнакомого человека была твоя фотография, с которой он сможет сделать все, что захочет.

  • Не  встречайся   с  людьми,  с  которыми  познакомился  в  Интернете, без родителей. Многие люди выдают себя не за тех, кем являются на самом деле.

  • Общаясь  в  Интернете,  будь  дружелюбен  с  другими.  Не  пиши грубых  слов  - читать  грубости  так  же  неприятно,  как  и  слышать. Ты  можешь  нечаянно обидеть человека.

  • Если  тебя  кто-то  расстроил  или  обидел,  обязательно  расскажи  об этом родителям.



Рекомендации для подростков по информационной безопасности в Интернете

  • Регистрируясь на сайтах, не указывайте личную информацию, которую могут все увидеть. Не нужно, чтобы незнакомые люди знали, как вы выглядите и где учитесь.

  • Не  рассказывайте  незнакомым  как  где  вы  живете,  можете  сказать название города, но не адрес, по которому Вас могут найти.

  • Общайтесь  по  веб - камере  только  с  друзьями.  Следите,  чтобы  ваш разговор видели  только  вы,  потому  что  чужие  люди  могут записать видео,  которое видно через веб - камеру и использовать его в своих целях.

  • Нежелательные  письма  от  незнакомых  людей  называются  «Спам», на  них нельзя отвечать, а лучше вообще не открывать потому, что в них могут быть вирусы.

  • Если  вы  ответите,  то    люди  отправившие  письмо,    будут  знать, что  ваш почтовый ящик работает и дальше посылать вам спам.

  • Не публикуйте фото-, видео- материалы, оскорбляющие человеческое достоинство, унижающие или высмеивающие  как знакомых вам, так и незнакомых людей  по признаку личной неприязни, религиозных, культурных, национальных или иных особенностей.

  • Помните, морально-нравственные законы, провозглашающие уважение к личности человека, должны работать и в виртуальном пространстве.

  • Не  забудьте  сохранить  все  неприятные  сообщения,  которые  вы получили, чтобы  потом  показать  их  взрослым.  Взрослые  помогут вам  и  скажут,  как правильно  поступить.  Не  расстраивайтесь,  если Вы  получили  плохое сообщение.

  • Если вас кто-то расстроил или обидел, расскажите все взрослому.





Рекомендации для старшеклассников по информационной безопасности в Интернете

  • Не публикуйте свои личные данные и личные данные своих друзей.

К личным данным относятся номера мобильного и домашнего телефонов, адрес электронной  почты  и  любые  фотографии,  на  которых  изображены ты, твоя семья или друзья.

  • Не публикуйте фото-, видеоматериалы, оскорбляющие человеческое достоинство, унижающие или высмеивающие  как знакомых вам, так и незнакомых людей  по признаку личной неприязни, религиозных, культурных, национальных или иных особенностей.

  • Помните, морально-нравственные законы, провозглашающие уважение к личности человека, должны работать и в виртуальном пространстве.

  • Если Вы   публикуете  фото-  или  видеоматериалы  в  Интернете  – любой желающий может скопировать их и потом воспользоваться в своих целях.

  • Не верьте спаму (нежелательной электронной рассылке) и не отвечайте на него.

  • Не  открывайте  файлы,  полученные  от  людей,  которых Вы  не знаете. Неизвестно,  что  они  могут  содержать:  это  может  быть  как вирус,  так  и  незаконный материал.

  • Следите за тем, что пишете. Не пишите людям то, что никогда бы не сказали им в лицо.

  • Не забывайте, что люди в Интернете могут говорить неправду.

  • Лучше  не  встречайтесь  со  своими  виртуальными  друзьями  в реальной  жизни без присутствия взрослых, которым Вы доверяете.

  • Никогда  не  поздно  рассказать  родителям,  если  что-то   смущает или настораживает.

 
















Полный текст материала Методические рекомендации "Формирование основ личной безопасности обучающихся учреждения дополнительного образования" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ткачева Ирина Николаевна  Публикатор
11.05.2023 0 602 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК