Статья "Специфика работы концертмейстера в классе эстрадного вокала"


Комитет по культуре администрации города Мурманска

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Мурманска

«Детская школа искусств № 2»












Методическая разработка



Специфика работы

концертмейстера в классе

эстрадного вокала














Разработку составила:

Родионова Е.А.




2023 год

Пояснительная записка.


Профессия «концертмейстер» предполагает владение общими музыкальными навыками и умениями, способностью интонационного мышления, развитым гармоническим слухом, чувством ритма, чувством формы, способностью охватывать произведение в целом, понимание стилевых и жанровых особенностей произведения, присущих определённому композитору или определённому этапу в музыкальном искусстве. Ещё более востребованными в современных условиях на уроках эстрадного вокала оказываются творческие способности концертмейстера, умение подбирать аккомпанемент «на слух», транспонирование произведения в любой тональности, а так же навыки импровизации. Кроме того, концертмейстеру нужно владеть информацией об интерпретации и исполнительской манере, взаимосвязи темпа музыкального произведения и осмысленным произнесением словесного текста и процессом дыхания. В работе концертмейстера нельзя упускать огромную роль совместного общения, партнёрства и обмена информацией. В итоге можно отметить собирательное начало профессии концертмейстера: педагог, пианист, дирижёр, художественный руководитель ансамбля, менеджер, психолог. В обширном поле деятельности пианиста концертмейстера работа в детской музыкальной школе занимает почётное место. Нет задачи благороднее, чем совместно с педагогом приобщить учащихся к миру прекрасного, помочь им выработать навыки исполнения в ансамбле, развить их общую музыкальность. Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского и подросткового исполнения отличается рядом дополнительных сложностей и особой ответственностью.



СПОСОБНОСТИ, УМЕНИЯ И НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА.


Искусство пианиста - концертмейстера разительным образом отличается от сольной исполнительской практики. Каждый вид деятельности музыканта характеризуется рядом своих специфических особенностей, что обуславливает дифференцированный подход к исполнению. Только один фактор является, пожалуй, общим. Это – приобретение навыка хорошего владения инструментом. В искусстве пианиста-солиста условно можно выделить три этапа: первый – целостный охват музыкального произведения, его сущности; второй – доведение технического мастерства и запоминание текста до автоматизма; третий – умение артистично воплотить авторский замысел на сцене и донести его до слушателя. Но самое главное, солисту предоставлена полная творческая свобода для реализации своих замыслов. Это касается трактовки произведения, ритмической и темповой агогики, манеры исполнения. Пианист-концертмейстер вынужден своё понимание музыки как бы приспосабливать к исполнительской манере солиста. Его задача намного труднее: сохранить свой творческий облик и добиться осуществления единого замысла с исполнителем. Для того чтобы произведение прозвучало убедительно и содержательно, от концертмейстера требуется знание исполнительских особенностей солиста, умение слышать и предугадывать его намерения, тактичное отношение к замыслам партнёра. Концертмейстер, как “музыкальный эхолот”, должен всё предусмотреть и преодолеть всевозможные рифы, которые могут грозить “исполнительскому тандему”. Следует заметить, что концертмейстерская практика значительно расширяет кругозор пианиста, способствует формированию более тонкой музыкальной интуиции. Исторически сложилось так, что пианист сначала формируется в рамках сольного исполнительства и лишь затем обращается к камерному музицированию с певцом или инструменталистом. Осваивая новый жанр ансамблевой игры и, в частности, аккомпанемента, пианист сталкивается с новыми для себя законами и особенностями, которые присущи исключительно концертмейстерскому искусству. Далеко не всегда прекрасно выступающий в концертах пианист-исполнитель может стать хорошим концертмейстером. Многообразие творческих задач, которые представляют специфику камерного ан самбля, преодолеть удаётся, увы, не всем и не сразу. Основным условием для успешного совместного музицирования является знание пианистом-концертмейстером специфики инструмента своего партнёра. Необходимо чётко представлять себе технические и тембральные возможности, законы звукоизвлечения, дыхания. Обычно пианисты лучше всего справляются с инструментальными аккомпанементами, хотя они и сложнее в техническом плане, нежели вокальные. Инструментальный ансамбль однороден по своему составу, и в этом заключается его главное преимущество. Временны́е и ритмические представления в нём идентичны для исполнителей. В подобном ансамбле концертмейстеру легче предугадать намерение солиста. Вокально-инструментальный же ансамбль по своему составу неоднороден. Молодые пианисты, как правило, слабо ощущают специфику совместного исполнительства с певцом. Они не чувствуют верхней тесситуры голоса, не учитывают органических пауз, особенностей дыхания. Отступление от метрически ровных построений фраз солиста, иначе говоря, несоответствие нотного рисунка с реальным воплощением в звуках, приводит неопытного пианиста в замешательство. Необычна специфика и балетных аккомпанементов. Помимо выполнения аккомпаниаторских функций, концертмейстер ещё должен держать артиста балета в поле своего зрения. В зависимости от хореографических движений и их количества используются так называемые ритмические оттяжки. Темп порой может зависеть от различных причин, и ко всему концертмейстер должен быть готов.


Знания и умения, необходимые концертмейстеру для профессиональной деятельности:

- умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл воплощаемых в нотах звуков, их роли впостроении целого;

- видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому его выражению;

- владение навыками игры в ансамбле;

- умение транспонировать;

- знание основ вокала: постановки голоса, дыхания, артикуляции, нюансировки; - быть особенно чутким, чтобы уметь быстро подсказать текст солисту, компенсировать там, где это необходимо темп, настроение, характер, в случае надобности незаметно подыграть мелодию (особенно в работе с начинающими и плохо интонирующими певцами)

- умение «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент;

- навыки импровизации (уметь видоизменить мелодическую линию в связи с индивидуальными особенностями голоса вокалиста);

- умение играть простейшие стилизации, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре, что особенно актуально в классе эстрадно-джазового вокала, поскольку очень часто концертмейстеру приходится подбирать понравившуюся ученику песню «на слух».


Этапы работы концертмейстера над аккомпанементом вокального сочинения:

  • Предварительно-зрительное прочтение нотного текста.

  • Музыкально-слуховое представление.

  • Первоначальный анализ произведения, проигрывание целиком – с совмещением вокальной и фортепианной партий.

  • Ознакомление с данными о творческом пути композитора, его стиле, о жанрах, в которых он работал.

  • Выявление стилистических особенностей сочинения.

  • Отработка на фортепиано эпизодов с различными элементами трудностей.

  • Выучивание своей партии и партии солиста.

  • Анализ вокальных трудностей.

  • Постижение художественного образа сочинения.

  • Составление исполнительского плана.

  • Правильное определение темпа.

  • Нахождение выразительных средств, создание представлений о динамических нюансах.

  • Проработка и отшлифовка деталей.

  • Репетиционный процесс в ансамбле с солистом или вокальным ансамблем.

  • Воплощение музыкально-исполнительского замысла в концертном исполнении.

  • На заключительном этапе работы большое значение имеет отбор выразительных средств и окраски звучания.



ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА



На начальном этапе обучения юные вокалисты не имеют представлений об основах правильного владения дыханием, звукоформирования, звуковедения, поэтому значительное внимание уделяется пению распевок и разнообразных упражнений, на развитие дыхания, силы голоса, звука в разных диапозонах. И здесь концертмейстер может раскрыть свои творческие способности. В помощь педагогу, концертмейстер может сочинять необходимый материал, должным образом обеспечивающий задания педагога. Подбор и исполнения разнообразного сопровождения воспитывает у детей гармонический слух, развивает чувство стиля и жанра, а также вносит разнообразие в многократные повторения упражнений. Также развитию гармонического слуха у учащихся способствует импровизация и аранжировка. Многие песни, которые могут быть интересны детям и подросткам, не имеют нотного изложения, которым можно воспользоваться при разучивании песни , а для их исполнения ученикам необходима инструментальная поддержка.


Современное музыкальное образование характеризуется растущим интересом к информационно-коммуникационным технологиям. Не является исключением и работа педагогов-концертмейстеров ДШИ и ДМШ. Особое значение имеет использование специальных компьютерных программ для создания и редактирования нотных партитур, одна из популярных компьютерных систем программа «Sibelius», которая позволяет прослушивать музыкальные произведения, подбирать или гармонизовать мелодию, упрощать музыкальное сопровождения, транспонировать произведение, таким образом, расширяет возможности в аккомпанирование. Очевидно, что использование информационных технологий в деятельности концертмейстера предоставляет возможности для совершенствования содержания методов, организационных форм, технологий, средств подготовки учащихся к концертным выступлениям, расширению доступа к информации и являются одним из показателей профессиональной компетентности концертмейстера.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Из выше изложенного можно заключить, что особенности работы концертмейстера с вокалистами-эстрадниками заключается в глубоком понимании природы музыкального искусства и певческого голоса, специфики вокального эстрадного пения, секретов взаимодействия инструмента и голоса, в поисках разнообразных методов педагогической работы и освоении современных технологий. А принципиальным отличием от концертмейстерства с академическими вокалистами и инструменталистами заключается в необходимости творческого подхода, умении подбирать мелодию, импровизировать, гармонизовать её, обеспечить песню необходимой фактурой, а иногда и стилизовать её в новом прочтении, что не возможно в классическом искусстве. Необходимо всегда помнить о том, что концертмейстерство - это искусство. А концертмейстер в образовательной сфере и пианист, и аккомпаниатор, и исполнитель, и педагог, и психолог.

Умения согласовывать свои действия, концентрировать своё внимание, соблюдать ансамблевую слаженность, слышать одновременно фортепианную и вокальную партии – одно из главных качеств, которым должен обладать хороший концертмейстер.

Музыкант, который не останавливается на достигнутом, стремится накопить больше опыта в любых сферах концертмейстерской деятельности. Тот, который продолжает развивать, имеющиеся в нём качества, как наблюдательность, внимательность, ансамблевая чуткость, интуиция, взаимосогласованность такого музыканта можно с гордостью назвать настоящим концертмейстером.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Крючков Н. А. Искусство аккомпанамента как предмет обучения. – Л: Музгиз, 1961. – 72 с.

  2. Чачава В. Некоторые вопросы обучения концертмейстеров // Фортепиано. 2003, № 2. – С.24–27

  3. Карпычев М. Как нужно играть на рояле. – Новосибирск: Новосиб. гос. Консерватория им М. И. Глинки, 2021. – 327 с.

  4. Шендерович Е. М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы аккомпаниатора. 2-е изд., испр. и доп. М.: Музыка, 1987. – 60 с.

  5. Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента. Л. –Музыка -1972г.

  6. Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианистаконцертмейстера. Музыка в школе.- 2001 - №4


Полный текст материала Статья "Специфика работы концертмейстера в классе эстрадного вокала" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Родионова Екатерина Андреевна  Публикатор
19.05.2023 0 683 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК