Статья "Нравственно-патриотическое воспитание и дополнительное образование: опыт ГБУ ДО ДТ "Измайловский"
Шестернева Т.И.
педагог ГБУ ДО ДТ «Измайловский»
Адмиралтейского района, Санкт-Петербург
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ ГБУ ДО ДТ «ИЗМАЙЛОВСКИЙ», СТУДИЯ «АРХИТЕКТУРНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ»
В современном мире дополнительное образование играет непростую роль: при высокой наполненности школьного образования программными индикаторами, именно дополнительное образование отвечает за формирование важнейших компонентов личности: гражданской позиции, социализации и самоидентификации ребенка в жизненном пространстве. Таким образом, представляется очень актуальной проблема развития в процессе дополнительного образования не только традиционных умений (рисование, оригами, работа с бумагой и многое другое), но и специфических навыков – обработки информации, решения проектных задач, осознания проблем современного мира, умение передавать свое личное отношение в своём творчестве.
Дополнительное образование позволяет педагогу и обязывает педагога в каждом разделе своей программы особым образом выделять воспитательное значение освоения программы, способствовать развитию патриотических чувств, формировать нравственное отношение к людям, к городу, к обществу. Пространство студии дополнительного образования способствует тому, чтобы ребенок раскрывал в нем свои лучшие качества. Особая атмосфера в студии дает возможность возникновения доверительных отношений, позволяет педагогу затрагивать тонкие чувства и эмоции, позволяющие подняться до высоких патриотических настроений.
Педагог передаёт не просто свой опыт, он демонстрирует своё отношение к творчеству, показывает возможности применяемых материалов ученикам и, главное, у него есть возможность выслушать ученика. Понять, какой материал его более затронул, к какому разделу задания он более всего расположен. Занятие творчеством, обучение определенному роду деятельности, выполнение целенаправленного задания позволяет нам сделать воспитание, в том числе патриотическое, главной целью нашей совместной работы не только с детьми, но и с родителями.
Поскольку в современном образовательном процессе практически нет места для развития навыков, тем более навыков не предметных (считать, рисовать, чертить), а более широких, комплексно используемых в различных областях знаний, то все большее значение приобретает система связей между образовательными учреждениями и семьёй, огромную роль в этом играют совместные занятия и учреждения дополнительного образования должны создавать условия для усиления и повышения эффективности такого рода связей.
В ГБУ ДО ДТ «Измайловский», в студии «Архитектурного моделирования» проводятся традиционные мероприятия патриотического направления, такие как - «Открытка – Ветерану» или «Дети – Блокадному Городу», они проводятся совместно с родителями. Дети готовят материал к этому занятию, приглашают родителей и вместе с ними выполняют поздравительные открытки. Воспитательное значение этого мероприятия трудно переоценить. Акция сопровождается показом сюжетов из военных фильмов, выступлением детей, просмотром готовых работ и, позднее, в праздничной обстановке вручением этих открыток. Это позволяет уделить большое внимание воспитанию чувства безмерной благодарности ветеранам, любви к людям старшего поколения. Все это влияет на становление национальной и культурной идентификации ребенка.
Большая подготовительная работа предшествует работе над проектом, посвященному Дню Победы. В работе участвуют воспитанники всех годов обучения. Задания отличаются по сложности. Старшие учащиеся находят материалы о военных подвигах нашего народа, продумывают идеи о средствах и формах отображения памятных мест, готовят рассказы об участниках войны в семье и имеют возможность продемонстрировать свои умения и знания. Младшие воспитанники п складывать звездочки, цветы, учатся правильно изображать орденскую ленточку. Макет «Парк Победы» выполняется совместно коллективом студии. Дети с огромной ответственностью относятся к выполнению этой работы.
Работа в разных разделах программы формирует особое отношение к людям, культуре, красоте архитектурных памятников нашего города, сохраненных в тяжелые годы Блокады. Разделы, связанные с проектами для людей с ограниченными возможностями («Интерьер», «Благоустройство территорий») позволяют уделить большое внимание воспитанию чувств уважения и гуманности, любви к людям.
В процессе решения этих задач авторский коллектив студии «Архитектурного моделирования» (педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории Шестернева Т.И., профессор МАРХИ, кандидат архитектуры Жеблиенок Н.Н.) столкнулся с отсутствием апробированных методик по внедрению элементов патриотического и нравственно-ориентированного воспитания в образовательные программы учреждений дополнительного образования, что одновременно и усложнило задачу всей работы, и сделало ее более интересной. Предварительные результаты проведения таких мероприятий (в 2020-2023 уч.гг.) позволяют судить о высокой общеобразовательной эффективности применяемых педагогических технологий. Именно объединение учащихся с родителями в едином образовательном пространстве для решения нетиповых проектных задач позволяло максимально полно раскрыть их творческие и исследовательские способности.
В современном мире архитектурное образование может иметь гораздо более широкое применение, нежели просто передача профессиональных компетенций по соответствующим дисциплинам и специальностям. Именно комплексный подход архитектурного образования, необходимость рассматривать все объекты в виде трехмерных образов и в их взаимосвязи с окружающими объектами позволяет формировать в детях навыки исследовательской работы и привычку решать сложные многокомпонентные задачи в любой профессиональной сфере. При использовании архитектурного образования для развития исследовательских способностей ребенка обсуждение разнообразных проблем, связанных с общественной жизнью, устойчивым развитием, социальными явлениями позволяет развивать в детях постоянный интерес к социальной и гражданской жизни общества, формирует в учащихся ощущение приобщения к проблемам современного мира. Невозможно вовлечь учащихся в диалог, обсуждение вышеуказанных вопросов без активного применения института наставничества для учащихся дополнительного образования, без формирования в детях устойчивых связей с педагогами и – шире – людьми разного возраста и культурного опыта.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шестернева Татьяна Ивановна
→ Публикатор 23.05.2023 0 643 3 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы