Статья "Психология исполнительской деятельности: сценическое волнение"


Психология исполнительской деятельности: сценическое волнение


Каким образом можно воздействовать на свои внутренние возможности, регулировать их в процессе творческой деятельности? Как можно регулировать свое психическое состояние во время публичного выступления? Как достигнуть максимального развития своих природных способностей или хотя бы приблизиться к этому?

Весь опыт мирового художественного творчества свидетельствует: задатки и способности человека проявляются ярче, полнее, сильнее, если внешние и внутренние условия деятельности благоприятствуют этому и наоборот.

Имея представление о психологических механизмах своей творческой деятельности можно существенно повысить свой интеллект, интенсифицировать весь комплекс природных способностей.

Творчеству обучать нельзя, но можно и нужно научиться правильно, умно, продуктивно работать; научиться культурно общаться с самим собой. Это напрямую влияет на результаты нашей деятельности вообще, включая и музыкально-исполнительскую.

В жизни, в творческой работе мы проявляем себя по-разному, но наши индивидуальные различия находятся на поверхности, наше единое, общечеловеческое — в недрах нашей психики, и это общее проявляется в деятельности самых разных людей, представителей различных творческих профессий и специальностей.

Возникает множество проблем психологического свойства, возникающих в творческой практике, — от мучительного, острого, разрушительного сценического волнения, и вообще неумения внутренне “освободиться”, раскрепоститься в нужный момент, — до неспособности углубленно и психологически грамотно общаться самим с собой. А ведь это очень важно для всех занимающихся художественно-творческой работой.

Волнение несет с собой настоящие душевные муки, оно сковывает, ведет к внутренним психическим зажимам, оно чревато техническим браком исполнения, разного рода казусам, без которых не обходится почти ни один исполнитель. Из-за волнения смазываются, не реализуются в полном объеме самые лучшие творческие намерения.

Но в то же время именно оно, сценическое волнение — пусть изредка, но помогает, достигнуть своих творческих высот. Мобилизуя душевные силы человека, все его способности, предельно обостряя интуицию, оно помогает достигнуть того, чего в обычной будничной обстановке не добиться.

Выйти на сцену — это кого угодно может вывести из душевного равновесия, но именно публика нужна исполнителю-артисту, музыканту. Самим своим присутствием, ответной реакцией, публика воодушевляет исполнителя, вызывает у него вдохновение, душевный подъем. Когда исполнитель чувствует поддержку, сочувствие, расположение зрительного зала, то лучшей помощи, поддержки, своеобразного допинга для него быть не может.

Проблема не в том, чтобы отрешиться от волнения, избавиться от него и только. Это можно было бы сделать и с помощью современных лекарственных препаратов. Задача состоит в том, чтобы не дать душевной тревоге выплеснуться за границы и пределы, не позволить перейти от волнения к панике.

Обратить волнение себе на пользу, сделать его управляемым, превратить разрушительные процессы в сознательные — вот в чем заключается суть, смысл, и цель дела. В конце концов, стресс для исполнителя все равно что яд в медицине: в маленьких дозах лечит, в больших — может погубить.

Решающее значение приобретает природа волнения, его происхождение. Волнуются практически все, но волнуются по-разному. Не только потому, что разнятся характеры, темпераменты людей, тип нервной системы. Неодинаковы психические корни волнения, его первоистоки и мотивы, — отсюда и различия в масштабах, в эмоциональной окраске, в его положительной или отрицательной заряженности.

Любой исполнитель объяснит, что волнуется перед выступлением, поскольку боится подвохов со стороны памяти, боится сбиться, запутаться, сфальшивить, допустить технический брак. Это стыдно и унизительно. Переживания такого рода вполне очевидны, они находятся на поверхности сознания. Их нетрудно понять, облечь в слова, рассказать о них кому-либо.

Однако за этим поверхностным слоем в психике человека есть более глубоко лежащие пласт, от которых по сути все и зависит.

Принципиально важно, что представляет собой доминирующий мотив деятельности. Это желание утверждать ценность своей личности, своего “я” (ориентация на себя), или стремление достигнуть чего-то творчески интересного, значительного, яркого (ориентация на творческий процесс, на объект действия).

Эта внутренняя позиция, эта мотивационная установка — осознается она или нет, значения не имеет — определяет природу исполнительского волнения, его направленность, его “градус”, его психологическую окраску. Отсюда расходятся разнонаправленные импульсы, определяющие характер творческой деятельности и внутреннее самочувствие человека, занимающегося этой деятельностью.

В реальной жизни подобные крайности — будь то эгоцентризм или его противоположность — встречаются довольно редко. Гораздо чаще дают о себе знать смешанные, компромиссные формы, синтезирующие разные элементы. В жизни избираются промежуточные, срединные ориентиры, эти ориентиры могут меняться в ходе внутренней эволюции человека, смещаясь то к одному полюсу, то к другому. Имеет значение и возраст, и морально-этические качества личности, и уровень духовной зрелости.

Установка исполнителя на то, чтобы произвести впечатление, самоутвердиться, одержат верх является однозначной и прямолинейной установкой на успех и сопряжена с предельно высоким нервно-психическим напряжением. Ценностная ориентация человека, характеризующаяся направленностью на себя, максимально обостряет волнение. Когда волнение становится жгучим, лихорадочно-болезненным, иногда просто разрушительным.

Совсем иной психологический контекст создается, когда человек волнуется в процессе творчества и из-за процесса творчества. Волнуется по причинам, не имеющим прямого касательства к его “Я”. Переживания музыканта, исполняющего произведение, когда они светлые, чистые, бескорыстные, идущие от сути и смысла исполняемого имеют мало общего с волнением эгоцентрическим, направленным исключительно на собственное “Я”. Применительно к таким переживаниям точнее всего подойдет термин “катарсис”, как наиболее полно отражающий психологическую суть происходящего.

Такое волнение в творческой работе создает помех в творческой работе, не многократно увеличивает силы и возможности исполнителя. Парадокс “исполнитель” с головой уходит в свое дело его “Я”, кажется отступает, растворяется, исчезает и именно в эти моменты оно объективно выявляет себя наиболее полно и ярко.

Говоря о волнении нельзя не учитывать сам тип нервной системы человека. Сильна она или слаба от природы, устойчивы или неустойчива, легко возбудима или уравновешена — фактор немаловажный. Людям высоко тревожным и интровертным труднее справляться с волнением, чем низко-тревожным и экстравертным людям.

Существует мнение, что боязнь эстрады — это болезнь, практически не поддающаяся долговременному и устойчивому лечению, но, существуют определенные закономерности, правила, следуя которым можно если не полностью избавиться от волнения, то приспособиться к нему, обуздать его стихийно-разрушительную силу. Причем правила эти имеют универсальный характер.

Прежде всего — основательность и тщательность предварительной подготовки. Мера сценического волнения музыканта обратно пропорционально подготовленности к выступлению. Важна не только профессионально-техническая сторона дела, но и фактор психологического, c точки психотерапевтического порядка. Самосознание того, что в процессе домашней работы сделано по “максимуму” успокаивает, дает определенное душевное облегчение. Если исполнитель прежде всего для себя уверен в том, что проделал всю необходимую работу, если его профессиональная совесть чиста, то уверенность в успехе повышается, и общий тонус, естественно тоже. И наоборот, когда исполнитель осознает, что есть недоделки, недоработки — никакой самонастрой не поможет.

Помогает предварительная, по возможности неоднократная “обыгранность” концертной программы. Нужно проверить материал в специфических условиях сцены, привыкнуть к публичному исполнению. Обычно, привыкнув, исполнитель волнуется меньше. Вообще, привычка — это лучшее средство от волнения — едва ли не самое надежное средство от стресса. Главное — не смотреть на предстоящее концертное выступление (или что-то подобное) как на нечто из ряда вон выходящее, тогда волнение ослабевает само собой, теряет остроту.

Если же это не удается, то волнение может принимать патологические болезненные формы. Тут не обойтись без внутренней работы с самим собой, без определенного воздействия на собственную психику. Именно тут должен применяться аутотренинг и другие приемы и способы психической саморегуляции. Основное здесь — это привести в норму свои психофизиологические структуры, для этого необходимо найти внутренние аргументы и доводы, которые — пусть и в малой степени — приглушает волнение, утихомирят бушевание сомнений и страхов.

Необходимо уделять внимание своему внутреннему самочувствию, вмешиваться — деликатно, но регулярно и настойчиво — в процессы, протекающие в психической сфере; не пускать эти процессы на самотек. Важно владеть рычагами саморегуляции, уметь сознательно преуменьшать роль и значение происходящего, локализовать масштабы события. Можно попытаться успокаивать нервы чисто физиологическими приемами, отметая все, что тревожит и будоражит, мысли о том, что впереди. Внимание нужно сосредотачивать, насколько это возможно, на дыхательных упражнениях, на мышечных расслаблениях.

Лучший способ уйти от постороннего, ненужного, выбивающего из колеи, травмирующего психику — это сконцентрироваться на творческой стороне дела, на самой музыке, на художественном образе, на том, что надо будет делать, на сцене, это лучшее времяпровождение накануне выступления. Людям излишне волнующимся и нервничающим необходимо сосредоточиться на работе, которую предстоит выполнить. Этого можно добиться при помощи силы воли и упорного самовоспитания. Исполнитель должен мысленно представить себе, что и как он делает во время выступления, вникнуть еще раз во все детали своей трактовки, проиграть их “в уме”. Его внимание будет всецело поглощено работой, творческой задачей, что уже само по себе способствует подавлению очагов возбуждения и беспокойства в коре головного мозга. Умозрительные занятия помогают сосредоточиться и позволяют отвлечься, отгородятся от всякого рода тревог, страхов, сомнений.

Надо знать себя, знать индивидуальные особенности своей нервной системы и психологического строения. Иметь представление о реакциях своего организма на различные ситуации, на приемы самовоздействия. Предстоящее выступление для исполнителя должно быть праздником, а не тягостной необходимостью. Задача исполнителя не в том, чтобы избежать неудачи, провала, как и не в том, чтобы “поймать” сценическую удачу. Задача — в радости, которую должно дать исполнителю само выступление, само музицирование на людях, само ощущение любимого дела. Такой настрой может поднять исполнителя над всем мелким, ненужным, амбициозным. тревожно-суетным, может увести от самолюбивых переживаний и волнений, позволяет стать самим собой.

Единственный способ противостоять волнению (уже во время исполнения) — это обратиться мыслями к тому, что надо делать в данный конкретный момент, сосредоточиться на своих действиях, на процессе исполнения, как таковом. Понятно, что публика, волнение, необычность обстановки рассредоточивают исполнителя, но надо научиться удерживать внимание на сцене. Объект внимания для музыканта на сцене — это исполняемое им произведение.

Нужное исполнителю внутреннее состояние на эстраде обретается через сознательную и целенаправленную концентрацию внимания на качестве звучания, фразировке, тембро-динамике, ритмической нюансировке. Если удается “войти” в материал, процесс исполнения налаживается сам собой. Для человека, полностью занятого теми или иными практическими действиями (тем более творческими по своей природе) человека, всецело поглощенного, увлеченного работой, ничего постороннего не существует. Сосредоточившись на одном, исключаешь другое. Способность самососредоточения можно и должно развивать, отрабатывать, тренировать. Развивать можно все, что входит в структуру человеческой деятельности — будь то физические или психические свойства.

Лучше всего излечивает от боязни сцены — успех. Не медики, не лекарственные препараты, а сценические удачи. Удачи не просто субъективно приятны, они ведут к существенным структурным изменениям в психике человека. Меняется самооценка, повышается мнение о самом себе, о своих природных возможностях. Укрепляется доверие к себе, что для людей беспокойных и тревожно-мнительных важнее всего, для них исцеление заключается в этом.

У победителей раны заживают быстрее, это верно не только в медицинском аспекте, тут выражена закономерность широкого, универсального свойства. На воспоминание о своем успехе можно опереться в нелегкую минуту, когда вдруг теряется почва под ногами. Хорошо попытаться оживить это воспоминание при самонастрое на предстоящее публичное выступление.

Думать о своей удаче в будущем времени, нацеливаться на нее, для определенной категории людей по меньшей мере рискованно — это обязывает со всеми вытекающими последствиями. Думать об удаче в прошлом, напротив, никому не возбраняется, а некоторым даже рекомендуется. Кроме приятных, спокойных, исцеляющих чувств это ничего другого не вызывает. Ощущение успеха, достижения удачи само по себе нужно, крайне важно в психических процессах.

Чтобы люди могли продуктивно заниматься своим делом, требуется не так уж и много: чтобы работа была посильной, не изнуряла бы духовно и физически, и чтобы время от времени она приносила успех. Подтверждение этому — все счастливые творческие биографии. Успех понимается по-разному, для одних — это шумные овации зала, дружные похвалы окружающих. Для других — чувство внутренней творческой правоты, осознание серьезности достижения, что вполне можно переживать и в одиночестве. Нет ничего предосудительного в том, чтобы со всей серьезностью относиться к собственным творческим успехам, даже чуть-чуть культивировать их тем, кому это необходимо. Гордыни или зазнайства бояться тут особенно не стоит: умные, честные, совестливые исполнители на это поддадутся, а убрать внутренние “тормоза” будет легче.

Уверенность в своей правоте, пусть даже самоуверенность — в хорошем, позитивном смысле этого слова — может и должна быть включена в психологическое содержание творческой деятельности человека, может и должна определять ее характер, ее результативность. Публика склонна принимать с доверием лишь тех исполнителей, у которых нет и тени сомнения в правильности того, что они делают.


Литература:

  1. Овсянкина Г. П. “Музыкальная психология”, СПб, 2000 г.

  2. Цыпин Г. М. “Музыкально-исполнительское искусство”, СПб, 2001 г.

  3. Цыпин Г. М. “Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности”, М. 2010 г.

  4. Метнер Н. К. “Повседневная работа пианиста и концертмейстера”, М., 1963 г.

  5. Давиденко С. Н. “Неврозы и их предупреждение”, М., 1953 г.


Полный текст материала Статья "Психология исполнительской деятельности: сценическое волнение" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рогова Марина Алексеевна  Публикатор
12.09.2023 0 387 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК