Статья "Разучивание новой песни на музыкальных занятиях с дошкольниками"
Аннотация
Пение -является обязательной частью каждого музыкального занятия в дошкольном учебном заведении. Оно положительно влияет на детский организм – укрепляет голосовой аппарат, развивает дыхание, а также способствует развитию речи детей, их творческой фантазии, и, несомненно, музыкальных способностей: музыкального слуха, ощущения ритма, музыкальной памяти.
РАЗУЧИВАНИЕ НОВОЙ ПЕСНИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Кушнир Олег Иванович
музыкальный руководитель
МДОУ «Каменский детский сад № 5»;
В вокальной работе с дошкольниками музыкальный руководитель должен ставить перед собой следующие задачи:
* развивать естественный голос каждого ребенка, постепенно расширяя диапазон;
* формировать у детей певческие навыки и умение петь отчетливо;
* развивать у детей музыкальный слух;
* учить детей петь под музыкальное сопровождение и без него;
* помогать детям в импровизации попевок и небольших песен;
* обучать детей использовать разученные песни в разных видах музыкальной деятельности.
Основным требованием к песенному материалу на музыкальных занятиях с дошкольниками должна быть доступность текста и художественных образов. Тематика песен может быть разной. Однако главное, чтобы она соответствовала возрасту дошкольников, была им понятна и интересна.
В подборе песен для музыкальных занятий , музыкальный руководитель прежде всего, должен учитывать певческий диапазон своих воспитанников, поскольку для каждого возраста характерны свои отличия. В частности, диапазон голоса у детей:
* 2-3 лет – ми-ля первой октавы;
* 3-4 лет – ре-ля первой октавы;
* 4-5 лет – ре-си первой октавы;
* 5-6 лет – ре первой октавы – до второй октавы.
Процесс обучения пению требует внимания не только со стороны музыкального руководителя, но и детей. Ведь во время пения дети учатся:
* следить за своим дыханием, за правильным звукообразованием и дикцией, чистотой интонации, за ритмическим рисунком песни и т.п.;
* прислушаться к исполнению мелодии на фортепиано;
* сравнивать свое пение с пением других;
* слаженно исполнять песни во время коллективного пения.
Для решения этих задач музыкальному руководителю понадобятся знания определенных методических приемов, в частности:
* применение дирижерского жеста при работе с детьми над темпом и динамикой произведения;
* показ направления движения мелодии с помощью руки;
* выполнение вокальных упражнений и распевок для улучшения чистоты интонирования, для формирования правильного звукообразования и дыхания;
* выполнение различных игровых упражнений на улучшение дикции и чувство ритма.
Как правило, на каждом музыкальном занятии дети исполняют 2-3 песни. Но прежде чем приступить к разучиванию новой песни, музыкальный руководитель должен обязательно выполнить с детьми упражнения для развития голоса и слуха. И только после этого можно начинать работу над новой песней.
Новая песня разучивается с детьми в три этапа – на протяжении 6-7 занятий. Первый этап – это ознакомление детей с новой песней (первое занятие):
* вводная беседа, иллюстрация песни с помощью наглядных средств;
* выразительное и эмоциональное исполнение песни педагогом;
* беседа с детьми после ознакомления с песней, анализ песни;
* повторное исполнение песни педагогом.
Вторым этапом в разучивании песни является овладение детьми певческими навыками (второе, третье, четвертое и пятое занятие). Для этого музыкальному руководителю нужно:
* эмоционально исполнить песню;
* провести работу с детьми над чистотой интонации ( разучивание мелодии песни по фразам);
* разучить с детьми текст песни, провести работу над дикцией;
* развивать правильное звукообразование у детей во время пения;
* провести работу над вокальным дыханием;
* проследить, чтобы дети исполняли песню в правильном темпе и ритме;
* провести работу над пением детей всей группой.
Третий этап – это закрепление и повторение песни (шестое, седьмое занятие). На этом этапе дети демонстрируют:
* художественно-выразительное и эмоциональное исполнение песни под музыкальное сопровождение;
* пение песни хором, группой детей или сольное исполнение песни под музыкальное сопровождение.
Эйдетика в изучении текстов песен.
Детям дошкольного возраста присуще эмоционально-образное восприятие окружающего мира, обычно они не могут быстро запоминать и воспроизводить "сухую" информацию, например тексты стихов, песен, слова ролей и т.д. Именно поэтому полезно использовать в работе с детьми эйдетику, методы обучения которой опираются на образное мышление человека. Следовательно малыши будут успешно усваивать информацию, ведь ее восприятие происходит несколькими разными анализаторами - слуховыми, зрительными, тактильными и тому подобное.
Эйдетическая память присуща всем детям, поэтому внедрение эйдетики в процесс обучения и воспитания вызывает у них естественный положительный отклик.
Для того чтобы использовать эйдетику на музыкальных занятиях, необходимо запастись разнообразными дидактическими материалами.
Значки – это несложные рисунки или значки, в которых зашифрованы определенные слова. Музыкальный руководитель может изобразить в виде значков любой текст, который нужно запомнить, например слова песни. Для этого нужно:
* придумать пиктограммы к словам песни;
* изобразить значки на бумаге;
* объяснить детям, каким словам песни соответствуют пиктограммы;
* предложить детям по пиктограммам воспроизвести слова песни;
* попросить детей закрыть глаза, вспомнить изображение пиктограмм и воспроизвести слова песни по памяти.
Таким образом ,подведем итоговую последовательность разучивания песни на музыкальном занятии..
1 занятие – ознакомление детей с песней, ее характером. Иллюстрация показаны или игрушки. Повторное прослушивание.
2 занятие – Продолжать ознакомление детей с песней. Учить понимать ее содержание, определять динамику.
3 занятия – Учить детей подпевать песню, интонировать мелодию. Обратить внимание на вступление к песне, его характер.
4 занятие – учить детей узнавать песню по вступлению, чисто интонировать ее, правильно произносить слова, петь одновременно.
5 занятие – учить детей узнавать песню по мелодии (без слов). Обратить внимание на чистое интонирование интервалов и пение,
естественным голосом в медленном темпе (на слог «Ля».
6 занятие – учить детей отчетливо исполнять песню, правильно произносить слова. Следить за правильностью дыхания во время пения.
7 занятие – учить детей петь отдельными группами, отчетливо, чисто интонировать мелодию.
8 занятие. - Учить чисто интонировать мелодию, правильно произносить слова и соблюдать все музыкальные оттенки.
Литература
1 Голубева Г. П. Развитие навыка чистоты интонации в пении у детей дошкольного возраста через использование игровых приемов // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019г.
2 Ветлугина Н.А. Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» -М-1983г.
3Ветлугина Н.А «Музыкальный букварь» -М -1989г.
4 Воинова А.Д. «Развитие чистоты интонирования в пении дошкольников»- М-1960г.
5 Метлов Н.А. «Музыка детям»-М-1985г.
6 Стулов Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» -М-1992 г.
7 Т.М Орлов. С.И. Бекина –«Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса детей 5-6 лет» М-1987г.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кушнир Олег Иванович
→ Публикатор 03.10.2023 0 1016 2 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.