Статья "Разучивание новой песни на музыкальных занятиях с дошкольниками"


Аннотация

Пение -является обязательной частью каждого музыкального занятия в дошкольном учебном заведении. Оно положительно влияет на детский организм – укрепляет голосовой аппарат, развивает дыхание, а также способствует развитию речи детей, их творческой фантазии, и, несомненно, музыкальных способностей: музыкального слуха, ощущения ритма, музыкальной памяти.







































РАЗУЧИВАНИЕ НОВОЙ ПЕСНИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ



Кушнир Олег Иванович

музыкальный руководитель

МДОУ «Каменский детский сад № 5»;

В вокальной работе с дошкольниками музыкальный руководитель должен ставить перед собой следующие задачи:

* развивать естественный голос каждого ребенка, постепенно расширяя диапазон;

* формировать у детей певческие навыки и умение петь отчетливо;

* развивать у детей музыкальный слух;

* учить детей петь под музыкальное сопровождение и без него;

* помогать детям в импровизации попевок и небольших песен;

* обучать детей использовать разученные песни в разных видах музыкальной деятельности.

Основным требованием к песенному материалу на музыкальных занятиях с дошкольниками должна быть доступность текста и художественных образов. Тематика песен может быть разной. Однако главное, чтобы она соответствовала возрасту дошкольников, была им понятна и интересна.

В подборе песен для музыкальных занятий , музыкальный руководитель прежде всего, должен учитывать певческий диапазон своих воспитанников, поскольку для каждого возраста характерны свои отличия. В частности, диапазон голоса у детей:

* 2-3 лет – ми-ля первой октавы;

* 3-4 лет – ре-ля первой октавы;

* 4-5 лет – ре-си первой октавы;

* 5-6 лет – ре первой октавы – до второй октавы.

Процесс обучения пению требует внимания не только со стороны музыкального руководителя, но и детей. Ведь во время пения дети учатся:

* следить за своим дыханием, за правильным звукообразованием и дикцией, чистотой интонации, за ритмическим рисунком песни и т.п.;

* прислушаться к исполнению мелодии на фортепиано;

* сравнивать свое пение с пением других;

* слаженно исполнять песни во время коллективного пения.

Для решения этих задач музыкальному руководителю понадобятся знания определенных методических приемов, в частности:

* применение дирижерского жеста при работе с детьми над темпом и динамикой произведения;

* показ направления движения мелодии с помощью руки;

* выполнение вокальных упражнений и распевок для улучшения чистоты интонирования, для формирования правильного звукообразования и дыхания;

* выполнение различных игровых упражнений на улучшение дикции и чувство ритма.

Как правило, на каждом музыкальном занятии дети исполняют 2-3 песни. Но прежде чем приступить к разучиванию новой песни, музыкальный руководитель должен обязательно выполнить с детьми упражнения для развития голоса и слуха. И только после этого можно начинать работу над новой песней.

Новая песня разучивается с детьми в три этапа – на протяжении 6-7 занятий. Первый этап – это ознакомление детей с новой песней (первое занятие):

* вводная беседа, иллюстрация песни с помощью наглядных средств;

* выразительное и эмоциональное исполнение песни педагогом;

* беседа с детьми после ознакомления с песней, анализ песни;

* повторное исполнение песни педагогом.

Вторым этапом в разучивании песни является овладение детьми певческими навыками (второе, третье, четвертое и пятое занятие). Для этого музыкальному руководителю нужно:

* эмоционально исполнить песню;

* провести работу с детьми над чистотой интонации ( разучивание мелодии песни по фразам);

* разучить с детьми текст песни, провести работу над дикцией;

* развивать правильное звукообразование у детей во время пения;

* провести работу над вокальным дыханием;

* проследить, чтобы дети исполняли песню в правильном темпе и ритме;

* провести работу над пением детей всей группой.

Третий этап – это закрепление и повторение песни (шестое, седьмое занятие). На этом этапе дети демонстрируют:

* художественно-выразительное и эмоциональное исполнение песни под музыкальное сопровождение;

* пение песни хором, группой детей или сольное исполнение песни под музыкальное сопровождение.

Эйдетика в изучении текстов песен.

Детям дошкольного возраста присуще эмоционально-образное восприятие окружающего мира, обычно они не могут быстро запоминать и воспроизводить "сухую" информацию, например тексты стихов, песен, слова ролей и т.д. Именно поэтому полезно использовать в работе с детьми эйдетику, методы обучения которой опираются на образное мышление человека. Следовательно малыши будут успешно усваивать информацию, ведь ее восприятие происходит несколькими разными анализаторами - слуховыми, зрительными, тактильными и тому подобное.

Эйдетическая память присуща всем детям, поэтому внедрение эйдетики в процесс обучения и воспитания вызывает у них естественный положительный отклик.

Для того чтобы использовать эйдетику на музыкальных занятиях, необходимо запастись разнообразными дидактическими материалами.

Значки – это несложные рисунки или значки, в которых зашифрованы определенные слова. Музыкальный руководитель может изобразить в виде значков любой текст, который нужно запомнить, например слова песни. Для этого нужно:

* придумать пиктограммы к словам песни;

* изобразить значки на бумаге;

* объяснить детям, каким словам песни соответствуют пиктограммы;

* предложить детям по пиктограммам воспроизвести слова песни;

* попросить детей закрыть глаза, вспомнить изображение пиктограмм и воспроизвести слова песни по памяти.

Таким образом ,подведем итоговую последовательность разучивания песни на музыкальном занятии..

1 занятие – ознакомление детей с песней, ее характером. Иллюстрация показаны или игрушки. Повторное прослушивание.

2 занятие – Продолжать ознакомление детей с песней. Учить понимать ее содержание, определять динамику.

3 занятия – Учить детей подпевать песню, интонировать мелодию. Обратить внимание на вступление к песне, его характер.

4 занятие – учить детей узнавать песню по вступлению, чисто интонировать ее, правильно произносить слова, петь одновременно.

5 занятие – учить детей узнавать песню по мелодии (без слов). Обратить внимание на чистое интонирование интервалов и пение,

естественным голосом в медленном темпе (на слог «Ля».

6 занятие – учить детей отчетливо исполнять песню, правильно произносить слова. Следить за правильностью дыхания во время пения.

7 занятие – учить детей петь отдельными группами, отчетливо, чисто интонировать мелодию.

8 занятие. - Учить чисто интонировать мелодию, правильно произносить слова и соблюдать все музыкальные оттенки.

Литература

1 Голубева Г. П. Развитие навыка чистоты интонации в пении у детей дошкольного возраста через использование игровых приемов // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2019г.

2 Ветлугина Н.А. Кенеман А.В. «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» -М-1983г.

3Ветлугина Н.А «Музыкальный букварь» -М -1989г.

4 Воинова А.Д. «Развитие чистоты интонирования в пении дошкольников»- М-1960г.

5 Метлов Н.А. «Музыка детям»-М-1985г.

6 Стулов Г.П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению» -М-1992 г.

7 Т.М Орлов. С.И. Бекина –«Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса детей 5-6 лет» М-1987г.






Полный текст материала Статья "Разучивание новой песни на музыкальных занятиях с дошкольниками" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кушнир Олег Иванович  Публикатор
03.10.2023 0 1099 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК