Статья "Разучивание новой песни на музыкальных занятиях с дошкольниками"
В вокальной работе с дошкольниками музыкальный руководитель должен ставить перед собой следующие задачи:
- развивать естественный голос каждого ребенка, постепенно расширяя диапазон;
- формировать у детей певческие навыки и умение петь отчетливо;
- развивать у детей музыкальный слух;
- учить детей петь под музыкальное сопровождение и без него;
- помогать детям в импровизации попевок и небольших песен;
- обучать детей использовать разученные песни в разных видах музыкальной деятельности.
Основным требованием к песенному материалу на музыкальных занятиях с дошкольниками должна быть доступность текста и художественных образов. Тематика песен может быть разной. Однако главное, чтобы она соответствовала возрасту дошкольников, была им понятна и интересна.
В подборе песен для музыкальных занятий ,музыкальный руководитель прежде всего, должен учитывать певческий диапазон своих воспитанников, поскольку для каждого возраста характерны свои отличия. В частности, диапазон голоса у детей:
- 2-3 лет – ми-ля первой октавы;
- 3-4 лет – ре-ля первой октавы;
- 4-5 лет – ре-си первой октавы;
- 5-6 лет – ре первой октавы – до второй октавы.
Процесс обучения пению требует внимания не только со стороны музыкального руководителя, но и детей. Ведь во время пения дети учатся:
- следить за своим дыханием, за правильным звукообразованием и дикцией, чистотой интонации, за ритмическим рисунком песни и т.п.;
- прислушаться к исполнению мелодии на фортепиано;
- сравнивать свое пение с пением других;
- слаженно исполнять песни во время коллективного пения.
Для решения этих задач музыкальному руководителю понадобятся знания определенных методических приемов, в частности:
- применение дирижерского жеста при работе с детьми над темпом и динамикой произведения;
- показ направления движения мелодии с помощью руки;
- выполнение вокальных упражнений и распевок для улучшения чистоты интонирования, для формирования правильного звукообразования и дыхания;
- выполнение различных игровых упражнений на улучшение дикции и чувство ритма.
Как правило, на каждом музыкальном занятии дети исполняют 2-3 песни. Но прежде чем приступить к разучиванию новой песни, музыкальный руководитель должен обязательно выполнить с детьми упражнения для развития голоса и слуха. И только после этого можно начинать работу над новой песней.
Новая песня разучивается с детьми в три этапа – на протяжении 6-7 занятий. Первый этап – это ознакомление детей с новой песней (первое занятие):
- вводная беседа, иллюстрация песни с помощью наглядных средств;
- выразительное и эмоциональное исполнение песни педагогом;
- беседа с детьми после ознакомления с песней, анализ песни;
- повторное исполнение песни педагогом.
Вторым этапом в разучивании песни является овладение детьми певческими навыками (второе, третье, четвертое и пятое занятие). Для этого музыкальному руководителю нужно:
- эмоционально исполнить песню;
- провести работу с детьми над чистотой интонации ( разучивание мелодии песни по фразам);
- разучить с детьми текст песни, провести работу над дикцией;
- развивать правильное звукообразование у детей во время пения;
- провести работу над вокальным дыханием;
- проследить, чтобы дети исполняли песню в правильном темпе и ритме;
- провести работу над пением детей всей группой.
Третий этап – это закрепление и повторение песни (шестое, седьмое занятие). На этом этапе дети демонстрируют:
- художественно-выразительное и эмоциональное исполнение песни под музыкальное сопровождение;
- пение песни хором, группой детей или сольное исполнение песни под музыкальное сопровождение.
Эйдетика в изучении текстов песен.
Детям дошкольного возраста присуще эмоционально-образное восприятие окружающего мира, обычно они не могут быстро запоминать и воспроизводить "сухую" информацию, например тексты стихов, песен, слова ролей и т.д. Именно поэтому полезно использовать в работе с детьми эйдетику, методы обучения которой опираются на образное мышление человека. Следовательно малыши будут успешно усваивать информацию, ведь ее восприятие происходит несколькими разными анализаторами - слуховыми, зрительными, тактильными и тому подобное.
Эйдетическая память присуща всем детям, поэтому внедрение эйдетики в процесс обучения и воспитания вызывает у них естественный положительный отклик.
Для того чтобы использовать эйдетику на музыкальных занятиях, необходимо запастись разнообразными дидактическими материалами.
Значки – это несложные рисунки или значки, в которых зашифрованы определенные слова. Музыкальный руководитель может изобразить в виде значков любой текст, который нужно запомнить, например слова песни. Для этого нужно:
- придумать пиктограммы к словам песни;
- изобразить значки на бумаге;
- объяснить детям, каким словам песни соответствуют пиктограммы;
- предложить детям по пиктограммам воспроизвести слова песни;
- попросить детей закрыть глаза, вспомнить изображение пиктограмм и воспроизвести слова песни по памяти.
Таким образом, подведем итоговую последовательность разучивания песнина музыкальном занятии.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кушнир Олег Иванович
→ Публикатор![]() ![]() ![]() ![]() |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.