Статья "Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности дошкольников"


Ритмика является для ребенка одним из самых привлекательных видов музыкальной деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать энергию,поэтому занятия ею благотворно сказываются на его развитии и воспитании.

Содержание работы в этом виде деятельности связано с тем, что ритмика – это синтетический вид деятельности, который объединяет музыку (пение), движение и слово, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.

Кроме единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны: это временныевиды искусства. Они имеют много общих параметров. Анализируя эту проблему А. И. Буренина, педагог- музыкант занимается проблемами музыкально-ритмического воспитание, относит к ним:

  • все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);
  • динамику (чем громче музыка, тем больше амплитуда движении);
  • форму произведения и структуру двигательной композиции.

При этом отмечается, что поскольку ритмика - синтетический вид деятельности, в процессе ее осуществления развивается весь комплекс музыкальных и двигательных способностей, а также психические процессы , лежащие в них основе .

Кроме того, опора на слово имеет особенное значение и для развития речи детей, и для наполнения содержанием движения. Так музыкальные композиции вызывают яркую эмоциональную реакцию и активизируют движение, желание подпевать, танцевать вместе со всеми. Поэтому ритмика способствует воспитанию и коммуникабельности.

В последнее время в дошкольных учреждениях ритмику все чаще стали применять как нетрадиционное средство физического воспитание детей.

Известно также, что с помощью движения ребенок узнает мир . Итак, выполняя разные движения в играх, танцах , дети углубляют свое познание о действительности. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения . Это поможет ему в дальнейшем осваивать другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности.

Кроме того, ребенок приобщается к миру прекрасному, пропуская «через себя» сложный мир чувств и образов музыки , и постигает при этом на телесном, зрительном и эмоциональном уровнях специфическая язык средств музыкальной выразительности .

Таким образом, музыкально-ритмическое воспитание оказывается одним из стержневых видов музыкальной деятельности, эффективность которой у нее в разностороннем воздействии на развитие дошкольника:

  • на его познавательную, эмоциональную, музыкально-эстетическую и волевую сферы (развиваются познавательные и музыкальные способности, обогащается эмоциональный мир детей, воспитывается активность , дисциплинированность );
  • на развитие пространственных и временных ориентировок;
  • на опорно- двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.

В этой связи А. И. Буренина отмечает, что движение является «видимым айсбергом» психических процессов. И по двигательной реакции под музыку можно судить об уровне как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.

В соответствии со сказанным можно утверждать, что в процессе музыкально-ритмического воспитания можно решать следующие задачи:

  • развивать восприятие музыкальных образов и способность выражать их в движении в соответствии к характеру музыки, наиболее яркимисредствами выразительности , выражать в движениях развитие музыкальных образов ;
  • развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и общие способности;
  • учить определять музыкальные жанры (марш, песня,танец, виды ритмики (игра, танец, упражнение), различать самые простые музыкальные понятия ( высокие и низкие звуки, быстрый, средний и медленный темп и т.д.);
  • развивать художественно-творческие способности: придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» танец, комбинируя разные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно- образных движений;
  • формировать координацию движений, хорошую осанку, выразительные, пластические движения, поддерживать хорошее физическое состояние организма.

Среди всех средств музыкальной выразительности особое значения для музыкально-ритмического воспитания имеют темп (скорость движения), метр (Организация сильных и слабых долей), ритм (Соотношение разных продолжительностей) и динамика (сила, громкость звучание). Например, в зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно и т.п.

Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитанияшвейцарский педагог икомпозитор Эмиль-Жак Далькроз (1865-1950), ставивший задачу развития внимания, памяти, музыкальных способностей и, прежде всего, чувство ритма, а также пластичности и выразительности движений .

В комплексе ритмичных упражнений Далькроз выделял как основу именно музыку, поскольку в ней есть идеальный образец организованного движения : музыка регулирует движения и дает четкие представление о соотношении между временем, пространством и движением.


Полный текст материала Статья "Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности дошкольников" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кушнир Олег Иванович  Публикатор
04.10.2023 0 317 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0