Статья "Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности дошкольников"
Аннотация
Движения под музыку — одна из форм музыкального воспитания детей, через которую они активно могут проявить себя в музыкальной деятельности. Движения органически связаны с музыкой, под которую их выполняют. Они должны раскрывать ее содержание, соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения. Это возможно только при условии, если дети выполняют движения не механически, а сознательно.
Музыкально-ритмические движения как вид музыкальной деятельности дошкольников.
Кушнир Олег Иванович
музыкальный руководитель
МДОУ «Каменский детский сад № 5»;
Ритмика -является для ребенка одним из самых привлекательных видов музыкальной деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать энергию, поэтому занятия ею благотворно сказываются на его развитии и воспитании.
Содержание работы в этом виде деятельности связано с тем, что ритмика – это синтетический вид деятельности, который объединяет музыку (пение), движение и слово, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ и конкретизируют основные средства музыкальной выразительности.
Кроме единства художественного образа, настроения и характера исполнения, музыка и движение тесно взаимосвязаны: это временные виды искусства. Они имеют много общих параметров. Анализируя эту проблему А. И. Буренина, педагог- музыкант занимается проблемами музыкально-ритмического воспитание, относит к ним:
- все временные характеристики (начало и конец звучания, темп, ритм);
- динамику (чем громче музыка, тем больше амплитуда движении);
- форму произведения и структуру двигательной композиции.
При этом отмечается, что поскольку ритмика - синтетический вид деятельности, в процессе ее осуществления развивается весь комплекс музыкальных и двигательных способностей, а также психические процессы , лежащие в них основе .
Кроме того, опора на слово имеет особенное значение и для развития речи детей, и для наполнения содержанием движения. Так музыкальные композиции вызывают яркую эмоциональную реакцию и активизируют движение, желание подпевать, танцевать вместе со всеми. Поэтому ритмика способствует воспитанию и коммуникабельности.
В последнее время в дошкольных учреждениях ритмику все чаще стали применять как нетрадиционное средство физического воспитание детей.
Известно также , что с помощью движения ребенок узнает мир . Итак, выполняя разные движения в играх, танцах , дети углубляют свое познание о действительности . Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, ее эмоционально-телесного выражения . Это поможет ему в дальнейшем осваивать другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности.
Кроме того, ребенок приобщается к миру прекрасному, пропуская «через себя» сложный мир чувств и образов музыки , и постигает при этом на телесном , зрительном и эмоциональном уровнях специфическая язык средств музыкальной выразительности .
Таким образом, музыкально-ритмическое воспитание оказывается одним из стержневых видов музыкальной деятельности, эффективность которой у нее в разностороннем воздействии на развитие дошкольника:
- на его познавательную, эмоциональную, музыкально-эстетическую и волевую сферы (развиваются познавательные и музыкальные способности, обогащается эмоциональный мир детей, воспитывается активность , дисциплинированность );
- на развитие пространственных и временных ориентировок;
- на опорно- двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.
В этой связи А. И. Буренина отмечает, что движение является «видимым айсбергом» психических процессов. И по двигательной реакции под музыку можно судить об уровне как музыкального, так и психомоторного развития ребенка.
В соответствии со сказанным можно утверждать, что в процессе музыкально-ритмического воспитания можно решать следующие задачи:
- развивать восприятие музыкальных образов и способность выражать их в движении в соответствии к характеру музыки, наиболее яркими средствами выразительности , выражать в движениях развитие музыкальных образов ;
- развивать основы музыкальной культуры, музыкальные и общие способности;
- учить определять музыкальные жанры (марш, песня,танец , виды ритмики ( игра , танец , упражнение ), различать самые простые музыкальные понятия ( высокие и низкие звуки, быстрый , средний и медленный темп и т.д.);
- развивать художественно-творческие способности: придумывать «свой» игровой образ, персонаж и «свою» танец, комбинируя разные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно- образных движений;
- формировать координацию движений, хорошую осанку, выразительные, пластические движения, поддерживать хорошее физическое состояние организма.
Среди всех средств музыкальной выразительности особое значения для музыкально-ритмического воспитания имеют темп (скорость движения), метр (Организация сильных и слабых долей), ритм (Соотношение разных продолжительностей ) и динамика (сила, громкость звучание ). Например, в зависимости от темпа музыкального произведения ребенок двигается быстро или медленно и т.п.
Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль -Жак Далькроз (1865-1950), ставивший задачу развития внимания , памяти , музыкальных способностей и, прежде всего, чувство ритма, а также пластичности и выразительности движений .
В комплексе ритмичных упражнений Далькроз выделял как основу именно музыку, поскольку в ней есть идеальный образец организованного движения : музыка регулирует движения и дает четкие представление о соотношении между временем, пространством и движением .
Движениям же отдается второстепенная роль. Оно рассматривается как условие и как средство восприятия , понимания и усвоения музыкального образа .Это означает , что музыка не просто сопровождает движение , а определяет его сущность , т.е. оно должно соответствовать :
- характеру музыки ;
- средствам музыкальной выразительности ;
- форме музыкального произведения .
При этом средства музыкальной выразительности передаются через изменение характера, направления движения , его напряженности , скорости , амплитуды . В движении отражается развитие музыкального образа.
В дальнейшем метод Эмиль -Жак Далькроза получил развитие на основе научных данных физиологии , психологии , музыковедения в трудах отечественных ученых и педагогов и легли в основу музыкально-ритмического воспитание детей в нашей стране (А. И. Буренина и др.).
Музыкально-ритмичная деятельность условно делится на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств в движении .
Первая группа действий связана с цельным восприятием музыки . При этом двигательные реакции на воспринятую музыку способствуют более глубоком ее восприятию . Это обьясняется тем, что по данным психологической науки (В. м. Бехтерев , И. м. Сечение , Б. м. Тепловидр .) музыки на общефункциональную деятельность организма ребенка, вызывает в нем двигательные реакции . Еще раньше обратил внимание на этот феномен народ, что отразилось в фольклоре посредством образа «гуслей- самогуды».
Вторая группа действий направлена на освоение двигательных навыков . При этом цельный музыкальный образ передается разнообразными пластическими средствами – разными движениями: из области физических упражнений , сюжетной драматургии ( инсценировка игровых образов , развитие сюжетной линии ), танца ( элементы народного танца и современного балета).
В соответствии со сказанным музыкально-ритмичные движения ведут к развитию эмоциональной отзывчивости, реакции на смену музыкальных образов , их характера, на смену частей , фраз в структуре произведений , а также на метроритмические, динамические , темповые изменения , но при этом особенно важно добиваться выразительности при выполнении движений детьми .
ЛИТЕРАТУРА
1 Виноградов Л.В. Развитие музыкальных способностей у дошкольников. –СПБ.: Речь, образовательные проекты – М.: Сфера, 2009г
2 Гончарова О.В., Богачинская Ю.С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская. – М.: Издательский центр «Академия», 2014
Зацепина М.Б. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.: Мозаика-синтез,2005.
4 Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. Для студ.высш. и сред. Пед. Учеб. Заведений/О.П.Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили-3-е изд., стереотип.-М.: издательсикй центр «Академия», 2000,-240с.ооо
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кушнир Олег Иванович
→ Публикатор 04.10.2023 0 666 2 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.