Статья "Особенности аккомпанемента раздела Allegro на уроке классического танца"


Особенности аккомпанемента раздела Allegro

на уроке классического танца

 

     Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном материале. Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.

      Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. У детей формируются первичные эстетические оценки.

      На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам классической, народной и современной музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. Концертмейстер ненавязчиво учит детей отличать произведения разных эпох, стилей, жанров.

     Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие "музыкальности" танцевальных движений.

     Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно концертмейстер на уроке исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

     В уже устоявшейся традиционно схеме классического урока  выделяются отдельные его части - это: экзерсис у станка, упражнения на середине зала, прыжковый цикл (allegro) и движения на пуантах.

     Прыжковая техника является наиболее сложной в искусстве балета, и в то же время это именно тот раздел классического танца, который делает его "душой исполненным полётом".

     Рассматривая  отдельно такой  раздел урока как Allegro,  задача концертмейстера сводится к выбору  музыкальных отрывков четкого музыкального метра, который соответствует заданному прыжку или прыжковой комбинации, создание изобразительных эффектов полетности, воздушности, трамплина, достижения синхронности исполнения.

     То обстоятельство, что упражнения прыжкового цикла являются элементами сценического танца, соответственно поэтому более  подходящим музыкальным сопровождением в этом случае (особенно в старших классах) является танцевальная музыка различных композиторов из балетных спектаклей или импровизационные построения ее напоминающие.

     Для аккомпанемента этой части урока часто используются именно репертуарные произведения, создающие определенный настрой и атмосферу танца. Зачастую и педагог-хореограф предлагает здесь в качестве учебных заданий конкретный материал произведений хореографического репертуара. Например:

- комплекс трюковых движений 32 fouette (Кода из балета "Дон Кихот". Галоп из балета "Корсар Ц.Пуни),

- grand pirouette (Отрывок  из балета "Спящая красавица" П.Чайковский),  

- jete tn tournant по кругу,  туры en dedans по кругу (Вариация Китри из балета "Дон Кихот").

     Поэтому важной задачей концертмейстера является разучивание и накопление  репертуара - фрагментов  балетной и танцевальной музыки.

      При подборе музыкального сопровождения к прыжковым формам танцевальных движений особенно учитывается метроритмическая связь музыки и движения. Твердых правил , которые определяют соответствие какого-либо размера и ритма для определенного прыжка, конечно,  в танцевальном искусстве нет,  выбор ритмической пульсации обусловлен временем, которое затрачивается на исполнение того или иного прыжка.    Кроме того, музыкальные фрагменты для прыжкового цикла классического урока должны обладать следующими свойствами:  

квадратность,  

наличие затактов,

темповые и метрические особенности.

      Все прыжки делятся на маленькие, средние и большие. Для маленьких прыжков подходят примеры с легким упругим характером в размере 2/4. Для средних прыжков – также в размере 2/4, 3/8 или мелодии в характере "остренького" вальса. Для больших прыжков подбираются примеры, соответствующие их характеру – легкому, стремительному, летящему. Это вальсы, различные балетные вариации на 3/4.

     Начинается всякий прыжок, также, как и заканчивается с движения Demi plie. В музыкальном оформлении должно быть сочетание плавного по характеру приседания с отрывисто четким моментом самого прыжка. Характеру прыжков соответствует живая бодрая музыка staccato, а точнее sforzando (сильное ударение).

     Музыкальное сопровождение прыжков  в младших классах по своему содержанию должно быть элементарно и просто соответственно элементарной форме движения  и детскому возрасту учащихся. Но также следует остерегаться, чтобы  музыкальное оформление не сводилось к  сухому отбиванию такта – счета, так как это не будет способствовать музыкальному развитию учащихся. Дети, воспитанные на таком "музыкальном сопровождении", приучаются к поверхностному восприятию  музыки. В дальнейшем, сталкиваясь с подлинно художественной содержательной музыкой, они зачастую с трудом воспринимают ее, далеко не всегда могут разобраться в ней, а в большинстве случаев даже не "слышат" ее.

Прыжки задаются в классе в возрастающем порядке - маленькие, средние, большие. В связи с увеличением прыжка размер музыкального аккомпанемента меняется, от полькообразного  2/4 размера короткого дыхания - к размеру 6/8 , с ярковыраженной 3-хдольной пульсацией.

     К группе маленьких прыжков можно отнести: echappe, changement de pieds, assemble, jete, glissade, sissonne semple, так называемые заноски, то есть прыжки, при исполнении которых одна нога заносится за другую. В группу средних прыжков  относятся: sissonne fermee, sissonne ouverte, cabriolt на 45°. К большим полетным прыжкам относятся: grand jete, grand assemble, saut de baskue и др.

     Рассматривая ритмическую основу прыжка относительно музыкальной сильной доли, все прыжки можно разделить на две группы.

1)  Это группа прыжков, при исполнении которых толчок выполняется с двух ног (в основном это маленькие и средние прыжки). Здесь момент начальной фразы прыжка ("отрывание " от земли) совпадает с затактовой долей музыкального сопровождения. Момент сильной доли соответствует приземлению. Аккомпанемент демонстрирует легкость "дыхания", пружинность, рессорность. В концертмейстерской практике - это полькообразные (балетные польки), двудольные либо 6/8 с характерной восьмой в затакте.

     Гертель П.  Вариация солиста из балета "Тщетная предосторожность".

2) Группа прыжков, при исполнении которых толчок осуществляется с одной ноги. Предваряет подобные прыжки подход, разбег. Момент отталкивания от земли совпадает с сильной долей в аккомпанементе. "Подготовка" к прыжку будет соответствовать затакту. Полетный прыжок ,естественно занимает больше времени, чем маленький, поэтому приземление после прыжка совпадает со следующей сильной долей (вальсообразный аккомпанемент 3/4) или относительно сильной (например размер 6/8) доле или чуть раньше или чуть позже сильной доли. Для большого полетного прыжка требуются максимальные усилия в момент толчка, опорой для него служит не только пол, но и музыкальный акцент как "трамплин", создаваемый сильной долей. Зачастую здесь важен и момент фразеровочный, так как начало прыжка совпадает с началом лиги , а конец с ее концом.

     Пуни Ц.  Вариация Актеона из балета "Эсмеральда".

     Музыкальный аккомпанемент прыжков представляет собой свободную структуру с четкими моментами синхронизации прыжка и музыки. Ритм исполнения прыжковых комбинаций довольно сложен, поэтому полноценное его восприятие - это результат длительного опыта аккомпаниатора. Аккомпанируя, концертмейстер стремится создать наиболее благоприятные музыкальные условия для исполнения, однако единство здесь достигается благодаря совместным усилиям всех участника ансамбля - и музыканта, и исполнителя.

     Подводя итоги вышеизложенного, хочется еще раз отметить специфичность работы концертмейстера в классе хореографии. Он должен уметь применить свои знания, продемонстрировать владение техникой, при этом проявить артистизм и разносторонние музыкально-исполнительские дарования.

     Специфика работы концертмейстера в детской школе искусств требует от него особого универсализма, мобильности, умения в случае необходимости переключиться на работу с учащимися в отсутствии хореографа. Концертмейстер должен питать особую, бескорыстную любовь к своей специальности, которая (за редким исключением) не приносит внешнего успеха – аплодисментов, цветов, почестей и званий. Он всегда остается "в тени", его работа растворяется в общем труде всего коллектива.

      Литература:

1. Базарова Н.П., В.П. Мей. "Азбука классического танца".

2. Костровицкая В.С., Писарев А.Ф.  "Школа классического танца".

3. Люблинский А.  "Теория и практика аккомпанемента".

4. Пасечникова О.Е. "Работа концертмейстера над прыжковым циклом (allegro) на уроке классического танца".

5. Тарасов, Н.И.  "Классический танец".

6.Ярмолович, Л.И.  "Принципы музыкального оформления урока  классического танца".


Полный текст материала Статья "Особенности аккомпанемента раздела Allegro на уроке классического танца" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хвостова Наталья Алексеевна  Публикатор
28.02.2024 0 345 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК